Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА




 

Перечисленные выше особенности детей оказывают определенное влияние и на стадиальность в становлении коллектива. Современная педагогическая наука, разрабатывая, положения А. С. Макаренко, определяет следующие стадии формирования детского коллектива.

Первая стадия. Учитель (воспитатель) решает вое-. питательные задачи единолично. Ученики в нем занимают нейтральную позицию, сосредоточивая все внимание на своем поведении. Господствующее положение принадлежит межличностным отношениям, в которых лишь в зачаточном состоянии находится ориентация на класс. Детский коллектив является лишь объектом воспитания.

Вторая стадия. У части учеников происходит перестройка с пассивной на активную социальную позицию; они начинают оказывать свое определенное воспитательное влияние на других школьников. Учитель в решении воспитательных задач уже не одинок, а опирается на детский актив, как на своих помощников. Происходит процесс преобразования межличностных отношений во внутриколлективные. Однако последние еще не занимают господствующего положения, поскольку создателем их является лишь небольшая часть коллектива.

Третья стадия. Руководящая роль воспитателя сохраняется, но при этом все ученики, за немногим исключением, занимают активную позицию в воспитательном процессе, господствующее положение приобретают внутриколлективные отношения. Связи между отдельными детьми настолько укрепляются, что возникает такое единство, социальная целостность, когда созревают все черты, характеризующие общность детей как коллектив. В силу этого коллектив начинает действовать как мощная воспитательная


сила, становится субъектом воспитания. Создаются самые благоприятные условия для педагогического воздействия на отдельных лиц через коллектив. На этой стадии достигает своего наивысшего выражения функция самоукрепления.

Эта закономерность в образовании детского коллектива свойственна и вспомогательной школе. Однако в силу недостаточной самостоятельности и социальной незрелости учащихся, что заметно проявляется даже в старших, в том числе и, в выпускном классе, такая стадиальность имеет свою специфику. Формирование коллектива надолго задерживается на первой стадии. Роль учителя и учащихся в воспитании, характерные для первой стадии, отчетливо обнаруживается даже с переходом учеников в пятый класс; последняя, третья стадия, утверждается слишком поздно, преимущественно в выпускном классе, однако черты ее недостаточно выражены. И в старших классах многие ученики не занимают достаточно активной позиции в воспитательном процессе, продолжают действовать по подражанию или указке воспитателя. Попытка проявить самостоятельность зачастую приводит к неадекватным реакциям. Господствующее положение занимает вторая стадия. Свойственные ей воспитательная роль педагога и актива учеников, а также способы их сочетания являются ведущими и основными на средней и старшей возрастных стадиях развития детей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных