ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Терминов и понятий медиа обpазования
АНГАЖИРОВАННОСТЬ - предпочтение одной из точек зрения, особенно политические или личностные пристрастия (например, отбор событий для новостей и контроль за их освещением со стороны правительственных источников). АССОЦИАТИВНЫЙ МОНТАЖ -одна из разновидностей кинематографического монтажа, в основе которой, как правило, лежит яркий образ - сравнение, метафора. Ассоциативный монтаж требует от авторов фильма отточенного мастерства, учета особенностей зрительского восприятия, поскольку ассоциации должны быть одновременно и неожиданными и понятными, убедительно выражающими мысль создателей фильма. АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА - группа искусств, объединенных по способу их восприятия. Произведения аудио-визуальных искусств обращены одновременно к зрению и слуху и как правило опираются не на одну знаковую систему, говорят сразу «на нескольких языках». Отсюда богатство возможностей художественного освоения ими мира, разнообразие присущих им способов образного отражения реальности. АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ - система умений и навыков анализа и синтеза пространственно-временной реальности, позволяющих воспринимать информацию, зафиксированную в виде звукозрительных сигналов (по аналогии с вербальной грамотностью - «читать»), фиксировать информацию в виде звукозрительных сообщений («писать») и переводить информацию из одной знаковой системы в другую. Формирование аудиовизуальной грамотности является основой построения системы медиа образования. ВЕСТЕРН (от англ. western - западный) - один из наиболее популярных кинематографических жанров массовой культуры, сложившийся в американском кино и посвященный, как правило, героизации первых поселенцев западных районов Америки. Хотя в основе многих вестернов лежали исторические факты, история в них была переосмыслена и служила материалом для создания идеализированной картины установления правопорядка на землях, не знавших его, а также легендарного образа героя, вступающего в борьбу с дикой природой и конкурентами во имя утверждения определенных нравственных и социальных идеалов. ВИДЕОКЛИП -малый экранный жанр, где на протяжении краткого (от нескольких кадров до нескольких минут) промежутка времени перед зрителем разворачивается небольшой сюжет, или реализуется некий ассоциативный ряд. Насыщенность зрительного ряда видеоклипа является результатом использования как различных средств экранной выразительности, так и электронного монтажа, позволяющего использовать компьютерные спецэффекты, в результате чего могут быть получены комбинированные кадры любой степени сложности. ИМИДЖ (англ. image - образ, изображение) - искусственно создаваемое средствами массовой информации и коммуникации (включая рекламу) представление о вещах и людях. Эстетика и методика создания имиджа составляют целую отрасль в социальной психологии, использующей имидж для манипуляции общественным мнением. КАДР (монтажный кадр) - участок пленки, содержащий момент действия, снятый непрерывно работающей камерой. Она может стоять на месте, перемещаться в различных направлениях, двигаться вокруг собственной оси, меняя планы изображения. Кадр считается основной единицей структуры экранного повествования. КОЛЛАЖ -(фр. collage - наклеивание) - технический прием, заключающийся во введении в произведение изобразительного искусства отличных от него по фактуре и цвету предметов: обрывков газет, афиш, обоев и т.д. В расширенном смысле коллаж - включение с помощью монтажа в произведения литературы, театра, кино, музыки, живописи разностилевых объектов или тем для усиления общего идейно-эстетического воздействия. КОМИКС (англ. comics) - вид печатной продукции, представляющий собой серию рисунков с кратким сопроводительным текстом или репликами действующих лиц, чаще всего приключенческого, комического или эротического содержания, образующую связное повествование. КОММУНИКАЦИЯ -процесс создания, хранения, распределения, восприятия информации и обмена ею. В зависимости от того или иного аспекта процесс коммуникации может быть типологизирован по ряду параметров: по числу участников акта коммуникации - межличностная, групповая, массовая; по типу контакта - непосредственная (без применения технических средств), опосредованная; по типу языка - вербальная, невербальная; по типу информации (содержания) - художественная и внехудожественная. МАСС-МЕДИА - средства массовой информации и коммуникации, обеспечивающие процесс сообщения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение, средства видео и звукозаписи и воспроизведения, компьютерные системы мультимедиа) численно большим, рассредоточенным аудиториям. МАССОВАЯ КУЛЬТУРА -разновидность культуры, сознательно ориентирующая распространяемые ею духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей. Главным каналом распространения массовой культуры служат средства многотиражной коммуникативной техники (книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино, телевидение, видео- и звукозаписи). МЕДИАТЕКА -структурное подразделение современной школы, включающее в фонд средств информации наряду с традиционными для библиотек (книгами, газетами, журналами) и информацию на иных аудио-визуальных носителях (видео и аудио материалы, компьютерные программы, базы данных и т.д.). Выполняя информационные, социальные и самообразовательные функции, медиатека представляет собой многокомпонентную информационно-педагогическую среду. МЕДИАТЕКСТ -любое сообщение, содержащее какую-либо информацию и передаваемое с помощью средств массовой коммуникации. Примерами медиа текстов могут служить радио или телевизионная передача, аудиозапись, видеоклип, кино\видео\теле фильм, газетная или журнальная статья, реклама и т.д. МЕЛОДРАМА -разновидность драмы, занимающая одно из ведущих мест в массовой культуре. Мелодрама характеризуется эмоционально-романтическим, сентиментальным настроем, который предопределяет ее содержание и форму. Персонажи мелодрамы отличаются необыкновенной судьбой, преувеличенными чувствами и попадают в неправдоподобные положения, порой с тайнами, ужасами и кошмарами. Мелодраме присущ схематизм характеров - главные действующие лица разделяются на добродетельных и злодеев, причем законами жанра предполагается, что первые должны в финале обязательно торжествовать. МИЗАНСЦЕНА - расположение актеров на сцене или съемочнойплощадке в тот или иной момент спектакля, фильма. Определенное соотношение фигур можно считать мизансценой, если при восприятии из зрительного зала оно сообщает нам конкретную художественную информацию. От правильного решения режиссером мизансцен во многом зависит впечатление зрителей от спектакля. В кино мизансцена опосредуется кинокамерой, являясь предварительным условием построения мизанкадра (термин С.М.Эйзенштейна) то есть зрелища, приведенного к композиции на вертикальной плоскости экрана и включенного в монтажную цепь кадров. МОНТАЖ (фр. montage - сборка) - одно из центральных понятий экранных искусств. Чаще всего под этим термином понимается процесс создания экранного произведения как «сборки» единого целого из отдельно снятых кадров. Элементарная суть киномонтажа - резка и склейка кусков отснятой пленки для достижения искомой последовательности движущегося изображения действительности на экране. В искусстве ХХ века понятие «монтаж» имеет и более широкий смысл и понимается как один из способов построения пространственно-временной композиции художественного произведения. МОНТАЖНАЯ ФРАЗА -последовательно взятый ряд кадров, где смысл рождается из ассоциативных сопоставлений всех кадров. МЫЛЬНАЯ ОПЕРА - один из популярных жанров массовой культуры. Пеpвоначально - ироническое название дневных радиопередач для домашних хозяек, субсидировавшихся компанией, производившей стиральный порошок, и отличавшихся, с одной стороны, сентиментализмом, а с другой - идеализацией практичной "стопроцентной американки". Сегодня этот термин чаще всего используется применительно к телевизионным сериалам. Обычно это мелодрамы на житейские темы, характерной чертой которых является то, что их персонажи представляют собой чаще всего не характеры, а стереотипы, выполняющие специфические функции в повествовании и легко узнаваемые аудиторией. Эти стереотипы часто закрепляют в сознании аудитории представления об определенных социальных типах и группах - их внешнем облике, роде занятий, манере поведения и т.д. НАПЛЫВ -постепенный, плавный переход изображения одной сцены фильма в следующую, смежную с ней. При наплыве яркость изображения первой сцены постепенно снижается, и по мере ее исчезновения на экране высветляется, как бы наплывая на него, изображение следующей сцены. Наплыв часто применяется для создания ощущения течения времени, обозначения смены места действия, достижения плавности перехода одной сцены в другую. ПАНОРАМИРОВАНИЕ -прием киносъемки, когда оператор поворачивает камеру в горизонтальном или вертикальном направлениях. Возникающий при панорамировании эффект соответствует повороту головы или глаз наблюдателя. Этот прием широко применяется для показа на экране больших пространств (панорама обозрения), а также при съемке движущихся объектов (панорама сопровождения). ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ - кинематографический прием, связывающий два или три параллельных действия, которые понятны без объясняющих ситуацию слов. Такой способ склейки отдельных монтажных фраз может усиливать напряжение, заставляя зрителя с нетерпением ожидать развязки действия. Важную роль в усилении драматизма играет длина монтажных фраз. Чем они короче, тем выше ощущение напряженности. ПЛАН (кинематографический) - относительный масштаб изображения в кинокадре (чаще всего по отношению к человеку на экране). Основными планами считаются общий (человек во весь рост), средний (человек до колен) и крупный (голова человека). Кроме того выделяются дальний план (человек во весь рост и окружающая его среда) и деталь, или «сверхкрупный план». Переходы от одного плана к другому осуществляются с помощью монтажа - как внутрикадрового, так и межкадрового. РАКУРС -прием операторского искусства, действие которого обусловлено тем, что объект, снятый снизу или сверху, фиксируется на плоскости пленки в сокращенной по вертикали перспективе. Ракурс широко применяется для того, чтобы сделать изобразительную и монтажную композицию кадра более выразительной. Позволяя как бы совмещать точку зрения автора или персонажа с точкой зрения зрителя, ракурс является одним из способов выражения авторской идеи. РАДИОТЕАТР -специфическая разновидность театрального искусства. Пространство и время в радиотеатре обозначаются с помощью изменений интенсивности голоса, эффектов удаления, эха, реверберации. Звуковой план создается шумовым эффектом или музыкой, которые начинают и заканчивают эпизод. Таков способ планировать передачу и разбивать ее на отдельные «кадры». Расположение микрофонов, контроль за регулированием громкости, последовательность характерных звуков создают пространственно-временную систему координат, в которой слушатель без труда ориентируется. Произведения радиотеатра могут быть эффективно использованы в медиа образовании для формирования специфических навыков анализа звукоряда в произведениях аудио-визуальных искусств. РАСКАДРОВКА -покадровое рисование экранного произведения на предварительной стадии его создания, которое выполняется художником-постановщиком, иногда режиссером или оператором. В медиа образовании используется с целью исследования и развития образного «монтажного» восприятия и творчества в области экранных искусств. СОЦИАЛИЗАЦИЯ -процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. В широком смысле слова социализация подразумевает формирование сложного комплекса познавательных, коммуникативных, социальных умений, позволяющих достаточно свободно интегрироваться в определенный социальный контекст. В современном обществе, наряду с традиционными каналами социализации (семья и школа) все большую роль играют средства массовой информации и коммуникации, так как во многом через них происходит усвоение норм общества, социальных и поведенческих стереотипов, формирование системы ценностей. СЛАЙД-ФИЛЬМ -набор слайдов (диапозитивов), связанных одной темой или сюжетом, и предназначенных для демонстрации на экране с помощью проектора. В медиа образовании слайд-фильм рассматривается как своеобразная модель экранного произведения, создание слайд-фильмов является эффективным учебным заданием, направленным на практическое осмысление отдельных элементов языка экранных искусств (кадр, ракурс, монтаж, сюжет и т.д.) ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ ТЕАТР - специфическая разновидность театрального искусства, возникшая при взаимодействии театра и телевидения. Развитие телевизионного театра начиналось с трансляции театрального спектакля, который подвергался лишь монтажному членению на планы. Затем спектакль перенесли в студию, приспособив его к возможностям телеэкрана. Завершающим этапом стало создание телевизионного театра, в котором специально написанная телепьеса реализуется средствами телевидения. ТРИЛЛЕР (от англ. thrill - дрожь, трепет) - разновидность распространенных в массовой культуре детективно-приключенческих жанров. Особенность эстетики триллера заключаются в смещении акцентов с описаний непосредственно совершаемых преступлений на их подготовку и создание гнетущей атмосферы ожидания чего-то страшного. ФОТОФИЛЬМ - последовательно расположенные друг за другом фотографии, содержание которых рассказывает о каком-то событии или явлении. Соотнесение этих кадров подчиняется законам монтажного мышления (см. МОНТАЖ). К каждой фотографии дается соответствующий сопроводительный текст. Фотофильмы используются в медиа образовании как учебный материал, создание фотофильмов способствует формированию у учащихся представлений о языке кино.
Приложение 3 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|