Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Критерии и методы оценки социальных проектов




При определении критериев и показателей оценки социальных проек-

тов в качестве основных ориентиров служат общие признаки социальных

104

благ и события, подтверждающие их получение. Например, для демонстра-

ции значимости социального проекта могут быть использованы признаки

улучшения соблюдения прав человека, события, характеризующие улучше-

ние выполнения определенных социальных норм.

Критериями оценки социальных проектов могут служить улучшение

условий жизни и труда людей, повышение качества бытового обслуживания,

снижение заболеваемости и т.д. В качестве показателей ценности социаль-

ных проектов могут использоваться разница между числом наступления со-

ответствующих этим критериям событий до и после реализации проекта. В

этом случае оценка социального проекта производится методом прямого

расчета. Это может быть число заболеваний на тысячу человек до проекта и

число тех же заболеваний после реализации проекта, суммарная площадь от-

ремонтированного жилья до и после проекта, снижение числа правонаруше-

ний, увеличение показателей успеваемости, снижение безработицы, увеличе-

ние числа рабочих мест, рост конкурса при поступлении на остро дефицит-

ные специальности и т.п.

Если для выбранных критериев не существует поддающихся прямому

счету событий, то для оценки социальных проектов применяют косвенные

методы расчета степени их значимости. Для этого используют оценку де-

нежного эквивалента эффекта социального проекта, субъективных представ-

лений людей о его стоимости (иногда эту группу оценок называют методами

выявления «теневой» цены). Например, в качестве метода косвенной оценки

социальных проектов можно использовать анализ альтернативной стоимо-

сти общественной услуги. Для этого надо определить, сколько готовы люди

потратить, чтобы воспользоваться этой услугой, от чего они готовы отказать-

ся, чтобы ее получить.

Если это допускает природа социального проекта, то можно провести

анализ предотвращенных благодаря его реализации издержек. Суть анализа

предотвращенных издержек заключается в подсчете того, сколько будут

105

стоить затраты, потери, которые неизбежно возникнут, если данный социаль-

ный проект не будет реализован.

Если ожидаемые результаты социального проекта носят многоплано-

вый характер и не поддаются прямому расчету, то для их оценки могут быть

использованы различные варианты сценарного метода.

Сценарные оценки социальных проектов проводятся путем описания и

составления возможных событий в случае реализации намеченного плана и в

случае его отклонения. Добротно написанный сценарий одновременно вы-

полняет такие функции, как описание проекта, его объяснение и предсказа-

ние возможных последствий. Часто такие сценарии напоминают литератур-

ные произведения с прологом, основной частью и эпилогом. В прологе опи-

сывается предыстория, побудившая инициативную группу к разработке

проекта. В основной части излагается идея проекта, планируемые цели, про-

цедуры по ее реализации. Здесь же могут описываться варианты возникаю-

щих затруднений (риски) и способы их преодоления. В эпилоге описываются

возможные последствия реализации проекта.

После прочтения сценария должно быть ясно, что относится к ключе-

вым факторам, т.е. наиболее существенным обстоятельствам успеха или

неуспеха проекта. Должно быть понятно, что относится к оптимальным, а что

– к нежелательным для проекта условиям. В нем должны быть приведены ре-

зультаты всех возможных расчетов эффективности проекта, сведения об ис-

следованиях, которые подтверждают его значимость и правильность разрабо-

танного плана.

Часто для более полной оценки предлагаемого проекта описывается

несколько сценариев: пессимистический, оптимистический (идеальный) и

наиболее реальный. Их сопоставление помогает оценить степень жизне-

способности проекта, диапазон социально значимого эффекта, который мож-

но получить при различных вариантах развития событий.

106

К основным достоинствам этого метода оценки проектов относится

возможность комплексного учета множества разнородных факторов. К

основным недостаткам этого метода оценки относятся его высокая субъек-

тивность привлеченных экспертов.

Вообще, несмотря на относительно низкую надежность, для оценки со-

циальных проектов чаще всего применяют именно экспертные методы. Дело

в том, что эти методы позволяют получить хоть какую-то оценку даже в тех

случаях, когда прямых расчетов, объективных измерений параметров проекта

провести вообще невозможно.

Качество методов экспертных оценок в значительной мере определяет-

ся степенью осведомленности экспертов о той области, в которой реализует-

ся данный проект. Для увеличения объективности оценки проектов старают-

ся к этой работе привлечь группу экспертов. С этой же целью экспертные

оценки могут производиться с разбивкой по этапам.

В зависимости от поставленной задачи оценка может носить аноним-

ный характер, после которой имена экспертов не разглашаются. Методика

работы экспертов может предусматривать уведомление их о суммарной

оценке, которую проект уже получил ранее.

Так, например, при использование метода Дельфи (название метода

связано с древнегреческим городом Дельфы, где он, якобы, зародился) оцен-

ка производится в несколько этапов. Вначале независимо друг от друга экс-

перты в письменной форме излагают свое мнение по поводу оцениваемого

проекта. Перед каждым последующим этапом экспертам сообщают об ито-

говой оценке предыдущего раунда. Экспертам могут раздать все оценки дру-

гих экспертов или же ознакомить их с обобщенным вариантом оценки. После

этого экспертов вновь просят провести оценку проекта, при этом их могут

снабдить перечнем уточняющих вопросов. На следующих этапах экспертам

сообщают о том, по каким пунктам их оценки совпадают, а по каким они рас-

ходятся, просят рассмотреть возможность уточнения последней группы оце-

107

нок. Обычно ограничиваются тремя-пятью этапами, однако будет проведено

столько этапов, сколько нужно для полного согласования оценок по всем вы-

бранным критериям и показателям.

Для того чтобы итоги работы разных экспертов носили сопоставимый

характер, используют систему унифицированных показателей выраженности

того или иного критерия. Например, их могут попросить оценить выражен-

ность критерия в баллах.

Для оценки может использоваться метод ранжирования. Так при срав-

нении, к примеру, десяти проектов экспертов могут попросить сразу проран-

жировать их по степени жизнеспособности. Тогда на первом месте будет сто-

ять самый, по их мнению, жизнеспособный, на десятом – наименее жизне-

способный из оцениваемых проектов. Но, возможно, экспертов попросят вна-

чале использовать метод парных сравнений. Для этого проекты будут разде-

лены на пары, в каждой паре будет выбран самый жизнеспособный. Пять са-

мых жизнеспособных будут размещены согласно их рангам. Комплексные

итоги многочисленных балльных и рейтинговых оценок могут быть учтены с

помощью описанного нами ранее метода весовых оценок общего веса проек-

тов.

Методы экспертных оценок далеко не совершенны. Тем не менее, полу-

ченные этим путем оценки проектов оказываются более качественными, чем

оценки проектов в ходе традиционных совещаний.

При оценке значимости социальных проектов широко используют

массовые социологические опросы, методики качественных социологических

исследований (например, глубинное интервьюирование, фокус-группы).

Массовые социологические опросы применяются для оценки преобла-

дающего в обществе мнения по поводу того или иного социального проекта.

Их проводят с помощью единообразного перечня вопросов, собранных в

виде стандартизованных анкет.

108

Качественные социологические методы применяют для выявления

причин тех или иных вариантов оценки проекта. Для этого в групповом (ме-

тод фокус-групп) или в индивидуальном режиме (глубинное интервью) выяс-

нятся не только то, что люди думают о данном проекте, но и почему они так

думают.

При проведении комплексной оценки сложных и дорогостоящих проек-

тов обычно одновременно используются и количественные и качественные

социологические методы.

Основные идеи и выводы по теме:

Мы изучили с наиболее часто применяемыми техниками оценки раз-

личных проектов.

Мы определили перечень основных критериев, по которым заинтере-

сованные лица смогут оценивать результаты проекта.

Мы научились уже в самом начале разработки проекта формулиро-

вать его предполагаемые выгоды и преимущества, исходя из основ-

ных критериев, по которым в дальнейшем можно будет оценивать ре-

зультаты проекта.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Ивасенко А.С., Никонова Я.И., Каркавин М.В. Управление проектами:

учебное пособие. – Ростов/Дону: Феникс, 2009. - 330 с.

2. Просветов Г.И.Управление проектами: задачи и решения: учебно-прак-

тическое пособие. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс»:, 2008. - 200 с.

109

Глоссарий

Проект это ограниченное во времени предприятие (мероприятие),

направленное на создание уникальных продуктов и услуг или

получение принципиально новых результатов.

Проектная Идея - понятное описание того, каким образом реализация

проекта поможет решить заявленную проблему.

Проблема – положение, условие или вопрос, который не разрешён.

Итерация – (лат. Iteration – повторение) организация цикличной обра-

ботки данных. Один шаг – итерация.

Иерархическая Структура Работ ( ИСР ) - это ориентированный на ре-

зультат способ группировки частей проекта, позволяющий упо-

рядочить и определить содержание проекта.

Декомпозиция деление на поддающиеся управлению элементы.

Матрица ответственности система соподчинения членов команды

проекта, распределения ответственности между ними.

Матрица компромиссов учет особенностей проекта в части ограниче-

ния по срокам, по стоимости и по содержанию предстоящих

работ.

Метод набегающей волны – способ разработки ИСР, при котором рабо-

та, которая уже на подходе, планируется с полной детализаци-

110

ей, а отдаленная по времени – с неполным раскрытием иерар-

хических уровней.

Диаграмма Ганта графическое представление информации, относя-

щейся к календарному план-графику.

Сетевой график схематическое отображение хронологической после-

довательности выполнения запланированных операций проек-

та. Всегда создается слева направо.

Бюджет проекта - это утвержденная стоимостная оценка плановых за-

трат всего проекта, фаз, пакетов работ, отдельных операций.

Бюджет проекта распределен по времени и позволяет произво-

дить сверку, мониторинг и контроль использования денежных

средств по ходу выполнения проекта. Бюджет проекта исполь-

зуется для планирования финансирования проекта и сравне-

ния фактических затрат с плановыми затратами.

Паспорт проектной идеи документ с указанием причины возникнове-

ния проекта, с параметрическим описанием целей проекта.

План проекта – это утвержденный документ, используемый для органи-

зации и координации работ, обеспечивающих достижение це-

лей проекта.

Фандрайзинг (в контексте нашего курса) - целенаправленный, систе-

матический поиск средств или ресурсов (в том числе людей,

оборудования, информации, времени, денег и др.) для реали-

зации проектов.

Цикл фандрайзинга повторяющийся процесс оценки потребностей,

поиска инвесторов, привлечения средств и следующей оценки

потребностей.

111

Инвестор ( донор ) – в фандрайзинге это организация или частное лицо,

представляющее разного рода ресурсы гражданам и организа-

циям на некоммерческой основе на цели, направленные на

благо общества в целом.

Спонсор (лат. Spondeo – ручаюсь, гарантирую) юридическое или фи-

зическое лицо. Платежеспособный, бескорыстный меценат, ко-

торый финансирует без цели получения материальной выгоды

либо в обмен на рекламу.

Презентация (лат. Praesentatio – представление) зрелищное пред-

ставление проекта, позволяющее продемонстрировать все его

преимущества.

Оценка проекта определение его значимости, ценности, выявление

пользы и выгоды от его реализации.

Процессы управления проектом – процессы, осуществляемые для ре-

зультативной реализации проекта и выполняемые в течение

всего времени существования проекта.

Этапы управления проектом. Процессы управления проектом могут

быть сгруппированы в следующие пять этапов: инициация,

планирование, исполнение, мониторинг и контроль, заверше-

ние.

Инициация проекта нацелена на формулировку и документирование

целей проекта, обоснование необходимости проекта, выра-

ботку концепции реализации проекта.

112

Планирование проекта нацелено на разработку плана проекта, в кото-

ром определены и документированы действия, необходимые

для достижения целей проекта.

Исполнение проекта нацелено на непосредственное создание продукта

(услуги), ради которых реализуется данный проект за счет вы-

полнения работ, запланированных в плане проекта.

Мониторинг и контроль нацелены на обеспечение исполнения проекта

в соответствии с его планом.

Завершение проекта - закрытие всех проектных работ, составление

итоговых отчетов, осуществление окончательных взаиморасче-

тов между участниками проекта, передачу завершенных про-

дуктов проекта (услуг) заказчику/пользователю.

Критический путь проекта – самая продолжительная последовательная

цепочка плановых операций, определяющая длительность

всего проекта.

Фазы проекта это отдельные части в рамках проекта, требующие

отдельного контроля и нацеленные на создание промежуточ-

ных результатов проекта.

Жизненный цикл проекта это полный набор последовательных фаз

проекта от момента зарождения проектной идеи до момента ее

полной реализации. Первая фаза совпадает с началом проек-

та, а последняя фаза – с окончанием проекта.

113

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

к теме 1. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА: ОТ ПРОЕКТНОЙ ИДЕИ К ФОРМУЛИРОВКЕ ПРОЕКТА,

к теме 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА: ПЛАНИРОВАНИЕ,

к теме 3. ОЦЕНКА ПРОЕКТА.

I. Основы управления проектами

1. Верзух Э. Управление проектами: ускоренный курс по програм-

ме МВА. – М.: ООО «И.Д. Вильямс__________», 2008. – 480 с.

2. Гонтарева И.В., Нижегородцев Р.М., Новиков Д.А. Управление

проектами: учебное пособие. – М.: Книжный дом «Либроком», 2009. –

384 с.

3. Ивасенко А.С., Никонова Я.И., Каркавин М.В. Управление

проектами: учебное пособие. – Ростов/Дону: Феникс, 2009. - 330 с.

4. Попов Ю.И., Яковенко О.В. Управление проектами: учебник

для программы МВА. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 208 с.

5. Просветов Г.И.Управление проектами: задачи и решения:

учебно-практическое пособие. - М.: Изд-во «Альфа-Пресс»:, 2008. -

200 с.

6. Романова М.В. Управление проектами: учебное пособие. - М.:

ИД «ФОРУМ»: ИНФРА, 2009. - 256 с.

7.Управление проектами для профессионалов: руководство по

подготовке к сдаче сертификационного экзамена. - М.: КУДИЦ-ПРЕСС,

2008. - 416 с.

II. Углубленное изучение управления проектами

114

1. Грей К.Ф. Управление проектами: практическое руководство. -

М.: Изд-во «Дело и сервис», 2007. - 608 с.

2. Каппелс Т.М. Финансово-ориентированное управление проек-

тами. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. – 400 с.

3. Локир К. Управление проектами: ступени высшего мастерства.

– Минск: Грувцов Паблиситер, 2008. – 352 с.

4. Милошевич Д. Набор инструментов для управления проекта-

ми. – М.: Академия АйТи; ДКМ Пресс, 2006. – 729 с.

5. Кук С.Х., Тейн К. Управление проектами: учебник. - М.: Поко-

ление, 2007. - 432 с.

6. Мишин С.А. Проектный бизнес. Альтернативная модель для

России. - М.: АСТ, 2006. - 428 с.

7. Управление проектами. Основы проектного управления: учеб-

ник: учебник / Под ред. М.Л. Разу - М.Изд-во КноРус, 2007. - 768 с.

8. Управление проектами: учебное пособие для ВУЗов, 5-е изда-

ние переработанное и дополненное / Под общ. Ред. И.И. Мазура, В.Д.

Шапиро. - М.: Изд-во «Онега-Л», 2009. - 960 с.

9. Хэлдман К. Управление проектами. Быстрый старт: эффектив-

ные инструменты и приемы. – М.: ДКМ Пресс; Академия АйТи, 2008. –

352 с.

III. Ознакомительная и популярная литература по управлению проекта -

ми

1. Анисимов С.Н., Анисимова Е.В. Управление проектами. Рос-

сийский опыт. - СПб: Вектор, 2006. - 240 с.

115

2. Бой Дж. Лучшее пособие от ведущих мировых компаний по

проектному менеджменту. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 140 с.

3. Бредбери Д., Гарретт Д. Как пасти кур. Нестандартное управ-

ление проектами. – М.: НТ Пресс, 2007. – 256 с.

4. ДеМарко Т. Роман об управлении проектами. - М.: Вершина,

2008. - 288 с.

5. Литке Х., Кунов И. Управление проектами. - М.: Омега-Л,

2007. - 135 с.

6. Кэмпбелл К. Управление проектами на одной странице. - М.:

ООО «И.Д. Вильямс», 2009. - 160 с.

7. Михеев В.Н. Живой менеджмент проектов. - М.: Эксмо, 2007. -

480 с.

8. Михеев В.Н. Драйв-управляющий проектов. - М.: Эксмо, 2009.

- 384 с.

9. Ньютон Р. Управление проектами от А до Я. - М.: Альпина Биз-

нес Букс, 2007. - 180 с.

10. Портни С.И. Управление проектами для «чайников». - М.:

Изд-во «Вильямс», 2008. - 368 с.

11. Потапов С.В. Как управлять бизнес-проетом. – М.: Эксмо,

2007. – 160 с.

12. Пурба С., Зуккеро Д. Спасение проекта. Как избежать ката-

строфы при управлении проектом. Экспресс-курс для начинающих топ-

менеджеров.- М.: НТ Пресс, 2007. - 432 с.

13. Тёрк У. Управление проектами и здравый смысл. - М.: РИА

«Стандарты и качество», 2009. - 240 с.

116

14. Управление проектами (Гарвардская школа бизнеса. Законы

управления бизнесом и людьми). – М.: РИПОЛ классик, 2008. – 112 с.

IV. Детальное изложение отдельных аспектов управления проектами

1. Бенко К. Мак-Фарлан Ф.У. Управление портфелями проектов:

соответствие проектов стратегическим целям компании. – М.: ООО

«И.Д. Вильямс», 2007. – 240 с.

2. Ильин В. Проектный менеджмент: практическое пособие. – М.:

Изд-во «Альфа-Пресс», 2007. – 264 с.

3. Ильин В. Проектный офис-центр управления … проектами. –

М.: Вешина, 2007. – 264 с.

4. Никсон Д. Кризис проекта: анализ ошибок и варианты выхода с

минимальными потерями. – М.: Эксмо, 2009. – 256 с.

5. Сатунина А.Е. Управление проектами корпоративной информа-

ционной системы предприятия. - М.: Финансы и статистика; ИНФА-М,

2009. - 352 с.

6. Уэбстер Г. Планирование и управление проектами для мене-

джеров. – М.: «Дело и Сервис», 2006. – 272 с.

7. Флеминг К.У. Управление закупками в проектах. - М.: Техноло-

гия управления «Спайдер», 2008. - 324 с.

8. Ципес Г.Л., Товб А.С. Проекты и управление проектами в

современных компаниях. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2009. - 480 с.

К теме 4. ФАНДРАЙЗИНГ И БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

117

1. "PR-технологии в привлечении инвестиций. Спонсоринг и фан-

драйзинг", Мария Рутковская. Размещено на сервере Междуна-

родного пресс-клуба

2. "Горячая десятка инструментов российского фандрайзера", Вла-

димир Вайнер, Фонд "Стратегия"

3. "Заявка на грант: точка зрения эксперта по оценке", Ричард Блу,

Management Systems International, "Подробная статья об оцен-

ке проектов". Размещено на Human Rights Online

4. "Как писать заявки на гранты?", Российский правозащитный и

просветительский Центр "Карта" и Общественный Центр "Откры-

тое Общество/Рязань". Размещено на Human Rights Online

5. "Как просить деньги", М.С. Блинников, Е.А. Симонов, Д.Е. Аксе-

нов. Размещено на сайте Музей будущего.

6. "Как просить деньги, не падая в обморок?" Сергей Зверев, CAF //

Деньги и благотворительность №6, 1996 год. Размещено на

сайте "Дикое поле"

7. "Как сформулировать миссию организации". Размещено на

сайте Южно-украинского Ресурсного Центра

8. "Методические материалы в помощь фандрайзеру на сайте Лиги

НКО"

9. "Образцы документов для сотрудников кампании по сбору

средств". Размещено на сайте "Дикое поле"

10. "Обучение добровольцев искусству просить пожертвования ",

Тони К. Гудейл, президент "Гудейл Ассошиэйтс"

11. " Основы фандрайзинга ", NGO Futures, Ken Fillips, USA, 2000.

