ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯСпециальные школы в большинстве своем работают по типу интерната, где дети проводят большую часть времени, а значит, в них внеурочная воспитательная работа занимает значимое место. Именно во внеурочное время в процессе повседневной жизни в интернате дети повторяют, закрепляют, расширяют знания, полученные на занятиях по СБО, у них автоматизируются умения, формируются полезные привычки и нормы поведения. Этому в определенной мере способствует распорядок дня: утренний и вечерний туалет, уборка спален, класса, бытовых комнат, питание в школьной столовой. Глава 20. Социально-бытовая ориентировка и адаптация учащихся... 288 Система работы во внеурочное время имеет свои задачи, формы, методы и не является копией уроков СБО. Но воспитатель все же использует программу по социально-бытовой ориентировке, согласовывая с учителем темы, формы, объем работы с учащимися. Необходимо привлекать учителя СБО к работе методического объединения воспитателей. Воспитателю необходимо придерживаться тех же, что и в учебном процессе, требований, предъявляемых к выполнению учащимися хозяйственно-бытовых и других заданий, к соблюдению ими правил поведения, санитарно-гигиенических правил. В противном случае будут разрушаться умения, усвоенные на уроках СБО. Воспитатель постоянно следит за тем, чтобы дети не забывали выученные правила и приобретенные умения и постоянно пользовались ими. После изучения нескольких тем для закрепления и повторения знаний и умений учитель и воспитатель могут провести конкурс, соревнование, праздник, классный час, спланировав их совместно и заранее. Для расширения знаний и использования умений можно организовать кружковую работу. Во внеурочное время основное внимание должно уделяться практическим упражнениям. Специальные воспитательные занятия должны иметь четкую практическую направленность, предусматривать различные виды деятельности и быть социально значимыми для дальнейшей жизни умственно отсталых учащихся. Обязательное условие работы воспитателя по СБО — создание положительного эмоционального настроя в группе. Необходимо помогать детям выполнять задания не по принуждению, а по собственному желанию, с интересом и удовольствием. Воспитатель может проверить порядок в помещениях школы-интерната, состояние одежды детей и условия ее хранения. Поддержание порядка в помещении, ремонтные работы, работы по благоустройству школьного участка формируют бережливое отношение к общественному имуществу. Прививая бережливость и стремление к упорядоченному ведению хозяйства, нужно учить школьников замечать, не расходуется ли лишняя электроэнергия, вода, сколько остается пищи после обеда. Поскольку умственно отсталые не умеют разумно распорядиться карманными деньгами, необходимо обращать их внимание на то, сколько этих денег должно быть, сколько из них можно расходовать. Именно в повседневной жизни во внеурочное время воспитывается доброжелательность, уверенность, закрепляются умения анализи- 284 Раздел четвертый
ровать ситуацию, поддерживать разговор, правильно использовать полученную информацию, вступать в контакт. Во внеурочное время можно приглашать в школу интересных людей и предоставлять учащимся возможность общаться с ними. Школьники должны беседовать с гостями, задавать им вопросы. При посещении внешкольных учреждений — театра, кинотеатра, бассейна, стадиона, зоопарка — также необходимо наладить контакты учеников с сотрудниками данных учреждений и другими детьми. Несомненно, что в работе по СБО особого внимания требуют дети-сироты и дети, лишенные попечения родителей, постоянно находящиеся в условиях искусственной изоляции от окружающей среды. Тем не менее данный предмет значим и для детей, живущих в семье. Для успешного закрепления приобретаемых в школе знаний и умений большое значение имеет их практическое применение в домашних условиях. Работа учителей и воспитателей станет более эффективной, если приобретаемые в школе навыки найдут применение учащимися дома. Для этого необходимо проводить в школах лекции, беседы, практикумы, родительские собрания, в ходе которых разъяснять родителям задачи и содержание социально-бытовой ориентировки детей, а также просвещать их по важным вопросам семейного воспитания, таким как «Воспитание ребенка в семье», «Половое воспитание подростка», «Хозяйственно-бытовые обязанности ребенка дома»» При совместном обсуждении общих проблем родители начинают лучше понимать, чему и как учить ребенка, как ему помочь. Однако не всегда родители умственно отсталых детей правильно справляются со своими обязанностями. Зачастую, считая своего ребенка больным, они излишне оберегают его, избавляют ото всех забот. Гиперопека задерживает развитие ребенка, наносит существенный вред его социально-бытовой адаптации. Ребенок растет, не имея навыков нормативно-правового поведении, организации бытовых условий, общения с малознакомыми людьми. Приучая ребенка к самостоятельности, необходимо учитывать действительные возможности его развития. В семье ученик должен полностью себя обслуживать: без напоминаний и посторонней помощи совершать туалет, принимать ванну, убирать постель после сна и расстилать перед сном, мыть посуду, знать, когда нужно сменить белье, утром встать и вечером лечь спать. Родители могут заниматься с ребенком несложным физическим трудом и спортом, всевозможными поделками, мелким ремонтом, рукоделием, работами на приусадебном участке... Родители должны знать, что их детям можно доверить деньги и послать в магазин за покупками. Умственно отсталому ребенку нужно иметь Глава 20. Социально-бытовая ориентировка и адаптация учащихся... 285 постоянные домашние обязанности: полить цветы, вынести мусор, вытереть пыль и т. п. Очень хорошо, если один из родителей может посетить урок СБО. Тогда учитель сможет продемонстрировать правильные приемы обращения с детьми, выявить наиболее интересующие и требующие решения вопросы» По возможности нужно использовать помощь родителей в проведении внеклассных мероприятий, а также в профориентации умственно отсталых школьников. Рекомендуется приглашать на встречу с детьми родителей, владеющих рабочими специальностями, доступными выпускникам коррекционной школы VIII вида. Рассказ о профессии, демонстрация практических умений не только вызовут любопытство учащихся, но и помогут им избрать свой жизненный путь. Частые контакты родителей и школы, их совместная деятельность являются важным элементом личностного развития ребенка. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|