ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Общешкольный ученический коллектив имеет довольно сложную структуру. Современная педагогическая социология различает в ней формальные и неформальные компоненты. Первые представляют общепринятую, так сказать, официальную форму организации коллектива и отношения, складывающиеся в нем. Это – класс, воспитательная группа, пионерский отряд. Вторые представляют микрогруппы, стихийно возникающие на ситуационно-эмоциональной основе. К формальным группам относятся первичные коллективы. Они являются объединением учеников, связанных, совместной деятельностью. Поскольку основным видом ее является учеба, то и в качестве первичных коллективов выступают классы. Состав учеников класса повторяется и в воспитательных группах, и в пионерских отрядах. Это, фактически, один и тот же коллектив. Первичные коллективы вспомогательных школ характеризуются следующими чертами: небольшое количество детей; заметно выраженная разновозрастность состава: возрастной диапазон составляет 1–3 года, например, в первом классе могут быть дети и 7- и 9-летнего возраста; неравномерность развития детей, обусловленная неодинаковой тяжестью дефекта; существование параллельных групп с идентичным составом учащихся (класс, воспитательная группа-, пионерский отряд), представляющих один и тот же состав детей. Микрогруппы тоже имеют свои особенности. В начальных, особенно в первых классах, количество их ничтожно (1–2), поскольку дети еще разобщены. Затем с увеличением времени пребывания их вместе и с укреплением связи между ними количество микрогрупп из года в год растет. Вследствие склонности детей к подражанию и стремления их к опеке такие группы возникают преимущественно вокруг, авторитетного для них лица – более сильного, расторопного и влиятельного, однако не обязательно отличника или ученика с примерным поведением. В начальных классах возникновение микрогрупп не имеет какой-либо ценностно-ориентационной основы, а обусловлено ситуационными и эмоциональными факторами. Обычно это двое мальчиков или девочек, проживающих в одном доме или на одной улице, сидящих за одной партой, симпатизирующих друг другу. Интересы и действия микрогрупп не всегда совпадают с интересами коллектива, иногда они даже противоречат им. Наибольшая воспитательная сила коллектива достигается в том случае, когда интересы формальных и неформальных групп совпадают. В коллективе имеются также дети-одиночки. Одни из них пассивно принимают стандартные формы поведения, безапелляционно признают существующий порядок, нормы и правила, слепо преклоняются перед авторитетом своих лидеров; для других же, наоборот, характерно немотивированное неприятие тех или иных норм коллективной жизни, что проявляется в виде конфликтов и негативистических реакций. Ядро коллектива составляют дети-активисты, количество которых постепенно возрастает с увеличением возраста детей. Такова сложная мозаика первичного детского коллектива. В воспитательной работе постоянную актуальность сохраняет вопрос о налаживании оптимальных взаимоотношений между детьми-одиночками, активистами и микрогруппами, об установлении контактов между ними не на основе традиционного подчинения одних другим, а на принципах равноправия. В этом же аспекте всегда актуальна задача предупреждения свойственной отдельным лицам, особенно лицам с психопатоподобными осложнениями, наклонности к выполнению своей роли руководителя путем командования и применения силы по отношению к детям, вступающим в конфликты.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|