Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ




Длительное пребывание учащихся в школе, обучение в классах, ра­бота в школьных мастерских требуют строгого выполнения режима дня. Для коррекционной школы различают: тепловой, световой, сани­тарно-гигиенический, лечебно-оздоровительный, двигательный и ох­ранительный виды режимов. Учащиеся естественно переключаются с одного вида на другой, чему способствуют мероприятия с разнообраз­ной двигательной активностью.

В число таких мероприятий могут входить:

□ утренняя зарядка, в процессе которой учащиеся обязательно
вместе с воспитателем, медсестрой или учителем физкультуры

Глава 22. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся 315


выполняют упражнения общефизической направленности, что дает возможность включить школьника в ритм дневной де­ятельности;

□ гимнастика до занятий, общеразвивающие и дыхательные уп­
ражнения для которой подбираются так, чтобы успокоить детей
перед уроком;

□ физкультминутки на общеобразовательных уроках для снятия
утомления, переключения ученика с одного вида деятельности
на другой. Это пять-шесть упражнений малой интенсивности с
речитативами (в младших классах) или в обыкновенном ре­
жиме;

□ физкультпаузы — более интенсивное выполнение физических
упражнений на уроках трудового обучения, на больших переме­
нах. Учащиеся заранее разучивают с учителем физкультуры
два-три комплекса упражнений с учетом специфики вида труда.
Можно практиковать малоинтенсивные подвижные игры
(большинство их представлено в программе по физическому
воспитанию);

□ спортивные прогулки после уроков. Воспитатель заранее выби­
рает маршрут, сообщает его учащимся, указывает (определяет)
цели, задачи прогулки, отмечает в своем рабочем плане воспи­
тательной работы, согласовывает с врачом школы, администра­
цией.

Особое внимание следует обратить на спортивно-массовые меро­приятия. Среди них самыми массовыми и наиболее действенными яв­ляются занятия в спортивных кружках по отдельным видам спорта: легкоатлетические, гимнастические, плавания, спортивных и подвиж­ных игр.

Занятия в кружках, которые могут проводить учителя физкульту­ры школы и тренеры, имеющие специальную спортивную классифи­кацию, требуют серьезного подхода к комплектованию групп, выбору мест и условий занятий, а также уровню физического развития уча­щихся. Старших школьников можно включать в группы подростков с нормальным развитием, что будет способствовать их интеграции в здоровую среду. При этом следует осторожно относиться к учащимся, которые по состоянию здоровья отнесены к специальной медицин­ской группе.

Спортивные соревнования могут проводиться как внутри коррек-ционной школы, так и с другими школами. Соревнования между школьниками разных классов способствуют созданию сборных ко-

316 Раздел четвертый


 


манд школы. Команды могут комплектоваться по смешанному типу (настольный, большой теннис, «Веселые старты», различные эстафе­ты), по половому признаку, по возрастному (футбол, волейбол, лыж­ные гонки, бег на коньках — старшие классы; плавание, гимнастика, подвижные игры — младшие классы). Главное требование к учителю при проведении соревнований — сопереживать вместе с учеником, учить его правильно реагировать на победу и поражение. Сама орга­низация соревнований — общепринятая. Особое внимание следует об­ращать на внешний вид соревнующегося, его поведение. Результаты соревнований должны освещаться на специальном стенде. Награж­дать лучших, отличать их спортивные успехи желательно на школь­ных линейках.

Физкультурные праздники, в которых должно участвовать как можно больше школьников, органически вписываются в систему фи­зического воспитания. Содержание программы праздника должно со­ответствовать возрасту школьников, их двигательной подготовлен­ности, уровню интеллекта и опыту участия в празднике.

В системе адаптивной физической культуры различают рекреаци-онно-оздоровительный спорт и спорт высших достижений. Встреча­ются спортсмены с нарушениями интеллектуального развития, кото­рые достигают хороших результатов в процессе соревнований. Это те школьники, у которых моторные функции и физическое развитие не имели нарушений. Дети и подростки коррекционных школ VIII вида охвачены системой специальной олимпиады (Special Olympics), девиз которой провозглашает не победу, а участие в соревнованиях.

Ц Контрольные вопросы и задания

1. Какие задачи решает физическое воспитание школьников с нарушением
интеллектуального развития?

2. Назовите основные формы организации физического воспитания в кор-
рекционной школе VIII вида.

3. Подберите подвижную игру для учащихся I—IV классов, постарайтесь ее
провести во время педагогической практики.

4. Дайте характеристику учащихся различных клинических групп с позиции
уровня развития моторики и физической подготовленности.

5. Составьте комплекс упражнений для физкультминутки на одном из уро­
ков.

6. Определите характер физических упражнений для физкультминутки и
проведения физкультпауз.

Глава 22. Физическое воспитание умственно отсталых учащихся 317

 

Рекомендуемая литература

1. Вайзман Н. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997.

2. Веневцев С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушением интеллекта. М.,
2004.

3. Дмитриев А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомо­
гательной школы средствами физического воспитания. Красноярск, 1987.

4. Дмитриев А. А. Физическое воспитание учащихся вспомогательной шко­
лы // Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред.
В. В. Воронковой. М.: Школа-Пресс, 1994.

5. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании. М.,
2002.

6. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. 3VL, 1997.

7. Мозговой В. М. Развитие двигательных возможностей учащихся с наруше­
ниями интеллекта в процессе физического воспитания. М., 2001.

8. ЧерникЕ. С. Физическая культура во вспомогательной школе: учеб. посо­
бие. М., 1997.

Глава 23

Эстетическое воспитание учащихся коррекционной школы VIII вида

1- СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ

школьников

В эстетическом воспитании сочетаются два процесса: целенаправ­ленного и систематического формирования умений адекватно воспри­нимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развития способности создавать кра­сивое. Совокупность педагогических средств, предназначенных для решения этих задач, составляет сущность работы по эстетическому воспитанию.

В основе методологии эстетического воспитания лежит научный принцип дуализма, предполагающий неразрывную связь эстетическо­го с этическим. Такая взаимосвязь двух начал (красоты и нравствен­ности) благоприятствует развитию личностных качеств ребенка, ак­тивно воздействует на его интеллектуальную, эмоциональную и воле­вую деятельность.

Эстетическое воспитание затрагивает прежде всего чувства челове­ка, вызывает у него разнообразные переживания, создает эмоци-

318 Раздел четвертый


ональную атмосферу, побуждает к общению с прекрасным. Однако стремление к красоте и эстетическая потребность — это не врожден­ные, а формируемые под влиянием окружающей среды и педагогиче­ских условий качества.

В коррекционной школе это — неотъемлемая часть единого обра­зовательного процесса. Специфические педагогические условия спо­собствуют значительному продвижению в эстетическом развитии ум­ственно отсталых детей, которые, несмотря на достигнутый результат, не в состоянии овладеть уровнем художественных и творческих уме­ний, характерных для их сверстников, обучающихся в общеобразова­тельной школе. Под влиянием эстетических средств, затрагивающих чувства ребенка, заметно активизируется познавательная деятель­ность, благодаря чему улучшается качество восприятия и, следова­тельно, становятся отчетливее, полнее и богаче представления. В про­цессе такого воспитания у учащихся удается сформировать положи­тельную мотивацию и эмоциональную отзывчивость на объекты эстетического восприятия, способность замечать, выделять и оцени­вать прекрасное, отграничивать его от безобразного, дисгармонично­го. Кроме того, многие школьники овладевают элементами художест­венного творчества, осваивают простейшие навыки и умения созда­вать красивое.

С учетом своеобразия развития умственно отсталых детей и особой роли коррекционно-развивающего образования эстетическое воспи­тание направлено на решение комплекса задач:

□ формировать у учащихся эстетическую восприимчивость, уме­
ние видеть и понимать прекрасное в искусстве, природе, повсе­
дневной жизни; обогащать имеющийся опыт школьников эсте­
тическими впечатлениями; воспитывать у детей сенсорную
культуру, личностное отношение к воспринятому, развивать эс­
тетический вкус; приучать школьников к нравственно-этиче­
ским оценкам и правильным, аргументированным суждениям;

□ обогащать эмоциональную сферу учащихся, вызывать у них эс­
тетические чувства и переживания (удовольствие, радость, вос­
хищение и пр.), добиваясь адекватной реакции на красоту при­
роды, произведения искусства или окружающую обстановку;

□ развивать и совершенствовать элементарные творческие спо­
собности (возможности) и художественные навыки в доступ­
ных детям с нарушением интеллектуального развития видах де­
ятельности: театрализованной, изобразительной, художествен­
но-прикладной, музыкальной, танцевальной и др.;

Глава 23. Эстетическое воспитание учащихся коррекционной школы VII! вида 319


□ способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглажи­ванию) дефектов психического и физического развития умст­венно отсталых школьников, постоянно проявляя заботу о ста­новлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.

Недостатки познавательной, речевой, эмоционально-волевой и двигательной сферы умственно отсталых детей во многом осложняют решение указанных задач. Поэтому нужна специальная организация эстетического воспитания, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в общеобразовательной школе, уровень его содер­жания; во-вторых, рациональное использование разнообразных и от­вечающих возможностям учащихся форм, методов и средств воспита­ния и обучения; в-трет^их, коррекционно-направленный характер всех учебно-воспитательных мероприятий.

Восприятие школьников с нарушениями интеллектуального разви­тия замедленно. Даже картинки хорошо известных предметов уча­щиеся узнают не сразу. Снижение темпа восприятия умственно отста­лых детей сочетается со значительным сужением объема воспринима­емого материала. Об этом свидетельствует тот факт, что на одном и том же участке окружающего пространства они обнаруживают гораз­до меньше предметов, чем нормально развивающиеся дети. Узость, ограниченность восприятия мешают учащимся ориентироваться в той или иной ситуации, особенно в незнакомой, непривычной обстановке. Если ребенок с сохранным интеллектуальным развитием в совокуп­ности обстоятельств сразу выделяет главное и достаточно хорошо ориентируется в том, что происходит, то его умственно отсталый сверстник долго не может уловить смысла происходящего и зачастую оказывается дезориентированным.

Еще одна особенность восприятия детей с отклонениями в разви­тии — недостаточная дифференцированность и пониженная актив­ность этого психического процесса. Глядя на какой-либо объект, ум­ственно отсталые школьники не стремятся во всех деталях, ос­новательно разобраться в его свойствах и особенностях. У них нет потребности всматриваться, анализировать и сопоставлять его с дру­гими объектами. Учащиеся не в состоянии выделить наиболее важные и характерные признаки. Кроме того, они плохо устанавливают связи и отношения между предметами или их частями. В результате вос­приятие и понимание окружающего оказываются упрощенными и не­редко искаженными. Все это накладывает отпечаток на прием и пере­работку эстетических впечатлений.

320 Раздел четвертый


Воспитанники весьма своеобразно воспринимают произведения изобразительного искусства (картины, репродукции, художествен­ные иллюстрации). Так, учащиеся младших классов не понимают, что такое перспектива, не различают светотеней, частичных перекрытий (т. е. когда один предмет загораживает другой), слабо дифференциру­ют промежуточные цвета и малонасыщенные цветовые оттенки, до­пускают ошибки при узнавании сходных по начертанию объектов. Кроме того, дети очень часто ошибаются при объяснении выражения лица персонажа картины, а сложные и тонкие переживания героев не улавливают, толкуя их примитивно, элементарно. Движения и позу персонажей учащиеся никак не связывают с их эмоциональным сос­тоянием, изображаемой ситуацией. Такое своеобразие восприятия за­трудняет осмысление изображенного.

Музыкальные способности детей с отклонениями в интеллектуаль­ном развитии также отличаются определенной спецификой: они не могут повторить несложный ритм, чисто интонировать мелодию, пе­редать содержание музыкальных произведений. Ограниченные воз­можности узнавания эмоциональных состояний, воплощенных в му­зыке, неумение различать средства музыкальной выразительности, бедный словарь препятствуют выражению собственных мыслей и пе­реживаний детей. Узость восприятия тормозит установление при­чинно-следственных, временных соотношений между музыкальными образами. Ограниченность знаний об окружающем и недостаточное развитие личности ребенка негативно воздействуют на появление внемузыкальных представлений, воображаемых ситуаций.

Музицирование вызывает у умственно отсталых детей положи­тельный эмоциональный настрой, но быстро утомляет их, что ведет к потере интереса. Они с трудом овладевают новыми приемами музы­кальной деятельности, действия выполняют только по показу учителя неосознанно, механически. Как правило, дети не могут объективно оценивать свою работу, у них недостаточно развито стремление к улучшению результата. Их удовлетворяет сам процесс музыкальной деятельности.

Музыкальные произведения элегического характера чаще всего безразличны умственно отсталым воспитанникам. Иногда у детей можно наблюдать абсолютно неадекватные реакции, например, смех вместо огорчения по поводу несчастья, переживаемого героем музы­кального произведения, кинофильма или спектакля. На некоторые произведения искусства, которые привлекают своей яркостью и выра­зительностью, дети отвечают чрезмерным проявлением радости, эй-

Глава 23. Эстетическое воспитание учащихся коррекционной школы VIII вида 321


форичностью, двигательной расторможенностью с утратой контроля поведения сознанием.

Развитию творческих и художественных навыков учащихся специ­ального (коррекционного) образовательного учреждения существен­но препятствуют (особенно в младщих классах) такие нарушения, как отставание в физическом развитии, прежде всего в двигательной сфере (патологическая замедленность или импульсивность движений, нарушение зрительно-двигательной координации, снижение мышеч­ного тонуса, неумение выполнять сложные двигательные акты и т. п.). Эти недостатки отрицательно влияют на эстетическое воспитание де­тей, особенно во время занятий изобразительной и музыкально-рит­мической деятельностью, хореографией, ручным трудом.

Вместе с тем, обладая значительными коррекционно-развивающи-ми возможностями, средства эстетического воспитания раскрывают перед ребенком реальный мир, расширяют его кругозор, учат лучше видеть и понимать действительность. Эстетическое воспитание вно­сит в жизнь детей новые эмоции, конкретные образы. Яркость, насы­щенность и сила раздражителей воздействуют на их чувства, повыша­ют восприимчивость, на длительное время оставляют заметный след в сознании детей. Эстетическое воспитание осуществляется в учебной, внеклассной и внешкольной деятельности детей.

2. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Система коррекционно-образовательной работы специальной школы предусматривает непрерывное эстетическое воспитание на протяжении всего периода обучения. Одни учебные предметы в силу их специфики (изобразительное искусство, пение и музыка, чтение, трудовое обучение, ритмика, физическая культура, география и есте­ствознание) обладают большими возможностями для этого, другие — меньшими. Однако важно, чтобы каждая образовательная дисципли­на могла быть максимально использована для решения задач эсте­тического воспитания.

Дети с отклонениями в интеллектуальном развитии результатив­нее усваивают учебный материал, если на уроках органично использу­ются средства, обладающие эстетическими свойствами — красочно­стью, выразительностью, образностью, неизбежно затрагивающими чувства ребенка. К таким средствам относятся: объекты природы, ди­зайн помещения, произведения искусства, гармоничные взаимоотно­шения между людьми, внешний вид человека, совершенство разнооб­разной деятельности, сложность движений и др.

322 Раздел четвертый


Специфический характер развития школьников с умственной от­сталостью требует от педагога проявления особой заботы о воспита­нии у них умения видеть, слышать, чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Эти медленно формируемые умения постепенно достигают достаточного уровня. Например, многие старшеклассники способны замечать и выделять красивое, любоваться оригинальным сочетанием красок, воспринимать звуки окружающей природы и радоваться им.

Особая роль в эстетическом воздействии на учащихся принадле­жит урокам изобразительного искусства, пения и музыки.

Изобразительное искусство

Программа по изобразительному искусству, включающая различ­ные виды работ (рисование с натуры, декоративное и тематическое рисование, беседы об искусстве), составлена так, чтобы в процессе за­нятий можно было, во-первых, корригировать недостатки развития умственно отсталых детей, во-вторых, научить их элементарному ри­сованию, в-третьих, сформировать эмоционально-эстетическое восп­риятие. На этих уроках предусматривается обогащение детей зритель­ными образами, которые развивают чувства, художественный вкус и вызывают желание заниматься изобразительной деятельностью. До­стигается это главным образом с помощью большого числа разнооб­разных упражнений, направленных на развитие зрительного восприя­тия и пространственной ориентировки. Сравнение предметов по фор­ме, цвету, размеру, положению в пространстве и изображение их на листе бумаги способствуют становлению и коррекции у учащихся гра­фических навыков, аналитико-синтетической деятельности. Значи­тельное место занимают систематическая работа с иллюстративным материалом (показ репродукций, разбор иллюстраций в книгах и жур­налах), а также беседы о доступных для умственно отсталых школь­ников произведениях изобразительного искусства.

В процессе обучения изобразительной деятельности дети учатся наблюдать, у них развивается зрительная память, воображение, фан­тазия. Организуя целенаправленное изучение объекта, учитель фор­мирует умение выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным. На уроках рисования воспитываются такие важные качества, как умение планировать свою работу, отчитываться о ней, самостоятельно контролировать ее. Кроме того, совершенствуются глазомерные навыки и зрительно-двигательная координация, проис­ходят положительные сдвиги в эмоционально-волевой сфере»

Глава 23. Эстетическое воспитание учащихся коррекционной школы VIII вида 323


Деятельность учащихся (ее целенаправленность, сознательность, устойчивость, активность, продуктивность) заметно улучшается, если в процессе рисования дети выполняют ряд интеллектуальных опера­ций: предварительно осмысливают структуру воспринимаемого объ­екта, определяют последовательность его изображения, сравнивают с реальным объектом, части рисунка между собой. Эффективность кор-рекционной работы возрастает, если на уроках изобразительного ис­кусства учащиеся получают задания для самостоятельной деятель­ности.

Приобретенные в ходе рисования умения и навыки применяются при обучении другим учебным дисциплинам: родному языку, матема­тике, географии, естествознанию, истории, черчению. Элементы изоб­разительной грамоты используются на занятиях по труду, в том числе и в профессиональной подготовке школьников (особенно при отделке работ из дерева и текстиля, при оформлении переплетно-картонаж-ных и других изделий).

Пение и музыка

Целью музыкального воспитания является формирование музы­кальной культуры учащихся как комплекса элементарных основных качеств и способностей, необходимых для занятия музыкальной де­ятельностью. Для этого реализуется система образовательных, кор-рекционно-развивающих и воспитательных задач:

□ овладение детьми определенными музыкальными знаниями,
музыкально-исполнительскими умениями и навыками (спосо­
бами певческой, музыкально-исполнительской, танцевальной
деятельности, умением воспринимать и оценивать услышанную
музыку);

□ обогащение эмоциональной сферы новыми впечатлениями, пе­
реживаниями от прослушанной или исполненной музыки, вос­
питание музыкально-эстетического вкуса, нетерпимости к про­
явлениям пошлости, вульгарности и безобразного в музы­
кальном искусстве;

□ формирование потребности в слушании лучших образцов му­
зыкальных произведений, к музыкальной деятельности в це­
лом;

□ обогащение представлений о музыкальных традициях нашего
народа, праздниках, обычаях, обрядах, формирование патри­
отизма, гордости за отечественную культуру;

□ развитие интереса к песне, песенно-хоровому исполнению про­
изведений, соответствующих художественным критериям;

324 Раздел четвертый


□ воспитание положительных личностных качеств учащихся как в классно-урочной, так и во внеклассной, внешкольной де­ятельности с помощью общественно-полезной направленности содержания музыкальных произведений;

D овладение детьми элементарными знаниями о процессе звуко­записи, звукоусиления и ретрансляции, а также умениями само­стоятельно использовать технические средства для реализации потребности в воспроизведении записей музыкальных произ­ведений; D применение широкого спектра возможностей музыки для пси-

хокоррекционной и психотерапевтической помощи. В образовательную программу включены следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», «Элементы музыкальной грамоты».

Раздел «Пение» включает произведения для формирования во­кально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, совре­менная (зарубежная и отечественная) песня — основа вокально-хоро­вого репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учи­теля должно быть направлено на чистоту интонации, строй и ан­самбль. Пение без аккомпанемента способствует выработке стройнос­ти и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает при­вычку к слуховому самоконтролю. Творческое раскрытие образа песни — главная задача, подчиняющая вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пе­нию значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с опре­деленными трудностями мутационного периода, значительно ослож­няющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.

При изучении раздела «Слушание музыки» важно создать благо­приятные условия для восприятия музыки: атмосферу концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Накоплен­ный в младших классах опыт слушания учащимися высокохудо­жественной музыки, состоящей из произведений для детей из мульт­фильмов, кинофильмов, эстрадных выступлений, народных песен, по­зволяет изучать классический музыкальный материал в старших классах.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит основы зна­ний о музыке и музыкальной деятельности.

Глава 23. Эстетическое воспитание учащихся коррекционной школы VIII вида 325


При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания му­зыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных музыкальных понятиях, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значе­нии народного творчества, используя при этом яркие примеры звуча­ния музыки различных эпох и стилей, особенности творчества раз­личных композиторов.

Планируя занятия, учитель продумывает перспективные и ретро­спективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года.

Наряду с освоением учащимися нового материала, важнейшей за­дачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученно­го. Это помогает ученикам вспоминать полюбившиеся им песни, со­хранять их в своем репертуаре, включать в программу своих выс­туплений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению. Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах (классах, залах).

Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индиви­дуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность формирования его музыкаль­но-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выра­женного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального откли­ка на музыку, бедность речевых характеристик прослушанной музы­ки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и мотор-но-двигательными проявлениями.

Интересная и доступная детям с нарушенным интеллектуальным развитием музыкальная деятельность в значительной мере способст­вует повышению мотивации к обучению, воспитанию нравствен­но-этических, гражданско-патриотических чувств, художественно-эс­тетических качеств. Пение, дыхательные упражнения, игра на музы­кальных инструментах, занятия танцами, ритмикой укрепляют общесоматическое состояние организма, улучшают физические каче­ства: координацию движений, выносливость, ловкость, жизненную емкость легких, общую и мелкую моторику, т. е. нормализуют пове­денческие проявления, снижая уровень негативных эмоциональных переживаний, которые сменяет оптимизм, уверенность в собственных силах.

326 Раздел четвертый


Эстетическое воспитание при трудовом обучении

В трудовом процессе активно участвуют почти все органы чувств, благодаря чему создаются эффективные условия для развития у детей эстетического восприятия и элементов художественного творчества: чувство цвета, которое возникает при восприятии красивых цветовых сочетаний, чувство формы, когда эстетические переживания вызваны законченностью и естественностью формы, чувство ритма, когда воспринимается ритмическое построение (расположение) элементов предмета. Для развития художественного восприятия и творческого воображения очень продуктивна работа с природными материалами (листьями, цветами, шишками, желудями, кукурузными початками, ветками и т. п.).

Уроки чтения

В системе эстетического воспитания особую функцию выполняют уроки чтения. Современная и классическая детская художественная литература, произведения народного творчества, предусмотренные учебной программой, дают богатый материал для развития личности умственно отсталого ребенка. В процессе занятий учащиеся отрабаты­вают умения читать текст, соблюдая нормы русской орфоэпии, выде­лять главную мысль произведения, составлять характеристики лите­ратурных героев. Художественное слово раскрывает перед ними кра­соту и богатство родного языка, помогает овладеть им.

При этом огромна роль самого учителя, его живого, доступного по­ниманию детей слова. Важное воспитательное значение имеет худо­жественное рассказывание. Эмоциональный, выразительный рассказ затрагивает область чувственной сферы школьников. Обращенный к классу, он вызывает у детей сочувственное переживание, при этом лучше понимается его содержательная суть.

Помимо эстетической и эмоциональной окраски художественного рассказа, необходимо заинтересовать учащихся образной передачей, вызвать у них яркие переживания. Среди требований, предъявляемых к рассказу, — его краткость, ограниченное число действующих лиц и новых слов, доступность и ясность для понимания.

Выразительное чтение художественных произведений пробуждает у учащихся интерес к литературе, желание читать самому. Такое чте­ние — одно из самых результативных средств эстетического воспита­ния и его важно использовать на всех этапах школьного обучения.

Глава 23. Эстетическое воспитание учащихся коррекционной школы VMI вида 327


Большое значение для эстетического воспитания умственно отста­лых школьников имеет заучивание детьми стихотворений и отрывков из художественной прозы, выразительное чтение на уроках, на вече­рах художественной самодеятельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных