ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Медиаобразование и общественные науки
Наши далекие предки воспринимали окружавшую их реальность не только ограниченно, узко, но и непосредственно. Современное общество переложило функцию наблюдения на институты массовой информации с их бесчисленными армиями репортеров, корреспондентов, редакторов и разветвленной сетью служб для передачи сообщений. В связи с этим в бытии человека появилась и стала доминировать новая черта - зависимость от информации, которую приобрели, осваивая мир, другие индивиды. Уже в это время сформировались главные элементы информационной модели общения: взаимодействующие люди (источники и получатели информации), целенаправленное сообщение (информация) и способ, на основе которого сообщение может быть передано и принято. В современном мире со сложной системой массовой коммуникации человек становится зависимым от других в получении информации, значительную часть которой трудно проверить, так что он вынужден полагаться на то, что сообщают ему средства массовой информации. Это может привести к формированию некритического доверия к сообщениям СМИ, при котором они воспринимаются не как выражение позиции определенных личностей и социальных групп, а как реальность. В связи с эти возникает возможность использования СМИ для манипулирования сознанием. В процессе создания информационных программ средства массовой информации осуществляют не только наблюдение, но и отбор событий в соответствии с определенными критериями. Среди таких критериев Лен Мастерман (Len Masterman) в работе «Обучение основам телевидения» («Teaching about Television») приводит следующие как наиболее важные. · Частотность (периодичность). Чем больше частота событий соответствует периодичности СМИ, тем больше вероятность того, что эти события будут зафиксированы данными СМИ как «новости». Телевидение, например, отдает предпочтение событиям, происходящим в течение дня, концентрируясь, таким образом, именно на событиях, а не на процессах, что дало автору повод остроумно заметить, что «пытаться определить, что происходит в мире по телевизионным новостям - это то же самое, что пытаться определить время по секундной стрелке часов». · Этноцентризм. В иерархии значимости происходящих событий при составлении информационных программ первое место, как правило, занимают события, происходящие в данной стране и значимые для ее населения. Новости из-за рубежа подаются также с этноцентристских позиций, что может привести к искажению степени их важности. · Элитоцентризм. Иерархия рассказа о событиях внутри программы телевизионных новостей имеет тенденцию определяться социальным и политическим статусом действующих лиц каждого события. Таким образом, иерархия значимости событий определяется участием в них представителей узаконенной политической элиты высшего ранга. Чем выше политический и социальный ранг участников, - тем более значимо само событие. Важным аспектом элитоцентристской природы новостей является то, что этот принцип так же жестко распространяется и на государства. В освещении событий за рубежом доминирующая роль отводится США и странам Западной Европы. · Персоноцентризм. Ориентация телевизионных новостей на зрительный ряд делает их в еще большей степени, чем газетные новости, ориентированными не только на событие, но и на личность. События воспринимаются буквально как последствия действий определенных личностей и групп. В этом смысле телевизионные новости дают внеисторический взгляд на мир, так как более глубокие социальные структуры и абстрактные социальные силы остаются вне поля зрения, что уводит зрителя от широких политических обобщений к конкретным действиям конкретных лиц. · Фактор «наследственности». Сообщения о некоторых событиях могут отбираться для информационных программ не в связи с их непосредственной важностью, а потому, что связаны с новостями предшествующего дня, даже если их значимость существенно уменьшается. Кроме того, если событие отражается одним из популярных СМИ, эти сообщения подхватываются и другими. В качестве источников информации часто выбираются постоянно действующие и надежные социальные институты: властные структуры, профсоюзы, судебные органы и т.д., которые являются регулярными поставщиками информации, выпуская пресс-релизы и часто имея собственных служащих, обеспечивающих связи со СМИ. Получение информации, таким образом, дело не только произвольного выбора, но принимает организованные, структурированные формы. Процесс отбора информации, с которым тесно связана тенденциозность сообщений СМИ, проявляется не только на уровне отбора содержания, но и на уровне формы подачи материала. Внутри отдельного выпуска новостей важность того или иного сюжета может быть искусственно повышена путем представления его как центрального, основного сюжета выпуска, или понижена за счет его сдвига к концу выпуска. Пресса также пользуется этим приемом, но, в соответствии с пространственными характеристиками газетной полосы он приобретает несколько иной характер. Таким образом, СМИ могут оказать большое влияние на повышение, понижение, или даже искусственное придание значимости той или иной проблеме. Наконец, каждое из сообщений о конкретных событиях в свою очередь является результатом процесса отбора, проведенного журналистом, фотографом, оператором. Материал, который зритель видит на экране, выглядит не тенденциозным только потому, что и сам факт отбора, и критерии отбора скрыты от зрителя. Таким образом, средства массовой информации представляют собой не столько зеркало, отражающее мир, сколько сложную систему фильтров, пропускающих одну информацию и задерживающих другую, создавая то или иное представление о реальном мире. Односторонняя или искаженная информация, которая передается, к примеру, телевидением, обладающим большой силой пропагандистского внушения, несомненно, нуждается в осмыслении. В педагогической организации процесса такого осмысления могут оказаться полезными рекомендации американского ученого Б.Бэйера, который считает, что при анализе информации учащиеся «должны уметь определить: · различие между заданными и общеизвестным фактами и требующими проверки; · надежность источника; · точность определения; · допустимые и недопустимые утверждения; · различие между главной и второстепенной информацией, утверждением; · пристрастность суждения; · неясные или двусмысленные аргументы; · логическую несовместимость в цепи рассуждения; · силу аргумента». При анализе информационных текстов СМИ умения, предложенные Б.Бэйером, могут дать хорошие педагогические результаты, вырабатывая своеобразный «иммунитет» к попыткам манипулирования сознанием с помощью средств массовой информации. В подведении школьников к пониманию того, как в программах новостей представляются отдельные личности, социальные группы и определенные идеи, задача учителя заключается в том, чтобы показать способы отбора, составления и подачи информационных текстов СМИ. В сущности, это сводится к пяти простым вопросам: · Что попадает в новости и что исключается из них? · Почему то или иное событие попадает в программы новостей? · Кто решает вопрос о включении того или иного сообщения в программы новостей? · Как преподносятся эти сообщения зрителю (читателю)? · Насколько важны новости для нашего общества? Эти задачи лучше всего решаются через организацию практической работы, включающей задания как аналитического, так и творческого характера. При этом важно, чтобы учащиеся работали с текстами различных СМИ - прессой, фотографией, телевидением, радио. Важно также сочетать индивидуальные и групповые задания. Например, для анализа газетной информации можно предложить следующие задания: · Индивидуально или в группе напишите текст радионовостей, основанных на газетных статьях. · Соберите редакционные статьи за неделю. Подчеркните факты красным карандашом, а мнения - синим. · Изучите редакционные статьи и определите, есть ли баланс мнений. Составьте список обсуждаемых проблем и выявите, по каким темам редакционные статьи выступают «за», а по каким «против». · Оцените статью с точки зрения баланса мнений. Определите все ли точки зрения представлены. Очень важный элемент анализа прессы - установление связи между визуальным и вербальным компонентами информации, то есть фотографиями и сопровождающим их текстом. Главное, что нужно подчеркнуть - многозначность визуальной информации и возможность выделить то или иное значение, используя сопровождающий текст. Объем текста может быть различен - от заголовка до небольшой статьи. В методических рекомендациях, разработанных в графстве Девон (Англия) предлагается следующий порядок работы с информационными тестами СМИ. 1. Индивидуальная работа. Составьте список событий, происходящих сегодня: · в школе, · в городе/области, · в стране, · в мире. 2.Групповая работа. Сравнение и обсуждение результатов выполнения задания: · Как мы получаем информацию? · Откуда мы получаем информацию? · Что мы читаем/ смотрим/ слушаем? · Какую пользу мы извлекаем из новостей? (Считая информацию, полученную как непосредственно, так и из различных средств массовой информации). 3. Работа в малых группах. Попытайтесь определить, что такое «новости». Полученные определения можно сравнить и обсудить. 4. Работа в малых группах (каждая группа работает с одним видом СМИ). Сравнение новостей, сообщаемых в один и тот же день различными средствами массовой информации (пресса, радио, телевидение). Поиск, выявление и объяснение (по возможности) сходств и различий. 5. Обсуждение и сопоставление результатов наблюдений, и сравнение различных СМИ. Закрепление навыков анализа информационных текстов СМИ может происходить в форме деловой игры, имитирующей процесс подготовки телевизионной программы новостей. Учащиеся делятся на несколько групп, в каждой из которых необходимо выбрать главного выпускающего редактора, отвечающего за весь выпуск, диктора, а также ответственных за отдельные фрагменты программы. Каждая группа играющих представляет некое условное государство, и в информационный выпуск включаются следующие разделы: официальные новости вашего «государства», сюжет с комментарием из внутренней жизни, интервью с общеизвестным лицом, новости международной жизни, то есть события в других «государствах», новости культурной жизни и спорта и в заключение, как обычно, - погода. За отведенное главным редактором время необходимо подготовить свой сюжет и в том же порядке по объявлению главного редактора подать его «в эфир». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|