ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
О КОРРЕКЦИИ НЕКОТОРЫХ ОШИБОК ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕРодители умственно отсталых детей не всегда достаточно правильно и ответственно выполняют свои обязанности. Одни родители считают, что их ребенок болен, поэтому нуждается в постоянной опеке. Ребенка освобождают от домашних обязанностей, его обувают, одевают, кормят. Уже будучи школьником, он не может себя обслужить, не ориентируется в условиях быта. Родители сужают окружающий его мир и тем самым задерживают его развитие. В таком случае следует срочно изменить статус ученика в семье. Он должен учиться полностью себя обслуживать: без помощи и напоминания совершать туалет, убирать за собой постель, мыть посуду, знать, когда нужно утром вставать, чтобы не опоздать в школу, когда ложиться спать, когда менять белье, принимать ванну и т. д. У ребенка необходимо воспитать привычку быстро выполнять практические дела. Родители должны уделять внимание физической закалке ребенка, занятиям спортом, заниматься с ним изготовлением поделок, требующих мелких, точных движений, поручать работу, связанную с напряжением физических сил (пиление дров, вскапывание грядок). Учителю следует приложить все усилия, чтобы доказать родителям вред чрезмерной опеки, представить им всю губительность подобного отношения к ребенку. В некоторых семьях не считаются с особенностями умственно отсталого ребенка, попросту не видят их. К школьнику предъявляются требования, не адекватные его возможностям, могут даже наказывать за то, что он не сообразил, не запомнил, поступил неправильно. Непосильные требования, наказания могут сломать ребенка, он будет расти озлобленным, агрессивным, у него появится стремление выместить обиды на слабом товарище. В иной семье мама иногда никак не может примириться с тем, что ребенок плохо читает, не понимает прочитанное, не усваивает матери- Глава 24. Взаимодействие коррекционной школы и семьи 345 ал и т. д» Она нервничает, плачет, упрекает ребенка. Ему не безразлична реакция матери, он болезненно воспринимает ее. Все это накладывается на его психику, он теряет уверенность в себе, у него появляется страх перед любым порученным делом. Учитель должен систематически, проявляя необходимый такт, доказывать таким родителям, что нельзя с ребенка спрашивать больше того, что он в состоянии дать. Кроме вреда, это не принесет ничего, и он не сумеет использовать те возможности, которые у него есть. Бывают и такие семьи, где ребенка презирают, унижают, не считают личностью. В этих случаях школа должна показывать родителям успехи учащихся в учебе, в выполнении различных заданий и меньше говорить об испытываемых ими трудностях. Для некоторых родителей умственно отсталый ребенок является обузой. Они любыми путями стремятся от него избавиться, не вспоминают о нем, отправив к бабушке, отдав в интернат. Эта ситуация требует от школы особого внимания. Родителям надо показать, какой хороший у них ребенок, и напомнить о том, что пройдет время, наступит старость, и они будут нуждаться в помощи. И если бросить своего ребенка, то на кого же надеяться в старости? Учителям не всегда удается достучаться до сердец таких мам и пап, приходится прибегать к административным мерам принуждения. Школа вынуждена поддерживать деловые отношения с отделениями милиции по месту жительства родителей, с работниками детских комнат, участковыми уполномоченными, с руководителями тех предприятий, где трудятся родители. Эти органы осуществляют надзор за поведением родителей в быту, делают им внушения о необходимости регулярно видеться с ребенком, дать ему возможность бывать на каникулах дома. Большего органы принуждения сделать не могут. Примирить родителей с ребенком должна опять-таки школа. Особую группу составляют родители — выпускники коррекцион-ных школ. Как правило, они не спешат помещать детей в специальную школу, для своих детей они хотят чего-то иного. Школа должна проявить много терпения и помочь таким родителя примириться с поступлением или переводом ребенка в коррекционную школу. Особенности развития ребенка, его затруднения в учебе должны убедить родителей в необходимости специального обучения. Возможно, постепенно они успокоятся, особенно если ребенок обладает большими способностями, чем они сами, и, следовательно, можно думать, что жизнь у него сложится легче. 346 Раздел четвертый
Следует сказать несколько слов о тех родителях, которые жертвуют временем, средствами, всей жизнью ради своего ребенка. Чаще всего это глубоко отсталый ребенок. Иногда у родителей такого ребенка есть свои замыслы относительно будущего. Таким родителям трудно что-то доказать. Их аргумент: «Вы говорите о других детях, а мой ребенок не такой». Пройдет время, ребенок окончит школу, и мама с папой прозреют. Убедить родителей в том, что надо разумно тратить силы, очень трудно, но необходимо хотя бы пытаться это сделать. Надо предпринять все, чтобы рассеять иллюзии родителей как можно раньше. Итак, главное в работе школы с родителями — это душевное внимание, тепло к ним и к их ребенку. При этом условии смогут быть решены многие проблемы. В Контрольные вопросы и задания 1. Почему родители умственно отсталого ребенка предвзято относятся к обу 2. Раскройте пути изменения отношения родителей и общественности к спе 3. Какие задачи стоят перед просветительской деятельностью коррекцион 4. Раскройте организационные формы совместной деятельности семьи и 5. Какие ошибки воспитания умственно отсталого ребенка могут быть скор- Щ Рекомендуемая литература 1. Белкин А. С. Нравстенное воспитание учащихся вспомогательной школы: 2. Буфетов Я. М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе. Ал 3. Долгобородова П. П. Воспитание учащихся вспомогательной школы. М.: 4. Дулънев L М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2 ■ Актуальные проблемы олигофренопедагогики: сб. научн. трудов / под ред. ■ Амасъянц Р. А., Амасъянц Э. А. Интеллектуальные нарушения. М.: Педаго ■ Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды* М.: Педагогика, 1980. ■ Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе ■ Арнольдов М. А. Из опыта организации детского самоуправления во вспо ■ Астапов В. М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихо ■ Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989» ■ Безруких М. М., СонъкинВ.Д., ФаберД.А. Возрастная физиология (физио ■ Богоявленский Д. Я, Менчинская Я. А. Психология усвоения знаний в шко ■ Брёзе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомога ■ Василевская В. Я. Понимание учебного материала учащимися вспомога ■ Власова Т. А. Психологические проблемы дифференциации обучения и вос ■ Власова Т. А, Певзнер М. С. О детях с отклонением в развитии. М.: Просве ■ Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / под ■ Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. / под ред. ■ Воспитательная работа во вспомогательной школе / под ред. Г. М. Дульне- ■ Выготский Л. С. Собр. соч. М.: Педагогика, 1982. X 1; 1983. X 5. 348 Список литературы ■ Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапности формирова ■ Головина Т. Я. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной ■ Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики / сост. В. Г. Петрова, ■ Грошенков И. А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе: ■ Данющевский И. И. Учебно-воспитательная работа в детских домах и специ ■ Дефектологический словарь. М.: Просвещение, 1970. ■ Дидактика средней школы / под ред. М. Н. Скаткина. 2-е изд., доп. и пере- ■ Дифференцированный подход к учащимся младших классов вспомогатель ■ Долгобородова Н. П. Воспитание учащихся вспомогательной школы. М.: ■ Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.: ■ Дулънев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / ■ Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, от ■ Ежеленко В. Б. Новая педагогика массовой школы. СПб.: Изд-во РГПУ им. ■ Еременко И. Г. Олигофренопедагогика. Киев: Вища школа, 1985. ■ Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учрежде ■ Замский X. С. История олигофренопедагогики: учеб. пособие для вузов. М.: ■ ЗанковЛ. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. М.: Учпед ■ Занков Л. В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. ■ Ильина Т. А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984. н Индивидуальные варианты развития младших школьников / под ред. Л. В. Занкова и М. В. Зверевой. М.: Педагогика, 1973. ■ Калмыкова 3. И. К вопросу о методах диагностики обучаемости школьни ■ Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. ■ Карпунина О. Я., Рябова И. В. Специальная педагогика в опорных схемах. Список литературы 349 ■ Каджаспирова Г. М. Педагогическая антропология: учеб. пособие. М.: Гар- ■ Костюк Г. С. Вопросы психологии мышления // Психологическая наука в ■ Кузъмина-Сыромятникова Н.Ф. О методической работе во вспомогательной ■ Леонтьев А. Я. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. ■ Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и ■ Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального раз ■ Лурия А. Р. Роль речи в регуляции временных связей и в регуляции поведе ■ Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во МГУ, 1962. ■ Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1973. ■ Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во МГУ, 1975. ■ Лурье Н. Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. М.: ■ Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интел ■ Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонением в развитии. Ранняя диагностика и ■ Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Основы генетики. Клинико-генетиче- ■ Методика воспитания и обучения умственно отсталых и физически дефек ■ Мещеряков А. И. Участие второй сигнальной системы в анализе и синтезе ■ Мирский С. Л. Формирование знаний у учащихся вспомогательной школы ■ Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А. А» Основы олигофренопедагоги ■ Морозова Я. Г. Основы обучения и воспитания аномальных детей. М.: Про ■ Морозова Я. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных де ■ Мышление и речь / под ред. Н. И. Жинкина и Ф. Н. Шемякина. М.: Изд-во ■ Намазбаева Ж. И. Некоторые особенности личности учащихся вспомога 350 Список литературы ■ Новая модель в специальных (коррекционных) общеобразовательных уч ■ Новая модель в специальных (коррекционных) общеобразовательных уч ■ Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы / под ред. ■ Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофрено ■ Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогиче ■ Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: □ О педагогическом изучении учащихся вспомогательных школ / под ред. Л. В. Занкова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953. ■ Основы обучения и воспитания аномальных детей / под ред. ■ Основы специальной психологии / под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Акаде ■ Основы управления специальным образованием / Н. Н. Малофеев, ■ Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной а Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. ■ Певзнер М. С. Дети-олигофрены. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. » Певзнер М. С, ЛубовскийВ. И. Динамика развития детей-олигофренов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. ■ Пермякова В. А. Индивидуально-типические особенности обучаемости ■ Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. ■ Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: Педа ■ Петрова В. Т., Белякова К В. Психология умственно отсталого школьника. ■ Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогатель ■ Подласый И. П. Педагогика. М.: Владос, 2001. ■ Повышение эффективности обучения во вспомогательной школе: сб. научн. Список литературы 351 ■ Правдина-Винарская Е. Н. Неврологическая характеристика синдрома оли ■ Принципы отбора детей во вспомогательные школы / под ред. Г. М. Дуль- ■ Проблемы диагностики умственного развития учащихся / под ред. и с пре ■ Проблемы обучения умственно отсталых детей: сб. научн. трудов / под ред. ■ Проблемы олигофрении / под ред. И. Н. Ляшко и Д. Д. Федотова. М., 1970. ■ Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. ■ Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной ■ Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие / под ред. ■ Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. ■ Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: Просве ■ Скаткин М. Н. Дифференциация обучения // О школе будущего. М.: Зна ■ Смирнова А. Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомога ■ Смирнова 3. Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с ■ Соловьев И. М. О забывании и его особенностях у умственно отсталых де ■ Сорокин Я. А. Дидактика. М.: Просвещение, 1974. ■ Специальная психология: учеб. пособие / под ред. В. И. Лубовского. М.: ■ Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. М.: Академия, 2001. ■ Стариченко Т. К Социально-экономическая подготовка выпускников спе ■ Сухомлинский В. А. Человек — высшая ценность // Мир человека. М., 1971. ■ Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа. 1973. ■ Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: ■ Типологические особенности учащихся вспомогательной школы в трудо ■ Трудовое воспитание во вспомогательной школе / под ред. М. И. Кузьмиц-
Умственно отсталый ребенок / под ред. А. Р. Лурия. М.: РСФСР, 1960. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. Учащиеся вспомогательной школы / под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. М., 1979. Цветкова Л. С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. М.: Изд-во МГУ, 1985. Шалимов В. Ф. Клиника интеллектуальных нарушений: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. Шаповал И. А. Специальная психология. М.: Творческий центр, 2005. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / под ред. Т. Н. Головиной. М.: Просвещение, 1972. Явкин В. М. Психологические расстройства у подростков-олигофренов // Дефектология. 1980. № 4. Якиманская И. С. О разработке метода диагностики развития пространственного мышления // Проблемы диагностики умственного развития учащихся. М.: Педагогика, 1975. Якушев Я. А., Якушева Е. Я. Организация обучения сельскохозяйственному труду во вспомогательной школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. Speck Otto. 9 ubeka rb. Aufl Munchen; Basel: E. Reinhardt, 1999.
352 Список литературы Приложение 1 Декларация о правах умственно отсталых лиц Генеральная Ассамблея, сознавая обязательство, взятое на себя государствами — членами Организации Объединенных Наций в соответствии с Уставом, действовать как совместно, так и индивидуально в сотрудничестве с Организацией в целях содействия повышению уровня жизни, полной занятости и обеспечению условий для прогресса и развития в экономической и социальной областях, вновь подтверждая веру в права человека и основные свободы, а также в принципы мира, достоинства и ценности человеческой личности и социальной справедливости, провозглашенные в Уставе, ссылаясь на принципы Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека, Декларации прав ребенка и на нормы социального прогресса, уже провозглашенные в конституционных актах, конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда Организации Объединенных Наций и других заинтересованных организаций, подчеркивая, что в Декларации социального прогресса и развития провозглашается необходимость защиты прав, обеспечения благосостояния и восстановления трудоспособности людей, страдающих физическими и умственными недостатками, учитывая необходимость оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействия по мере возможности включению их в обычную жизнь общества, сознавая9 что некоторые страны на данном этапе своего развития могут приложить лишь ограниченные усилия и этих целях, провозглашает настоящую Декларацию о правах умственно отсталых лиц и просит принять меры в национальном и международном плане, с тем чтобы Декларация служила общей основой и руководством для защиты этих прав: 1. Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осу 2. Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицин
ние, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности. 3. Умственно отсталое лицо имеет право на материальное обеспе 4. В тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо 5. Умственно отсталое лицо имеет право пользоваться квалифици 6„ Умственно отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации, злоупотреблений и унизительного обращения. В случае судебного преследования в связи с каким-либо деянием оно должно иметь право на должное осуществление законности, полностью учитывающее степень умственного развития. 7. Если вследствие серьезного характера инвалидности умственно отсталое лицо не может надлежащим образом осуществлять все свои права или же возникает необходимость в ограничении или аннулировании некоторых или всех таких прав, то процедура, применяемая в целях такого ограничения или аннулирования, должна предусматривать надлежащие правовые гарантии от любых злоупотреблений. Эта процедура должна основываться на оценке квалифицированными специалистами общественно полезных возможностей умственно отсталого лица, а также предусматривать периодический пересмотр и право апелляции в высшие инстанции. 2027-е пленарное заседание ООН, 20 декабря 1971 г.
354 Приложение 1 Приложение 1 Приложение 2 Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида Специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы) для умственно отсталых детей (коррекционные школы VIII вида) призваны осуществлять обучение и воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития по специальным программам и учебным планам, коррекцию недостатков умственного и физического развития в процессе общеобразовательного и трудового обучения, воспитательной работы, специальных занятий по исправлению дефектов общего и речевого развития, психомоторики и сенсорных процессов. Особенности развития умственно отсталых учащихся предполагают применение специальных методов обучения, осуществление принципов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся о учетом их возможностей и коррекции имеющихся недостатков при фронтальной форме ведения урока. Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ. Применение норм оценки знаний, умений и навыков учащихся I— 1Х(Х) классов по русскому языку и математике должно внести единообразие в оценке устных ответов и письменных работ учащихся с учетом их психофизического развития и продвижения в овладении знаниями. Чтобы оценка стимулировала работу учащихся, учитель должен помочь умственно отсталому школьнику правильно оценить результаты своей деятельности. Объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся достигается сочетанием различных видов текущей и итоговой проверки знаний. Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению этих пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся. Итоговая оценка знаний, умений и навыков выводится по результатам повседневного устного, индивидуального и фронтального опроса учащихся, выполнения ими обучающих классных и домашних письменных работ и других учебных заданий, а так- Приложение 2
же на основании периодического проведения текущих и итоговых контрольных работ по изучаемому программному материалу. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого материала, содержание которых определяется учителем. Итоговые контрольные работы имеют целью установить на основе объективных данных, кто из школьников овладел необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые обеспечивают им дальнейшее успешное продвижение в учении. Итоговые контрольные работы проводятся после изучения отдельных тем программы, а также в конце учебной четверти, полугодия, года. Время проведения итоговых контрольных работ в целях предупреждения перегрузки учащихся определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школы по согласованию с учителями. В один учебный день следует давать в классе только одну письменную контрольную работу, а в течение недели — не более двух. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, первый день после каникул, первый и последний дни учебной недели. Итоговые (четвертные и годовые) контрольные работы в I классе не проводятся. Начиная со II полугодия, с целью проверки определенных программой знаний, умений и навыков, проводятся отдельные проверочные письменные работы. Наряду с вновь изучаемым материалом в итоговые работы включаются и задания по ранее изученным разделам программы. Во вспомогательной школе проверяются и оцениваются все письменные работы. В рабочих тетрадях ведется систематическая работа над ошибками. При оценке знаний, умений и навыков учащихся необходимо принимать во внимание их индивидуальные особенности в интеллектуальном развитии, состоянии эмоционально-волевой сферы. Ученику с низким уровнем интеллектуального развития можно предложить более легкий вариант заданий. При оценке письменных работ учащихся, страдающих глубоким расстройством моторики, не следует снижать оценку за плохой почерк, неаккуратность письма, качество записей и чертежей. К ученикам с нарушением эмоционально-волевой сферы рекомендуется применять дополнительные стимулирующие приемы (давать задания поэтапно, поощрять и одобрять учащихся в ходе выполнения работы и т.п.). В случае стремления ученика преодолеть отставание, как исключение, можно оценивать отдельные работы более высоким баллом. Приложение 2 ^57 ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 1. Грамматика, правописание и развитие речи Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|