Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модель интегрированного курса изучеНия основ театра и кино. Попытка построения такого рода интегративной программы была предпринята автором на базе средней школы N 47 г




Попытка построения такого рода интегративной программы была предпринята автором на базе средней школы N 47 г. Кургана, где на протяжении двух лет учащимся 5-7 классов предлагался курс "Основы театра и кино", который рассматривался как законченная часть более широкой программы знакомства школьников с языком зрелищных искусств. Курс может рассматриваться и как самостоятельная программа приобщения подростков к искусству театра и кино.

Безусловно, предлагаемый подход к соединению медиа образования с воспитанием театральной культуры не является единственно возможным и предлагается только в качестве одного из возможных вариантов решения проблемы.

Предлагаемый курс имеет следующие основные цели и задачи.

¨ Общеэстетическое развитие школьников.

Основная побудительная причина для поиска путей сравнительного изучения кино и театра заключается в той огромной роли, которую играют сегодня кино и другие экранные искусства в общем эстетическом развитии школьников.

Эстетическое открытие реального мира школьниками сегодня в значительной степени определено кинофильмами, телевидением и видео. Это делает проблему формирования зрительской культуры школьников особенно важной. Более того, формирование умения адекватно воспринимать и оценивать произведения экранных искусств может быть расценено как одно из основных условий эстетического развития личности школьника.

Однако формирование зрительской культуры, ограничивающееся только одним видом искусства, неминуемо слабее по своим возможностям, чем комплексное воздействие различных видов искусства.

Соединение различных видов искусства в формировании аудиовизуальной и общей зрительской культуры, поиск интегративных подходов должны способствовать общеэстетическому развитию школьников, давая возможность сопоставления различных способов эстетического освоения действительности.

¨ Развитие способности выделять и анализировать роль общих элементов зрелищного текста театральных спектаклей и кинофильмов.

Базовым понятием для организации сравнительного анализа театральных спектаклей и кинофильмов является понятие зрелищного (аудиовизуального) текста, который рассматривается как комбинация различных знаковых систем, представляющая собой, тем не менее, единое целое.

Создание зрелищных текстов в театре и кино, действительно, имеет много общего. И театральные спектакли, и кинофильмы имеют в основе вербальные формы искусства - пьесу или сценарий. И театр, и кино используют различные невербальные знаковые системы в процессе преобразования этого вербального текста в конечный зрелищный текст. Наконец, и кино, и театр - искусства коллективные, создаваемые группами людей, сотрудничающих друг с другом. Художественные профессии в обоих видах искусства в основном совпадают с элементами аудиовизуального (зрелищного) текста. Это и может послужить главным принципом структурирования материала и способов художественно-практической деятельности в рамках курса.

Таким образом, в качестве общих невербальных элементов текста театрального спектакля и кинофильма, можно выделить видеоряд (декорационное оформление, костюм, свет), звуковой ряд (музыка, шумы), актерскую игру (мимика, жест, пластика, интонационный рисунок), и режиссуру (общая атмосфера, пространственно-временное решение, мизансцена).

Развитие способности видеть роль каждого отдельного элемента текста через ознакомление с основным театральными и кинематографическими профессиями должно привести к пониманию их синтеза в конечном зрелищном тексте.

¨ Развитие понимания специфики театра и кино через сравнительный анализ элементов зрелищного текста.

Изучение общих элементов театра и кино не должно создавать у школьников неверного представления об их идентичности. Эти два вида искусства, которые действительно имеют много общего, являются в то же самое время очень разными.

В процессе изучения кинофильмов и театральных спектаклей школьники должны не только анализировать их общие элементы, но также видеть различия между зрелищными текстами, создаваемыми театром и кинематографом. Само присутствие камеры в процессе создания фильма влияет на содержание и формы деятельности в пределах каждой из основных профессий, которые являются общими для создания и кинофильма, и театрального спектакля.

Аналитические способности школьников могут развиваться не только через выделение отдельных элементов аудиовизуального текста, общих для этих двух видов искусства, но также, что не менее важно, через сравнение этих элементов в каждом виде зрелищного текста, анализ различий между общими элементами в театральном и кинематографическом тексте.

¨ Развитие творческих способностей школьников.

Обеспечение адекватной реакции школьников на эстетические стимулы - вопрос первоочередной важности при построении развивающей программы эстетического образования.

Ключевая проблема здесь - соотношение академических знаний и художественной практики. Академическое изучение эстетического качества текста может достаточно быстро наскучить школьникам и, следовательно, перестать выполнять одну из основных функций эстетического воспитания - вызывать личностную реакцию на эстетические стимулы. Именно поэтому художественно-практическая деятельность и личностные реакции школьников в процессе этой деятельности могут быть более продуктивными для эстетического развития, чем академические знания. Если школьник имеет некоторые практические навыки в создании элементов зрелищного текста в театре и кино, он лучше подготовлен к тому, чтобы воспринять и оценить те же элементы в профессиональном спектакле и фильме.

Некоторые знания истории и теории театра и кино, конечно, необходимы, но отправной точкой должна быть художественно-практическая деятельность. В этом случае путь к знаниям будет лежать через решение практических задач эстетического характера, которые должны будут выполнять школьники и через вопросы, на которые они будут должны ответить, чтобы достигнуть результата.

Таким образом, знания становятся необходимы школьникам не ради знаний самих по себе, но для решения практических задач и приобретаются в процессе творческой эстетической деятельности.

¨ Развитие коммуникативных способностей школьников

И театр, и кино могут рассматриваться как формы коммуникации, которые в общении со зрителем наряду с вербальными используют и различные невербальные знаковые системы. Следовательно, особую важность приобретает умение воспринимать и распознавать функцию знаков, с помощью которых передается сообщение. Развитие коммуникативных способностей школьников в процессе изучения курса должно включать овладение способами невербальной передачи информации в двух основных разновидностях: невербальные сигналы, передаваемые непосредственно человеком (жесты, мимика, пластика, выразительность речи, интонация), и невербальные сигналы, передаваемые через возможности техники (ракурс, план, композиция, освещенность и цвет, движение в кадре, движение камеры, монтаж и т.д.).

Структура курса

Программа построена по модульному принципу. Каждый из четырех предлагаемых модулей практически представляет собой замкнутый цикл, строящийся на сравнении и сопоставлении особенностей основных профессий кино и театра: актера, режиссера, композитора, художника и драматурга. Таким образом, программа направлена с одной стороны на осознание и практическое усвоение синтетической природы зрелищного текста, а с другой стороны, поскольку представитель каждой из этих профессий в процессе создания этого текста пользуется своим кодом, своей системой знаков, позволяет рассмотреть каждую из составляющих зрелищного текста во взаимоотношении с другими и практически усвоить как сходство, так и различие языка театра и кино.

Вместе с тем, внутри каждого модуля обучения выделяется опорная тема, через которую преломляется и освоение других тем.

Выбор опорной темы определяет характер творческих заданий, предлагаемых учителем. Таким образом, каждая из основных составляющих зрелищного текста рассматривается в связи с другими на каждом этапе обучения.

Продолжительность периода изучения каждого модуля может варьироваться в зависимости от условий конкретного образовательного учреждения или образовательных целей преподавателя.

Поскольку основной акцент в процессе изучения курса должен быть сделан не столько на получении информации или изучении фактического материала, сколько на развитии художественно-практических, аналитических и коммуникативных навыков школьников, представляется целесообразным определить только в общих чертах те темы, которые нужно охватить в пределах каждого из четырех модулей.

МОДУЛЬ 1.

Опорная тема: "Роль художника в создании спектакля и фильма".

Ключевой элемент: изобразительное решение спектакля и фильма.

Основные понятия и термины: театр и кино в ряду зрелищных искусств; спектакль и фильм, их основные компоненты; сценическая и кинематографическая условность (первоначальное понятие); художник в театре и кино; декорационное оформление.

Содержание:

Первоначальное знакомство с театром и кино как видами искусства. Театр и кино как искусства синтетические и коллективные. Сходство и различие театра и кино. Как создается спектакль и фильм, кто его создает, с какой целью. Элементарные представления об авторах спектакля и фильма: драматурге, режиссере, художнике, операторе, композиторе, актерах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных