ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Юлия Михайловича Рабиновича. В педагогике, как в любой другой сфере человеческой деятельности, существуют определенные стереотипы мышленияВВЕДЕНИЕ В педагогике, как в любой другой сфере человеческой деятельности, существуют определенные стереотипы мышления, свои предрассудки и даже некий стандартный набор «врагов воспитания». Причем эти стереотипы в массовом педагогическом сознании тем сильнее, чем меньше разработана проблема в теоретическом плане. В наши дни среди таких «врагов воспитания» одно из первых мест, пожалуй, прочно заняло телевидение. Психолог А.В. Толстых назвал эту черту современного педагогического сознания «телефобией». В педагогической среде достаточно широкое распространение приобрела идея о телевидении как об одной из основных помех в воспитании. Если суммировать претензии педагогов к телевидению, то основные из них заключаются в следующем: экранные формы культуры отвлекают детей от книги, дети мало читают, от чего страдает развитие речи; репертуар телевидения далек от высокого искусства, в нем доминируют развлекательные программы и фильмы, что портит эстетические вкусы детей; наконец, телевидение (а в последнее время к нему добавились видео и компьютерные игры) отвлекает детей от уроков, занятий спортом, прогулок и других более полезных с точки зрения педагогов и родителей форм проведения свободного времени. Действительно, последние годы отмечены бурным развитием и расширением средств массовой информации, причем многие специалисты утверждают, что это только начало второй революции в этой области. Согласно прогнозам, к концу тысячелетия только Европу будет обслуживать около сорока спутников телевизионной связи. А с развитием новых коммуникационных технологий разнообразие выбора различных средств массовой информации и коммуникации и объем их потребления еще более возрастут. Уже сегодня есть признаки того, что в ближайшем будущем потребует педагогического осмысления Интернет и другие новые средства коммуникации. В связи с этим «телефобия» может перерасти в «медиафобию». Действительно, и структура потребления продукции средств массовой информации, и их роль в жизни школьника существенно изменились. Сегодня школа сталкивается с рядом новых проблем, связанных с резким возрастанием в зрительском опыте ребенка, и в особенности подростка, роли новых аудиовизуальных носителей. Таким образом, практическая педагогика стоит сегодня перед выбором: продолжать ли попытки (как правило, не приносящие заметного результата) оградить детей от «дурного влияния» экранных форм культуры и средств массовой коммуникации, воспринимать ли их как некое неизбежное зло и просто не принимать в расчет, или, отдавая себе отчет в специфике их воздействия на школьника, попытаться использовать их как некий новый инструмент образования и воспитания. «В зависимости от их использования средства массовой информации могут делать жизнь человека полнее, служить целям национальной самобытности и развития, международного взаимопонимания и мира, предоставляя людям более оперативную адекватную информацию о жизни друг друга. Однако с таким же успехом они могут превратиться в своего рода новый опиум для народа или способствовать разрушению моральных ценностей и стать средством культурного господства». Этот тезис из «Предложений по международной программе исследований в области коммуникации», сформулированный ЮНЕСКО в 1971 году с помощью международной комиссии экспертов, определяет необходимость поиска педагогических подходов к проблеме взаимоотношений школы со средствами массовой информации. Такой поиск и привел к формированию нового направления в педагогике, получившего название «медиаобразование». Принятый во многих странах мира термин «масс-медиа» обозначает средства массовой информации и коммуникации. В отечественной научной литературе (например, в работах О.Ф. Нечай, Б.М. Фирсова) массовая коммуникация определяется как «процесс массового социального общения, опосредованный специальной техникой». При этом все средства массовой коммуникации (СМК) подразделяются на две группы. К первой относятся книгопечатание, фонозапись, фотография и кино. Характерными особенностями этой группы СМК являются техногенное воплощение текстов, тираж, массовая аудитория. Во второй группе СМК, в которую входят пресса, радио и телевидение, к этим особенностям добавляется объединение тиражируемых текстов в метасистему, целостность, постоянство и оперативность процесса их доставки аудитории. Эта группа СМК и объединяется понятием «средства массовой информации (СМИ)».
Глава 1. СОДЕРЖАНИЕ и СТРУКТУРА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Определение содержания медиаобразования в современной педагогике еще достаточно неустойчиво, вариативно. Это обусловлено, с одной стороны, многоаспектностью проблемы взаимодействия СМИ и школы, а с другой стороны, полифункциональностью самих СМИ как социального института. Интерпретация содержания медиаобразования в практике сегодня во многом зависит от того, какие конкретные задачи ставит перед собой учитель, используя различные СМИ (печать, радио, кино, телевидение и др.) при организации занятий со школьниками. В зависимости от этих конкретных задач средства массовой информации и коммуникации могут рассматриваться как · технические средства создания и передачи информации (технологический подход); · способ ретрансляции произведений традиционных искусств (эстетический подход); · способ коммуникации, сочетающий различные знаковые системы (коммуникативный подход); · средства получения информации для критического осмысления событий общественной и политической жизни (социальный подход); · учебный материал, способствующий развитию ассоциативного, образного, визуального мышления (когнитивный подход)); · способ развития творческих умений и навыков (креативный подход). Разнообразие подходов к построению системы медиаобразования и многоаспектность этой области педагогики приводит к тому, что, по образному сравнению Кэтлин Тайнеp, американского специалиста в этой области, многие учителя, занимающиеся практическим медиа образованием, часто ограничиваются одним его аспектом, напоминая слепых из известной индийской сказки, которые, отвечая на вопрос на что похож слон, ощупывали и описывали отдельные его части, будучи убеждены, что обладают целостным видением. Анализ существующих программ и учебных пособий, как западноевропейских, так и российских, позволяет выделить в содержании медиа образования несколько основных блоков. Первый из них - передача информации в обществе. В него входят: а) понятие коммуникации; б) понятие о знаковых системах и способах представления информации; в) история передачи информации; г) массовая коммуникация и ее закономерности. Второй блок рассматривает структуру массовой коммуникации. Он включает изучение отдельных средств массовой коммуникации и их особенностей (газеты и журналы, фотография, радио и звукозапись, кино, телевидение). Третий блок содержания охватывает вопросы социального функционирования средств массовой коммуникации. В него входят: а) контроль над массовой информацией; б) финансирование массовой коммуникации; в) получение массовой информации и ее воздействие. Содержание вышеперечисленных тематических блоков включает: · получение школьниками знаний об истории, структуре и теории средств массовой информации; · формирование умений и навыков восприятия информации, содержащейся в текстах СМИ; · развитие креативных практических умений и навыков на материале средств массовой коммуникации.
Предметная модель Различие подходов к построению организационной модели медиаобразования, сложившихся в 70-е годы, отражает различное понимание его содержания и целей. Первый тип организационной модели заключается в разработке и внедрении в процесс обучения факультативных и обязательных курсов по изучению СМИ (так называемый предметный или специальный подход). С 80-х годов в ряде стран изучается специальный предмет с разными названиями и структурой, но примерно одинаковым содержанием. В качестве основного объекта изучения в классе при таком подходе выступают сами средства массовой коммуникации и их особенности (газеты и журналы, фотография, радио и звукозапись, кино, телевидение). В качестве примера реализации предметной модели хотелось бы предложить примерную схему курса изучения телевидения в школе. Объясняется это прежде всего той ролью, которую играет сегодня телевидение в жизни подростка. Исследование, проведенное ЮНЕСКО в 1997-98 гг., в ходе которого было опрошено 5 000 детей в возрасте 12 лет из 23 стран, представляющих разные регионы мира, показало, что 91% опрошенных детей имеет возможность смотреть телевизионные программы. Доступность других средств массовой информации и коммуникации распределяется следующим образом: газеты - 85%; магнитофон - 75%; комикс - 66%; видеомагнитофон - 47%; видео игры - 40% персональный компьютер - 23%; Интернет - 9%.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|