Размещено на сайте Фонда Фокус-медиа

12. "Особенности национального фандрайзинга", В.В. Паньков, Лига

НКО. Размещено на сайте Лиги НКО

13. "Оценка проектов и программ: новая реальность", Алексей Кузь-

мин, директор московской фирмы "Процесс Консалтинг", о том,

118

как эксперты оценивают эффективность проектов. Размещено на

Human Rights Online

14. "Поиск финансов", Алексей Бодунген, тренинг-центр "Голубка",

Общие рекомендации по fundraising'у. Размещено на Human

Rights Online

15. "Правила для результата". "Приемы фандрайзинга". "Разработка

плана по сбору средств". Список Эмили. Руководство по сбору

денежных средств. Размещено на сайте "Дикое поле"

16. "Правовые аспекты сбора частных пожертвований"

17. "Практика привлечения частных пожертвований в регионах Рос-

сии". Размещено на сайте Фонда "Евразия"

18. "Прежде ______________чем писать заявку на грант", Роберт Лонг и Джоэль

Орос. Размещено на Human Rights Online

19. "Привлечение пожертвований российских компаний", Ольга Алек-

сеева, КАФ, Россия, 2001. Размещено на сайте Фонда Фокус-ме-

диа

20. "Привлечение ресурсов. Фандрайзинг", Алексей Бодунген, CAF.

Размещено на сайте "Дикое поле"

21. " Принципы фандрайзинга ", Civil Society Development Foundation,

Budapest, Nilda Bullain, 2000. Размещено на сайте Фонда

Фокус-медиа

22. "Сбор денежных средств на местах". "От идеи – к воплощению".

Как и где найти деньги, Справочник, Независимая Служба мира

1994. Размещено на сайте "Дикое поле"

23. "Составление заявки на грант" (методическое пособие для не-

коммерческих организаций), Автономная некоммерческая органи-

зация "Северо-кавказский ресурсный центр", Ставрополь, 2000

24. "Тактика поиска средств у частных лиц", Ольга Алексеева, КАФ

Россия, Москва, 2001 год. Размещено на сайте Фонда Фокус-ме-

диа

119

25. "Устойчивая благотворительность" - о рабочей встрече по фан-

драйзингу, О. Кочева, ПРПЦ

26. "Фандрайзинг - работа со спонсорами". Размещено на сайте

Южно-украинского Ресурсного Центра

27. "Фандрайзинг и финансовая устойчивость". Размещено на сер-

вере ЭКОЛАЙН

28. "Частные благотворительные пожертвования"

К теме 5. ПРЕЗЕНТПАЦИЯ КАК СРЕДСТВО

ДЕМОНСТРАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

1. Вайссман Дж. Мастерство презентаций. - М., 2004.

2. Гандапас Р. Презентационный конструктор. - М., 2006.

3. Желязны Дж. Бизнес-презентация: Руководство по подготовке и

проведению. - М., 2005.

4. Коддлер И. Успешная презентация. - М., 2003.

5. Питер Урс Бендер. Секреты успешных презентаций. Практиче-

ское руководство. - Минск, 2005.

6. Ребрик С. Презентация: 10 уроков.- М., 2006.

7. Ротондо Дж., Ротондо М. Презентация бизнес-проектов. Краткое

руководство для менеджера. - М, 2005.

8. Шметткамп М. Искусство презентации. - М., 2005.

9. Карепина А. Что сказал Конфуций, или «Следующий слайд, по-

жалуйста!» http://www.executive.

ru/community/articles/640418/

10. Лоуренс Стаут «Девять этапов подготовки к презентации» http://

www.hr-land.com/pages/art20080220_93814.html

11.Сергей Борзов «Как провести красивую и успешную презента-

цию» http://www.erpnews.ru/doc2888.html

120__






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных