ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Объекты бухгалтерского учета. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе финансово-хозяйственной деятельности. Объекты подразделяются на три взаимосвязанных раздела: имущество организации по составу и размещению; имущество организации по источникам его образования (собственные и заемные обязательства); хозяйственные операции и их результаты, получаемые в сферах снабжения, производства и продажи. Предмет бухгалтерского учета. Предметом бухгалтерского учета является упорядоченная и регламентированная информационная система, отражающая совокупность имущества по составу и размещению, обязательства (собственные и заемные), хозяйственные операции и результаты деятельности организации в денежном выражении с целью выполнения намеченных планов (заданий). Элементы метода бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета охватывает способы и приемы, при помощи которых изучается предмет бухгалтерского учета. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: документация, инвентаризация, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, баланс и отчетность. Документация – это письменное свидетельство о совершенной хозяйственной операции, придающее юридическую силу данным бухгалтерского учета. Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Счета бухгалтерского учета – способ текущего взаимосвязанного отражения и группировки имущества по составу, размещению и источникам образования, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам, выраженным в денежных, натуральных и трудовых измерителях. Двойная запись – взаимосвязанное отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, когда каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и по кредиту другого счета на одинаковую сумму. Денежная оценка – денежное выражение имущества, обязательств и хозяйственных операций для получения обобщенных данных за текущий период по организации в целом. Калькуляция – группировка затрат и определение себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) и заготовленных материальных ценностей. Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения имущества организации по составу, размещению и источникам формирования (собственные и заемные обязательства), выраженным в денежной оценке и составленным на определенную дату; состоит из двух частей – актива и пассива. Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Имущество организации по составу и размещению. Имущество организации по составу и размещению подразделяется на несколько групп: 1. Основные средства (счет 01) – совокупность материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. 2. Нематериальные активы (счет 04) – это объекты, используемые в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, имеющие денежную оценку, приносящие доход, обладающие возможностью идентификации, но не являющиеся при этом материально-вещественными ценностями для организации. 3. Доходные вложения в материальные ценности (счет 03) – это имущество предоставляемое организацией для передачи в лизинг, по договору проката за плату во временное пользование с целью получения дохода. 4. Вложения во внеоборотные активы (счет 08) – это вложения (затраты) организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. 5. Финансовые вложения (счет 58) – это вложения (инвестиции) организации на приобретение государственных и иных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и т.д.), а также инвестиции в уставные (складочные) капиталы других организаций, в дочерние, зависимые общества и предоставленные другим организациям займы. 6. Оборотные средства – предметы труда (сырье, материалы, топливо и др.), которые теряют или видоизменяют свою натуральную форму, полностью потребляются в одном производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на продукцию (счета 10, 20, 21, 23, 29, 46 и др.) и готовая продукция и товары для перепродажи (счета 43, 41). 7. Денежные средства (счета 50, 51, 52, 55, 57) – суммы наличных денежных средств в кассе организации, свободные денежные средства, хранящиеся на расчетном, валютном и прочих счетах в банке. 8. Дебиторская задолженность (счета 62, 76, 70, 71) – задолженность организации юридических и физических лиц за товары и услуги, продукцию, по выданным авансам, суммы за подотчетными лицами и др. Источники формирования имущества. Наряду с показателями, отражающими состав и размещение имущества, в бухгалтерском учете используются и показатели, характеризующие источники образования имущества. Вне зависимости от организационно-правовых видов и форм собственности имущество по источникам образования подразделяется на две группы: собственные (обязательства перед собственниками) и заемные (обязательства перед третьими лицами). В собственные источники имущества входят: 1. Уставный капитал (счет 80) – источник формирования собственного имущества организации, сумма вкладов в денежном выражении учредителей в имущество организации при ее создании. 2. Резервный капитал (счет 82) – отчисления от чистой прибыли, размер которого определяется уставом акционерного общества в пределах 15 % от уставного капитала, а размер ежегодных отчислений составляет не менее 5 % годовой чистой прибыли. 3. Добавочный капитал (счет 83) – это прирост стоимости внеоборотных активов, выявляемый по результатам их переоценки или возникающий при продаже акций по цене, превышающей их номинальную стоимость. 4. Нераспределенная прибыль (счет 84) – это нераспределенная чистая прибыль отчетного года, которая полностью или частично используется на выплату доходов учредителям и другие цели. 5. Резервы под снижение стоимости материальных ценностей (счет 14), резервы под обеспечение вложений в ценные бумаги (счет 59) и резервы по сомнительным долгам (счет 63) создаются за счет прочих доходов (счет 91). 6. Доходы будущих периодов (счет 98) – доходы, полученные (начисленные) в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам. 7. Резервы предстоящих расходов (счет 96) создаются за счет равномерного включения предстоящих расходов в затраты на производство и в расходы на продажи в отчетном году. 8. Целевое финансирование (счет 86) – это средства, предназначенные для финансирования тех или иных мероприятий целевого назначения. 9. Прибыль (счет 99) – это сумма превышения доходов над расходами организации, полученная за отчетный период. В заемные источники формирования имущества входят: 1. Долгосрочные кредиты банков (счет 67) – ссуды, привлеченные на срок более одного года. 2. Долгосрочные займы (счет 67) – ссуды юридических и физических лиц (кроме банков), полученные на срок более года. 3. Краткосрочные кредиты банков (счет 66) – ссуды, полученные на срок не более одного года. 4. Краткосрочные займы (счет 66) – ссуды юридических и физических лиц, полученные на срок не более одного года. 5. Кредиторская задолженность (счета 60, 79) – задолженность организации другими юридическими и физическими лицами. 6. Задолженность по расчетам с бюджетом (счет 68) возникает вследствие разрыва между временем начисления и датой платежа. 7. Долговые обязательства организации перед своим персоналом по оплате труда (счет 70), связанные с появлением разрыва во времени между начислением и датой выдачи заработной платы. 8. Задолженность органам социального страхования и другим учреждениям (счет 69 и др.), которая возникает в результате разрыва между временем начисления и датой оплаты. Имущество, участвующее в хозяйственных операциях. Хозяйственная операция – это действие, которое отражает хозяйственные факты, сделки, расчеты, результаты хозяйственной деятельности и т.д., состав и размещение имущества, а также источники образования средств. Сфера снабжения – это совокупность операций, в результате которых организация обеспечивает себя покупными предметами и средствами труда, необходимыми для производства. Учет в сфере снабжения ведется на синтетических счетах 10, 15, 16, 50, 51, 62 и др. Сфера производства – это превращение предметов труда в готовую продукцию с помощью работников, которые воздействуют на них средствами труда и придают им новый вид и свойства. Учет в сфере производства ведется на синтетических счетах 20, 21, 23, 25, 26 и др. Сфера продажи и финансовые результаты – это совокупность хозяйственных операций, связанных со сбытом и продажей продукции (оказанием услуг), основных средств и прочих активов, а также с определением финансовых результатов деятельности предприятия. Учет продажи и финансовых результатов деятельности предприятия ведется на синтетических счетах 90, 91, 43, 99 и др.
Вопросы для самопроверки 1. Что понимается под предметом и методом бухгалтерского учета? 2. На какие разделы подразделяется объект бухгалтерского учета? 3. Охарактеризуйте приемы и способы ведения бухгалтерского учета. 4. Охарактеризуйте каждую группу имущества предприятия по составу и размещению. 5. Охарактеризуйте каждую группу имущества предприятия по источникам его образования?
Тесты по теме 1. Объектом бухгалтерского учета является: а) хозяйственная деятельность организаций и их подразделений; б) экономические ресурсы, классификация по группам с детализацией по отдельным видам; в) имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые в процессе ее деятельности. 2. В состав основных средств входят: а) предметы, служащие более 12-ти месяцев независимо от их стоимости или операционного цикла; б) средства труда, предназначенные для производства продукции; в) здания, сооружения, рабочие и основные машины и оборудование, транспортные средства, производственный инвентарь, служащий более одного года.
3. Программный пакет по автоматизации бухгалтерского учета относится к: а) основным средствам; б) нематериальным активам; в) оборотным активам.
4. В состав оборотных средств включается: а) предметы сроком службы свыше одного года; б) запасы, дебиторская задолженность, финансовые вложения, денежные средства и прочие оборотные активы; в) предметы со сроком службы до одного года независимо от их стоимости.
5. К заемным источникам средств относятся: а) краткосрочные и долгосрочные кредиты банка; б) кредиты банка, займы и кредиторская задолженность; в) долгосрочные обязательства организации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|