ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Этапы формирования трудового действия1-й уровень. Учащийся владеет знанием и первоначальным представлением о содержании приема трудового действия (получаемый результат, орудие труда, двигательная программа). По предложению учителя может находить серьезные ошибки в своей работе и отличать правильные трудовые движения от явно неправильных при наблюдении работы товарища, но сам допускает ошибки. В процессе работы сильно напрягается, движения замедленные, много лишних движений и «рысканий». 2-й уровень. Характерно уточнение образа действия. Учащийся различает более мелкие ошибки при стимулировании самоконтроля со стороны учителя. Крупные ошибки находит и исправляет самостоятельно. Контролирует себя главным образом с помощью зрения. Мышечный самоконтроль недостаточен. Сильно напрягается. Допускает меньше ошибок. Есть лишние движения и «рыскания». Периодически (до замечания учителя) допускает в работе неверные действия. Темп работы недостаточный. При увеличении темпа допускает значительные ошибки. 3-й уровень. Использует нормативно одобренные приемы работы. Лишние и неправильные движения отсутствуют или встречаются редко. Движения выполняет плавно и слитно, без излишнего напряжения. Ослаблен зрительный и усилен мышечный контроль работы. Внимание смещается с процесса действия (слежения за положением орудия труда, рук) на его результат. Темп работы относительно высокий. В обобщении результатов проверки учитель делает краткие выводы об усвоении учебного материала по отдельным параметрам. К заключению прилагаются основные материалы, полученные в процессе проверки (таблицы оценок, опросные листы и т. п.). Глава 16. Коррекционная направленность процесса трудовой подготовки... 233 2. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Педагогическая технология Педагогическая технология — это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов. Принципы коррекционно-развивающего обучения в процессе профессионально-трудовой подготовки заключаются в упрочении связей между полученными знаниями и навыками и выработке при этом мобильных умений, способных сориентировать учащегося в социуме и производственной сфере (социально-трудовая адаптация). К составляющим педагогической технологии обучения труду умственно отсталых школьников относятся: □ знание онтогенеза ученика и особенностей психофизиологии в □ типологизация учащегося в трудовом обучении для дифферен П подбор средств коррекции эмоционально-волевой сферы и сен-сомоторных процессов; П отбор оптимальных методов обучения с учетом целей и задач конкретного урока; П отбор технических средств обучения и эффективность их применения. Следовательно, технология обучения представляет собой совокупность факторов, влияющих на степень обученности учащихся. Естественно, в центре педагогического внимания должны стоять урок и воспитательное занятие как одни из основных форм обучения со всеми вытекающими дидактическими принципами специальной педагогики и психологии. Коррекционная работа в трудовом обучении — это прежде всего организация обучения, стимулирующая умственное и физическое совершенствование учащихся педагогическими средствами. К основным направлениям ее относятся развитие способности школьников регу- 234 Раздел третий пировать свою деятельность и проявлять достаточно высокий уровень активности в учебном процессе. Решение коррекционных задач, с одной стороны, приближает адаптационные возможности умственно отсталых школьников к уровню нормально развивающихся детей и, с другой, позволяет успешно овладевать профессиональной деятельностью. Для повышения активности учащегося в учебно-трудовой деятельности прежде всего формируются положительные мотивы трудового обучения. Для этого на уроках труда создается проблемная ситуация, благоприятный морально-психологический климат, воспитывается чувство ответственности и интерес к работе. К активизирующим факторам также относятся оценка работы учителем, самооценка, взаимооценка учащимися, контроль учебной деятельности и ее результатов, обсуждение перспектив трудоустройства и самостоятельности работы выпускников школы. Активность школьников в практической работе определяется ее доступностью, состоянием и техническим уровнем орудий труда, интересами учащихся, а также рядом внешних по отношению к деятельности условий (состав учебной группы, оплата труда, профориентированность и т. п.). Осознанная регуляция трудовой деятельности учащихся в основном обусловлена их способностью усваивать и применять на практике технико-технологические знания. От приобретенных школьником знаний в первую очередь зависит точность усвоения цели предстоящей деятельности (целеобразование). Трудности целеобразования в практической деятельности умственно отсталых учащихся свидетельствуют об отсутствии педагогических технологий или слабости их применения. При формировании педагогических технологий в трудовом обучении учителю важно знать условия достижения целей коррекции. Условия достижения целей коррекции в процессе трудового обучения Поставив перед учащимися задачу, например, выполнить определенную операцию или несложное изделие, учитель приступает к планированию целей исходя из своего методического арсенала и опыта работы. Образовательные цели предполагают объем изучаемого теоретического и практического материала в соответствии с учебной программой и календарно-тематическим планированием занятий. Воспитательные цели должны пронизывать собой весь процесс обучения и решения конкретных целей на данном уроке. На уроках Глава 16. Коррекционная направленность процесса трудовой подготовки... 235 трудового обучения этим целям подчинено все: эстетическое оформление мастерской, порядок организации занятий, внешний вид учителя и спецодежда учащихся, а главное, взаимоотношения, складывающиеся между учащимися и самим педагогом. Ведущий показатель воспитательной работы на уроках труда — привычка с усердием и желанием работать. Сложнее обстоит дело с планированием коррекционных целей урока. Без знаний основ специальной педагогики и психологии, а также психофизических особенностей умственно отсталых школьников невозможна эффективная организация коррекционной работы с ними. Коррекционные цели базируются на знании учителем основных дефектов психофизического развития учащегося и использовании индивидуального и дифференцированного подходов в обучении. Руководствуясь схемой (рис. 2), учитель трудового обучения может творчески осмыслить и грамотно сформулировать коррекционные цели урока, без которых невозможен процесс коррекционно-раз-вивающего обучения в целом. Коррекционная школа должна так строить систему профессональ-но-трудовой подготовки учащихся, чтобы часть материала учебных программ стала достоянием их личности, т. е. могла произвольно использоваться в разных производственных условиях. Это позволит воспитанникам коррекционной школы в какой-то мере приобрести такое качество, как мобильность в поведении и трудовой деятельности, т. е. находить и при необходимости менять свое рабочее место в существующих экономических условиях. При решении задачи социально-трудовой адаптации умственно отсталых школьников учитывается ряд основных факторов технологии коррекционно-развивающего обучения. Исходя из концепции специального образования: П коррекционно-педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе; □ коррекция должна находиться на перекрестке составных частей □ по объему и значимости коррекционно-педагогического про □ коррекция как социальная система должна иметь самостоятель Щ Контрольные вопросы и задания 1. Какие стороны трудовой деятельности легли в основу выявления типоло 2. На основании предложенных критериев дифференции учащихся в трудо 3„ Что входит в понятие «педагогическая технология» применительно к трудовому обучению? Рассмотрите ее составляющие с точки зрения реализации принципа коррекционно-развивающего обучения. 4. Решение каких задач трудового обучения обеспечивается коррекционной 5. Какие условия необходимы для решения задачи коррекционной направ EJ Рекомендуемая литература 1. Дулънев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.: 2. МирскийС.Л. Особенности профессионального обучения во вспомога 3. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной шко 4. Типологические особенности учащихся вспомогательной школы в трудо Глава 16. Коррекционная направленность процесса трудовой подготовки... 237
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ ВОПРОСЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА Обучение и воспитание — это сущностные функции образовательного процесса. Сущностные, потому что именно эти два аспекта единого процесса развития человека стали главными и фактически выступили структурными признаками в строении теоретической педагогики — дидактики и теории воспитания. Функции, потому что воспитание и обучение — это основные проявления образовательного процесса1. Глава 17 Процесс воспитания Понятие «воспитание» — одно из ведущих в педагогике и употребляется как в широком, так и в узком значении. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей воспитания в условиях педагогического процесса. В этом случае деятельность педагогов называется воспитательной работой. Традиционно процесс воспитания рассматривают как деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. На современном этапе происходит переосмысление ценностей, что связано со становлением новых общественно-экономических условий в нашей стране. Возросшее внимание государства к проблеме форми- L Ежеленко В. Б. Новая педагогика массовой школы. СПб., 2005.
238 Раздел четвертый рования «нового человека» требует совершенствования системы воспитания, т. е. не только качественного изменения деятельности образовательных учреждений, но и переориентации всех институтов общества на усиление внимания, уважения к каждому растущему человеку как самостоятельной личности. Сегодня наиболее оправдан такой подход к организации воспитательной работы, при котором вся совокупность воспитательных средств направлена на формирование у каждого конкретного воспитанника разумного представления собственного варианта жизни, способность управлять своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа позволяет целенаправленно управлять процессом развития личности. Там, где есть воспитание, учитываются движущие силы развития, возрастные и индивидуальные особенности детей; используются положительные влияния общественной и природной среды, а отрицательные или неблагоприятные факторы воздействия внешней среды ослабляются или сглаживаются; ребенок раньше оказывается способным к самовоспитанию. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Исходя из общих целей и задач воспитания подрастающего поколения и опираясь на собственные задачи, коррекционная школа VIII вида определяет цель воспитания как подготовку к жизни человека, физически и нравственно способного самостоятельно жить в современном мире. Безусловно, эта цель оправдана только для школьников с легкой умственной отсталостью. В отношении же воспитанников, не способных к самостоятельной жизни, можно говорить лишь об их социальной адаптации. В дальнейшем мы будем иметь в виду лишь учащихся с легкой умственной отсталостью, которые составляют основной контингент школы VIII вида. Исходя из целей воспитания, которые изначально дифференцированы в зависимости от различных групп учащихся, можно сформулировать следующие задачи воспитания умственно отсталых школьников, имеющих нарушения интеллектуального развития: □ коррекция всех компонентов психофизического, интеллекту □ разностороннее развитие учащихся; □ повышение значимости интеллекта в поведении учеников в раз Глава 17. Процесс воспитания 239 □ формирование умения жить в социуме, работать в коллективе; □ воспитание у ребенка активности, самостоятельности, критич Поставленные задачи будут также решаться на разных уровнях, исходя из возможностей конкретных воспитанников. 2- ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ Воспитание в коррекционной школе VIII вида подчиняется общим закономерностям и принципам, однако имеет свою специфику. Перечислим принципы воспитания, присущие общеобразовательной школе, которые будут актуальны и для учащихся с умственной отсталостью: П связь воспитания с жизнью, практикой; □ общественная направленность воспитания; □ опора на положительное в личности ребенка; □ гуманизация воспитания; □ личностный подход; □ комплексность, целостность, единство всех компонентов воспи П педагогическое руководство и самостоятельная деятельность, активность школьников; □ воспитание в коллективе и через коллектив; □ единство действий и требований школы, семьи и обществен Кроме этого, для системы специальных учреждений специфичны следующие принципы воспитания: □ коррекционная направленность воспитательного процесса, D доступность воспитания, т. е. организация воспитательного процесса на уровне реальных возможностей школьников в ситуациях, приближенных к реальным; □ воспитание в труде, так как любая деятельность при условии ее 240 Раздел четвертый ратность, дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца, взаимоуважение к другим членам группы и пр.; П индивидуальный и дифференцированный подходы к воспитанию, реализация которых предполагает всестороннее изучение личности ученика и определение соответствующих мер воспитательного воздействия с учетом выявленных индивидуальных и типологических особенностей; □ необходимость специального педагогического руководства в □ уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требова □ щадящий режим, предполагающий выполнение требований ох Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|