ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Влияние средств массовой информации на человекаМетоды влияния СМИ на человеческое сознание. Влияние телевидения на детей. Влияние просмотра сцен насилия по телевидению на поведение человека. Основные термины и понятия: Внушение Дезинформация Информационный (общественный) резонанс Массовая информация Общественное мнение Средство массовой информации Стереотип Деятельность средств массовой информации имеет определяющее значение в формировании общественного мнения. Массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизу- альные и иные сообщения и материалы._____________ Средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, ки- нохроникалъная программа, иная форма периодиче- ского распространения массовой информации._______ Как правило, средства массовой информации (СМИ) разделяют на два типа: печатные и электронные (или телерадиовещательные). К электронным относятся СМИ, использующие электронные каналы передачи - радио и телевидение. Электронные СМИ более оперативны, в них существует явление «прямого эфира» - моментальной передачи информации о событиях. Недостаток электронных СМИ - привязанность теле- и радиопередач ко времени эфира. Из-за ограниченного количества каналов радио и телевидение обычно более строго регулируются государством, чем печатные СМИ. Хотя телевизионные сети, как частные, так и государственные, как правило, вещают на определенную страну, их влияние часто распространяется далеко за ее пределами. Иногда к электронным СМИ относят также интернет- газеты, ленты новостей. Однако интернет-СМИ хоть и передаются с помощью «электронного» сигнала, но по способу подачи информации, и особенно по способу её восприятия, ближе всё- таки к печатным СМИ: они передают текст и иллюстрации. Разумнее всего отнести интернет-СМИ в отдельную группу СМИ. К печатным относят те СМИ, которые производят при помощи печатного станка - газеты, журналы. У печатных СМИ свои преимущества: к газетной или журнальной статье можно вернуться спустя день или столетие. В отличие от электронных СМИ, печатные требуют грамотности от тех, кому они адресованы, но текст дает больший простор для воображения, нежели визуальный ряд или звук. Методы влияния СМИ на человеческое сознание СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение. Общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие. Стереотип - принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Много психологических исследований посвящено формированию у людей стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т.е. особым образом «подводит» информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа. Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует «оптимизм до последнего». Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на достижение, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение. Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Внушение - это воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к со- вершению определенных действий.____________________ Находясь под внушением, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями. Один из приемов внушения, который используется в современной журналисткой практике - создание информационного резонанса. Когда информационное сообщение вызывает большой информационный (общественный) резонанс, это означает, что последовала масса разносторонних комментариев, опубликованных в различных СМИ и содержащих разные, в том числе, и противоположные, оценки. Информационная тема, вызвавшая резонанс, не просто привлекла внимание СМИ и их аудитории, она превратилась в доминирующую тему. Информационный (общественный) резонанс (фр. resonanse, от лат. resono - откликаюсь) - одновременное повышенное искусственное привлечение средствами массовой информации общественного внимания к тому или иному социальному или политическому событию, сопряжённое с замалчиванием других событий, имеющих равную информативную значимость.__________________ Информационный резонанс применяется как инструмент для эффективной манипуляции общественным мнением. Будучи искусственно созданным, информационный резонанс выдаётся за проявление коллективной воли общества и используется заинтересованными лицами для формирования «нужного» общественного мнения, внедрения в общественное сознание под видом объективной информации желательного для указанных лиц содержания. Информационный резонанс может использоваться теми или иными группами для давления на судебные органы, исполнительную и законодательную власть, правительство, общественные организации и политические партии. При создании нужного общественного мнения, средства массовой информации апеллируют к человеческим эмоциям, замалчивают «неудобные» детали того или иного события, подчёркивают нужные им обстоятельства, преувеличивая реальные масштабы того или иного происшествия. В феврале 2008 года граждане России начали стремительно раскупать соль, словно хотели запастись ею на всю жизнь. Паника началась в Туле, где за выходные 11 и 12 февраля цена пачки соли повысилась с 6 до 60 рублей - на 1000%. Соль стала вдвое дороже сахара, чего не зафиксировано с отчетного для статистики 1913 года. За три дня в Тамбовской области были скуплены трехмесячные запасы соли. В течение декады паника перекинулось на другие города. В Санкт-Петербурге и в Москве за неделю жители раскупили этот продукт в объёме, равном полуторамесячной реализации. Наибольшей панике поддалось население небольших городов. Признаками информационного резонанса являются: - появление большого количества разнородных комментариев, то есть комментариев, опубликованных в разных СМИ и содержащих различные, в том числе, и противоположные оценки, выводы и прогнозы; - публикация относительно большого числа статей, связанных с резонирующим информационным сообщением, и соответствующих сюжетов в выпусках теленовостей и аналитических телепрограммах; - увеличение объема статей, связанных с резонирующим сообщением, и хронометража соответствующих сюжетов в выпусках теленовостей; - публикация такого рода статей на первых полосах газет, а соответствующих сюжетов - в начале выпусков теленовостей и аналитических телепрограмм; - объявление соответствующих тем «темами дня (недели, месяца)»; - публикация в газетах и журналах, а равно на сайтах в сети Интернет, заочных «круглых столов» и иных форм дискуссий по темам, связанным с резонирующим информационным сообщением; - объявление тем, связанных с резонирующим информационным сообщением, темами телевизионных ток-шоу; - проведение по темам и вопросам, связанным с резонирующим информационным сообщением, интерактивных опросов в ходе телевизионных программ, а также голосований на сайтах в сети Интернет; - проведение по темам и вопросам, связанным с резонирующим информационным сообщением, социологических и рейтинговых исследований или опросов, имитирующих социологические и рейтинговые исследования, и публикация их результатов; - публикация статей и телевизионных сюжетов, рассказывающих об истории тем и вопросов, связанных с резонирующим информационным сообщением, а равно статей и сюжетов, проводящих аналогию (осуществляющих противопоставление) с зарубежными странами; - повышение статуса комментаторов, готовых публично высказываться на темы, связанные с резонирующим сообщением. СМИ манипулирует националистическими стереотипами и негативными установками для провоцирования определенных действий. Так, например, в настоящее время для россиян очень болезненным является национальный вопрос, который практически ежедневно поднимают СМИ. Сформирован даже некий стереотип «лиц кавказской национальности», к которым большинство граждан нашей страны относятся с подозрением. Сообщения в СМИ подаются в эмоциональной и драматизированной форме. Экономические и социальные трудности объясняются присутствием «инородцев», мешающих налаживанию нормальных жизненных условий. Пресса иногда поддерживает экстремистские лозунги решительного изгнания людей другой национальности. Национальные вопросы нередко связываются с религиозными. Механизм создания «образа врага» нередко используется для создания негативной общественной реакции, в основе механизма заложена идея дегуманизации - враг представляется непохожим на вас: он другой национальности, вида, умственных способностей, кроме того, он агрессивен и ничего хорошего от него ждать нельзя. Рисуются только отрицательные черты, сведения о положительном утаиваются. Например, английская газета «John Bull», издававшаяся в годы первой мировой войны, нередко пользовалась этим механизмом для создания антифашистских настроений. Немало внушающих элементов содержат радио- и телепередачи. Например, религиозная буддистская организация «Аум сенрике» в течение длительного времени использовала популярный радиоканал «Маяк» для своих проповедей. За это время она приобрела такое количество приверженцев вероучения, которое в несколько тысяч раз превышало число последователей на родине основателя учения, который был привлечен к уголовной ответственности за причастность к убийству людей. Таким образом, элементы внушения можно «подать» в любое время в «упаковке» с новостями, передачами, фильмами; можно манипулировать человеческим сознанием с помощью радио и даже путем подачи информации в определенном виде в печатной продукции. Попадая в подсознание человека, они заставляют его действовать определенным образом, а поскольку взаимодействие человека со СМИ происходит ежедневно, то и влияние на общество и на каждого человека в отдельности можно назвать очень существенным. Многие методы хорошо изучены и давно стали «классикой» манипулирования. Эти методы уже настолько «срослись» с деятельностью СМИ, что стали как бы составным компонентом деятельности. Задача журналиста может заключаться в большей степени в достижении собственных целей и целей организации, которую он представляет. Для направленного воздействия на общественное мнение ему необходимо держать под контролем поток информации и манипулировать им. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Для воздействия на аудиторию журналист использует определенные методы, так, например, можно выделить метод дезинформации. Дезинформация - распространение искаженных иди заведомо ложных сведений для достижения определен- ных целей.__________________________________________ Так как телекомпании выражают (в той или иной степени) интересы своих владельцев, телеэфир не может быть той ареной, где из столкновений разных мнений рождается истина, а телезритель, соответственно, лишается возможности рассмотреть явление с разных точек зрения и сделать осознанный выбор. Так, программы теленовостей могут лишь с одной стороны отражать действительную картину мира. На изложение фактов в телевизионных новостях влияют не только ограничения, касающиеся важности и значимости событий, но и политические пристрастия журналистов. Репортеров и редакторов в первую очередь интересует информация, которая: - имеет отношение к конфликту или скандалу; - касается странных и необычных случаев или известных людей; - пригодна для превращения в драматичную и лично затрагивающую зрителей; - проста для изложения за короткий отрезок времени; - содержит визуальные элементы; - соответствует теме, которая в настоящее время привлекает особое внимание общества. У отдающих предпочтение фильмам и развлекательным программам подростков формируется картина мира, не соответствующая действительности: - ТВ-полицейские раскрывают почти все преступления, что создает иллюзию полной победы над преступностью; - в конце фильма невинный человек оправдывается и не оказывается в тюрьме; - фигура 90-60-90 самая красивая; - мужчины предстают более властными, доминантными, агрессивными, твердыми, настойчивыми, рациональными и умными, чем женщины, а женщины - более привлекательными, альтруистическими, общительными, моложавыми. Частые показы насилия по телевидению «культивируют» устойчивое впечатление о мире как ненадежном, злом и опасном. Пожилые люди редко становятся героями фильмов и передач. Подобная недооценка пожилых людей формирует представление о них как о незначительной части общества. Пожилые люди изображаются во второстепенных ролях. Дезинформация подается, как правило, из разных источников и фиксируется в подсознании человека. Далее дезинформация используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно «грубым» и нечасто используется в современных СМИ. Можно сказать, что наиболее устойчивой является информация, рационально осмысленная и эмоционально усвоенная человеком. Метод семантического манипулирования предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Когда утаить информацию невозможно, часто используется метод отвлечения. Общество не терпит информационного вакуума, поэтому чтобы отвлечь аудиторию от одной информации, необходимо переключить ее внимание на другую, поданную в максимально сенсационном виде. Цепь новой информации - создать отвлекающую альтернативу и снизить актуальность предыдущей информации. Способ подачи информации позволяет отправителю контролировать уровень ее восприятия аудиторией. По способу подачи материала Г. Шиллер выделяет два метода манипулирования: метод дробления и метод немедленной подачи информации. Сущность метода дробления (фрагментации) заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого их элемента сокращается во времени, что создает противоречие между действительным содержанием ка- кого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации, т.е. информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться. Немедленность подачи информации, по мнению Г. Шиллера, не только тесно связана с методом фрагментации, но и является обязательным элементом его осуществления. Однако такое ложное чувство срочности создает ощущение чрезвычайной важности передаваемой информации, хотя может таковой вовсе не являться, наоборот, отвлекая внимание человека от действительно значимой информации. Быстро чередующиеся сообщения об авиационных катастрофах, военных действиях, предвыборных поездках политических лидеров мешают составлению верных оценок и суждений, т.к. большинство важных событий обретают смысл лишь по истечении определенного времени. Еще одним методом СМИ является мифотворчество (от греч. mythos - предание, сказание) - в технике внушения поддержание мифов играет огромную роль. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей. Мифы очень жизнеспособны, и их жизненность объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина, догмат. Истинные же факты зачастую воспринимаются людьми как небылицы. Именно так воспринимались рассказы афганцев о том, что они участвовали в настоящей войне, поскольку пропагандой в массовом сознании был «закреплен» миф об ограниченном введении советских войск в Афганистан. Наверное, было бы гуманнее отказаться от мифотворчества, поскольку человек испытывает большую психологическую драму именно тогда, когда рушатся его иллюзии, а не когда он испытывает реальные трудности. В основе механизма мифологизации лежат подтасовка, сокрытие фактов, событий, документов. Но мифы всегда имеют под собой реальную основу, некое реально произошедшее событие, определенный свершившийся факт. Быстрому их распространению часто способствует низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности. Большое количество мифов порождается условиями монополизации информации. Неосведомленность граждан позволяет властным структурам оказывать через СМИ скрытое воздействие на общественное мнение. Еще один метод, позволяющий влиять на общественное мнение - это имидж. Функции имиджа и стереотипа различны. Стереотип обозначает образ, отражающий свойства и характеристики, по крайней мере отчасти присущие объекту, имидж - это искусственно сфабрикованный образ. Имидж создается путем навязывания определенных ассоциаций, он всегда связан с воображением. Имидж создает реальную социально-психо- логическую установку, определяющую поведение человека по отношению к объекту. И, поскольку воздействует на психику человека, следовательно, легко воспринимается, запоминается и потому часто используется в рекламе, имидж можно эффективно использовать как средство пропаганды, как инструмент управления сознанием. Создатели рекламы утверждают, что «люди курят не сигареты, а их образ», «женщины покупают не косметику, а желание быть красивой» и т.д. Так, например, хорошо знаком образ мужественного ковбоя, предпочитающего сигареты «Marlboro». СМИ формирует огромное разнообразие имиджей политиков, актеров, музыкантов, режиссеров. В немалой степени этому способствует телевидение, которое является основой создания сценического имиджа (Мэрилин Монро). Формируя имидж, СМИ формируют и представление о человеке, привлекает к нему внимание населения. Особенно запоминающимися выглядят первое время эпатажные, яркие, оригинальные образы. И, чтобы образ не стал «затертым», СМИ часто представляют его в несколько ином «свете», что часто вновь привлекает аудиторию. Сложно определить наиболее эффективный метод, поскольку каждый из них оказывает определенное целенаправленное влияние. Все эти средства внушения оказывают огромнейшее влияние на человеческое сознание, заставляя самого человека действовать и думать определенным образом. Влияние телевидения на детей Телевидению как средству массовой коммуникации отводится ряд функций: образовательная, развлекательная, воспитательная, организующая и т.п. Телевидение призвано удовлетворять информационные потребности общества и предоставлять объективную информацию о состоянии и развитии окружающего мира. В настоящий момент телевизоры имеют свыше 98% россиян, а для жителей сельской местности телевидение до сих пор остается единственным повседневно доступным средством массовой информации. В течение жизни количество времени, проводимое человеком перед телеэкраном, меняется. Оно резко возрастает между 2-м и 4-м годами жизни - от 15 минут до 2,5 часов в день. Примерно до 8-летнего возраста оно остается неизменным, возрастая затем к 12 годам до максимума, составляющего около 4 часов в день. В одиннадцать-четырнадцать лет телевидение является самым влиятельным фактором на социализацию личности, ему принадлежит 68% влияния. Немаловажная роль отводится телевидению и среди факторов сопротивления воспитанию - 30,8%. В ранние годы взрослой жизни, когда люди посвящают много времени общению, учебе и воспитанию детей, воздействие телевидения начинает уменьшаться. Однако в более поздний период взрослой жизни, когда дети уже подросли, наблюдается новый подъем. Фактически наиболее активными телезрителями являются пожилые люди. Другие группы населения, проводящие много времени у телеэкрана - это женщины и малообеспеченные люди. Интересно, что многие из групп, посвящающих большое количество времени просмотру телепередач, - это те, кто менее всего представлен в телепрограммах, персонажами которых являются преимущественно представители среднего класса, мужчины, высококвалифицированные специалисты и богатые люди. Говоря о физическом воздействии, ученые выявляют несколько факторов, негативно влияющих на формирование детского организма. Во-первых, перед экраном ребёнок долгое время сидит неподвижно, что нарушает его естественную двигательную активность, которая в этом возрасте необходима для нормального гармоничного развития. Психологи называют такое лишение физической активности депривацией, которую в детском возрасте можно характеризовать как насилие. Дело в том, что в своем развитии ребёнок проходит несколько стадий. Первая стадия развития мозга завершается в 3-летнем возрасте. На данном отрезке жизни ребенку жизненно важно активно познавать мир, и если в этот период малыш недополучит впечатлений, знаний, опыта, то многие нейрональные связи у него не образуются, а объем мозга будет на 25-30% меньше, чем должен быть. Упущенное в эти годы наверстать невозможно, поэтому специалисты призывают ограничивать просмотр телевизора для детей старшего возраста 1,5 часами в день. Малышам до 2 лет Американская академия педиатров вообще не рекомендует смотреть телевизор. Во-вторых, в первые 4 года у человека развивается острота зрения, а в первые десять лет - тонкая моторика, управляющая глазной мускулатурой. Когда ребёнок смотрит телевизор, он длительное время находится на одном расстоянии от объекта, и ограничивает поле зрения крошечным участком (даже при чтении книги глаз получает в пять раз большее поле зрения). В итоге мышцы глаз не тренируются, их активность снижается примерно на 90% (!), и у ребёнка появляется так называемый «оцепеневший» взгляд. Впрочем, «застывший» взгляд появляется не только из-за фиксации глаз на одной точке, но, прежде всего, из- за того, что во время просмотра телевизора у человека происходит изменение активности токов головного мозга и наступает так называемое «альфа-состояние» - состояние близкое к трансу. В-третьих, дети, которые проводят много времени перед телевизором, заболевают ожирением. Ученые Колумбийского университета исследовали 2800 детей с лишним весом в возрасте до 5 лет разного пола, этнической принадлежности и социального уровня жизни. Сначала измерялся основной обмен веществ, то есть количество энергии, которая необходима организму для поддержания нормальных физиологических функций. После этого ученые измеряли изменение энергии в ходе 25-минутного телепросмотра. И в том, и другом случае дети спокойно лежали на диване и ничего не делали. Результаты были поразительными. Оказалось, что пока телевизор не работал, расход энергии был одним, но как только ребёнок начинал просмотр, расход энергии резко падал. Получается, что, просто бездельничая, человек сжигает больше калорий, чем, проведя это же время у телевизора. Таким образом, выяснилось, что телеэкран воздействует на весь организм в целом, и даже на обмен веществ. Психическое влияние проявляется в негативном воздействии телевидения на интеллект, способности к игре, школьной успеваемости, чтении и развитии речи. В своих работах Дороти и Джером Сингер писали: «наши исследования четко показали, что дети, часто смотрящие телевизор, хуже умеют читать, хуже отличают реальное от вымысла; у них хуже развито воображение; они с большим страхом воспринимают мир; им свойственна повышенная тревожность сознания в сочетании с большей агрессивностью. Все это приводит к тому, что, когда ребёнок идет в школу, он меньше приспособлен к жизни». Об этом же не так давно во всеуслышание объявил американский специалист в области физиологии головного мозга Хорст Прен, отметивший, что «такие дети страдают полной потерей способности к воображению». Почему у ребёнка плохо развивается фантазия, если он смотрит красочные, яркие мультфильмы и фильмы со спецэффектами? Телепросмотр не побуждает ребёнка к самостоятельному творению образов в отличие, например, от чтения. Многие психологи и педагоги (не только в Америке или Европе, но и в России) говорят о том, что у многих детей наблюдается отставание в развитие речи. Число учеников в школах для детей с отставаниями в развитии речи в Германии выросло на 58%. Английское Общество помощи детям с дефектами речи в 1996 г. сообщило, что уже каждый третий ребёнок в Англии «заметно отстает в речевом развитии». Здесь властям даже пришлось вводить специальные аварийные программы для первоклассников - 7-летних детей обучают тому, как здороваться или спрашивать дорогу. Специалисты считают, что всё это - результат дефицита личного общения. Родители приходят вечером домой, усаживаются перед телевизором и разговаривают с детьми только скупыми односложными предложениями. А то и вовсе хранят гробовое молчание, ограничиваясь междометиями. Многие родители возражают на это, что телевизор будет развивать речь ребёнка, тем более, что сейчас достаточно детских образовательных программ. Однако оказывается, когда человек произносит слова, в речевой процесс включается все его тело, совершая определенные микродвижения. Но что удивительнее, тело слушателя во время беседы совершает точно такие же движения с небольшим запаздыванием в 40-50 миллисекунд. Это происходит неосознанно, и движения не видны глазу. То есть, для того, чтобы произнести одно слово, мы задействуем все тело. Это относится исключительно к звукам речи, причем, не важно на каком языке. Ученый Уильям Кондон выяснил, что двухдневный младенец реагирует и на китайскую речь, и на английскую точно теми же микродвижениями, какие производит говорящий. Вовлекаясь всем существом (в прямом и переносном смысле) в общение, ребёнок учится говорить и на уровне сознания, издавая различные подражательные звуки: агуканье, бульканье, кряхтение. Прежде чем произнести свое первое слово, малыш целый год тренирует мышцы тела и лица, учится координировать более сотни мускулов, задействованных в артикуляции, ориентируясь на взрослых. А когда ребёнок слышит речь из динамиков телевизора или радиоприемника, его тело никак не реагирует на звуки. В 1996 году английский логопед Салли Уорд опубликовала результаты своих десятилетних исследований. Она установила, что 20% обследованных детей в возрасте девяти месяцев отстают в развитии, если их родители используют телевизор как няньку. Если дети продолжают смотреть телевизор, к 3-летнему возрасту задержка составляет уже целый год. Многие ученые говорят о гипнотическом воздействии телевизора на мозг. Телевизионные приемы - склейки кадров, различные ракурсы съеМічл, резкие, громкие звуки - активируют ориентировочный рефлекс у человека, удерживая его внимание на экране. Если внимательно посмотреть рекламные ролики, то можно заметить, что кадры сменяются примерно через каждые три-четыре секунды. Это необходимо для того, чтобы удержать внимание зрителя. А поскольку дети начинают реагировать на телевизор уже с 6-8 недели, именно поэтому их так завораживает реклама. Кстати, дети лет до семи-восьми воспринимают рекламу буквально. Если говорится, что «йогурт «....» - самый лучший», малыш будет в этом убежден настолько, что никакие разумные доводы мамы и папы его не переубедят. Оказывающей негативное воздействие на физическое, умственное или нравственное развитие несовершеннолетних, может считаться информация: 1) связанная с изображением физического или психического насилия: детальной демонстрации убийства, мучения людей, животных, причинения им увечий, а также вандализма, положительно оцениваемого насилия, смакования насилия и жестокости; 2) демонстрирующая тело умершего или тяжело раненого человека, исключая случаи, когда это необходимо для установления его личности; 3) эротического характера: возбуждающая половое желание, демонстрирующая половой акт, его имитацию или другое сексуальное удовлетворение, половые органы, приспособления сексуального характера; 4) вызывающая страх или ужас; 5) положительно оценивающая зависимость от наркотиков, психотропных веществ, табака или алкоголя, побуждающая к их употреблению, изготовлению, распространению или приобретению; 6) поощряющая членовредительство или самоубийство; 7) положительно оценивающая уголовную деятельность или идеализирующая преступников; 8) связанная с имитацией преступной деятельности; 9) подстрекающая к дискриминации по признаку национальной, расовой, половой, религиозной принадлежности, происхождению, сексуальной ориентации и др.; 10) использующая непристойные фразы, слова и жесты. Влияние просмотра сиен насилия по телевидению на поведение человека Статистика свидетельствует, что если ребёнок по 3—4 часа в день смотрит взрослые телепередачи, то еще до окончания начальной школы он увидит около 8 тысяч убийств. А ведь дети не способны критически воспринимать получаемую информацию и дистанцироваться от нее. Поэтому, когда ребёнок видит сцены насилия в кино или телепередаче, это вызывает у него сильнейшие агрессивные импульсы. Учёные считают, что СМИ должны думать о психологическом ущербе, который может нанести населению «слишком грубо поданная информация». Вот почему после событий 11 сентября 2001 года в США были предприняты значительные ограничения на подачу связанной с Нью-Йоркской трагедией информации о человеческих жертвах. С. Кара-Мурза считает, что тема разрушения и гибели стала главной на телевидении, которое вводит зрелище смерти в дом каждой семьи вне всяких норм, в огромных количествах и в самом неприглядном виде. Нормальный человек погружён в состояние непрерывного шока. По его мнению, на частом показе смерти настаивают рекламодатели. Специалисты по рекламе, придерживаясь принципов фрейдизма, считают, что зрелище смерти сильнее всего возбуждает внимание и интерес телезрителей, т.к. удовлетворяет подсознательный комплекс Танатоса (инстинкт смерти). Сенсационность и срочность - это технологии, обеспечивающие формирование необходимого уровня нервозности и предрасположенности к панике, которые разрушают психическую защиту личности и способствуют возникновению психических расстройств. Многочисленные эксперименты доказывают, что просмотр фильмов со сценами агрессии приводит к большей агрессивности, чем просмотр нейтральных фильмов. Насилие влияет и на представление детей об окружающих их людях. Главные герои телевизионных фильмов чаще добиваются успеха, когда нападают на кого-то, чем когда не нападают. В этом случае насилие становится приемлемым средством достижения желанных целей. Подростки, в больших количествах наблюдающие боевые действия и приключения (также со сценами насилия), приходят к мысли, что мир намного более опасен, чем думают их сверстники, которые нечасто смотрят телевизор. Постоянные телезрители сильнее верят в то, что сами моіуг стать жертвами насилия. Частые просмотры телепрограмм со сценами насилия могут способствовать развитию преступных наклонностей, а также предрасположенности к насилию. Мальчики восьми лет, обнаружившие самые сильные пристрастия к кинофильмам с кровавыми драками и убийствами, с большой вероятностью окажутся среди совершивших тяжкие преступления по достижении ими 30-летнего возраста. Пропорции сочетания «негативного» и «позитивного» официально считаются неизученными. Представим правила освещения негативных событий (Авт. семинар Г. С. Чеурина - «Экологическое выживание» (Серт. 271 от 02.07.2002 г.)). Согласно этим правилам, основная часть любой транслируемой информации (текста, видеосюжета, фильма) должна нести позитивный настрой. В любой катастрофе всегда есть место для проявления светлых человеческих качеств, человеколюбия, например, оказание помощи и поддержки, проявление заботы и внимания к нуждающимся, самоотверженность и отвага спасателей. Если без негативной информации не обойтись, то допускается её транслировать при следующих условиях: негативная информация размещается в начале текста (видеосюжета) в объеме не более 25% от общего объема информации. Оставшиеся 75% общего объема информации (в завершении) - только позитивная информация. Освещение события в таком соотношении будет увеличивать устойчивость социальных систем. Специалисты считают, что факт влияния просмотра теленасилия на агрессивность уже может считаться доказанным и это влияние осуществляется, по крайней мере, пятью путями: 1) с помощью имитирующего научения (при наблюдении). Дети склонны имитировать поведение своих родителей, других детей, героев фильмов и передач, в особенности, когда их действия имеют положительное подкрепление. В этом случае ребёнок принимает данную модель и идентифицирует себя с ней; 2) теленасилие делает детей нечувствительными к насилию. Чем больше ребёнок смотрит теленасилия, тем более положительную установку на агрессивное поведение он принимает. Более того, дети, которые увлечены теленасилием, склонны подозревать других в использовании агрессивных действий, что является эмоциональным искажением, также увеличивающим вероятность использования ими агрессивного поведения; 3) оправдание насилия является еще одним из факторов влияния теленасилия, стимулирующих агрессивное поведение. Ребёнок с высоким уровнем агрессивности прибегает к теленасилию для того, чтобы избавиться от чувства вины и получить оправдание своей собственной агрессивности. Таким образом, впоследствии он становится ещё более склонным к применению агрессивного поведения для разрешения возникающих социальных проблем; 4) теленасилие содержит в себе ключевые стимулы, пробуждающие агрессивные мысли, фантазии, чувства и действия. Это объясняет известный эффект, обнаруженный в ходе психологических экспериментов: когда дети наблюдали один вид агрессивного поведения, а затем демонстрировали агрессивные действия другого рода. Даже совершенно посторонние объекты, связываемые ребенком с агрессией, могут впоследствии служить стимулом для запуска насильственного поведения; 5) дети, увлеченные теленасилием, обнаруживали более низкий уровень физиологического возбуждения в ответ на показ сцен насилия, чем контрольная группа детей. В связи с этим они стремятся к постоянному поддержанию этого уровня, вновь обращаясь к теленасилию. На замечание о том, что насилие представлено в СМИ в его положительных, узаконенных формах и, следовательно, не оставляет негативного отпечатка на нравственной сфере зрителей, можно возразить, что, напротив, дети склонны имитировать поведение именно агрессивных персонажей, действия которых представляются в фильме или передаче как социально приемлемые. Следует учитывать и тот факт, что дети младше 11 лет не способны к проведению четкого разделения между фантазией и реальностью. Среди просмотра телепередач отдельно следует выделить просмотр мультфильмов, который также не может не оказывать определенного воздействия на ребёнка. Критически оценив и сравнив мультфильмы отечественного производства (включая, в основном, мультфильмы советского периода) и западного, можно сделать ряд выводов о том, что: - многократное повторение сцен садизма в западных мультфильмах, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей у детей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения; - агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения; - часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Ребёнок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Если чудища злобные, тупые, безумные, то идентифицируя себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. Это впоследствии отражается на поведении детей: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добрым. В нашей стране воздействие экранного насилия на поведение практически не изучается. Визуальная информация, которая уже больше десятилетия на Западе фильтруется специально созданными для этого комитетами, у нас не подвергается практически никакой критике со стороны. Подобное явление, с нашей точки зрения, не может пройти бесследно, но любые законодательные решения должны предваряться серьезными отечественными исследованиями этой важной проблемы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|