ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ. Специфической формой организации обучения в коррекционной школе VIII вида являются индивидуальные и групповые коррекцион-ные занятияСпецифической формой организации обучения в коррекционной школе VIII вида являются индивидуальные и групповые коррекцион-ные занятия. К ним относятся: логопедические занятия, лечебная физкультура (ЛФК), занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Занятия проводятся во внеурочное время с одним или группой учеников (2—5) по расписанию. Занятия проводят специалисты — логопед, психолог, дефектолог; по ЛФК — учитель физкультуры или медсестра, имеющие сертификат на право заниматься лечебной физкультурой. На эти занятия направляются учащиеся с выраженными речевыми, двигательными и сенсорными нарушениями. Логопедические занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, оснащенном необходимым учебно-дидактическим материалом» В начале каждого учебного года логопед в присутствии учителя, который вносит свои дополнения к характеристике речи учащихся, проводит индивидуальное первичное обследование речи всех вновь поступивших учащихся в данную школу, в первую очередь первоклассников. По заявкам классных руководителей проверяются и отдельные учащиеся старших классов. В результате составляются списки всех учеников школы, нуждающихся в логопедических занятиях. Дети с выявленными дефектами речи обследуются более подробно. Для учета особенностей речи и результатов работы на каждого ученика заполняется речевая карта. В первую очередь логопедическими занятиями охватывают детей со сложными и многообразными речевыми нарушениями, требующими длительной специальной логопедической работы. За критерий распределения учащихся по очередности логопедических занятий принят характер речевого нарушения и его значение для успешности обучения ребенка в школе. Например, легкое нарушение Глава 11. Другие формы обучения 193 произношения отдельных звуков (горловое произношение «р», межзубное и боковое произношение свистящих и др.) и легкое заикание, не травмирующие учеников, могут считаться не требующими срочной логопедической помощи. В дальнейшем этих детей можно включить в группу, работающую над однородными дефектами речи. Через неделю после начала учебного года логопед начинает занятия по коррекции речи с уже обследованными первоклассниками, одновременно продолжая проверять речевое развитие учеников других классов. Логопедические занятия желательно проводить во внеурочное время. Первые занятия, преимущественно индивидуальные, помогают логопеду сориентироваться в составе своих учеников. Постепенно он объединяет их в небольшие группы из 3—5 человек по признаку однородности речевого нарушения. Групповые занятия помогают преодолеть негативизм, замкнутость и другие особенности характера детей, возбудить у них интерес к занятиям путем организации различных игр. Такая форма работы позволяет варьировать специальные упражнения, удлинять время занятий каждого ребенка, не переутомляя его. На фоне групповой работы необходимо индивидуализировать задания отдельным учащимся. Логопед должен практиковать перевод детей из одной группы в другую, так как темп продвижения учащихся, несмотря на однородность речевого нарушения, часто бывает различным. С учащимися, имеющими тяжелые дефекты речи, занятия ведутся индивидуально по установленному плану. По мере успешности коррекции речевого дефекта эти учащиеся начинают заниматься в группах» Составив списки обследованных детей и заполнив речевые карты, логопед планирует свою работу на год и заводит журнал учета посещаемости. В конце года он отчитывается о выполнении плана работы. В отчете рекомендуется привести следующие данные: □ общее количество детей, обследованных логопедом; □ общее количество детей, нуждающихся в логопедической помо □ количество детей, посещающих логопедические занятия и рас п количество детей, занимающихся индивидуально и в группах. Число групп; 194 Раздел второй П успешность продвижения учащихся в исправлении нарушений речи: сколько детей посетило занятия за год и с какими результатами (с нормальной речью, с улучшением, без изменения), сколько детей оставлено под наблюдение логопеда, сколько пе-, редано учителям для закрепления результатов; □ влияние логопедической работы на повышение успеваемости учащихся. Каждое занятие логопеда, планируемое заранее и имеющее свои задачи, состоит из подготовительной части (речевая гимнастика), основной, в которую входит знакомство с новыми приемами работы, новыми упражнениями и т. д„9 и итоговой, которая может включать речевые игры, разучивание стихов, то е. быть этапом закрепления, автоматизации достигнутого. Отдельные учащиеся, особенно младших классов, часто имеют различные физические недостатки (сколиозы, парезы) и нуждаются в их коррекции. Для них организуются занятия лечебной физкультурой (ЛФК). Таким образом, перечисленные коррекционные занятия призваны создавать условия для сглаживания индивидуальных недостатков учащихся, что позволит им успешно овладевать знаниями, трудовыми умениями и навыками, готовиться к самостоятельной жизни. В Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите организационные формы обучения, принятые в коррекцион- 2. Определите цель и раскройте специфику организации проведения учеб 3„ Раскройте этапы проведения предметных уроков. Почему эти уроки рассматриваются как наиболее коррекционно значимые для обучения младших умственно отсталых школьников? 4. Почему домашняя работа рассматривается как одна из организационных 5. Какие приемы обеспечивают самостоятельность выполнения домашних 6„ Какие индивидуальные и групповые коррекционные занятия приняты в коррекционной школе VIII вида? Почему они рассматриваются как специфические формы организации учебного процесса? 7. Раскройте цели и организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Глава 11. Другие формы обучения 195 1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Книга для учите 2. Книга для учителя вспомогательной школы / под ред. Г. М. Дульнева. М.: 3. Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы. Пособие для 4. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / 5. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофре 6. Петрова В. Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: Педа 7. Пороцкая Т. И. Обучение географии во вспомогательной школе: пособие 8. Постовская В. А. Предметные уроки и экскурсии в I—IV классах вспомога Глава 12 Проверка и оценка знаний и умений учащихся 1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ Педагогический контроль за усвоением школьниками знаний и овладением умениями является составной частью обучения. Выделяют следующие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. К текущему контролю можно отнести как наблюдения, так и опрос учащихся по ходу изучения учебной темы, выполнение самостоятельных работ, содержащих небольшой вопрос, входящий в изучаемую тему. Периодический контроль проводится обычно после изучения программной темы, раздела, а итоговый — в конце учебной четверти, года. Число письменных контрольных работ по основным предметам (русский язык, математика) регулируется соответствующими документами. Учащиеся коррекционной школы VIII вида испытывают значительные трудности уже в процессе знакомства с новым учебным материалом, еще более сложен для них период формирования, сохранения и применения знаний и умений. Это объясняется особенностями, как присущими их развитию вообще, так и индивидуальными. Не зная 196 Раздел второй этих трудностей, учитель не может руководить процессом усвоения учащимися знаний и умений. Чтобы обучение было эффективным, необходим постоянный контроль за его результатами. Только располагая сведениями об овладении учениками знаниями и умениями, учитель сможет правильно организовать их познавательную деятельность, оказать им своевременную помощь. Совершенствуя свое мастерство, учитель ищет пути выработки у учащихся прочных знаний и умений. Без контроля за качеством ус-ноения учебного материала учитель не может корректировать процесс обучения, не может решать образовательные задачи, стоящие перед коррекционной школой VIII вида. Учащиеся не всегда достаточно четко представляют, насколько успешно продвигаются в учении. Они без должной критичности оценивают свои знания, умения, не могут объективно судить об уровне понимания, сохранения в памяти учебного материала. Только учитель может сообщить детям критерии оценок качества знаний и умений, показать каждому уровень овладения им учебным материалом. Контролируя продвижение детей на занятиях, сообщая им результаты проверок их письменных работ, знакомя с оценками за устные ответы, учитель тем самым воспитывает у учащихся способность адекватно оценивать свои успехи и неудачи, правильно судить о своих возможностях в усвоении знаний. Формируя правильное отношение учащихся к достигнутым ими результатам в учении, учитель стимулирует их усилия на преодоление трудностей, воспитывает желание овладеть знаниями, совершенствовать успехи, ликвидировать отставание. Проверка и оценка знаний и умений, приобретаемых школьниками, помогает решать воспитательные задачи, стоящие перед школой. В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные ученики способны усвоить программный материал качественно, в полном объеме. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а усцешно усваивать только часть знаний и умений. Стремление ученика достигнуть более высоких результатов в учении проявляется в его старательности, исполнительности, усидчивости, затрате времени и сил и т. д., но отсутствие способностей, недостаточный уровень умственного развития могут помешать ученику иметь ощутимые достижения в овладении программным материалом. Поэтому перед учителем-олигофренопедагогом коррекционной школы не стоит задача дать всем детям даже приблизительно одинаковые знания. Будет достаточно того, что некоторые из них получат началь- Глава 12. Проверка и оценка знаний и умений учащихся 197 ные навыки чтения, письма, счета, овладеют минимумом знаний об окружающей действительности, жизни общества, привыкнут находиться и трудиться в коллективе, окажутся способными по окончании школы включиться в общественное производство, существовать самостоятельно, обеспечивая себя, свою семью. Таким образом, будет решена главная задача коррекционной школы VIII вида — сделать из ученика самостоятельного человека, способного адаптироваться в обществе. После окончания школы выпускники, как правило, не продолжают обучения. Воспитание трудолюбия, ответственного отношения к порученному делу — одна из важнейших задач специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Осуществляя индивидуальный подход, поощряя всех учеников, в том числе и «слабых», учитель помогает им получить удовлетворение от проделанной работы, благодаря чему они не чувствуют своей ущербности» Но встречаются и такие учащиеся, которые относительно легко овладевают новым материалом, быстро справляются с заданиями. Отсутствие напряжения в учебной работе порождает легковесное отношение к учению, поверхностность суждений, пренебрежение к «слабым» ученикам. Мастерство учителя проявляется в подборе этим детям таких заданий, которые заставят их трудиться, прилагать усилия к получению хороших отметок, иначе внутренняя пассивность, равнодушие могут привести к тому, что ученик отвыкнет с напряжением выполнять умственные действия. Снижение познавательной активности приведет к отставанию по всем учебным предметам, к нежеланию посещать занятия (чаще всего общеобразовательные). На уроке, во внеурочное время (при подготовке домашних заданий) учитель и воспитатель наблюдают за деятельностью школьников, обращая внимание на быстроту включения каждого ученика в работу, умение сосредоточиваться, активно трудиться, быть самостоятельным в выполнении заданий, доводить работу до конца. При этом учитель выявляет, каждый ли школьник стремится участвовать в общей работе, беседе, нравится ли ему отвечать учителю, когда он чувствует себя более уверенно: отвечая «с места» или у доски. Многие дети на уроке не поднимают руки, хотя знают материал, другие тянут руки (особенно в младших классах), но не готовы дать ответ. Учитель обращает внимание на отношение каждого учащегося к ответам одноклассников: вслушивается ли в ответы одноклассников, реагирует ли на правильность, неправильность чужих ответов, завидует ли хорошим отметкам, похвале, полученной другим ребенком, радуется неудаче других учеников и т. д, 198 Раздел второй
Учитель выясняет, как ученик относится к собственным успехам, неудачам, как долго радуется хорошей отметке, как долго огорчается из-за замечания учителя, что сильнее оказывает на него стимулирующее воздействие — похвала или порицание. Учитель не только наблюдает, но и организует такую деятельность детей, которая позволяет проверить качество усвоения знаний и умений. Проверка и оценка (не обязательно сопровождаемая отметкой, хотя дети очень любят их получать) должны удовлетворять ряду педагогических требований. С помощью проверки знаний и умений следует выявлять индивидуальные особенности познавательной деятельности школьников, чтобы подчинить обучение решению задач коррекции. Объективность результатов проверки и оценки знаний и умений должна быть следствием знания учителем возможностей детей. Необходимо регулярно проверять и оценивать все этапы усвоения изучаемых учебных тем, все стороны учебной деятельности детей. Учителя школы придерживаются единых требований в оценке знаний и умений детей (выполнения работ в тетрадях, на доске, устных ответов, поведения детей, манеры общения), что придает более ровный, спокойный характер всей учебной деятельности школьников. Для получения в обучении умственно отсталых школьников более высоких результатов важно их доверие к учителю. Поэтому оценка, заключенная в словах такого учителя, его эмоциональное отношение к результатам являются сильнейшим стимулом повышения результативности учебного труда ребенка. Опытные дефектологи эмоционально относятся к деятельности школьников, они демонстративно радуются хорошим работам, огорчаются из-за плохих. Правильное отношение учащихся к отметкам формирует учитель на первых годах обучения. Иногда отметка может быть чуть-чуть завышена, но ребенок должен почувствовать радость успеха, чтобы потом стремиться к нему снова и снова, поэтому даже самый «слабый» ученик должен когда-нибудь получить хорошую отметку. Особо следует остановиться на роли плохих отметок в воспитании прилежания учащихся. Такая оценка, как двойка (мы не исключаем и единицу), не просто неприятна ученику, она его обычно раздражает, выводит из себя. Ребенок сердится, весь гнев его направлен против учебного материала, против учителя. Во всех случаях учитель должен объяснить, за что ученик получил ту или иную отметку. Он должен так комментировать отметку, чтобы ученик понял, что же он сделал хорошо, что плохо, что надо сделать, чтобы результаты стали лучше. Комментарий должен быть кратким, Глава 12. Проверка и оценка знаний и умений учащихся 199 но содержать прямое указание на те положения, которые послужили основанием для отметки. Работая с учеником, учитель всегда отмечает его успехи, даже малейшие: не умел — научился, не знал — запомнил и т. д. Вот за это, пусть маленькое, достижение учитель может завысить отметку. Если же ученик старается, прикладывает силы, а продвижения нет, учитель ни в коем случае не должен ставить ему двойку. Возможно, учитель не смог найти подход к этому школьнику, чтобы он сумел овладеть материалом, тогда это вина его; ученику вообще этот материал недоступен — тогда учитель вдвойне виноват. Он незаслуженно обижал ребенка, предъявлял ему непосильные требования. Учитель наблюдает за деятельностью учащихся по всем указанным (и не названным здесь) направлениям, организует для них проверочные самостоятельные работы (с тетрадью, учебником, контурной картой и др.), проводит опрос, а полученные результаты фиксирует. Применяя все виды контроля, учитель должен помнить, что одновременно он продолжает обучать ребенка. Учитель в коррекционной школе VIII вида всегда помогает учащимся подготовиться к проверке, спокойно ее встретить. 2. УСТНЫЙ ОПРОС В СИСТЕМЕ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ Устный опрос позволяет контролировать процесс формирования знаний и умений учащихся, при этом они повторяют и закрепляют знания, умения, совершенствуют диалогическую и монологическую формы речи. При составлении плана (конспекта) урока учитель намечает учеников, которые будут опрошены. Это позволяет ему заранее составить задания, соответствующие индивидуальным особенностям учащихся. Многие из них во время опроса теряются, не могут сосредоточиться на задании, не умеют быстро актуализировать имеющиеся у них знания, им мешает присутствие одноклассников. Поэтому учитель заранее планирует такие приемы работы, которые должны помочь детям подготовиться к выполнению контрольных заданий. Перед началом опроса учитель может предложить им прочитать, просмотреть соответствующие тексты, повторить правило, определение, вспомнить порядок рассуждений и т.д. Разрешает открыть учебники, тетради, повторно рассмотреть демонстрационную таблицу, взять в руки необходимый раздаточный материал. Устный опрос может проводиться в начале урока, в таком случае он не только служит целям контроля, но и готовит школьников к ус- 200 Раздел второй воению нового материала, позволяет увязать изученный материал с тем, с которым они будут знакомиться на этом же или последующих уроках. Во время устного опроса задания могут предлагать не только учитель, но и другие ученики. Чтобы задать вопрос однокласснику, нужно свободно владеть материалом, поэтому оценки заслуживают как отвечающий ученик, так и спрашивающий. Задания могут быть предложены и в письменном виде. Заранее подготовленные вопросы учитель выписывает на доске, давая время на подготовку к ответу, либо заносит на карточки, учитывая возможности каждого учащегося. Все ученики класса готовятся к ответу, но опрашивает учитель только тех, которых наметил. Опрос может быть индивидуальным и фронтальным. Во время индивидуального опроса отвечает один ученик, остальные слушают его, наблюдают за его действиями (работа с раздаточным материалом, географической картой и пр.). Во время фронтального опроса организуется беседа, в которую учитель включает всех учащихся класса. В этом случае оцениваются ответы тех школьников, которых заранее наметил учитель. Во время индивидуального устного опроса самым трудным для учителя оказывается не работа с учеником, а привлечение активного внимания остальных учащихся класса к ответу товарища. При устном опросе задание дается классу, а вызывается для ответа один из школьников. Так как поставленный учителем вопрос обдумывают все дети, учитель может вовлекать всех в работу с отвечающим. Приемы, которыми может воспользоваться учитель, разнообразны. Так, он просит школьников внимательно выслушать отвечающего, оценить полноту, точность его ответа, предложит задать дополнительные вопросы, повторить ответ и т. д. Крайне редко следует пользоваться комбинированным (уплотненным) опросом. Внимание умственно отсталых школьников легко рассеивается, их отвлекают посторонние разговоры, приготовления к ответу опрашиваемых. Складывается такая ситуация, когда учащиеся, получив задание, не могут на нем сосредоточиться: ни те, кого спрашивает учитель, ни те, кто за ними наблюдает. Умственно отсталого ребенка радует получение всякой отметки (не обязательно пятерки), за исключением двойки. Особенно он бывает доволен, когда отметка проставлена не только в классном журнале, но и в его дневнике. Чем больше отметок поставит учитель, тем с большим воодушевлением будет трудиться ученик. Глава 12. Проверка и оценка знаний и умений учащихся 201 Отметка должна следовать непосредственно за ответом ученика. В отдельных случаях учитель может сразу отметку не поставить, но предупредить ученика, что тот должен через некоторое время дополнить свой ответ, оформить работу в тетради и т. п. Иногда учитель предупреждает двух-трех учеников, что будет наблюдать за их работой во время всего урока и в конце поставит отметку. Но, к сожалению, до последнего времени учителя продолжают пользоваться так называемым поурочным баллом — заканчивая урок, объявляют отметки почти всем детям, присутствовавшим на уроке. Комментарии при этом не даются или даются недостаточно аргументированно» Во время устного опроса учитель проявляет максимум терпения и выдержки, ведь некоторые дети долго думают над ответом, медленно, с трудом произносят фразы, пишут и т. д. Ни в коем случае учитель не должен перебивать ученика, заканчивать за него предложение, подсказывать ему. Если учитель позволит себе быть несдержанным, вмешиваться в ответ ученика, перебивать его, прекращать опрос, не дождавшись от него ответа, ребенок перестанет готовиться к ответам на вопросы учителя, не будет стремиться участвовать во фронтальной беседе. Отвечая учителю, школьник может допускать ошибки, неверно формулировать предложения и т. д. Все неправильности, неточности в ответах детей следует исправлять, к чему привлекается весь класс: «Кто заметил ошибку?» «Все ли верно в ответе...?» «Как сказать об этом лучше (точнее, полнее)?» Когда учитель не уверен, что другие учащиеся смогут правильно ответить, он сам формулирует ответ. Желательно не повторять ошибки ученика, важно добиваться от него правильного ответа. 3- ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ Кроме устного опроса, учитель проводит самостоятельные письменные работы. Письменная проверка знаний и умений экономит время, позволяет легко использовать индивидуальный и дифференцированный подходы, дает учителю возможность при проверке работ спокойно анализировать выполнение заданий школьников» Основные виды письменной проверки: классные и домашние работы, списывание, диктанты, сочинения, изложения, решение арифметических примеров и выполнение задач, чертежей, рисунков и те д. Наиболее достоверные результаты можно получить, проводя письменные работы в классе. 202 Раздел второй При проверке домашнего задания учитель не может знать, насколько самостоятельно выполнял его ученик. Но существуют приемы, позволяющие уточнить, как работал ребенок. Например, учитель в классе предлагает повторно выполнить то задание (или его часть), которое было дано детям накануне. Следует учесть, что не имеет смысла предлагать школьникам работу, аналогичную домашней, так как им будет трудно установить аналогию, что помешает проверить факт самостоятельности учащихся в выполнении домашнего задания. Учитель может вызвать к доске школьника и предложить ему, пользуясь учебником, рассказать, как он выполнял упражнение, решал арифметическую задачу дома. Письменные проверочные работы на уроках, например, русского языка, математики, могут быть небольшими, отнимать мало времени. С их помощью учитель уточняет усвоение детьми какого-то частного вопроса. Как правило, они следуют за фронтальной работой, когда данный вопрос обсуждался и закреплялся. Самостоятельные работы отличаются от тренировочных тем, что после их завершения результаты проверяются не сразу. Учитель может попросить повторить правило, которым у руководствовались школьники, выполняя работу, вспомнить ее последовательность, но полученные ответы, конкретные результаты обсуждаются после проверки работ на другом уроке, тогда как после тренировочной работы непосредственная проверка и исправление ошибок обязательны. Тренировочные самостоятельные письменные работы могут проверяться после их выполнения не только путем коллективного обсуждения результатов, но и организацией взаимопроверки. Учитель предлагает ученикам по мере завершения самостоятельной работы садиться парами и проверять работы. Они рассматривают сделанное, находят различия, один рассказывает, почему он так выполнил задание, другой слушает. Выяснив, у кого ошибка, дети подчеркивают ее, иногда сообщают учителю, кто допустил ошибку, почему. Умение спокойно обсуждать работу, выслушивать друг друга, принимать точку зрения одноклассника, отказываясь от своего варианта выполнения задания, приходит не сразу. Этому надо учить долго и прежде всего своим примером. Учитель вникает в то, как работал ученик, просит детей помочь разобраться в его рассуждениях и т. д. Такая деятельность вызывает у них интерес и приносит положительные результаты. Письменные проверочные работы могут занимать целый урок. Учитель, хорошо зная состояние знаний и умений учащихся, обычно может предсказать, с каким результатом они будут выполнены. Иног- Глава 12. Проверка и оценка знаний и умений учащихся 203 да школьники во время контрольной мобилизуются быстрее, чем обычно. Но таких детей немного. Большинство же учащихся испытывают страх перед контрольной работой, и результаты их деятельности хуже, чем на обычном уроке. Поэтому в контрольные работы принято включать не самые трудные задания, которые дети уже выполняли. Контрольная работа может быть составлена таким образом, чтобы каждый ребенок успешно ее выполнил. Поскольку учителю известно, какими знаниями располагает тот или иной ученик, он включает в содержание материал, доступный ученику, но заключающий в себе и преодолимые трудности. Но, подбирая доступные вопросы, задания, создавая такие условия, когда ребенок обязательно справляется с порученным, учитель иногда способствует тому, что ученик начинает завышать самооценку. Он начинает думать, что учится успешно, у него отметки не ниже тройки, он все может, в том числе учиться не в кор-рекционной школе, а в обычной, и т. п. Иногда такого рода иллюзии появляются и у родителей. Отсюда могут следовать необоснованные претензии к школе, к будущему трудоустройству ребенка и пр. Если же дети выполняют единую работу, по ее результатам бывает видно, кто есть кто. Следует учесть, что и единую для всего класса работу молено сделать дифференцированной. Так, некоторые школьники, выполняя ее, могут получить разрешение пользоваться счетным материалом, счетами, таблицами, словариками, образцами и пр. Но учитель, понимая, что работа, выполненная с такой помощью, не может высоко оцениваться, снижает отметку. А в своих записях либо в самой работе, если она итоговая и должна остаться в документах ребенка, поясняет, почему» Контрольная работа может проводиться по вариантам в зависимости от того, на сколько групп разделил учитель учеников класса, обычно по трем основным, исключая детей, которые занимаются по индивидуальной программе (таких может и не быть). Эти варианты имеют разную степень сложности, т. е. их содержание соотносится с возможностями учеников, составляющих группы. Контрольная работа может иметь и один вариант, над которым и работают все ученики класса (кроме тех, кто занимается по индивидуальной программе). После выполнения контрольной работы любого вида учитель ее проверяет, анализирует ошибки, ищет их причину. Ошибки бывают разные: школьник неверно понял задание, не связал задание со способом его выполнения, пропустил при выполнении промежуточные этапы и т. д. Часть ошибок бывает обусловлена недостатками внимания, неумением переключаться с одного способа работы на другой, 204 Раздел второй Для удобства такого анализа учитель выписывает, классифицирует ошибки каждого ученика. В дальнейшем ему предстоит, обучая учеников новому материалу, параллельно ликвидировать пробелы в их знаниях. Если о допущенных детьми ошибках будет знать только учитель, исправить их эффективно не удастся. Важно, чтобы ученик понял, в чем заключаются пробелы в его знаниях. Очень часто школьники, получив тетрадь с проверенной работой, проявляют интерес только к ее оценке. Даже старшеклассники не обращают внимания на исправления, внесенные учителем в их работу. Поэтому нужно применять специальные приемы, чтобы воспитать у школьников желание разобраться в ошибках, пробудить интерес к их исправлению. Работа эта длительная и во многом зависит от деятельности учителя. После контрольной работы принято проводить урок, посвященный исправлению ошибок. Но за один урок это сделать невозможно. Поэтому значение этого урока в другом. Учитель, раздав проверенные тетради, просит рассмотреть исправленные ошибки, сказать, на какое они правило, подумать, почему появилась такая ошибка. Затем он выясняет, как рассуждал тот или иной ученик по поводу появления ошибки. На последующих уроках учитель отводит время на повторение, работает над тем учебным материалом, который послужил источником ошибок. Но при этом активную роль играют сами учащиеся. Учитель требует припомнить, кто допустил ошибку, работает с учеником у доски, подключает класс к составлению заданий для этого ученика и т. до Итоговые контрольные работы по русскому языку (контрольное списывание, диктанты, грамматический разбор), по математике (арифметические примеры, задачи, задания на узнавание и вычерчивание геометрических фигур) проводятся в специальных тетрадях, которые сохраняются в течение учебного года в местах, доступных для администрации школы, других учителей, среди них должна быть и тетрадь анализов этих работ. Работа над ошибками проводится в обычных, рабочих тетрадях. Нормы оценок письменных работ учащихся по русскому языку и математике разработаны (см. Приложение 2). 1. Определите цель и задачи проверки и оценки знаний и умений учащихся. 2. Перечислите виды контроля, определите коррекционную и воспитываю Глава 12. Проверка и оценка знаний и умений учащихся 205 3. Раскройте приемы проведения устного опроса учащихся, роль отметки в 4. Почему в коррекционной школе VIII вида все виды письменных работ 5. Раскройте дифференцированный подход к оцениванию тренировочных и 6. Раскройте нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) Щ Рекомендуемая литература 1. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под. ред. 2. Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедаго 3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофре РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ VIII ВИДА Исключение этих людей из сферы производительного труда внутри общества подчеркивает их дефективность и тем самым еще более усугубляет недостатки их развития. И наоборот, подготовка и включение аномальных детей в общественный труд позволяет наиболее успешно компенсировать недостатки их развития. В такой постановке вопроса труд выступает и как средство социального воспитания, и как одна из главных задач обучения и воспитания аномальных детей1. Глава 13 Задачи и содержание профессионально-трудового обучения 1. ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ По данным Управления специального образования Министерства образования Российской Федерации, к 2006 г. у нас функционируют 1367 специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей и подростков с интеллектуальными отклонениями в развитии с контингентом 289 000 человек. Дальнейшая судьба выпускников таких школ достаточно проблематична, так как на рынке труда в новых экономических условиях, сложившихся к настоящему времени, они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Это объясняется тем, что помимо низких познавательных возможностей учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям. Особенности памяти и мышления умственно отсталых учащихся затрудняют формирование у них технико-технологических знаний. 1 Дульнев L М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М., 1969. С. 9. Глава 13. Задачи и содержание профессионально-трудового обучения 207 Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих. Задачи трудовой подготовки и обеспечения трудовой занятостью умственно отсталых учащихся наиболее успешно могут быть решены в образовательно-адаптационной и реабилитационной среде коррек-ционных школ VIII вида. Как показывает практика, правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально-трудовой подготовки позволяют ученику освоить в соответствии с его возможностями трудовые умения и навыки, профессиональные программы, сформировать общую культуру личности, способствовать ее социализации и решению сопутствующих социально-бытовых, досу-говых, нравственно-этических проблем. Эта среда, по возможности, компенсирует ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы конкурировать на рынке труда в доступных для него областях. В процессе трудовой подготовки умственно отсталого школьника корригируются не только элементарные, но и высшие психические функции, личность в целом. Тем самым решаются следующие задачи: воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности); коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития; профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве. В то же время без решения на государственном уровне не только декларативного провозглашения права умственно отсталых выпускников коррекционных школ на труд, но и действенного обеспечения реализации этого права, гарантирующего их трудоустройство, невозможно избежать многих проблем их социальной адаптации и реабилитации, возникающих в настоящее время. Как показали исследования 60-х годов, проведенные в НИИ дефектологии АПН СССР, эффективное развитие умственно отсталого ребенка возможно только в таком труде, который специально организован для решения этой педагогической задачи. Это положение убедительно подтвердила и практика работы вспомогательных школ. Трудовое обучение умственно отсталых школьников нацелено на развитие их способности самостоятельно и на профессиональном 208 Раздел третий уровне выполнять несложные виды работ на массовых производственных предприятиях в условиях обычного трудового коллектива. Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т. е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности. Знания, полученные школьниками на уроках труда, не просто повышают общий уровень интеллектуального развития, а создают основу для формирования умений правильно регулировать свою деятельность (ориентироваться в полученном задании, планировать и контролировать свою работу). Правда, коррекционная школа VIII вида не дает своим воспитанникам политехнического образования, но большинство учебных программ по труду включают, кроме изучения основной, знакомство со смежными профессиями. Например, картонажное дело изучается вместе с переплетным; слесарное дело включает ознакомление с работой сверловщика, токаря, фрезеровщика; обучение нескольким специальностям предусматривает программа сельскохозяйственного труда. У подавляющего большинства умственно отсталых учащихся могут быть сформированы навыки выполнения несложных трудовых операций, но медленнее, чем у их нормально развивающихся сверстников. Кроме того, наблюдается существенное отставание и в развитии способности к переносу навыков. Поэтому необходимо значительно увеличить сроки трудового обучения. Помимо всего, из-за интеллектуальной недостаточности таких школьников у них сложно сформировать обобщенные умения — способность выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при ее изменении. Относительно низкий уровень сознания и оценки собственного поведения, наблюдаемый у выпускников коррекционной школы VIII вида, во многих случаях проявляется в неадекватных поступках, негативных качествах личности (несоблюдение чувства дистанции с кадровыми рабочими и руководителями, предъявление необоснованных претензий, дурашливость, назойливость, робость и т. п.). Недостатки в общении затрудняют молодому рабочему возможность адаптироваться в производственном коллективе. Эта проблема не менее важна, чем овладение профессиональными умениями и навыками. Таким образом, задачу воспитания поведенческих умений и соответствующих черт характера следует рассматривать как одну из основных. В трудовом обучении ее можно решить более успешно, поскольку в Глава 13. Задачи и содержание профессионально-трудового обучения 209 процессе коллективного производительного труда учащиеся вступают в деловые контакты, обусловленные ходом работы, а во время производственной практики они общаются с сотрудниками предприятия. В обоих случаях учитель имеет возможность влиять на эти контакты и тем самым формировать поведенческие и прежде всего коммуникативные умения. Их основу составляют такие качества, как чувство собственного достоинства, настойчивость и в то же время скромность, сдержанность. Одновременно преодолеваются грубость, безответственность, нетерпеливость и другие неприятные и мешающие работать в коллективе качества. Рассмотренные задачи трудового обучения (овладение профессионально-трудовой деятельностью, воспитание и коррекция) взаимообусловлены и могут эффективно решаться только в комплексе. Так, низкий уровень воспитанности учащихся существенно мешает трудовому обучению и повышает опасность травматизма. Более того, если школьник, овладевший программным материалом по труду, недостаточно воспитан, то его трудовую подготовленность нельзя считать завершенной. Формирование трудовых знаний и особенно практических умений способствует моральному становлению личности, так как в результате трудовой умелости возникает чувство морального удовлетворения, а это служит фундаментом нравственного развития личности школьника. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|