Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРТОВ КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ




ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………………. 4

1.Технологии организации концертов как проблема научного исследования..9

1.1.Понятие «концерт» ……………………………………………………….…. 9

1.2.Характерные черты и особенности концерта как формы досуга ……….. 17

1.3.Принципы и функции организации концерта. Виды концертов в учреждениях культуры ………………………………………………………... 22

2.Технология организации концерта для различных категорий населения... 35

2.1.Проблема технологии организации концертов в различных странах мира………………………………………………………………………………35

2.2.Опыт организации концертов в учреждениях культуры Российской Федерации………………………………………………………………………. 43

2.3.Проблема технологии организации концертов в учреждениях культуры Пермского края ………………………………………………………………… 68

2.4.Технологические особенности организации концерта в клубе «Радуга» ………………………...…………………………………………………………..78

Заключение ………………………………………………………………….. ….84

Список используемой литературы ……………………………………………. 88

Приложения ……………………………………………………………………..90

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день в технологическом процессе организации концерта допускаются серьезные нарушения со стороны организаторов и постановщиков. Эти нарушения заключаются в потере эффектности действа, из за непродуманного использования в представлениях, что бы удивить избалованного современного зрителя, последних достижений научно-технического прогресса (свет, звук, лазер, пиротехника и т.п.). Следствием таких нарушений может стать потеря зрителя и подрыв авторитета специалистов культурно-досуговой сферы, а ведь именно концерт является одним из значимых социальных институтов, способствующих культурному развитию личности. Поэтому необходимо обратить внимание на технологию создания концерта, использовать опыт прошлых лет, изучать новые возможности и формы воздействия на аудиторию.

Сфера культурно-досуговой деятельности сегодня обязана подстраиваться под потребности зрителя, что бы соответствовать запросам различных социальных групп. Одной из самых гибких в плане модификации культурно-досуговых программ считается – концерт. Сделать подобное заключение нам позволяет многогранность данной культурно-досуговой формы. Но несмотря на многообразие жанров и видов, концерт имеет свои технологические особенности организации. Практическая методика предусматривает ряд требований и условий, которые следует брать в расчет постановщикам: жанровое разнообразие, особенно когда речь идет о концерте для смешанной аудитории; высокая идейность исполняемого репертуара; его художественная полноценность; высокое качество исполнения номеров и эпизодов; оригинальность исполняемых номеров, надлежащее качество драматургической основы и соответствующий уровень режиссуры. Поэтому исследование таких технологий представляет большой интерес у специалистов культурно-досуговых учреждений в современном обществе.

Социальная значимость проблемы заключается в том, что учреждения культуры, как организаторы концерта имеют такие технологии организации и проведения концерта, которые играют значительную роль в идеологическом, нравственном, и эстетическом воспитании личности. Такое воспитание представляется чрезвычайно важным в условиях общекультурного кризиса.

Популярность концертов позволяет воздействовать на сознание разных возрастных слоёв населения и тем самым привлекать внимание общественности к тем или иным проблемам, существующим в современном обществе. Успех достижения той или иной цели поставленной перед организаторами концертной программы напрямую зависит от выполнения технологического процесса подготовки и проведения концерта.

Степень разработанности проблемы по теме технологические особенности организации концерта сравнительно велика. Научных работ посвящённых технологии организации концертных программ на современном этапе развития общества написано достаточно много, но, тем не менее и сегодня данная проблема не перестает быть актуальной в культурно-досуговой индустрии и требует изучения в связи с постоянными изменениями запросов потребителя. Изучением проблемы технологии организации и проведения концертов занимались такие авторы как: Г. А. Щербакова, А.Д. Жарков, А.А. Рубб, И. Г. Шароев, А.И. Чечетин, Б.Н. Глан, А.Д. Силин, Д.В. Тихомиров, И.М. Туманов, В.А. Шпагин, В.С Ерёменко, М. И. Маршак, Л.И. Футлик, И. Щербакова, И.А. Богданов, И.А. Виноградский, С.К. Борисов и др.

Исследуемую нами проблему так же необходимо рассмотреть с историко-культурной точки зрения, в этой сфере можно отметить таких авторов, как С.С. Клитин, Е.В. Дуков, А.А. Конович, Б.А. Хомичев. Интерес для изучения исследуемой проблемы представляют и научные работы в области социологии, психологии, педагогики, культурологи, эортологии, философии и социально-культурной деятельности. Социально-философские проблемы различных социальных группы общества нашли свое отражение в исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, В.Т. Лисовского и др. Значительный вклад в исследование досуга молодежи внесли Б.А. Трушин, Г.А. Пруденский, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. В научный анализ теории и практики культурно-досуговой деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Необходимо постоянное обогащение содержания деятельности учреждений культуры, совершенствование её досуговых форм и технологий, а также создание условий для полной самореализации граждан в сфере досуга.

Объект исследования – концерт в системе социально культурной деятельности.

Предмет исследования – технологические особенности организации концерта.

Цель исследования – на основе изученного теоретического материала и практического опыта разработать технологии организации концерта для муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центре детского творчества «Ритм» (далее по тексту ЦДТ «Ритм), в частности для его подразделения – клуба «Радуга» г. Перми.

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие «концерт»;

2. Изучить характерные черты и особенности концерта как формы досуга;

3. Изучить принципы и функции организации концерта, а так же виды концертов в учреждениях культуры;

4. Рассмотреть проблемы технологии организации концертов в различных странах мира;

5. Изучить опыт организации концертов в учреждениях культуры Российской Федерации;

6. Рассмотреть проблемы технологии организации концертов в учреждениях культуры Пермского края;

7. Выявить особенности организации концерта в клубе «Радуга».

8. На основе изученного теоретического материала и практического опыта разработать технологию организации концерта в клубе «Радуга».

Методы исследования по теме технологические особенности организации концерта автором были использованы следующие:

× Теоретическое исследование (теоретический анализ и синтез учебной и научной литературы по исследуемой проблеме, сравнение теоретических исследований и практические примеры технологии организации концертов учреждениях культуры Екатеринбурга, Кемерово, Чапаевска и Пермского края;

× Методы эмпирического исследования (наблюдение за опытом технологии организации концертов в Центре детского творчества «Ритм», беседы с организаторами концертов как в данном учреждении культуры, так и в других учреждениях культуры Пермского края);

× Статистический метод (теоретический анализ опыта организации концертов в различных учреждениях культуры).

Научная новизна исследования заключается во всестороннем, целостном описании явлений реальной действительности, которые составляют основы практических действий.

Практическая значимость исследования заключается в применении разработанной технологии организации концерта в клубе «Радуга». А так результаты данной работы можно использовать в качестве учебного материала для организаторов концертов в различных учреждениях культуры и для студентов профильных специальностей в образовательных учреждениях среднего и высшего образования.

Структура курсовой работы состоит извведения, двух глав, семи параграфов, заключения, список используемых источников и приложений.

В первой главе рассмотрены теоретические понятия и проблемы технологических особенностей организации концертов. для этого автором во-первых приведены определения «концерта» в трактовке разных авторов и проведена историческая хронология данного определения. Во-вторых автор выделил характерные черты и особенности организации концерта как формы досуга. И в-третьих обозначил какие существуют виды концертов в учреждениях культуры, их функции и принципы организации концерта.

Во второй главе автором проведен анализ мирового, отечественного, регионального опыта в применение технологий организации концертов для различных категорий населения. Для этого были рассмотрены проблемы организации концертов в таких странах как Соединенные Штаты Америки, германия и Китай. В Российской Федерации проанализирован опыт организации концертов в учреждениях культуры таких городов как Екатеринбург, Кемерово, Чапаевск. Так же, более подробно автором рассмотрены проблемы технологии организации концертов в учреждениях культуры Пермского края. В завершающем параграфе исследования были выявлены особенности организации концерта в муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Центре детского творчества «Ритм», в частности в клубе «Радуга» Центра Детского Творчества «Ритм», для данного клубы автор разработал специальную технологию организации концерта.

В заключении курсовой работы автор подвел итог проведенного исследования и сделал выводы. В приложении авторов предоставил некоторые практические материалы, используемые при анализе опыта организации концертов в учреждениях культуры Российской Федерации. Так же в приложениях представлены: История ЦДТ «Ритм» и клуба «Радуга» на базе ЦДТ «Ритм»; УСТАВ МАОУ ДОД «ЦДТ «Ритм» г.Перми; лицензия и свидетельство ЦДТ «Ритм»; Публичный доклад по итогам деятельности МАОУ ДОД «ЦДТ «Ритм» г.Перми за 2011-2012 учебный год; положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд МАОУ ДОД «ЦДТ «Ритм» г.Перми.

ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНЦЕРТОВ КАК ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Для рассмотрения технологии организации концерта как проблемы научного знания следует знать что именно кроется за емким понятием «концерт» этому автор посветил первый параграф своей работы. В нем раскрывается понятие «концерт» с историко-культурной точки зрения. Автор проводит хронологию исторических событий, определивших процесс развития концерта как организационно-художественной формы. Данная работа проведена, опираясь на толковые словари, исторические материалы и на работы, посвященные истории культуры и эстрады, таких авторов как С.С.Клитин, Е.В.Дуков, А.А.Конович и Б.А.Хомичев.

После определения того, что является концертом автором берет для более подробного рассмотрения наиболее распространенный и массовый жанр концертов – эстрадный концерт. Исходя из сделанного выбора автором приводятся характерные черты и особенности именно эстрадного концерта, опираясь, главным образом, на специфические черты эстрадного искусства в целом и на характерные черты и особенности самого концерта.

Изучая концерт как особую организационно-художественную форму, исходя из исторического становления данного явления, нельзя не увидеть его разложения на виды и жанры. В связи с этим, в последнем параграфе данной главы автор отображает виды концертов в учреждениях культуры, опираюсь на таких авторов, как С.С.Клитин, А.Д.Жарков и А.А.Рубб. в этом же параграфе автор выделяет основу организации концерта – её принципы и функции, которыми наделен концерт. В заключении данной главы автор делает выводы по всем параграфам.

 

1.1. ПОНЯТИЕ «КОНЦЕРТ»

Понятие «концерт» пришло к нам из арсенала музыкальных терминов. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона толкует его следующим образом: «Музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам выказать виртуозность исполнения...» [38].

Само слово «концерт» происходит от латинского concerto – «состязаюсь» и итальянского concertare - «согласовывать». XVII в Италии в судьбе музыки наступил перелом, музыканты стремились создать свой «новый» стиль. «Когда же Монтеверди провозгласил «взволнованный стиль», а выше всего стала цениться красота мелодии, новые инструменты в руках мастеров - виртуозов постепенно заменила человеческие голоса. При этом равноправие голосов, свойственное полифонии, нарушилось, инструменты принялись как будто состязаться между собой за право выразить и подчеркнуть мелодию по-своему! Но как они не старались. Поодиночке им не удавалось передать всю гамму чувств, переживаний, поисков, всё богатство внутреннего мира человека. Только вместе, каждый со своим неповторимым голосом, они могли выполнить эту непростую задачу. Но надо было их как то организовать! Вот так и родился новый музыкальный жанр - концерт, в котором один или несколько инструментов «состязались» со всеми остальными, и в этом состязании рождалось согласие» [28].

С историко-культурной точки зрения чрезвычайно интересным было бы раскрытие всей совокупности условий, породивших столь продуктивную форму существования искусства, как концерт. Проследив перерождение «музыкального термина» в особую организационно-художественную форму.

Можно полагать, что Италия является родиной концерта, но она породила концерт только как музыкальный жанр, корни концерта, как явления – своего рода «состязания» уходят гораздо глубже в историю. Предшественниками концерта можно считать различные состязания в Древней Греции и Древнем Риме. Наряду с спортивными состязаниями, демонстрирующими красоту и выносливость человеческого тела, гармоничные греки и римляне ценили умение красиво излагать свои мысли, держать спор и владеть музыкальным инструментом. Об этом говорит нам и теоретик и практик концертной деятельности Клитин С.С.: «Само слово концерт возвращает нас в античность, где было принято устраивать состязания разного рода и в том числе в области художественного исполнительства, первые публичные концерты XVIII века были исключительно музыкальные. Вероятно, с тех пор, как человек заговорил, уже наметилось два способа живого отображения действительности - средствами показа (театр) и средствами рассказа (концертное исполнительство)» [10].

То есть становиться ясно, что концерт взявший свои истоки еще в античную эпоху, преобразился в форму существования искусства, лишь в XVII веке.

В Средние века (до второй половины XVIII века) концерт был прерогативой аристократии и носил музыкально-исполнительский характер, к тому же имел закрытую форму, рассчитанную на небольшой круг специально приглашенных лиц.

Первые публичные концерты XVIII века были исключительно музыкальными концертами. С конца XVIII века в оперном театре вошло в обычай после основного спектакля выпускать на сцену в дивертисменте артистов-любимцев публики с исполнением наиболее эффектных арий из опер или танцев из балетов. Постепенно артисты в дивертисментах стали пополнять репертуар произведениями, взятыми не только из идущих спектаклей. Это давало возможность выявить те стороны мастерства и удовлетворить те художественные устремления артистов, которые в рамках театрального представления оставались так или иначе скованными. Дивертисменты родились в конце XVIII века и длительное время существовали под эгидой театра. Однако даже через сто лет знаменитый русский энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона понятие «концерт» расшифровывает только как «публичное собрание, в котором исполняется ряд произведений вокальных или инструментальных». И далее: «Смотря по программе, концерт получает название: симфонического (в котором исполняются преимущественно оркестровые произведения), духовного, исторического...» [38]. Практически имели хождение оба понятия - концерт и дивертисмент, первое из которых прежде незыблемо соотносилось лишь с музыкальными жанрами.

В начале XIX века концерт продолжил свое развитие в Англии, которая оказалась родиной первых форм развлекательных концертных программ в помещениях салонов-театров, паб-театрах (пивных баров со сценой) и мюзик-холлов (музыкальных залах при гостинице). Особенного расцвета подобный синтез достиг во Франции во второй половине XIX века. Характерной чертой для Парижа и для других французских городов стала деятельность кафешантанов и кафе-концертов, рассчитанных на небольшое число посетителей.

Таким образом, можно с уверенностью сказать о трех разновидностях концертной деятельности XVIII-XIX веков, а именно собственно сам концерт филармонического плана (жанр серьёзной музыки и литературы), дивертисмент (под эгидой театра) и концерт-шантан (концертные развлекательные программы в ресторанах, пабах, гостиницах, отелях и т. д.).

В середине 20-х годов XIX века дивертисменты начинают устраиваться и в драматических театрах, главным образом в Александрийском в Петербурге и Малом театре в Москве. Тут они нарекаются антрактами, ибо в антракте, перед занавесом актеры читают полюбившиеся публике монологи из ролей или распевают популярные куплеты из водевилей. Именно антракт приучал к соседству разнообразие жанров. На суд зрителя выносились лучшие, наиболее удавшиеся артисту монологи, куплеты и другие фрагменты ролей. И этот естественный отбор постепенно преобразовывался, в новую форму искусства – концерт.

С приходом в нашу жизнь нового вида искусства – концерт, неразделимо связано и новое слово «вокзал», которое на сегодня утратило своё первоначальное значение, но которое по-прежнему является неотъемлемой частью истории. Процитируем историка: «В XVIII веке вокзалами называли загородные сады с клубно-концертными помещениями, сочетавшие в своих стенах концерты и дивертисменты с танцевальными вечерами и маскарадами" (наименование «вокзал» перешло к нам от Лондонского «воксал», наиболее раннего из известных столичных увеселительных предприятий подобного типа)». Первые поезда в России начали ходить между Петербургом и Павловском. Большой популярностью пользовался Павловский вокзал - излюбленное место отдыха жителей столицы, где были построены концертная и танцевальная эстрада. А так как это было и место отправки поездов, то со временем слово «вокзал» потеряло свои первоначальный смысл.

С сороковых годов XIX века, кроме Павловского вокзала в Петербурге, большой популярностью пользовался так называемый «Сад искусственных минеральных вод», или сад Излера. В Москве аналогичным заведением был Летний театр в Нескучном саду, а затем затмивший его Петровский парк. Эти сады стали местом отдыха горожан, в них процветали разные виды эстрадного искусства. В садах и вокзалах проводились представления, построенные на фольклоре, танцах, песнях, обрядах, некоторых областей России. В вокзалах утвердились и выступления оркестра, исполнявших танцевальную музыку.

Новый вид искусства развивался в демократическом направлении, чем не мог не вызвать недовольство властей, и как следствие «контроль равноценный запрету». Вышедший в 1862 году циркуляр окончательно подчинил концертное дело высочайшему контролю, что не могло не сказать на истории развития концертного искусства. Новый вид искусства, который казалось начал с успехом закрепляться на эстрадных подмостках, вновь становиться принадлежностью ресторанов и кафешантанов.

В 20-е – 30-е годы XX концертная жизнь страны приобрела самостоятельное значение, охватила широкие слои нового слушателя, который получил возможность приобщиться к настоящему высокому искусству.

Сегодня концерт стал самостоятельным явлением искусства, поражая зрителя многоликостью и разнообразием. Он вобрал в себя жанры, выкристаллизовавшиеся в его предыстории: от серьезной – камерной и симфонической музыки до жанров эстрадных – развлекательных.

В целом, существующий историографический материал позволяет утверждать, что у истоков современных концертных форм стояли четыре типа организаций - аристократические капеллы и оркестры, разнообразные общества музыкантов-любителей, музыкальные клубы и исполнительские концертные общества. Проанализировав все вышеуказанные факты преобразования концерта из музыкального термина в новое явление искусства, становиться ясно, что каждое историческое событие внесло свой неповторимый вклад, который сегодня преобразовался в неповторимый синтез различных жанров с единым ёмким «именем» – концерт.

Современные определения концерта в большинстве своей сводятся к тому, что концерт есть публичное выступление артистов разных жанров по определённой, заранее составленной программе, именно это определение мы будем учитывать в нашей работе. Такое понимание концерта ближе всего к определению в Советской энциклопедии, что говорит о том, что с советских времен изменилось многое в содержании, в смысловой нагрузке, в социальных функциях концерта, но само понятие, в обобщенном его понимании не претерпело существенных изменений:

«Концерт» – публичное выступление артистов по определённой, заранее составленной программе [40].

Так же понимание концерта в нашей работе близко к понимаю концерта С.С. Клитиным, в различных учебных изданиях он приводит различные определения концерта, но суть понятия не меняется:

«Концерт» – один из видов публичных выступлений, в котором в той или иной форме находят своё выражение по крайней мере пять видов искусств: музыка, литература, хореография, театр, эстрада. Концертное исполнительство имеет очень много общего как в своих истоках, так и в современных формах бытования с театральным и цирковым исполнительством. И тем не менее, оно обладает своими собственными специфическими чертами, характерными только для него [10].

«Концерт» - публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Виды концерта – музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.) [11].

Более «живое», пропитанное восхищением понятие концерта дает пермский режиссёр-постановщик, а так же преподаватель-наставник будущих режиссеров Пермского государственного института искусства и культуры, автор книги «Рождение концерта» Л.И. Футлик:

Концерт – это живой организм. Он рождается и живет в сиюминутной жизненной ситуации, в непосредственном духовном общении артистов и зрителей, в их художественном сотворчестве. Живой концерт или концертный номер становятся жизненным событием и надолго остаются в душевной памяти людей. Концертное действие непосредственно обращено к зрителю, который является объектом художественного воздействия и необходимым сотворцом эстрадного концертного образа. Без обратной связи, без сотворчества артистов и зрителей живое концертное действие осуществляться не может [25].

Определение концерта Щербаковой Г.А. объясняет нам почему концерт есть самая всеобъемлющая форма досуга, а из определения А.А. Рубб еще раз можно вынести подтверждение того, что на сегодняшний день изучение технологии организации концерта чрезвычайно важно:

«Концерт» как явление искусства - диалектичен, в него вбирается все свежее, вновь возникающее во всех видах исполнительского искусства и сохраняется накопленное за долгий исторический путь [32].

«Концерт» – это особая сценическая форма, имеющая свои законы построения, художественные принципы и свои «условия игры», знание которых поможет людям, причастным к их осуществлению избежать невольных ошибок [19].

Из данного параграфа, посвященного понятию «концерт» мы можем сделать следующие выводы:

1. Понятие «концерт» первоначально было музыкальным термином, обозначавшим музыкальное сочинение;

2. Предшественниками концерта считают разного рода состязания в Древней Греции и Древнем Риме;

3. Зарождение концерта происходит в XVII веке в Италии, тогда, в рамках концерта, один или несколько музыкальных инструментов «состязались» со всеми остальными, и в этом состязании рождалось «согласие», отсюда и происходит понятие «концерт» от латинского concerto - «состязаюсь» и итальянского concertare – «согласовывать»;

4. В первой половине XVIII века концерты были исключительно музыкальными, имели закрытую форму и считались прерогативой аристократии;

5. Во второй половине XVIII века, под эгидой театра начали свое существование дивертисменты, являвшиеся изначально сопутствующим понятием концерта и его прародителем, как многожанровой формы искусства, а в XIX веке его частью.

6. Во первой половине XIX веке в Англии концерт приобрел более массовое развитие и стал в том числе и развлечением, зародились формы концертных программ, проходив в салонах-театрах, паб-театрах и мюзик-холлах;

7. Во второй половине XIX века во Франции концерт приобрел такие формы, как кафешантан и кафе-концерт;

8. В России в 20-х годах XIX века концерт приходит еще вместе с дивертисментами, но к 1862 году подвергается высочайшему контролю властей и только к 20-м – 30-м годам ХХ века охватывает широкие слои населения;

9. Сегодня концерт самостоятельное явление искусства, поражающие зрителя многоликостью и разнообразием. Большинство определений данного явления можно свести к тому, что концерт есть публичное выступление артистов разных жанров по заранее определенной программе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных