Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тот, кто живет не в государстве, либо существо недоразвитое в нравственном отношении, либо сверхчеловек.




 

Каким же должно быть государство, чтобы в нем достигалась данная цель? Чтобы это понять, необходимо выяснить, что такое благо.

 

Благо, по Аристотелю, заключается в счастье, а счастье состоит в совершенной деятельности и примене­нии добродетели.

Счастливая жизнь справедлива. А справедливость состоит в ра­венстве для равных и в неравенстве для неравных.

Обычно же равенство в одном распространяют и на все остальное и неравенство в одном также распространяют на все остальное. В этом заключается типичная ошибка демократий и олигархий.

 

Государственное устройство — это то же, что и порядок управления государством, и как таковое называется Аристотелем политией.

 

Полития есть общее название и в то же время название особенной формы правления.

Аристотель различает шесть форм государственного устройства. Три правильных: монархия, аристократия и полития и три неправильных (отклоняющихся): тирания, олигархия и демократия.

 

Они отличаются, во-первых, по количеству правящих: власть одного, власть немногих, власть большинства и, во-вторых, по отношению к цели правления: общее или особенное (частное) благо.

Количество правящих Цель правления
Общее благо Частное благо
Один Монархия Тирания
Немногие Аристократия Олигархия
Многие Полития Демократия

Различные формы правления, по Аристотелю, также могут претерпевать кри­зисы и изменения.

Нравственная порча лежит в основе этих изменений. Полития переходит в олигархию, олигархия сменяется тиранией, а тирания — демократией. Демократия — это тупик общественного развития.

Полития как оптимальная форма государственного устройства мыслится Ари­стотелем в форме единства положительных моментов олигархии и демократии.

Гражданскими правами в этом государстве обладают лишь те, кто занимается де­лами военными, законосовещательными и судебными. Зажиточный или средний класс является основой порядка.

Земля делится на государственную и частную. Хозяйственная жизнь предполагает развитое рабовладение. Законодательст­во является частью политики, и поэтому искусство законодателей заключается в том, чтобы организовать правление законов, а не людей.

 

Таким образом, Аристотель, с одной стороны, продолжает дело Платона, ис­следуя сущность политического общения, но, с другой стороны, он противостоит Платону, рассматривая политику с точки зрения цели, блага, как действительно высшую форму общения.

 

· Древний Рим

Античная политическая мысль не заканчивается с утратой полисами былого политического значения после образования империи Александра Македонского.

 

Принципы, на которых строилась античная цивилизация, остались неизменны­ми. Римляне, покорившие греческие полисы в середине II в. до н. э., впитали куль­туру великого народа и развили исходные принципы до логического завершения.

Довольно часто мыслителей Рима представляют учениками греков, лишенных оригинальности и глубины в вопросах философии и политики. С этим мнением трудно согласиться. Сочинения Полибия и Цицеронаоригинальные памятники политической мысли Древнего Рима.

 

· В своей «Всеобщей истории» римский историк Полибий (207-120 до н. э.) рассматривает период с 220 до 146г. до н. э. Почему именно этот период оказался в центре внимания историка? Первая дата связана со Второй Пунической войной. С этого времени интересы римлян начинают сплетаться с интересами греков и ма­кедонян. Отсюда берет начало движение римлян к мировому господству.

В 168г. до н. э. в битве при Пидне Македония терпит поражение и утрачивает свою неза­висимость. После 146 г. до н. э. Эллада окончательно теряет независимость и рим­ское господство в мире становится несомненным.

Шестую книгу «Всеобщей истории» Полибий посвящает теории политики. Подобно грекам классического периода, он в первую очередь анализирует те первоначала, которые выступают условием реализации идеи блага в социальном бытии.

Но благо он понимает уже иначе. Если для грека благо есть единство гармоничного полиса и нравственного индивида, то для Полибия высшим благом выступает римский мир, универсальное господство, замиряющее пространство, в котором свободный индивид находит возможность реализаций своей субъективности.

 

Каково же наилучшее государственное устройство, в рамках которого способна реализоваться данная цель? Полибий видит положительные и отрицательные моменты в различных государственных устройствах.

Главный же недостаток он усматривает в их недолговечности. В чем же причина их краткой жизни? Полибий считает, что формы государства, подобно организму, переживают рождение, возрастание, расцвет, переход в свою противоположность и конец (всего пять стадий). Чтобы выяснить, все ли формы государства подвержены этой природной необходимости и входит ли в их число римское государственное устройство, Полибий ставит вопрос о начале и становлении государственности.

В силу природной необходимости люди образуют сообщества, власть в которых устанавливается на основе силы. Такую организацию можно назвать монархией.

Когда же в обществе устанавливаются товарищеские отношения, возникают понятия правды, долга, красоты, справедливости, люди подчиняются по велению рассудка и начинается царское управление.

Царская власть передается по наследству, и потомки первых царей вследствие избытка средств предаются страстям, злоупотребление которыми превращает царство в тиранию.

Аристократия свергает тиранов и восстанавливает справедливость. Но и аристократия через несколько поколений вследствие тех же пороков перерож­дается в собственную противоположность — олигархию.

Единственная надежда у граждан остается на демократию. При демократии высоко ценятся равенство и свобода. Но и здесь через несколько поколений тщеславие развращает народ, и только новые вожди с помощью силы устраняют распри. Тогда восстанавливается монархия, и цикл смены государственных форм, обусловленный порядком природы, завершается.

 

Полибий утверждает, что римская государственность, пройдя через многие испытания и превратности судьбы, смогла вырваться за пределы природной необходимости круговорота простых форм правления и образовала сложную форму.

 

· Наиболее известным политическим мыслителем Древнего Рима является Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Знаменитый оратор, политический деятель и мыслитель родился в семье римского всадника. Защита общественных устоев является лейтмотивом адвокатской практики Цицерона. Он занимает последовательно должности квестора, претора и консула.

В борьбе Помпея с Цезарем Цицерон стал на сторону Помпея и оказался среди побежденных. Он был прощен Цезарем и продолжал выступать в судах.

Глубокая вера в историческую миссию республики делает Цицерона все более изолированным от политической жизни Рима.

Цицерон без особого успеха пытается приспособиться к деградирующим нравамвремен упадка республики, но старые идеалы толкают его на открытое противостояние власти. После че­тырнадцати речей, произнесенных против Марка Антония, душеприказчика убитого Юлия Цезаря, он был внесен в проскрипционные списки и убит.

 

Главными политическими произведениями Ци­церона являются его диалоги «О государстве» и «О законах». Названия и форма этих произведе­ний указывают на то, что они по содержанию пе­рекликаются со знаменитыми трактатами Платона.

Какую же проблему решает Цицерон? С одной стороны, он ставит вопрос о том, возможно ли долговечное государственное устройство, какие элементы обеспечивают расцвет государственности и что нужно сделать, чтобы их возродить.

С другой стороны, у Цицерона в нали­чии совершенно иной исходный материал. Кризис республики, падение нравов, упадок полисной организации происходит на фоне беспримерной экспансии Ри­ма. Ничто и никто не может сравниться с мощью рождающейся империи.

При определении наилучшего государственного устройства правильным Ци­церон считает рассмотрение Римского государства на различных стадиях его развития.

Римское государство в противоположность греческим строилось не на установлениях отдельных законодателей, а органически вырастало благодаря деятельности многих поколений.

Цицерон определяет государство как достояние народа. Народ же есть соединение людей, связанных согласием в вопросах права и общностью интересов. Потребность жить вместе явилась первой причиной соеди­нения людей.

При царской власти все люди отстранены от общего для всех законодательст­ва. При власти оптиматов народ также лишен участия в совместных совещаниях, при народной власти отсутствие ступеней общественного положения ущемляет интересы достойных и доблестных граждан. Эти три вида государственного уст­ройства склонны к вырождению в тиранию и разрушению самого государства.

 

Несмотря на то что, по мнению Цицерона, наибольшая свобода присутствует при демократической форме правления, царская власть, особенно при выборном царе, обеспечивает единство разума и воли. Отсюда следует и максимум возможной свободы и безопасности. Однако если царь несправедлив и становится тираном, то царская власть становится наихуд­шей формой правления.

Существует также еще один вид государственного устройства, образующийся путем смешения трех предшествующих. В этом случае государство наиболее проч­но, ибо свобода достигается путем великого равенства через разделение власти. Только при очень большой порочности первенствующих людей возможно изме­нение такого строя.

Вопрос о справедливости в государстве, которому посвящает Цицерон третью и четвертую книги, вытекает из рассмотрения наилучшего государственного устройства. Способствует ли справедливость сохранению государства или невозможно править, не совершая несправедливости?

Государство стремится к могуществу, чтобы обеспечить свою безопасность. Но эта справедливая цель достигается только посредством несправедливого отношения к другим народам.

Следовательно, справедливость относится скорее к гражданственности.

Государство, в котором отсутствует справедливость, не может называться таковым. Тирания, олигархия, власть толпы не могут называться государствами, поскольку утрачиваются главные признаки государственности — согласие в вопросах права и общность интересов.

 

Последние две книги трактата о государстве посвящены рассмотрению вопроса о лучшем государственном деятеле.

Эта проблема также не случайна, поскольку государство времен Цицерона утратило те свойства, которые были присущи наилучшему виду государственного устройства.

Каким образом можно достичь былого величия? Необходим реформатор, который воплощал бы в себе лучшие нравственные качества в римской традиции. Целью такого правителя должа быть счастливая жизнь граждан. В его деятельности на первом месте должны стоять обязанности, выполнение которых подкрепляется выдающимися качествами: благоразумием, достоинством, справедливостью, воздержанностью, красноречием, знанием права. Результатом же этой деятельности должно было быть возрождение древнего уклада, «согласия сословий».

 

Диалог «О законах» также следует отнести к политическим произведения Цицерона, поскольку закон в рабовладельческих обществах опосредствует все формы принуждения в государстве.

Древний закон — это, прежде всего, регламента­ция. Он устанавливает порядок и меру насилия в случае нарушения регламентированных отношений. Закон превращает голое насилие, присущее более ранним отношениям, в санкцию за нарушение регламентации. Именно поэтому у Цицерона право вытекает из закона как остаточное поле свободы.

 

Закон, согласно Цицерону, извечен и существует от природы, в которой заложен как высший разум. Если человек имеет совершенный разум, то он способен постичь божественный закон и стать законодателем.

Право вытекает из закона и должно быть единым для всех. Это единственное, в чем можно уравнять людей, достигнув согласия. Поэтому и государство, считает Цицерон, есть общий правопорядок.

Цицерон, с одной стороны, признает традиционный идеал полисной общины, нравственного принципа, формирующего полис, — civitas, с другой стороны, он говорит о предпочтительности выборной монархии, которая больше отвечает реали­ям современной ему империи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных