ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формирование основ аудиовизуальной. Понятие аудиовизуальной грамотности, безусловно, относится к числу ключевых понятий медиа образованияГрамотности
Понятие аудиовизуальной грамотности, безусловно, относится к числу ключевых понятий медиа образования. Подобно тому, как вербальная грамотность является фундаментом традиционного образования (неграмотного человека научить ничему нельзя), аудио-визуальная грамотность служит фундаментом построения любой системы медиа образования, какой бы подход ни был избран. Именно поэтому понятие аудиовизуальной грамотности и способов ее формирования заслуживает подробного рассмотрения. Словарь терминов по медиа образованию Исследовательского центра эстетического воспитания РАО, подготовленный к российско-британскому семинару «Медиаобразование школьников» проходившему в Москве в 1995 году предлагает следующее определение: Аудиовизуальная грамотность - навыки анализа и синтеза пространственно-временной реальности и умение «читать» экранное повествование. Вероятно, для практически работающего учителя данное определение потребует конкретизации: каковы конкретные навыки анализа, что входит в навыки синтеза, а главное, как можно формировать эти навыки в процессе обучения. Предлагаемые вниманию читателя в настоящей главе упражнения и учебные задания частично разработаны автором, но большая часть из них отобрана из различных источников и в той или иной степени модифицирована в соответствии со специфическими задачами медиа образования. Основным критерием отбора упражнений и заданий являлась их простота и доступность. Наличие технического оборудования (например, видеокамеры), естественно, значительно расширяет спектр методов медиа образования. Однако это не означает, что начинать медиа образование можно только при наличии такого оборудования. Многие задачи могут быть решены с минимальными материальными затратами, особенно если это касается формирования основ аудио-визуальной грамотности. Первым среди базовых умений, составляющих основу аудио-визуальной грамотности, является умение видеть (слышать) и описывать элементы визуальных и аудиовизуальных текстов. Развитие этого умения органически связано с развитием наблюдательности, внимания, умения выражать словесно то, что воспринимается зрительно и на слух. Практически, школьники должны научиться максимально подробно и точно отвечать на вопрос: "Что я вижу/слышу?" Предпочтительной формой организации занятий по выработке базовых умений аудио-визуальной грамотности являются практические и игровые задания, выполнение которых основывается, с одной стороны, на навыках, приобретенных в ходе обучения традиционным учебным предметам, а с другой стороны, на непосредственном опыте восприятия невербальных сигналов в процессе коммуникации. Приведем несколько примеров возможных форм работы по развитию навыков визуального восприятия. КАРТИНКА ЗА ОКНОМ Педагог предлагает всем посмотреть в окно и дает на это 0,5 - 1 минуту. После этого все поворачиваются к учителю и вызванные или названные ученики рассказывают, что они увидели. Обычно в рассказе сначала дается лишь перечисление. Потом добавляется по одному определению к каждому из объектов. Увиденную за окном картину нужно стремиться нарисовать словами как можно точнее. Обычно это достигается только после нескольких упражнений. Это же задание можно несколько видоизменить - ученикам дается задание записать или рассказать, что они видят за спиной педагога, за спиной собеседника-партнера. Описание должно быть четким, понятным, выразительным, чтобы слушатель мог дать потом отчет о том, что у него за спиной, а все другие по его рассказу проверить качество описания. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|