Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






САМОУПРАВЛЕНИЕ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ




 

В целях развития общественной сознательности и активности учащихся во вспомогательной школе, как и в массовой, введено ученическое самоуправление. Учитывая большую его роль в сплочении детского коллектива и воспитании школьников, ЦК КПСС и Совет Министров СССР указали на необходимость «активизации деятельности органов ученического самоуправления» [19].

В связи с этим приобретает актуальность вопрос о том, при каких условиях и в какой мере возможна реализация идеи детского самоуправления в коллективе умственно отсталых школьников, имея в. виду недостаточное развитие у них самостоятельности и инициативы. Опыт показывает, что воспитательные задачи более успешно решаются именно в тех-школах, где как следует организовано самоуправление, нежели в тех, где функции детского самоуправления берут на себя учителя, боясь доверить их своим воспитанникам. Вместе с тем установлено также, что активное участие умственно отсталых детей в самоуправлении весьма способствует перестройке их жизненной позиции из пассивной в активную. Целесообразно скорригированная общественная деятельность учащихся в органах самоуправления, как никакое другое средство, помогает им отрешиться в какой-то мере от неорганизованности, робости, боязни контактов с людьми. Поставленный перед необходимостью решать различные организационные вопросы, ученик постепенно отрешается от присущей ему склонности обходить трудности и приобретает привычку обдумывать способы преодоления затруднений, возникающих на пути выполнения возложенных на него обязанностей. Это не остается бесследным и для развития мышления.

Вместе с тем, получают толчок к развитию и другие свойства личности. Например, чтобы удачно провести собрание класса, заседание учкома или его комиссии, какие-либо мероприятия, ученику приходится все время сдерживать себя, чтобы не вспылить, не допустить грубость, до конца выдержать правильную форму поведения. Таким образом происходит естественное упражнение в правильном поступке. Активное участие в органах самоуправления содействует формированию у учащихся привычки безвозмездно трудиться на пользу коллектива, общества, ставить общественные интересы выше личных. В то же время происходит процесс преодоления у них ощущения своей неполноценности, беспомощности, рост чувства собственного достоинства,


уверенности в возможности приносить, пользу другим. Все это в свою очередь ускоряет процесс самоутверждения ученика как личности.

Структура самоуправления. В советской вспомогательной школе четкая система детского самоуправления состоит из двух подсистем: внутриклассной и общешкольной.

Во внутриклассной системе функции управления осуществляют отдельные ученики: староста класса, санитар, дежурный и лица, выполняющие другие поручения класса и учителя. Деятельностью их руководит в младших классах учитель, в старших – классный руководитель совместно с учкомом (ученическим комитетом).

Общешкольное самоуправление имеет коллегиальный орган – учком. В декабрьском постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1977 г.) подчеркнута целесообразность создания в восьмилетних и средних школах ученических комитетов, указано на главную их функцию – содействие становлению сплоченных коллективов как действенного средства идейно-нравственного воспитания личности [19, 1].

Ныне деятельность ученических комитетов осуществляется в соответствии с Положением об ученическом комитете в общеобразовательной школе, введенном в действие с 1 сентября 1978 года совместным постановлением Коллегии Министерства просвещения СССР и Секретариата ЦК ВЛКСМ [50,72].

Как указывается в этом постановлении, ученический комитет является исполнительным органом самоуправления в школе, призванным содействовать становлению и сплочению коллектива, формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.

Учком избирается в начале учебного года сроком на один год открытым голосованием на общем собрании учащихся 5–8 (9) классов, являющемся наивысшим органом детского самоуправления.

В состав учкома отбираются наиболее сознательные и активные ученики, пользующиеся авторитетом среди товарищей и могущие обеспечивать руководство коллективом. Количественный состав учкома определяется общим собранием в зависимости от числа 5–8 (9) классов (примерно от 5 до 11 человек).

Основной задачей учкома является содействие педагогическому коллективу в обеспечении глубокого усвоения


учащимися основ наук, приобретении ими навыков работы в народном хозяйстве, воспитании их идейными, морально устойчивыми гражданами, беззаветно преданными Родине, делу Коммунистической партии.

В функции учкома входят:

учет успеваемости и посещаемости учебных занятий, борьба с прогулами и опозданиями на уроки, контроль за выполнением учащимися режима дня, помощь учителям в оборудовании классов, учебных кабинетов, организация взаимопомощи в учебе, включение учеников в активную внеклассную работу;

участие в оборудовании школьных мастерских, трудовой практики учащихся;

организация самообслуживания, уборки классов, кабинетов, спален интерната и других помещений школы, благоустройство школьной территории;

обеспечение участия школьников в ремонте школьной мебели и оборудования, учебников и других пособий, в текущем ремонте школы, учет сохранности оборудования классных комнат и кабинетов

помощь педагогам в воспитании у учащихся сознательной дисциплины и культуры поведения, в обеспечении выполнения всеми школьниками Правил для учащихся, Правил внутреннего распорядка, школы, единых педагогических требований; контроль за внешним видом учащихся, организация отдыха школьников во время перемен и в часы досуга.

Из состава учкома избираются председатель, его заместитель и секретарь. Председатель организует работу учкома и по приглашению директора присутствует на заседании педагогического совета, принимает участие в обсуждении вопросов, связанных с деятельностью учкома.

Секретарь учкома ведет документацию (протоколы и др.), следит за выполнением решений учкома и докладывает об этом на его заседаниях.

В целях охвата основных участков работы при учкоме создаются комиссии: учебная, трудовая, хозяйственная, санитарная, дисциплины и порядка. Количество и наименование их определяются по согласованию с директором школы и советом пионерской дружины.

Заседания учкома проводятся не реже одного раза в месяц. По мере необходимости на них приглашаются старосты классов, не избранные в учком и актив школы. На заседаниях рассматриваются планы работы, мероприятия, которые необходимо провести в жизнь, заслушиваются отчеты


о работе классов, комиссий, кружков, ответственных за порученное дело, обсуждаются различные текущие дела: участие в проведении праздников, олимпиад, вечеров самодеятельности, в хозяйственных работах школы, в проведении воскресников по благоустройству школьного двора, огорода, сада и т. п.

Руководство учкомом осуществляется педагогическим коллективом в лице директора школы и его заместителя. Они присутствуют на заседаниях учкома, назначают педагогов в помощь комиссиям учкома, направляют деятельность учителей 1–4 классов и классных руководителей, а также руководителей кружков и коллективов школьной самодеятельности на оказание помощи ученическому самоуправлению,.

Деятельность учкома и его органов направляет совет пионерской дружины школы, а при наличии учительской комсомольской организации – ее руководящим органом.

Руководство ученическим самоуправлением. Глубокое своеобразие в развитии учащихся вспомогательной школы – бедность житейского опыта, низкий уровень самостоятельности и социальной зрелости для данного возраста, слабость внутренних регулятивных процессов, замедленность развития мотиваций поступков и действий, преобладание аффективных форм поведения и многое другое – требуют постоянной помощи педагогов в налаживании самоуправления. Принципиально важное значение приобретает обеспечение конкретности в смысле четкости определения обязанностей каждого члена самоуправления, действенности и целесообразности в работе каждого органа и его звеньев, а также отдельных исполнителей.

Важно, чтобы каждый ученик, включенный в систему самоуправления;

занимал в нем то или иное место согласно своим способностям и возможностям, выполнял посильное для него дело;

знал, что и как ему надо делать, четко представлял круг своих обязанностей;

относился с полной ответственностью к порученному делу и был готов всегда дать отчет о своей работе.

Обеспечение такого положения во вспомогательной школе сопряжено с большими трудностями, которых не знает обычная массовая школа. Каждому педагогу известно, что подавляющее большинство умственно отсталых школьников не может самостоятельно, без надлежащей подготовки выполнять функции управления и организации на уровне требований


Положения. Вместе с тем известно, что и постоянная опека, с одинаковой интенсивностью проявляющаяся на всех этапах социального развития учеников, также мало способствует практической реализации идеи самоуправления. В этом случае ученик приучается к исполнительской роли, которая его вполне устраивает как наиболее доступная и импонирующая его склонности к подражательной деятельности.

Поэтому речь должна идти о специальной системе работы, сочетающей педагогическую помощь с самостоятельной деятельностью учеников (с учетом их возраста и степени приобретения опыта организации и управления).

Искусство педагогического руководства состоит в том, чтобы, с одной стороны, не выполнять работу за учеников, а с другой, – не дожидаться пассивно, когда та или иная способность у них появится, а с самого начала формировать. у них навыки организации и управления своими, ребячьими делами, добиваясь неуклонного восхождения их на все более высокий уровень самодеятельности.

В начальных классах, когда к роли самоуправления ученики еще не готовы, учитель временно берет на себя основные функции управления, предоставляя детям возможность проявления своей самостоятельности. В 1–2 классах в процессе ежедневого общения детей, игр на переменах, прогулок, экскурсий, непринужденных бесед о близких им классных делах, чтения рассказов о дружбе и товариществе среди детей, о дружном труде взрослых, решения ежедневных малых дел (оборудование и украшение класса и др.) учитель постепенно приобщает детей к выполнению сначала по заданию, а затем по собственной инициативе самых простых поручений и дел: дежурство по классу, поддержание чистоты в классе, полив цветов, хранение мела, приготовление подушечки для вытирания классной доски, выполнение роли ведущего в игре, сбор детей на экскурсию и т. п.

В 3–4 классах детям даются более сложные задания. Кроме дежурств им поручаются хранение и выдача книг для чтений из классной библиотечки, содержание в порядке учебных принадлежностей – книг, таблиц, карт, игрушек, создание живого уголка и уход за его обитателями, содержание в порядке шкафа с учебными принадлежностями и т. д.

В 1–3 классах собрание класса проводит сам учитель, всячески располагая, детей к высказыванию своих мнений. Эти собрания скорее похожи на беседы. Однако уже с 4 класса собрания приобретают более специфические свои


черты: избирается президиум, упорядочивается выступление детей, выносится определенное решение. Собрания проводятся примерно один раз в месяц.

Благодаря такому постепенному накоплению учащимися опыта общественной работы представляется возможным, начиная с 4 класса, возложить на старост обязанности по организации работы класса, направленной на выполнение решений учкома и классного собрания, по подготовке и проведению собраний класса, руководству деятельностью дежурных и др. Во время дежурства класса по школе староста вместе с учителем выполняет роль дежурного, по школе.

Процесс формирования самоуправления сочетается с постоянным обучением актива умению руководить другими, организовать выполнение любого дела, вытекающего из потребностей детского коллектива. В основе деятельности педагогов лежит установка: научить учеников искусству самоуправления.. Каждый педагог на порученном ему участке работы тщательно изучает возможности и характер детей, выявляет в их среде способных к выполнению того или иного дела, обучает их выполнению возложенных на них обязанностей старосты, дежурного, санитара, председателя учкома или комиссии, терпеливо разъясняет, как надо докладывать учителю.о готовности класса к уроку, отдавать рапорт на школьной линейке, открывать и проводить.собрание, заседание, составлять план проведения мероприятия и др. Это обучение осуществляется в процессе практической деятельности учеников и на ее базе; часто оно приобретает форму текущего регулирования и корригирования поступков и действий. Однако такая учеба не должна сводиться к поучениям.

По мере накопления ученическим активом опыта происходит перестройка ученического самоуправления, когда прямая помощь учителя постепенно сокращается, а удельный вес самодеятельности учащихся увеличивается.

Педагогическое руководство детским самоуправлением в 1–4 классах осуществляется и воспитателем группы, в 5–8 (9) классах – классным руководителем и воспитателем групп. Педагоги помогают школьникам избежать дублирования в работе ученических организаций и советов пионерских отрядов. Составляя план своей работы, классный руководитель предусматривает, какие мероприятия необходимо провести по линии ученической организации, а какие – по линии пионерской организации, чтобы избежать перегрузки учащихся общественными поручениями и заданиями,


равномерно распределить их между детьми в соответствии с интересами и способностями.

Следует отметить, что если в массовой школе прямая регламентация деятельности ученических организаций с. возрастом заметно уменьшается, заменяясь предоставлением все большей инициативы в старших классах, то во вспомогательной школе постоянное наблюдение за деятельностью каждого ученика-активиста самоуправления не ослабевает в течение всего времени его пребывания в школе. Известно, что многие из этих школьников в старшем возрасте не полностью освобождаются от непродуманных, зачастую импульсивных действий, свидетельствующих о недостаточной зрелости их сознательности, неустойчивости нравственных установок: они не всегда руководствуются правилами или способами действий, ранее усвоенными, не всегда обдумывают последствия своих поступков, часто, даже не замечают допущенных ошибок. В этих условиях не исключены случаи, когда тот или иной активист, наделенный большими полномочиями коллектива, стремясь проявить свою самостоятельность, допускает грубые отклонения от норм, сложившихся в коллективе, принимает решения, противоречащие здравому смыслу.

Доверие к ученикам-активистам сочетается с постоянным контролем за их поступками и действиями. Кроме этого, при выделении детей в органы самоуправления учитывается их психофизиологическое состояние. В связи с этим следует считать неоправданным риск, к которому прибегают отдельные педагоги, выдвигая в руководящие органы явных нарушителей трудовой дисциплины, наивно предполагая, что, почувствовав ответственность, они исправятся. В реальной жизни таких чудес не бывает,

Ребенок не всегда властен над своим поведением. В случае резкого ослабления внутренней регуляциии преобладания аффективного состояния он не застрахован от того, что в сложных, заостренных ситуациях, при отсутствии педагогической помощи может стать жертвой слепой игры неконтролируемых сил, провоцирующих нежелательные поступки и действия. В этих случаях, как правило, возникают конфликты, последствия которых весьма болезненно отражаются на психическом состоянии детей.

При правильном педагогическом руководстве деятельность органов ученического самоуправления способствует слаженности и ритмичности работы всех звеньев ученического коллектива.

 


Список литературы

 

Положение об ученическом комитете в общеобразовательной школе. – Воспитание школьников, 1978, № 5, с. 72,–73.

Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. М.: АПН РСФСР, 19Б8, т. 5, с. 103–124.

Кузьмицкая М. И. Ученическая организация. – В кн.: Воспитательная работа во вспомогательной школе. М.: АПН РСФСР, 1961, с. 91–116.

Побожев Г. Т. Школьное самоуправление во вспомогательной школе. – В кн.: Коррекционная работа во вспомогательной школе. М.: АПН РСФСР, 1961, с. 62-67.

Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогатель ной школы. М.: Просвещение, 1977. 111 с.

Еременко И. Г. Организация ученического коллектива вспомогательной школы. К.: Республиканский учебно-методический кабинет спецшкол Министерства просвещения УССР, 1980. 48 с.

 

Вопросы и задания

 

1. В чем. заключается благотворное влияние на нравственное развитие личности умственно отсталого ребенка детского коллектива?

2. Каковы особенности педагогического руководства детским коллективом во вспомогательной школе?

3. Как можно добиться слаженной и дружной работы ученических организаций во вспомогательной школе?

4. Укажите черты охранительно-педагогического режима в коллективе вспомогательной школы.

5. Определите степень проявления инициативы и самодеятельности в школьном коллективе базовой вспомогательной школы. Составьте рекомендации относительно улучшения работы в этом направлении.

 

Глава 18. ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВО ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных