ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Б) в слогах, словах и чистоговоркахКогда изолированно звук [С___] будет получаться идеально, закрепите успех на материале слогов, слов, чистоговорок и фраз:
СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д. АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас ОС: нос, босс, вопрос, голос, колосс, космос, волос, запрос, покос, спрос УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса. СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо. СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу. СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы.
Са-са-са, са-са-са, - на столе у нас - оса. Сы-сы-сы, сы-сы-сы, - не боимся мы осы. Су-су-су, су-су-су, - гнать не будем мы осу. АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час. ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс. УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус. ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс. СИ-СИ-СИ СЕ-СЕ-СЕ СЁ-СЁ-СЁ СЮ-СЮ-СЮ СЯ-СЯ-СЯ СЕ-СЮ-СЯ СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка СЁ: сёмга, Сёма, весёлый СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи. СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе. СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все! СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё. СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю. Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С']. В) в скороговорках У Сени и Сани сом с усами. Сорок сорок съели сыра кусок. В саду у Дуси утки и гуси. Саня и Костя идут к Соне в гости. Саня с невестой месят тесто. Саня сено косит, а Соня сено носит. Сеня во сне сидит на сосне. У соседа – домоседа есть сосед – непоседа. В миске у киски вкусные сосиски. Испугали Люсю бабусины гуси. У Фроси на подносе ананас и абрикосы. Соня и Стас съели ананас. Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал. У соседа домоседа есть сосед непоседа. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Г) в загадках
8. РАБОТА НАД ЗВУКАМИ [З] [З'] Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С']. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с'] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з'] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з'] в той же последовательности, что и звуков [С] [С']. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з'] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с']
ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото ЗУ: зуб, зубы, зуммер, зубр Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ].
_____________________________________________________________________________ У Зои и Зины бузина в корзине. У зайки Бубы разболелись зубы. Звала Зося зайку в гости. Идет Назар на базар, купит козу Назар. Зоя зайкина хозяйка, только зайка тот зазнайка. В зоопарке обезьяны, змеи, зубры и фазаны. У Зои мимозы, а Зины розы. Звонко зазвенел звонок, зовёт Зою на урок. Роза мёрзнет от мороза. Зина в магазине забыла корзину. Как научить ребенка произносить звук [Ц] правильно? Коварный звук Ц Если проблемы со звуками [С], [СЬ], [З], [ЗЬ] позади, стоит прислушаться к другому свистящему - [Ц]. Для многих малышей он становится настоящим камнем преткновения! Родители почему-то не всегда замечают неполадки в произношении этого звука. Возможно, они кажутся им не столь значимыми, как дефекты [Л] или [Р]. Коварный звук [Ц] не простит подобного пренебрежения к своей особе! Забавные замены в речи малыша, типа «тьветы» (цветы), «чиплёнок» (цыплёнок), «сэлый» (целый) плавно перекочуют из устной речи в письменную. Поэтому не удивляйтесь, если через пару-тройку лет учитель начальных классов, устав исправлять подобные ошибки Вашего ребёнка, направит его к логопеду. Дисграфия у современных школяров – большая проблема! И заниматься ею будет именно этот специалист. 2. Как проверить, правильно ли ребенок произносит звук Ц? Чтобы понять, о какой именно «камень» при произношении звука Ц споткнулся Ваш малыш, попросите его повторить фразу: «У цыплёнка Цыпа цепь». Возможно, получится: «У сыплёнка Сыпа – сэпь». Что ж, ребёнок так хорошо научился говорить [С], что заменяет им трудный звук [Ц]. Этот свистящий состоит из двух компонентов: [Т] и [С]. Если произнести их быстро и слитно, получится искомый звук. Но язык при этом должен проделать такие сальто-мортале! Сначала – упереться кончиком в нижние резцы, выгнуть спинку и оттолкнуться ею от твёрдого нёба (звук [Т]). Затем – немного опуститься вниз и изобразить горочку с углублением-желобком посередине (звук [С]). Согласитесь, не каждый ребёнок выполнит всё это безукоризненно. Вот кто-то и ограничивается одним из компонентов, в частности, звуком [С]. 3. Ставим звук Ц сами! Попробуем поставить звук [Ц] по подражанию. Сядьте к зеркалу. Возьмите ладошку малыша и поднесите её к своему рту. Произнесите утрированно на сильном выдохе: «Ц-ц-ц - …». Ребёнок при этом должен почувствовать удары холодного воздуха о ладошку. Обратите внимание крохи на правильное положение языка и губ (они приоткрыты в улыбке). Пусть скопирует все Ваши действия и повторит: «Ц-ц-ц -…». Возможно, понадобится несколько повторов, или занятий, чтобы всё получилось. Закрепите результат, повторяя слоги: ца-ца-ца, цо-цо-цо, цу-цу-цу, цы-цы-цы, це-це-це. При произнесении этих прямых слогов губы должны принимать положение следующего за ним гласного звука. На первом этапе произношение ещё утрированное и напряжённое. Но постепенно всё встанет на свои места, и артикуляция станет непринуждённой. 4. Поиграем в жмурки со звуком Ц! У некоторых малышей контрольная фраза прозвучит так: «У типлёнка Типа – тепь». Самый распространенный вариант! Воспользуемся его преимуществом. Пусть кроха произнесёт [Т] с сильным выдохом (продемонстрируйте это для наглядности). Послышатся два звука [тс]. Причём элемент свистящего [С] будет более протяжным. Чтобы добиться тесного слияния звуков, воспроизведите вместе с ребёнком обратный слог [атс] с сильным выдохом в момент перехода от [а] к [тс]. Должен получиться обратный слог [ац]. Точно так же поработайте с обратными слогами [оц], [уц], [иц], [ец]. А чтобы в школе у ребёнка не появились замены буквы Ц на С, или Т, поиграйте с ним в игру «Жмурки со звуком». Вы медленно, с расстановкой, произносите слоги: СА – ЦУ – ОС – СЫ – ЦЫ – СЕ – АЦ – СО – ЦЕ - … и т. д., ТА – ЦЫ – ОЦ – ТЕ – ТЫ – ЦУ - ТО – ЦЕ - … и т. д. Малыш зажмуривает глазки и хлопает в ладошки, услышав слог со звуком [Ц]. За каждый «правильный» хлопок на тарелку малыша кладётся одна конфета, или орешек, за ошибку – убирается. В конце игры оценивается результат. Чем больше конфет (орешков) на тарелке, - тем лучше ребёнок справился с заданием. 5. Как добиться чистого звучания звука Ц с помощью обычной ложки? Если язычок малыша на звуке [Ц] упорно не хочет удерживаться за зубками и норовит выскользнуть наружу, можно говорить о межзубном сигматизме. Попридержите «непоседу» черенком чайной ложечки. Делайте это осторожно. Зафиксируйте кончик языка возле нижних резцов (с внутренней стороны). В момент произнесения [Ц] слегка нажмите на язык, придавая ему форму горочки, средняя его часть должна соединиться с твёрдым нёбом. Если опыт удастся, Вы услышите чистое звучание [Ц]. Повторите этот приём несколько раз. Теперь попросите ребёнка, вслед за Вами, на выдохе, произнести прямые слоги: ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЕ, ЦЫ. Черенок ложечки по-прежнему выполняет роль помощника (но только на звуке [Ц]!). На гласных ложечка убирается. Какое-то время малышу придётся терпеть присутствие этой подпорки во рту. Отказываться от её помощи надо постепенно, уменьшая с каждым разом давление на язык. Окончательно она убирается, когда ребёнок научится самостоятельно удерживать свой язык за зубками. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|