ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОПРАВДАНИЕ ЗАДАННОЙ ПОЗЫЭто упражнение на нахождение психологического оправдания заданному положению частей тела, например, опущенная голова, сжатые кулаки, поднятый взгляд и т.д. Задается не действие, а только поза, описывается расположение частей тела. Ученики вспоминают жизненные ситуации, в которых такая поза встречается, и играют в эти ситуации до тех пор, пока не «попадут» в заданную позу. Вариантом такого упражнения может быть интерпретация положения двух или более человек в пространстве. Например: два человека, стоящих спиной друг к другу, два человека, сидящих на разных концах пустой скамейки, три-четыре человека, стоящих очень близко, но не обращающих друг на друга внимания и т.д. Ученикам предлагается «прочитать» смысл такого расположения людей в пространстве, найти ему психологическое оправдание. СОНОСКОП СОБЫТИЙ Учащимся предлагается закрыть глаза и, прослушав несколько звуков, изображаемых педагогом или ведущим, воссоздать по этим звукам какую-либо историю. КТО СТУЧИТ Из группы учащихся выбирается ведущий, который, выйдя за дверь, должен мысленно определить время суток, погоду, особенности характера, ситуацию. Затем ведущий стучит в дверь, стараясь вложить в стук как можно больше информации о придуманных обстоятельствах. Остальные играющие должны попытаться определить по манере стука придуманные обстоятельства и характер и построить вместе с педагогом одну - две возможных модели интерпретации. Ведущий, вернувшись в комнату, выслушивает догадки остальных играющих. Если ни одна из них не верна, он должен постараться подвести играющих к правильной догадке, задавая наводящие вопросы. Участники игры также могут задавать уточняющие вопросы ведущему. ДЕТЕКТИВ Педагог предлагает учащимся 1 - 2 набора из ряда небольших предметов, аналогичных описанным в игре «Штирлиц». Задача учащихся - определить, кому могли бы принадлежать эти предметы и постараться сказать как можно больше об этом человеке: его профессии, характере, привычках и т.д. Вариантом этого упражнения может быть работа с фотографией интерьера комнаты, когда учащиеся по деталям обстановки и отдельным предметам должны попытаться охарактеризовать ее обитателя. Наконец, последним из базовых элементов аудио-визуальной грамотности является умение использовать приобретенные навыки для создания собственных аудиовизуальных текстов. Выработка этого базового умения ориентирована на развитие творческих способностей школьников. Прежде чем предлагать задания, предполагающие создание законченных аудиовизуальных текстов и требующие от школьников достаточно большой степени творческой самостоятельности, необходимо поработать над более простыми заданиями, когда один из компонентов аудиовизуального текста задается учителем. Примером такой работы может быть озвучивание иллюстрации, картины, диафильма. Внимание к иллюстрации и озвучивание ее можно считать первым шагом в формировании понятия о зрелищных искусствах, восприятие которых основано на том, что зритель видит и слышит, устанавливает связь между этими каналами восприятия. Сначала учитель может предложить озвучить картинку, требующую только шумовых эффектов, без диалога. На втором этапе следует давать картинки, на которых можно сыграть диалог. Слова для диалога могут быть найдены в тексте, или придуманы самими учащимися. Суть заданий, независимо от выдумывания или произнесения написанных слов, в том, чтобы речь была действенной, чтобы она была обращена к кому-то и содержала ожидание ответной реакции. Для того чтобы речь соответствовала картинке, говорящему необходимо определенным образом приспособить свое тело к тому делу, которое изображено, иначе интонация и речь не будет соответствовать изображению. Упражнение захватывает речевую и мышечную деятельность, а также тренирует у учеников точность зрительных оценок. Озвучивание диафильма или кинофрагмента является наиболее сложным видом работы, перед началом которой учащихся, естественно, необходимо ознакомить с основными принципами использования звука как элемента языка кино. Еще в 1928 году С. Эйзенштейн, В. Пудовкин и Г. Александров напечатали статью под названием «Будущее звуковой фильмы», в которой разработали ряд принципов сочетания изображения и звука. Основной мыслью статьи было обоснование принципа несинхронного применения звука и повышение за счет этого информационной насыщенности каждого кадра фильма. Эйзенштейн и его соавторы считали, что если изображение будет говорить свое, а звук свое, то количество информации удвоится и каждый кадр станет содержательнее. Самый простой пример. Когда мы видим в кадре лицо человека и слышим произносимые им слова, это пример синхронного использования звука, информирующего нас о том, кто и что говорит. Однако если вместо лица говорящего показать на экране лицо слушающего, то кадр будет несихронным, зритель узнает не только кто и что говорит, но и какое впечатление производят его слова на слушающего. Если в изображении - лицо человека, а в звуке - шум поезда, то этот несинхронный кадр скажет нам, что человек едет в поезде. Авторы считали несинхронное применение звука основным, важнейшим, однако в таком сложном произведении, как звуковой фильм, и синхронное, и несинхронное применение звука одинаково правомерны. Осознание возможностей несинхронного применения звука позволит школьникам избежать излишней иллюстративности при выполнении этого задания, подведет их к пониманию роли звука как самостоятельного элемента языка экранных искусств. Спектр творческих заданий, которые могут быть предложены школьникам, достаточно широк и поскольку именно этот тип заданий наиболее тесно связан с традиционными школьными дисциплинами, представляется целесообразным рассмотреть их в последующих разделах данной главы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|