ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯДлительное пребывание учащихся в школе, обучение в классах, работа в школьных мастерских требуют строгого выполнения режима дня. Для коррекционной школы различают: тепловой, световой, санитарно-гигиенический, лечебно-оздоровительный, двигательный и охранительный виды режимов. Учащиеся естественно переключаются с одного вида на другой, чему способствуют мероприятия с разнообразной двигательной активностью. В число таких мероприятий могут входить: □ утренняя зарядка, в процессе которой учащиеся обязательно Глава 22. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся 315 выполняют упражнения общефизической направленности, что дает возможность включить школьника в ритм дневной деятельности; □ гимнастика до занятий, общеразвивающие и дыхательные уп □ физкультминутки на общеобразовательных уроках для снятия □ физкультпаузы — более интенсивное выполнение физических □ спортивные прогулки после уроков. Воспитатель заранее выби Особое внимание следует обратить на спортивно-массовые мероприятия. Среди них самыми массовыми и наиболее действенными являются занятия в спортивных кружках по отдельным видам спорта: легкоатлетические, гимнастические, плавания, спортивных и подвижных игр. Занятия в кружках, которые могут проводить учителя физкультуры школы и тренеры, имеющие специальную спортивную классификацию, требуют серьезного подхода к комплектованию групп, выбору мест и условий занятий, а также уровню физического развития учащихся. Старших школьников можно включать в группы подростков с нормальным развитием, что будет способствовать их интеграции в здоровую среду. При этом следует осторожно относиться к учащимся, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицинской группе. Спортивные соревнования могут проводиться как внутри коррек-ционной школы, так и с другими школами. Соревнования между школьниками разных классов способствуют созданию сборных ко- 316 Раздел четвертый
манд школы. Команды могут комплектоваться по смешанному типу (настольный, большой теннис, «Веселые старты», различные эстафеты), по половому признаку, по возрастному (футбол, волейбол, лыжные гонки, бег на коньках — старшие классы; плавание, гимнастика, подвижные игры — младшие классы). Главное требование к учителю при проведении соревнований — сопереживать вместе с учеником, учить его правильно реагировать на победу и поражение. Сама организация соревнований — общепринятая. Особое внимание следует обращать на внешний вид соревнующегося, его поведение. Результаты соревнований должны освещаться на специальном стенде. Награждать лучших, отличать их спортивные успехи желательно на школьных линейках. Физкультурные праздники, в которых должно участвовать как можно больше школьников, органически вписываются в систему физического воспитания. Содержание программы праздника должно соответствовать возрасту школьников, их двигательной подготовленности, уровню интеллекта и опыту участия в празднике. В системе адаптивной физической культуры различают рекреаци-онно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Встречаются спортсмены с нарушениями интеллектуального развития, которые достигают хороших результатов в процессе соревнований. Это те школьники, у которых моторные функции и физическое развитие не имели нарушений. Дети и подростки коррекционных школ VIII вида охвачены системой специальной олимпиады (Special Olympics), девиз которой провозглашает не победу, а участие в соревнованиях. Ц Контрольные вопросы и задания 1. Какие задачи решает физическое воспитание школьников с нарушением 2. Назовите основные формы организации физического воспитания в кор- 3. Подберите подвижную игру для учащихся I—IV классов, постарайтесь ее 4. Дайте характеристику учащихся различных клинических групп с позиции 5. Составьте комплекс упражнений для физкультминутки на одном из уро 6. Определите характер физических упражнений для физкультминутки и Глава 22. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся 317
Рекомендуемая литература 1. Вайзман Н. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997. 2. Веневцев С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушением интеллекта. М., 3. Дмитриев А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомо 4. Дмитриев А. А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной шко 5. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании. М., 6. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. 3VL, 1997. 7. Мозговой В. М. Развитие двигательных возможностей учащихся с наруше 8. ЧерникЕ. С. Физическая культура во вспомогательной школе: учеб. посо Глава 23 Эстетическое воспитание учащихся коррекционной школы VIII вида 1- СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ школьников В эстетическом воспитании сочетаются два процесса: целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развития способности создавать красивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию. В основе методологии эстетического воспитания лежит научный принцип дуализма, предполагающий неразрывную связь эстетического с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравственности) благоприятствует развитию личностных качеств ребенка, активно воздействует на его интеллектуальную, эмоциональную и волевую деятельность. Эстетическое воспитание затрагивает прежде всего чувства человека, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоци- 318 Раздел четвертый ональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность — это не врожденные, а формируемые под влиянием окружающей среды и педагогических условий качества. В коррекционной школе это — неотъемлемая часть единого образовательного процесса. Специфические педагогические условия способствуют значительному продвижению в эстетическом развитии умственно отсталых детей, которые, несмотря на достигнутый результат, не в состоянии овладеть уровнем художественных и творческих умений, характерных для их сверстников, обучающихся в общеобразовательной школе. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятельность, благодаря чему улучшается качество восприятия и, следовательно, становятся отчетливее, полнее и богаче представления. В процессе такого воспитания у учащихся удается сформировать положительную мотивацию и эмоциональную отзывчивость на объекты эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оценивать прекрасное, отграничивать его от безобразного, дисгармоничного. Кроме того, многие школьники овладевают элементами художественного творчества, осваивают простейшие навыки и умения создавать красивое. С учетом своеобразия развития умственно отсталых детей и особой роли коррекционно-развивающего образования эстетическое воспитание направлено на решение комплекса задач: □ формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, уме □ обогащать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эс □ развивать и совершенствовать элементарные творческие спо Глава 23. Эстетическое воспитание учащихся коррекционной школы VII! вида 319 □ способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психического и физического развития умственно отсталых школьников, постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни. Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталых детей во многом осложняют решение указанных задач. Поэтому нужна специальная организация эстетического воспитания, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в общеобразовательной школе, уровень его содержания; во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспитания и обучения; в-трет^их, коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий. Восприятие школьников с нарушениями интеллектуального развития замедленно. Даже картинки хорошо известных предметов учащиеся узнают не сразу. Снижение темпа восприятия умственно отсталых детей сочетается со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Об этом свидетельствует тот факт, что на одном и том же участке окружающего пространства они обнаруживают гораздо меньше предметов, чем нормально развивающиеся дети. Узость, ограниченность восприятия мешают учащимся ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке. Если ребенок с сохранным интеллектуальным развитием в совокупности обстоятельств сразу выделяет главное и достаточно хорошо ориентируется в том, что происходит, то его умственно отсталый сверстник долго не может уловить смысла происходящего и зачастую оказывается дезориентированным. Еще одна особенность восприятия детей с отклонениями в развитии — недостаточная дифференцированность и пониженная активность этого психического процесса. Глядя на какой-либо объект, умственно отсталые школьники не стремятся во всех деталях, основательно разобраться в его свойствах и особенностях. У них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с другими объектами. Учащиеся не в состоянии выделить наиболее важные и характерные признаки. Кроме того, они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В результате восприятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и нередко искаженными. Все это накладывает отпечаток на прием и переработку эстетических впечатлений. 320 Раздел четвертый Воспитанники весьма своеобразно воспринимают произведения изобразительного искусства (картины, репродукции, художественные иллюстрации). Так, учащиеся младших классов не понимают, что такое перспектива, не различают светотеней, частичных перекрытий (т. е. когда один предмет загораживает другой), слабо дифференцируют промежуточные цвета и малонасыщенные цветовые оттенки, допускают ошибки при узнавании сходных по начертанию объектов. Кроме того, дети очень часто ошибаются при объяснении выражения лица персонажа картины, а сложные и тонкие переживания героев не улавливают, толкуя их примитивно, элементарно. Движения и позу персонажей учащиеся никак не связывают с их эмоциональным состоянием, изображаемой ситуацией. Такое своеобразие восприятия затрудняет осмысление изображенного. Музыкальные способности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии также отличаются определенной спецификой: они не могут повторить несложный ритм, чисто интонировать мелодию, передать содержание музыкальных произведений. Ограниченные возможности узнавания эмоциональных состояний, воплощенных в музыке, неумение различать средства музыкальной выразительности, бедный словарь препятствуют выражению собственных мыслей и переживаний детей. Узость восприятия тормозит установление причинно-следственных, временных соотношений между музыкальными образами. Ограниченность знаний об окружающем и недостаточное развитие личности ребенка негативно воздействуют на появление внемузыкальных представлений, воображаемых ситуаций. Музицирование вызывает у умственно отсталых детей положительный эмоциональный настрой, но быстро утомляет их, что ведет к потере интереса. Они с трудом овладевают новыми приемами музыкальной деятельности, действия выполняют только по показу учителя неосознанно, механически. Как правило, дети не могут объективно оценивать свою работу, у них недостаточно развито стремление к улучшению результата. Их удовлетворяет сам процесс музыкальной деятельности. Музыкальные произведения элегического характера чаще всего безразличны умственно отсталым воспитанникам. Иногда у детей можно наблюдать абсолютно неадекватные реакции, например, смех вместо огорчения по поводу несчастья, переживаемого героем музыкального произведения, кинофильма или спектакля. На некоторые произведения искусства, которые привлекают своей яркостью и выразительностью, дети отвечают чрезмерным проявлением радости, эй- Глава 23. Эстетическое воспитание учащихся коррекционной школы VIII вида 321 форичностью, двигательной расторможенностью с утратой контроля поведения сознанием. Развитию творческих и художественных навыков учащихся специального (коррекционного) образовательного учреждения существенно препятствуют (особенно в младщих классах) такие нарушения, как отставание в физическом развитии, прежде всего в двигательной сфере (патологическая замедленность или импульсивность движений, нарушение зрительно-двигательной координации, снижение мышечного тонуса, неумение выполнять сложные двигательные акты и т. п.). Эти недостатки отрицательно влияют на эстетическое воспитание детей, особенно во время занятий изобразительной и музыкально-ритмической деятельностью, хореографией, ручным трудом. Вместе с тем, обладая значительными коррекционно-развивающи-ми возможностями, средства эстетического воспитания раскрывают перед ребенком реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность. Эстетическое воспитание вносит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насыщенность и сила раздражителей воздействуют на их чувства, повышают восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей. Эстетическое воспитание осуществляется в учебной, внеклассной и внешкольной деятельности детей. 2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Система коррекционно-образовательной работы специальной школы предусматривает непрерывное эстетическое воспитание на протяжении всего периода обучения. Одни учебные предметы в силу их специфики (изобразительное искусство, пение и музыка, чтение, трудовое обучение, ритмика, физическая культура, география и естествознание) обладают большими возможностями для этого, другие — меньшими. Однако важно, чтобы каждая образовательная дисциплина могла быть максимально использована для решения задач эстетического воспитания. Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии результативнее усваивают учебный материал, если на уроках органично используются средства, обладающие эстетическими свойствами — красочностью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающими чувства ребенка. К таким средствам относятся: объекты природы, дизайн помещения, произведения искусства, гармоничные взаимоотношения между людьми, внешний вид человека, совершенство разнообразной деятельности, сложность движений и др. 322 Раздел четвертый Специфический характер развития школьников с умственной отсталостью требует от педагога проявления особой заботы о воспитании у них умения видеть, слышать, чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Эти медленно формируемые умения постепенно достигают достаточного уровня. Например, многие старшеклассники способны замечать и выделять красивое, любоваться оригинальным сочетанием красок, воспринимать звуки окружающей природы и радоваться им. Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадлежит урокам изобразительного искусства, пения и музыки. Изобразительное искусство Программа по изобразительному искусству, включающая различные виды работ (рисование с натуры, декоративное и тематическое рисование, беседы об искусстве), составлена так, чтобы в процессе занятий можно было, во-первых, корригировать недостатки развития умственно отсталых детей, во-вторых, научить их элементарному рисованию, в-третьих, сформировать эмоционально-эстетическое восприятие. На этих уроках предусматривается обогащение детей зрительными образами, которые развивают чувства, художественный вкус и вызывают желание заниматься изобразительной деятельностью. Достигается это главным образом с помощью большого числа разнообразных упражнений, направленных на развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки. Сравнение предметов по форме, цвету, размеру, положению в пространстве и изображение их на листе бумаги способствуют становлению и коррекции у учащихся графических навыков, аналитико-синтетической деятельности. Значительное место занимают систематическая работа с иллюстративным материалом (показ репродукций, разбор иллюстраций в книгах и журналах), а также беседы о доступных для умственно отсталых школьников произведениях изобразительного искусства. В процессе обучения изобразительной деятельности дети учатся наблюдать, у них развивается зрительная память, воображение, фантазия. Организуя целенаправленное изучение объекта, учитель формирует умение выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным. На уроках рисования воспитываются такие важные качества, как умение планировать свою работу, отчитываться о ней, самостоятельно контролировать ее. Кроме того, совершенствуются глазомерные навыки и зрительно-двигательная координация, происходят положительные сдвиги в эмоционально-волевой сфере» Глава 23. Эстетическое воспитание учащихся коррекционной школы VIII вида 323 Деятельность учащихся (ее целенаправленность, сознательность, устойчивость, активность, продуктивность) заметно улучшается, если в процессе рисования дети выполняют ряд интеллектуальных операций: предварительно осмысливают структуру воспринимаемого объекта, определяют последовательность его изображения, сравнивают с реальным объектом, части рисунка между собой. Эффективность кор-рекционной работы возрастает, если на уроках изобразительного искусства учащиеся получают задания для самостоятельной деятельности. Приобретенные в ходе рисования умения и навыки применяются при обучении другим учебным дисциплинам: родному языку, математике, географии, естествознанию, истории, черчению. Элементы изобразительной грамоты используются на занятиях по труду, в том числе и в профессиональной подготовке школьников (особенно при отделке работ из дерева и текстиля, при оформлении переплетно-картонаж-ных и других изделий). Пение и музыка Целью музыкального воспитания является формирование музыкальной культуры учащихся как комплекса элементарных основных качеств и способностей, необходимых для занятия музыкальной деятельностью. Для этого реализуется система образовательных, кор-рекционно-развивающих и воспитательных задач: □ овладение детьми определенными музыкальными знаниями, □ обогащение эмоциональной сферы новыми впечатлениями, пе □ формирование потребности в слушании лучших образцов му □ обогащение представлений о музыкальных традициях нашего □ развитие интереса к песне, песенно-хоровому исполнению про 324 Раздел четвертый □ воспитание положительных личностных качеств учащихся как в классно-урочной, так и во внеклассной, внешкольной деятельности с помощью общественно-полезной направленности содержания музыкальных произведений; D овладение детьми элементарными знаниями о процессе звукозаписи, звукоусиления и ретрансляции, а также умениями самостоятельно использовать технические средства для реализации потребности в воспроизведении записей музыкальных произведений; D применение широкого спектра возможностей музыки для пси- хокоррекционной и психотерапевтической помощи. В образовательную программу включены следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты». Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа вокально-хорового репертуара классного хора. В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строй и ансамбль. Пение без аккомпанемента способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Творческое раскрытие образа песни — главная задача, подчиняющая вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен. Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь. При изучении раздела «Слушание музыки» важно создать благоприятные условия для восприятия музыки: атмосферу концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Накопленный в младших классах опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, состоящей из произведений для детей из мультфильмов, кинофильмов, эстрадных выступлений, народных песен, позволяет изучать классический музыкальный материал в старших классах. Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит основы знаний о музыке и музыкальной деятельности. Глава 23. Эстетическое воспитание учащихся коррекционной школы VIII вида 325 При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных музыкальных понятиях, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов. Планируя занятия, учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года. Наряду с освоением учащимися нового материала, важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это помогает ученикам вспоминать полюбившиеся им песни, сохранять их в своем репертуаре, включать в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению. Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах (классах, залах). Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность формирования его музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик прослушанной музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и мотор-но-двигательными проявлениями. Интересная и доступная детям с нарушенным интеллектуальным развитием музыкальная деятельность в значительной мере способствует повышению мотивации к обучению, воспитанию нравственно-этических, гражданско-патриотических чувств, художественно-эстетических качеств. Пение, дыхательные упражнения, игра на музыкальных инструментах, занятия танцами, ритмикой укрепляют общесоматическое состояние организма, улучшают физические качества: координацию движений, выносливость, ловкость, жизненную емкость легких, общую и мелкую моторику, т. е. нормализуют поведенческие проявления, снижая уровень негативных эмоциональных переживаний, которые сменяет оптимизм, уверенность в собственных силах. 326 Раздел четвертый Эстетическое воспитание при трудовом обучении В трудовом процессе активно участвуют почти все органы чувств, благодаря чему создаются эффективные условия для развития у детей эстетического восприятия и элементов художественного творчества: чувство цвета, которое возникает при восприятии красивых цветовых сочетаний, чувство формы, когда эстетические переживания вызваны законченностью и естественностью формы, чувство ритма, когда воспринимается ритмическое построение (расположение) элементов предмета. Для развития художественного восприятия и творческого воображения очень продуктивна работа с природными материалами (листьями, цветами, шишками, желудями, кукурузными початками, ветками и т. п.). Уроки чтения В системе эстетического воспитания особую функцию выполняют уроки чтения. Современная и классическая детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка. В процессе занятий учащиеся отрабатывают умения читать текст, соблюдая нормы русской орфоэпии, выделять главную мысль произведения, составлять характеристики литературных героев. Художественное слово раскрывает перед ними красоту и богатство родного языка, помогает овладеть им. При этом огромна роль самого учителя, его живого, доступного пониманию детей слова. Важное воспитательное значение имеет художественное рассказывание. Эмоциональный, выразительный рассказ затрагивает область чувственной сферы школьников. Обращенный к классу, он вызывает у детей сочувственное переживание, при этом лучше понимается его содержательная суть. Помимо эстетической и эмоциональной окраски художественного рассказа, необходимо заинтересовать учащихся образной передачей, вызвать у них яркие переживания. Среди требований, предъявляемых к рассказу, — его краткость, ограниченное число действующих лиц и новых слов, доступность и ясность для понимания. Выразительное чтение художественных произведений пробуждает у учащихся интерес к литературе, желание читать самому. Такое чтение — одно из самых результативных средств эстетического воспитания и его важно использовать на всех этапах школьного обучения. Глава 23. Эстетическое воспитание учащихся коррекционной школы VMI вида 327 Большое значение для эстетического воспитания умственно отсталых школьников имеет заучивание детьми стихотворений и отрывков из художественной прозы, выразительное чтение на уроках, на вечерах художественной самодеятельности. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|