Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА 5 страница




В школе принято спрашивать того ученика, который поднимает руку. Но в работе с умственно отсталыми школьниками бывает и так: ученик поднимает руку, а сказать ему нечего, к ответу он не готов. Бы­вает и обратное: ученик руку не поднимает, а ответ знает. Поэтому в особо трудных случаях учитель должен обращаться к тем, кто поднял руку, а при повторении известного, легкого материала — к любому ре­бенку, скорее всего к тому, кто руки не поднимает, чтобы привлечь его к общей работе»

Подготовка учителя к уроку

Различают общую подготовку к преподаванию учебного предмета и подготовку к отдельному уроку. В процессе общей подготовки учитель работает над содержанием учебного предмета: знакомится с про­граммой, учебными пособиями для школьников, методическими ре­комендациями, расширяет и уточняет знания по самому предмету. Кроме того, он изучает состояние знаний и умений учащихся, т. е. их подготовленность к работе по предмету или новому курсу. Но недоста­точно только установить уровень сформированных знаний и умений, необходимо также знать, за какое время, с помощью каких методов и приемов он был достигнут.

Глава 10. Урок в коррекционной школе VII! вида 181


Для преподавания любого учебного предмета используется разно­образное оборудование: натуральные объекты, модели, рисунки, схе­мы, карты, современные технические средства, наглядные пособия, а также раздаточный материал индивидуального пользования и при­способления для его хранения, размещения на столах учащихся. Мно­гие наглядные пособия изготовляются руками учителя и учащихся, поэтому учитель, выбирая способ подачи информации, обращает вни­мание не только на вид пособия, его содержание, но и на размер посо­бия, удобство его использования на уроке.

Объем и глубина сведений, определяемых программой и сообщае­мых учащимся, зависят еще и от подготовленности школьников, и от их возможностей в усвоении знаний. При подготовке к работе над конкретной учебной темой учитель учитывает особенности состава учащихся класса.

Готовясь к преподаванию учебного курса, учитель продумывает его образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие задачи. Для начала он расчленяет учебную тему на небольшие «пор­ции», которые будет последовательно предъявлять школьникам. От­дельная «порция» представляет некоторый законченный этап в изуче­нии темы.

Каждая программная тема, входя в состав школьного курса учеб­ного предмета, логически связана с пройденными, а также с теми, ко­торые будут изучаться. В любом из учебных предметов имеются ос­новные понятия, вокруг которых формируется остальной материал.

Разрабатываемая учителем очередность этапов изучения програм­много материала отражается в календарно-тематическом плане. В план включаются сведения о порядке работы над темами, типах уроков (усвоение знаний и умений, обобщение и систематизация, про­верка знаний и т. п.). Учитывается необходимость постоянного воз­вращения к пройденному.

Как правило, календарно-тематический план составляется учите­лем на четверть, поэтому в процессе его реализации возможны изме­нения. Эти изменения должны быть не произвольными, а обусловлен­ными очевидными для учителя причинами (неожиданно вскрылись пробелы в знаниях учеников, не удалось вызвать у школьников необ­ходимой активности и т. д.). На основе этого учитель составляет план урока.

Тема урока, сформулированная в виде определенного постулата или проблемы, либо как самостоятельный вывод учащихся на основе выполнения предложенных учителем упражнений, самостоятельных

182 Раздел второй


наблюдений и т.п., доводится до сведения учащихся. Время ее сообщения зависит от выбранной учителем структуры урока.

В плане урока отражаются проверка домашнего задания (если она имела место), объяснение нового материала, его закрепление, объяс­нение домашнего задания на следующий урок и т. д. Необходимо ото­брать для данного урока методы и приемы, указать их оптимальное сочетание, подобрать виды работ, задания, упражнения, которые бу­дут предложены учащимся. В плане (конспекте) урока должна быть зафиксирована последовательность работы с учащимися, т. е. ее эта­пы, ее содержание, использоваться индивидуальный и дифференци­рованный подходы к школьникам, работа по предупреждению и исп­равлению ошибок. Учитель также намечает и вносит в план урока имена тех, кого он должен спросить на уроке.

Развернутость плана (конспекта) урока зависит от опыта, мастер­ства учителя.

После урока учитель может сделать некоторые выводы и замеча­ния как к уроку в целом, так и к отдельным его этапам, к работе уча­щихся и т. д.

Q Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под структурой урока? Раскройте элементы (этапы) урока.

2. Раскройте современные требования к уроку в коррекционной школе
VIII вида. Какие цели и задачи определяют структуру урока? Конкретизи­
руйте их.

3. Почему обучающие, воспитывающие и развивающие требования к уроку в
школе VIII вида рассматриваются как коррекционные?

4. Назовите основные типы уроков в коррекционной школе VIII вида. Нали­
чием каких показателей определяется тип урока?

5. Почему комбинированный урок в коррекционной школе VIII вида можно
рассматривать как основной тип?

6. Рассмотрите один из типов урока. Раскройте его структуру, определите
специфические особенности.

У. Раскройте содержание подготовки учителя к уроку в коррекционной шко­ле VIII вида по этапам.

Щ Рекомендуемая литература

1. Актуальные проблемы олигофренопедагогики: сб. науч. трудов / под ред.
В. В. Воронковой. М.: Изд-во АПН СССР, 1988.

2. Аттестация педагогических и руководящих кадров специальных (коррек-
ционных) образовательных учреждений. Методические рекомендации /

Глава 10. Урок в коррекционной школе VISI вида 183

 

 

сост. В. В. Воронкова; под ред. Л. Я. Олиференко, М. И. Мухина. 2-е изд., испр. и дополн. М.: Айрис-пресс, 2004.

3. Воронкова В. Б., Мачихина В. Ф. Основные направления в работе по повы­
шению эффективности уроков во вспомогательной школе // Дефектоло­
гия. 1984. № 2.

4. Кузьмина-Сыромятникова Н. Ф. О методической работе во вспомогатель­
ной школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.

5. Об оценке знаний, умений и навыков учащихся 1—8(9) классов вспомога­
тельной школы по русскому языку и математике. Инструктивно-методи­
ческое письмо. М.: Минпрос СССР, 1983.

6. Обучение учащихся I—IV классов вспомогательных школ по русскому
языку и математике. Пособие для учителя / под ред. В. Г. Петровой. М.:
Просвещение, 1982.


Глава 11

Другие формы обучения

УЧЕБНЫЕ ЭКСКУРСИИ


 


В коррекционной школе VIII вида большое внимание к учебным экскурсиям обусловлено тем, что специфика познавательной деятель­ности учащихся не обеспечивает полноту и правильность сведений, получаемых ими в процессе спонтанного наблюдения. Кроме того, в своем большинстве они обучаются в условиях школы-интерната или школы с продленным днем. И это не позволяет ученикам в должной мере ознакомиться с предметами и явлениями окружающей действи­тельности. В результате представления и понятия у школьников быва­ют неполными, неточными, расплывчатыми, часто смешиваются по случайному или ассоциативному сходству. Им оказываются недоступ­ны многие, даже несложные причинно-следственные связи и зависи­мости. Поэтому для школьников специально организуется обучение в естественной или приближенной к естественной обстановке, т. е. про­граммой предусмотрена такая форма учебного процесса, как экскур­сии.

Целью организации экскурсий может быть изучение конкретных предметов, явлений, объектов в естественной обстановке или же за­крепление и обобщение знаний после изучения соответствующих тем на уроках в условиях класса.

Если экскурсия проводится недалеко от школы, на нее отводится один час учебного времени. Если же предметы или объекты изучения

184 Раздел второй


расположены далеко или в процессе экскурсии учащиеся должны вес­ти длительные наблюдения, на нее отводится последний урок и воспитательские часы.

Самое большое число экскурсий предусматривается для I—V клас­сов в связи с ознакомлением с предметами и явлениями окружающей действительности на уроках развития речи и природоведения. Основ­ные задачи этих уроков — коррекция познавательной деятельности школьников, развитие их мышления и речи. У учащихся формируют­ся элементарные представления и понятия, необходимые при обуче­нии родному языку, чтению, математике, естествознанию, географии, истории, труду. Можно сказать, что эти занятия имеют пропедевтиче­ский или подготовительный характер.

Систематические наблюдения за сезонными изменениями в приро­де, жизнью растений и животных предусмотрены 2—3 раза в сезон в зависимости от года обучения. Они проводятся во дворе школы, в ближайшем парке, сквере. Во время этих экскурсий школьники изу­чают такие явления природы, которые невозможно наблюдать в клас­се: высоту солнца в разное время дня, признаки лета, осени, зимы, вес­ны. Они знакомятся с местными растениями (травами, цветами, кус­тами, деревьями), животными (бабочками, муравьями, жуками, птицами), обращая внимание на их сезонные изменения (набухание почек, появление листьев, цветение, листопад, зимняя спячка живот­ных, перелет птиц и т. д.). Большое воспитательное значение имеют наблюдения за сменой работы взрослых в поле, саду, огороде в за­висимости от времени года»

С некоторыми растениями лучше сначала познакомиться в естест­венных условиях (например, деревьями, кустарниками), а затем уже завершить их изучение на уроке. Другие растения могут быть сначала предъявлены ученикам в классе, а затем — в лесу, поле (травы, перво­цветы, злаки), на огороде, в саду (овощи, фрукты), на клумбе (цветы).

Изучение животных на уроке должно завершаться наблюдениями за их поведением в природных условиях (птицы, насекомые), в при­ближенных к природе (зоопарки, живые уголки в парках, станциях юных натуралистов), в местах их разведения и содержания (фермы, зверофермы и др.).

Такие экскурсии расширяют представления учащихся об окружаю­щем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное вос­приятие.

При изучении конкретных предметов и объектов окружающего мира проводятся тематические экскурсии. Ученики знакомятся со школой, со школьными мастерскими, наблюдают за работой в них

Глава 11. Другие формы обучения 185


старшеклассников. Они выходят во двор школы, на улицу, совершают экскурсии по родному городу, изучают правила дорожного движения.

На уроках естествознания в VI—IX классах учащиеся продолжают изучать окружающие предметы, неживую и живую природу. Экскур­сии позволяют познакомиться с многообразием растительного и жи­вотного мира, с взаимосвязью всего окружающего мира, с необхо­димостью бережного к нему отношения. Как ив младших классах, от­дельные экскурсии могут проводиться до изучения отдельных тем, но большинство должны завершать тему, обобщать ее.

География также изучает все явления в их причинной связи, в по­стоянном взаимодействии и развитии. Именно поэтому ее программа рекомендует систематические наблюдения над природой своей мест­ности. В изучение тем, связанных с окружающей местностью, вносят­ся элементы краеведения. Например, при изучении форм поверхности земли можно познакомить учащихся с рельефом ближайшего окруже­ния, прийти к реке, местному водоему для изучения частей реки, направления ее течения, хозяйственного использования.

Межпредметные, обобщающие экскурсии к местам добычи и пере­работки полезных ископаемых, на промышленные и сельскохозяйст­венные предприятия, в краеведческий музей, рекомендуемые про­граммой по естествознанию, географии, труду, социально-бытовой ориентировке, как правило, проводятся во внеурочное время.

Экскурсии, способствующие правильному экологическому воспи­танию, полезны с точки зрения физического развития учеников, охра­ны их здоровья.

Экскурсии, связанные с трудовым обучением, как правило, прохо­дят в школьных трудовых мастерских (для младших классов), на про­мышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Цель этих экс­курсий — наблюдение за организацией трудового процесса, за трудовой деятельностью взрослых. Одновременно решается одна из важных задач, стоящих перед школой, — профориентация, направ­ленная на подготовку учащихся к выбору профессии, на ознакомление их с предприятием, где они будут проходить практику, а в дальней­шем, возможно, и работать.

Особое место занимают экскурсии, связанные с уроками социаль­но-бытовой ориентировки, предназначенные для подготовки детей к самостоятельной жизни в обществе. Поэтому все рекомендуемые про­граммой экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные объ­екты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделение связи, на транспорт, в различные учреждения проводятся не столько для озна­комления с их работой, сколько для обучения школьников пользо­ваться этими объектами. Они должны уметь самостоятельно сделать

186 Раздел второй


покупки, отправить телеграмму, оплатить счета, сдать белье в прачеч­ную, записаться на прием к врачу, узнать время отправления поезда, самолета и т. д. В процессе этих экскурсий, которые по своему харак­теру сходны с практическими занятиями, школьники учатся общению с взрослыми (кассирами, продавцами, приемщиками, регистраторами и др.), правилами обращения с любой просьбой, особенно для получе­ния информации, умению вежливо ответить на заданные вопросы.

К проведению экскурсий предъявляются определенные требова­ния. Все они должны быть тщательно подготовлены. Заранее намеча­ется цель экскурсии, определяются конкретные задачи и содержание занятий. Учитель должен предварительно посетить место экскурсии, изучить предметы и объекты наблюдений, наметить план проведения занятия.

Важно заблаговременно определить, сколько экскурсий приходит­ся на один класс, время и место их проведения. Нельзя допускать слишком большое число экскурсий, особенно повторяющихся по те­матике. Для межпредметных экскурсий, особенно обзорного характе­ра, можно использовать внеурочное время, параллельные классы объ­единить.

Все тематические экскурсии по характеру и учебным задачам де­лятся на вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшест­вуют изучению нового материала, их цель — общее наблюдение и пер­воначальное ознакомление с предметом или объектом изучения. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала. Итоговые экскурсии организуются при завершении работы над темой. Межпредметные экскурсии могут быть вводными или итоговыми. В текущей экскурсии, как правило, участвует один класс или группа, на нее отводится не более одного часа учебного времени.

Учащиеся также должны быть подготовлены к работе в условиях, отличных от классно-урочных. Большое внимание должно быть уде­лено правилам дорожного движения, правилам поведения в общест­венных местах во время экскурсии, формированию умений и навыков соблюдать эти правила. В зависимости от темы ученики должны быть обеспечены инструментами или принадлежностями, необходимыми во время экскурсии (сачки, баночки, термометры), иметь п^и себе блокноты и карандаши для несложных зарисовок и записей по ходу экскурсии, а также емкости для сбора бросового природного матери­ала (веток, шишек, желудей, семян, цветков, опавших листьев) и объ­ектов неживой природы (камней, песка, глины и других). Сбор самих растений (первоцветов, цветов, трав), должен быть минимальным и

Глава 11. Другие формы обучения 187


использоваться только для практических работ по их пересадке. Сбор растений, занесенных в Красную книгу, категорически запрещен.

Проводить занятия вне класса бывает очень сложно. Им должна предшествовать вводная беседа в классе или на месте проведения экс­курсии. В процессе беседы необходимо выявить знания учащихся, их возможности видеть общее и отличное. Следует помнить, что такие беседы актуализируют имеющиеся у школьников знания и представ­ления.

Должна быть продумана система вопросов и заданий, что и где ис­кать, что и где наблюдать. Вопросы и задания должны быть краткими, конкретными. В процессе наблюдений учащиеся устанавливают сход­ство и отличие изучаемых предметов, явлений и объектов, учатся ви­деть общее, что объединяет предметы, и конкретное, что делает их ин­дивидуальными, неповторимыми. Одним из основных моментов при наблюдении является установление причинно-следственных связей и закономерностей. Например, при ознакомлении в природе с елью и сосной ученики должны внимательно рассмотреть каждое дерево от­дельно, назвать, сказать, из каких частей состоит, как называется каж­дая часть (крона, ствол, корни, ветки, листья — хвоя). Далее следует сравнить то и другое дерево, уточнить, чем они отличаются, чем похо­жи, что их объединяет (наличие смолы, шишек, листьев — хвои), по­чему они называются хвойными.

Ознакомительные и итоговые экскурсии, особенно на предприя­тия, учреждения, музеи могут проводиться не учителем, а экскурсово­дом, который должен быть подготовлен к встрече со школьниками. Учитель обговаривает с ним число демонстрируемых предметов, объем и характер сообщаемого материла.

Время активной работы учащихся на экскурсии должно соответст­вовать их возрастным возможностям, чтобы не допустить переутом­ления. Каждую экскурсию необходимо завершить сбором материала, а потом обеспечить его сохранность.

Следует помнить, что только тщательно продуманная, заранее под­готовленная экскурсия может быть эффективной, обогатит чувствен­ный опыт учащихся интересными наблюдениями, будет способство­вать лучшему усвоению ими знаний, развитию речи и мышления.

2. ПРЕДМЕТНЫЕ УРОКИ

Под предметным понимается такой урок, во время которого уча­щиеся работают с самим изучаемым предметом. Эта специфическая форма организации учебного процесса умственно отсталых школьни-

188 Раздел второй


ков используется в I—IV классах на уроках развития речи при озна­комлении с предметами и явлениями окружающей действительности, а в старших классах — на уроках природоведения, естествознания и географии, где они подчинены особенностям этих учебных дисцип­лин»

Если на экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явления­ми в естественной обстановке, то на предметных уроках — на основе непосредственного чувственного восприятия. Наблюдая предметы, дети учатся анализировать, находить сходство и различия, делать простейшие выводы и обобщения, У учащихся постепенно накаплива­ются первоначальные представления об окружающем мире.

Изучение объектов и предметов живой и неживой природы, школьного и домашнего обихода и других распределено по годам обу­чения.

Различают три типа предметных уроков. К первому типу относятся уроки с раздаточным материалом, который имеется у каждого учени­ка. Второй тип — уроки с демонстрацией натуральных объектов или их моделей для коллективного наблюдения. Третий тип уроков — обобщение наблюдений за явлениями природы и трудовой деятельно­стью людей с использованием собранных во время экскурсии мате­риалов.

Проведение предметных уроков требует от учителя тщательной подготовки. Трудно, но необходимо обеспечить класс нужным коли­чеством раздаточного материала. Важно так организовать наблюде­ния на уроке, чтобы выявить имеющиеся у школьников знания, акти­визировать их познавательную деятельность, заставить мыслить, сравнивать и обобщать, выяснять общее и частное, делать простейшие выводы и заключения.

На таких уроках сам предмет является источником знаний. Поэто­му недопустимо, чтобы изучение предмета заменялось рассматрива­нием его изображения на картине или словесным описанием в книге, рассказе учителя. По мнению многих специалистов, картина не может создать у ребенка такого яркого, богатого и отчетливого представле­ния о предмете, какое он может получить при непосредственном зна­комстве с натуральным предметом.

Изучение натурального предмета повышает интерес учащихся, привлекает их внимание, что способствует более успешному усвоению знаний. При этом учащиеся имеют возможность манипулировать на­туральными предметами, рассматривать их с различных сторон.

Глава 11. Другие формы обучения 189


Большое значение для познания имеет возможность изучить пред­мет, используя как можно больше органов чувств, т„ е. зрение (крас­ный, большой, круглый), слух, ощущение (погладить, ощутив глад­кость или шероховатость поверхности), обоняние, вкус (кислый, сладкий, соленый).

Рассматривая предметы с различных сторон, анализируя их, выяв­ляя сходство и различие, ученики совершенствуют мыслительные способности. Б связи с расширением круга представлений обогащает­ся словарный запас учащихся, вводятся соответствующие термины, дифференцируются и адекватно используются слова. Формулируя от­веты на поставленные вопросы, ученики закрепляют умение правиль­но строить предложения.

Основной путь изучения предмета на уроке заключается в выявле­нии его характерных признаков, в сравнении признаков разных пред­метов, в отыскании общих признаков и признаков различия. Изуче­ние каждого конкретного предмета заканчивается определенным обобщением, что способствует образованию общих понятий (дуб, бе­реза, сосна, ель — деревья; ель и сосна — хвойные деревья; травы, цве­ты, кустарник, деревья — растения).

При изучении того или иного предмета необходимо так организо­вать наблюдение, подобрать вопросы, чтобы активизировать учащих­ся на самостоятельное формулирование ответов. При этом желатель­но придерживаться следующей последовательности, которую можно изменить в зависимости от изучаемого предмета или цели урока:

□ рассмотривание предмета, установление его названия детьми
(если кто знает) или учителем;

□ наблюдение и восприятие предмета целиком и по частям, но без
особой детализации;

□ рассмотрение отдельных частей предмета, установление их на­
званий, назначений;

П сравнение нового предмета с ранее изученными, выяснение признаков сходства и различия;

□ беседа об образе жизни (при изучении животных): среде обита­
ния, питании, пользе или вреде для человека;

□ обобщение знаний, полученных из личных наблюдений (бесе­
ды, рассказа учителя и т. д.);

□ закрепление знаний (чтение рассказов, отрывков об изучаемых
предметах, зарисовки).

190 Раздел второй


Для лучшей организации изучения натуральных предметов боль­шое значение имеют записи и зарисовки (обводка по трафарету, шаб­лону, контуру, рисование с натуры) в дневниках или тетрадях наблю­дений, оформляемых по усмотрению учителя. Можно использовать дневники наблюдений, специально издаваемые для коррекционной школы VIII вида («Мир вокруг нас»),

3. ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА

Домашняя работа учащихся рассматривается как одна из организа­ционных форм обучения. Цель этих занятий заключается в закрепле­нии полученных учащимися знаний, умений, навыков, в приучении к самостоятельности.

Выполнению домашних заданий уделяется самое серьезное внима­ние, хотя некоторые учителя коррекционной школы, как и общеобра­зовательной, отрицают их необходимость. Одним из аргументов вы­двигается дидактическое требование учить учащихся на уроке. Одна­ко особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников не всегда позволяют им усвоить полученные на уроке знания, овладеть необходимыми умениями и навыками. В пользу до­машних заданий говорит их воспитывающий характер. Правильно ор­ганизованные занятия приучают детей к самостоятельной работе, вос­питывают у них чувство ответственности.

В то же время нельзя не согласиться с теми учителями-практика­ми, которые говорят, что по некоторым учебным предметам домаш­ние задания можно не задавать, если весь материал отработан на уро­ке. Часто возражения против заданий на дом связаны с тем, что в условиях коррекционной школы-интерната и школы с продленным днем обучения домашняя работа потеряла свою воспитательную функцию. Фактически при самоподготовке проводится дополнитель­ный урок воспитателем без арсенала дидактических средств обучения, которыми владеет учитель.

Поэтому к организации домашней учебной работы умственно от­сталых школьников предъявляется ряд требований, которые учиты­вают ее особенности, психофизические особенности учеников и сво­еобразие условий их обучения.

Домашнее задание должно вызывать познавательный интерес уча­щихся к его выполнению. А для этого важно, чтобы каждый ученик имел четкие представления, что и как надо делать для правильного решения поставленной задачи. Поэтому домашнее задание дается на

Глава 11. Другие формы обучения 191


уроке до звонка, записывается в дневник всеми учениками, начиная со II—III класса, как только дети самостоятельно научились писать.

Задание может даваться всему классу. В этом случае учитель дол­жен предусмотреть не только его объем и доступность, но и понима­ние выполнения поставленных задач. С этой целью в классе отрабаты­вается условие, инструкция, а также (как образец) частично или выборочно и само задание. Для полного обеспечения самостоятель­ности выполнения домашнего задания в отдельных случаях оно мо­жет даваться дифференцированно, в зависимости от особенностей и познавательных возможностей отдельных учеников класса. Учащим­ся с двигательными нарушениями рекомендуется сокращать объем выполнения задания, а неуравновешенным, с отклонениями в эмоци­онально-волевой сфере можно предложить другой вариант.

Умственно отсталые школьники в своем большинстве находятся в школе-интернате или школе с продленным днем. Домашнюю работу они делают в соответствии с режимом дня в часы самоподготовки. Важно так организовать этот процесс, чтобы фронтальная домашняя работа носила индивидуальный характер.

Каждый ученик должен уметь приготовить все для выполнения до­машнего задания (дневник, учебник, тетради, ручку, карандаш и т. д.). Последовательность его выполнения (по одному и тому же предмету всеми учениками класса или по личному выбору) не принципиальна и устанавливается воспитателем. Важна лишь необходимость сначала делать более сложные задания (письменные), а затем более легкие с небольшим перерывом между ними.

Воспитатель может оказать организационную помощь отдельным ученикам, нуждающимся в этом, или помочь выполнить задание (ин­дивидуально) тем, кто затрудняется его сделать. Воспитатель не дол­жен проверять письменную домашнюю работу и выставлять оценку -~ это делает учитель на уроке (во время опроса, беседы/при повторе­нии) и во внеурочное время (письменные и графические работы).

Правильная организация самостоятельного выполнения школьни­ками домашних заданий дает учителю возможность адекватно оцени­вать успешность усвоения учебного материала всеми учениками клас­са, видеть продвижение каждого, а также собственные педагогические недоработки. Если с заданием не смогли справиться большинство уче­ников, это может говорить или о трудности учебного материала, необ­ходимости дополнительного времени на его усвоение, или о недоста­точно подготовленном объяснении его учителем. Если же с заданием не справляются отдельные ученики, следует выяснить причину и при­нять соответствующие меры. Для некоторых учеников полезно будет

192 Раздел второй


провести дополнительные занятия, другим следует оказать большую помощь на уроке, с третьими дополнительно разобрать домашнее за­дание. Некоторым домашние задания следует варьировать.

Кроме перечисленных рекомендаций, следует побеседовать с роди­телями о том, как важно, чтобы они обеспечили своим детям необхо­димые условия для выполнения задания собственными силами (рабо­чее место, учебные пособия) и способствовали формированию у них навыков самостоятельной работы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных