Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этапы формирования трудового действия




1-й уровень. Учащийся владеет знанием и первоначальным пред­ставлением о содержании приема трудового действия (получаемый результат, орудие труда, двигательная программа). По предложению учителя может находить серьезные ошибки в своей работе и отличать правильные трудовые движения от явно неправильных при наблюде­нии работы товарища, но сам допускает ошибки. В процессе работы сильно напрягается, движения замедленные, много лишних движений и «рысканий».

2-й уровень. Характерно уточнение образа действия. Учащийся различает более мелкие ошибки при стимулировании самоконтроля со стороны учителя. Крупные ошибки находит и исправляет само­стоятельно. Контролирует себя главным образом с помощью зрения. Мышечный самоконтроль недостаточен. Сильно напрягается. Допус­кает меньше ошибок. Есть лишние движения и «рыскания». Периоди­чески (до замечания учителя) допускает в работе неверные действия. Темп работы недостаточный. При увеличении темпа допускает значи­тельные ошибки.

3-й уровень. Использует нормативно одобренные приемы работы. Лишние и неправильные движения отсутствуют или встречаются ред­ко. Движения выполняет плавно и слитно, без излишнего напряже­ния. Ослаблен зрительный и усилен мышечный контроль работы. Внимание смещается с процесса действия (слежения за положением орудия труда, рук) на его результат. Темп работы относительно высо­кий.

В обобщении результатов проверки учитель делает краткие выво­ды об усвоении учебного материала по отдельным параметрам.

К заключению прилагаются основные материалы, полученные в процессе проверки (таблицы оценок, опросные листы и т. п.).

Глава 16. Коррекционная направленность процесса трудовой подготовки... 233


2. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Педагогическая технология

Педагогическая технология — это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные обра­зовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответ­ствующее проектирование, при котором эти цели задаются достаточ­но однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

Принципы коррекционно-развивающего обучения в процессе про­фессионально-трудовой подготовки заключаются в упрочении связей между полученными знаниями и навыками и выработке при этом мо­бильных умений, способных сориентировать учащегося в социуме и производственной сфере (социально-трудовая адаптация).

К составляющим педагогической технологии обучения труду умст­венно отсталых школьников относятся:

□ знание онтогенеза ученика и особенностей психофизиологии в
трудовом обучении, а также дизонтогенеза (персептивной де­
ятельности мозга — диффузное восприятие окружающей дейст­
вительности). Реализация дидактического принципа «обучая —
изучай»;

□ типологизация учащегося в трудовом обучении для дифферен­
цированного и индивидуального подхода;

П подбор средств коррекции эмоционально-волевой сферы и сен-сомоторных процессов;

П отбор оптимальных методов обучения с учетом целей и задач конкретного урока;

П отбор технических средств обучения и эффективность их при­менения.

Следовательно, технология обучения представляет собой совокуп­ность факторов, влияющих на степень обученности учащихся. Естест­венно, в центре педагогического внимания должны стоять урок и вос­питательное занятие как одни из основных форм обучения со всеми вытекающими дидактическими принципами специальной педагогики и психологии.

Коррекционная работа в трудовом обучении — это прежде всего организация обучения, стимулирующая умственное и физическое со­вершенствование учащихся педагогическими средствами. К основным направлениям ее относятся развитие способности школьников регу-

234 Раздел третий


пировать свою деятельность и проявлять достаточно высокий уровень активности в учебном процессе.

Решение коррекционных задач, с одной стороны, приближает адаптационные возможности умственно отсталых школьников к уров­ню нормально развивающихся детей и, с другой, позволяет успешно овладевать профессиональной деятельностью.

Для повышения активности учащегося в учебно-трудовой деятель­ности прежде всего формируются положительные мотивы трудового обучения. Для этого на уроках труда создается проблемная ситуация, благоприятный морально-психологический климат, воспитывается чувство ответственности и интерес к работе. К активизирующим фак­торам также относятся оценка работы учителем, самооценка, взаимо­оценка учащимися, контроль учебной деятельности и ее результатов, обсуждение перспектив трудоустройства и самостоятельности работы выпускников школы. Активность школьников в практической работе определяется ее доступностью, состоянием и техническим уровнем орудий труда, интересами учащихся, а также рядом внешних по отно­шению к деятельности условий (состав учебной группы, оплата труда, профориентированность и т. п.).

Осознанная регуляция трудовой деятельности учащихся в основ­ном обусловлена их способностью усваивать и применять на практике технико-технологические знания. От приобретенных школьником знаний в первую очередь зависит точность усвоения цели предстоя­щей деятельности (целеобразование). Трудности целеобразования в практической деятельности умственно отсталых учащихся свидетель­ствуют об отсутствии педагогических технологий или слабости их применения. При формировании педагогических технологий в тру­довом обучении учителю важно знать условия достижения целей кор­рекции.

Условия достижения целей коррекции в процессе трудового обучения

Поставив перед учащимися задачу, например, выполнить опреде­ленную операцию или несложное изделие, учитель приступает к пла­нированию целей исходя из своего методического арсенала и опыта работы.

Образовательные цели предполагают объем изучаемого теоретиче­ского и практического материала в соответствии с учебной програм­мой и календарно-тематическим планированием занятий.

Воспитательные цели должны пронизывать собой весь процесс обучения и решения конкретных целей на данном уроке. На уроках

Глава 16. Коррекционная направленность процесса трудовой подготовки... 235


трудового обучения этим целям подчинено все: эстетическое оформ­ление мастерской, порядок организации занятий, внешний вид учите­ля и спецодежда учащихся, а главное, взаимоотношения, складываю­щиеся между учащимися и самим педагогом. Ведущий показатель вос­питательной работы на уроках труда — привычка с усердием и желанием работать.

Сложнее обстоит дело с планированием коррекционных целей урока. Без знаний основ специальной педагогики и психологии, а так­же психофизических особенностей умственно отсталых школьников невозможна эффективная организация коррекционной работы с ними.

Коррекционные цели базируются на знании учителем основных де­фектов психофизического развития учащегося и использовании инди­видуального и дифференцированного подходов в обучении.

Руководствуясь схемой (рис. 2), учитель трудового обучения мо­жет творчески осмыслить и грамотно сформулировать коррекцион­ные цели урока, без которых невозможен процесс коррекционно-раз-вивающего обучения в целом.

Коррекционная школа должна так строить систему профессональ-но-трудовой подготовки учащихся, чтобы часть материала учебных программ стала достоянием их личности, т. е. могла произвольно ис­пользоваться в разных производственных условиях. Это позволит воспитанникам коррекционной школы в какой-то мере приобрести такое качество, как мобильность в поведении и трудовой деятельнос­ти, т. е. находить и при необходимости менять свое рабочее место в существующих экономических условиях.


При решении задачи социально-трудовой адаптации умственно от­сталых школьников учитывается ряд основных факторов технологии коррекционно-развивающего обучения.

Исходя из концепции специального образования: П коррекционно-педагогическая работа должна занимать цент­ральное положение в системе;

□ коррекция должна находиться на перекрестке составных частей
общего образования и в то же время иметь свои специфические
оттенки (направленность) при осуществлении обучения, воспи­
тания и развития школьников;

□ по объему и значимости коррекционно-педагогического про­
цесса в системе специального образования ему должно быть от­
ведено заметное место на перекрестке составляющих образова­
ния;

□ коррекция как социальная система должна иметь самостоятель­
ный выход на среду, так как система функционирует не изоли­
рованно, а в конкретных социальных условиях.

Щ Контрольные вопросы и задания

1. Какие стороны трудовой деятельности легли в основу выявления типоло­
гических особенностей учащихся? Раскройте их.

2. На основании предложенных критериев дифференции учащихся в трудо­
вом обучении составьте характеристику четырех групп.

3„ Что входит в понятие «педагогическая технология» применительно к тру­довому обучению? Рассмотрите ее составляющие с точки зрения реализа­ции принципа коррекционно-развивающего обучения.

4. Решение каких задач трудового обучения обеспечивается коррекционной
работой?

5. Какие условия необходимы для решения задачи коррекционной направ­
ленности трудового обучения?

EJ Рекомендуемая литература

1. Дулънев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.:
Просвещение, 1969.

2. МирскийС.Л. Особенности профессионального обучения во вспомога­
тельной школе. М.: Просвещение, 1966.

3. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной шко­
лы в трудовом обучении. М.: Просвещение, 1990.

4. Типологические особенности учащихся вспомогательной школы в трудо­
вом обучении: сб. научи, трудов / под ред. С. Л. Мирского. М.: Изд-во АПН
СССР, 1963.

Глава 16. Коррекционная направленность процесса трудовой подготовки... 237

 

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

ВОПРОСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

Обучение и воспитание — это сущностные функции образо­вательного процесса. Сущностные, потому что именно эти два аспекта единого процесса развития человека стали глав­ными и фактически выступили структурными признаками в строении теоретической педагогики — дидактики и теории воспитания. Функции, потому что воспитание и обучение — это основные проявления образовательного процесса1.

Глава 17


Процесс воспитания

Понятие «воспитание» — одно из ведущих в педагогике и употреб­ляется как в широком, так и в узком значении. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как спе­циально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей воспитания в условиях педагогического процесса. В этом случае деятельность педагогов называется воспитательной ра­ботой.

Традиционно процесс воспитания рассматривают как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведе­ние человека с целью формирования определенных установок, поня­тий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходи­мые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду.

На современном этапе происходит переосмысление ценностей, что связано со становлением новых общественно-экономических условий в нашей стране. Возросшее внимание государства к проблеме форми-

L Ежеленко В. Б. Новая педагогика массовой школы. СПб., 2005.


 


238 Раздел четвертый


рования «нового человека» требует совершенствования системы вос­питания, т. е. не только качественного изменения деятельности обра­зовательных учреждений, но и переориентации всех институтов об­щества на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности. Сегодня наиболее оправдан такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на формирование у каждого конкретного воспитанника разумного представления собст­венного варианта жизни, способность управлять своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.

Научно-организованное воспитание или специально организован­ная воспитательная работа позволяет целенаправленно управлять процессом развития личности. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и при­родной среды, а отрицательные или неблагоприятные факторы воз­действия внешней среды ослабляются или сглаживаются; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию.

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Исходя из общих целей и задач воспитания подрастающего поко­ления и опираясь на собственные задачи, коррекционная школа VIII вида определяет цель воспитания как подготовку к жизни челове­ка, физически и нравственно способного самостоятельно жить в со­временном мире. Безусловно, эта цель оправдана только для школь­ников с легкой умственной отсталостью. В отношении же воспитанни­ков, не способных к самостоятельной жизни, можно говорить лишь об их социальной адаптации. В дальнейшем мы будем иметь в виду лишь учащихся с легкой умственной отсталостью, которые составляют ос­новной контингент школы VIII вида.

Исходя из целей воспитания, которые изначально дифференциро­ваны в зависимости от различных групп учащихся, можно сформули­ровать следующие задачи воспитания умственно отсталых школьни­ков, имеющих нарушения интеллектуального развития:

□ коррекция всех компонентов психофизического, интеллекту­
ального, личностного развития ребенка, имеющего нарушения
в развитии;

□ разностороннее развитие учащихся;

□ повышение значимости интеллекта в поведении учеников в раз­
личных ситуациях и в процессе различных видов деятельности;

Глава 17. Процесс воспитания 239


□ формирование умения жить в социуме, работать в коллективе;

□ воспитание у ребенка активности, самостоятельности, критич­
ности (самокритичности), формирование положительных от­
ношений между воспитанником и другими людьми (взрослыми,
сверстниками).

Поставленные задачи будут также решаться на разных уровнях, исходя из возможностей конкретных воспитанников.

2- ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание в коррекционной школе VIII вида подчиняется общим закономерностям и принципам, однако имеет свою специфику. Пере­числим принципы воспитания, присущие общеобразовательной шко­ле, которые будут актуальны и для учащихся с умственной отста­лостью:

П связь воспитания с жизнью, практикой;

□ общественная направленность воспитания;

□ опора на положительное в личности ребенка;

□ гуманизация воспитания;

□ личностный подход;

□ комплексность, целостность, единство всех компонентов воспи­
тательного процесса;

П педагогическое руководство и самостоятельная деятельность, активность школьников;

□ воспитание в коллективе и через коллектив;

□ единство действий и требований школы, семьи и обществен­
ности.

Кроме этого, для системы специальных учреждений специфичны следующие принципы воспитания:

□ коррекционная направленность воспитательного процесса,
предполагающая взаимосвязь обучения и воспитания, их един­
ство в процессе исправления недостатков психофизического
развития умственно отсталых школьников путем использова­
ния специальных методических приемов;

D доступность воспитания, т. е. организация воспитательного процесса на уровне реальных возможностей школьников в си­туациях, приближенных к реальным;

□ воспитание в труде, так как любая деятельность при условии ее
специальной организации способствует формированию у вос­
питанников таких личностных качеств, как трудолюбие, акку-

240 Раздел четвертый


ратность, дисциплинированность, умение доводить начатое де­ло до конца, взаимоуважение к другим членам группы и пр.; П индивидуальный и дифференцированный подходы к воспита­нию, реализация которых предполагает всестороннее изучение личности ученика и определение соответствующих мер воспи­тательного воздействия с учетом выявленных индивидуальных и типологических особенностей;

□ необходимость специального педагогического руководства в
формировании личности, так как только педагог, знающий
структуру нарушения (дефекта), может подобрать адекватное
содержание, а также формы, методы и средства воспитания,
обеспечивающие исправление или сглаживание дефектов раз­
вития ребенка;

□ уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требова­
тельностью;

□ щадящий режим, предполагающий выполнение требований ох­
ранительного лечебно-педагогического режима, при котором
труд чередуется с отдыхом, предусмотрены медицинские проце­
дуры, и пр.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных