Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критерии и методы оценки коммерческих проектов




К числу наиболее простых и широко используемых методов оценки

коммерческих проектов относятся метод определения простого срока оку-

паемости проекта. Метод сводится к расчету момента, начиная с которого

суммарные доходы начнут превышать расходы. При сравнительной оценке

этим методом нескольких проектов предпочтительнее считается тот, который

даст более быструю отдачу от понесенных затрат. Сравнительная простота

расчетов позволяет использовать этот метод даже тем, кто не обладает специ-

альной экономической подготовкой. Однако следует учитывать, следующее:

· во-первых, с момента вложения денег до момента получения при-

были может измениться сама их стоимость (покупательная способ-

ность);

· во-вторых, в различные периоды годового цикла меняется выгода

от самой прибыли, например, из-за определенного режима взима-

100

ния налогов. В ряде случаев лучше получить большую прибыль в

начале года, чем в конце;

· в-третьих, из-за постоянных реформ меняется кредитная и налого-

вая система страны. И бывает очень трудно предугадать, какие

льготы или дополнительные платежи будут действовать в тот или

другой период времени.

Попытки учета подобных факторов привели к разработке концепции

дисконтирования.

Дисконтирование (от англ. Discount – «скидка») - пересчет денежных

средств с учетом их ценностных показателей в один и тот же момент време-

ни. Чаще всего пересчет идет с ориентацией на начальный период.

К числу хорошо известных методов оценки эффективности коммерче-

ских проектов также относится определение чистого приведенного дохода,

на величину которого может увеличиться стоимость организации (фирмы, за-

вода) в результате успешного завершения ими данного проекта. К досто-

инствам этого метода его сторонники относят то, что он дает рациональное

описание суммарного эффекта от реализации проекта. Но, как мы уже отме-

чали, абсолютное стоимостное выражение будущего результата не всегда

дает представление об относительной выгоде проекта. Для определения та-

кой относительной выгоды используются уже более сложные методы оценки

привлекательности коммерческого проекта, например, такие как оценка вну-

тренней нормы прибыли от реализации проекта.

При оценке коммерческого проекта по методу определения внутренне

нормы прибыли вначале определяют дисконтную стоимость выручки и дис-

контную стоимость связанных с проектом затрат. Далее определяют, при ка-

ких условиях для различных проектов с учетом введенного дисконтирования

реальная стоимость прихода сравняется с реальной стоимостью расхода. Та-

кие расчеты ведутся с использованием специальных компьютерных про-

грамм и требуют дополнительных исследований рыночных тенденций. Этот

101

метод оценки применяется только в том случае, когда сравнивается несколь-

ко проектов с одинаковой продолжительностью, сопоставимым уровнем рис-

ка, сопоставимыми вложениями и близкими по своей величине доходами.

Если проекты по указанным критериям и показателям имеют существенные

отличия, то для их сравнительной оценки применяются более простые мето-

ды.

Для потенциальных инвесторов важно оценить, в какой мере вырастут

его средства в результате реализации проекта. Для этого используется метод

оценки рентабельности инвестиций. Для этого рассчитывается отношение

приведенных доходов к приведенным на ту же дату расходам. Точность тако-

го расчета будет в значительной степени зависеть от правильности определе-

ния нормы дисконтирования.

Ни один из существующих методов оценки коммерческих проектов не-

совершенен. Поэтому оценка коммерческих проектов проводится сразу по

нескольким методикам, позволяющим сравнить их по разным основаниям.

При этом даже в рамках одного метода оценки порядок расчетов может су-

щественно меняться в зависимости от того, как по времени распределены

предусмотренные проектом затраты. При использовании таких методов оцен-

ки, как определение внутренней нормы прибыли, дисконтированного срока

окупаемости важно знать, будут ли вложения в проект носить единовремен-

ный разовый характер, или финансирование будет разбито на несколько эта-

пов.

Некоторые из приведенных методов оценки коммерческих проектов

можно выполнить с помощью «мастера функций» пакета Excel, однако на

практике для быстрой оценки привлекательности проектов используют рас-

чет сроков их окупаемости.

Когда на успех проекта влияет множество разнородных факторов, когда

польза от реализации проекта должна оцениваться по нескольким разнород-

ным критериям, то применяют метод весовых коэффициентов. Он позволя-

102

ет сопоставить проекты даже по тем критериям, которые не поддаются пря-

мому измерению. Для этого по определенным правилам производится начис-

ление баллов, которые затем умножаются на введенные весовые коэффици-

енты.

Оценка проектов с помощью весовых коэффициентов начинается с

определения факторов, которые в наибольшей степени влияют на успеш-

ность проекта, на качество его результата. Затем оценивается степень относи-

тельной значимости каждого из факторов. В результате каждому фактору

присваивается определенный весовой коэффициент. Предположим, что нами

выявлено три наиболее существенных фактора: прибыль, сроки реализации

проекта, ожидаемые риски. Их суммарный вес мы будем оценивать как еди-

ницу. Тогда с учетом существенности выделенных факторов мы должны

каждому присвоить весовой коэффициент, значение которого должен лежать

в интервале от 0 до 1, а общая сумма весовых коэффициентов должна рав-

няться единице. В нашем примере мы считаем, что первый фактор - прибыль

- по своей значимости примерно в четыре раза существеннее двух следую-

щих вместе взятых. А второй и третий факторы примерно равнозначны. То-

гда весовыми коэффициентами этих факторов будут 0,8; 0,1 и 0,1 соответ-

ственно.

Каждый из выявленных факторов становится критерием оценки проек-

та. Для сопоставления проектов по их суммарному весу определяется выра-

женность данного критерия в баллах. Вместо начисленных по определенным

правилам баллов могут быть использованы проценты выраженности фактора

(за сто процентов принимается максимально возможная сила, предельная вы-

раженность данного фактора). Вместо балла может быть определенный по

данному критерию численный показатель, если он поддается прямому расче-

ту (например, общая стоимость проекта).

Затем для каждого фактора производится умножение его весового ко-

эффициента и балльной оценки для каждого из сравниваемых проектов. По-

сле этого подсчитывается общий суммарный вес каждого проекта. Более

103

предпочтительным считается проект с максимальным суммарным весом.

Пример такой сопоставительной оценки приведен в следующей таблице.

(фактор) Критерий

Весовой коэффициент

Показатель по проекту 1

Показатель по проект 2

Показатель по проект 3

Весовой коэффициент * Показатель

по проект 1

Весовой коэффициент* Показатель

по проект 2

Весовой коэффициент* Показатель

по проект 3 Прибыль (

млн. руб.) 0,8 10 5

5

8

4

4

Сроки

(% от максимально

отведенного времени)

0,1 100 50 70 10 5 7

Риски

(в условных баллах,

макс. 100)

0,1 10 50 100 1 5 10

Суммарный вес 1 - - - 19 14 21

Как видно из таблицы, по выделенным критериям наибольший вес име-

ет третий проект, хотя он в два раза уступает первому по величине ожидае-

мой прибыли.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных