Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Закрепление звука в речи




Проделав несколько раз артикуляционное упражнение «Вкусная конфета», ребёнок сможет, наконец, изобразить паровозик, отходящий от станции: «Ч-ч-ч-ч-…, ч-ч-ч-ч…». Взрослый при этом читает стихотворение:

Мчится поезд

Ч-ч-ч! все проЧь с дороги!

Отдавить могу я ноги!

МЧусь на север:

ОЧень сроЧно

Надо всем доставить поЧту!

Ни на ЧАС не опоздать,

Всем приветы передать!

Ч-ч-ч-ч-…

(Е.Г. Карельская)

Ласковые словечки

Работая над звуком [Ч], необходимо вспомнить, что с его помощью образуются «ласковые» слова: стульЧик, зайЧик, пальЧик и т.д. Поиграйте с ребёнком в игру «Ласковые слова»:

«Скажем ласково, и вот, [Ч] к нам в гости и придёт!»

Взрослый бросает мяч и говорит «обычное» слово, а ребёнок возвращает взрослому мяч и произносит ласковый вариант слова: гриб – грибоЧек, дуб – дубоЧек, забор – заборЧик, лист – листоЧек, сын – сыноЧек, рука – руЧка, книга – книжеЧка, слово - словеЧко и т.д. Слова, дающие в уменьшительно-ласкательной форме звук [Ч] взрослому перед проведением игры лучше записать на листочке, чтобы игра прошла динамично и без затянувшихся пауз.

Закрепите успехи с помощью народных потешек и прибауток. В них «ласковые» слова встречаются наиболее часто:

Ой, каЧи, каЧи, каЧи!

Приехали торгаЧи.

В головах-то калаЧи.

В руЧках пряниЧки,

В ножках яблоЧки.

По бокам конфетоЧки,

Золотые ветоЧки.

 

БабоЧка – коробоЧка,

Улетай на облаЧко!

Твои детки на лугу

Гнут ЧЕРЕМУХУ в дугу,

Тебя ожидают,

ЗайЧиков гоняют.

5. Чистоговорки и скороговорки для закрепления звука [Ч]

Придумайте совместно с ребёнком чистоговорки типа:

ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА: ПеЧка в доме горяЧа.

ЧА-ЧА-ЧА, ЧА-ЧА-ЧА: Видели граЧа.

ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ: ЧервяЧка дадим граЧу.

ЧУ-ЧУ-ЧУ, ЧУ-ЧУ-ЧУ: Я конфету не хоЧу.

ЧО-ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО: У враЧа болит плеЧо.

ЧО-ЧО-ЧО, ЧО-ЧО-ЧО: Любим маму горяЧо.

ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧИ-ЧИ-ЧИ: ОЧень ЧИСТЫЕ мяЧи.

ЧИ-ЧИ-ЧИ, ЧИ-ЧИ-ЧИ: ОЧень Чёрные граЧи.

ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ: ПтиЧка на мяЧе.

ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ, ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ: споём песню о граЧе.

Скороговорки можно найти в сборниках скороговорок, или воспользоваться этими:

Точь в точь, как мать и дочь.

У Танечки — тачка, у Анечки — печенья пачка.

Молчал, молчал, да и вымолчал.

Пекарь пёк калачи в печи. Горячи калачи, калачи горячи.

В печи калачи, как огонь, горячи. Для кого печены, для кого верчены?

Для Галочки калачи, для Галочки горячи.

Рябина-рябиночка, родимая кровиночка.

У барана-круторога рога кручены-перекручены, верчены-переверчены.

Ходит квочка около дворочка, водит деточек — около клеточек.

6. Игры, загадки и стихотворения со звуком [Ч]

Игра «Подскажи словечко» тоже пригодится в работе над звуком [Ч]:

Запасли на зиму впрок ЖгуЧий яровой … (ЧЕСНОК).   Положила мне на блюдо Мама розовое ЧУДО Рада ягодке нездешней, Я полакомлюсь … (ЧЕРЕШНЕЙ). Наказали кошку Машку: Та хвостом смахнула … (ЧАШКУ).   Осторожно разливай Всем по ЧАШКАМ Сладкий … (ЧАЙ). и т.д.

 

(Загадки от Е.Г. Карельской из книги «Логопедическая азбука для говорунов и грамотеев»)

Для игр вам может пригодиться и такая забавная считалочка:

УЧит чёрный граЧ сЧиталку:

«Чиж нашёл на даЧе палку.

ПоЧинил чердак и таЧку,

Лапкой наступил на жваЧку…

Чижик, чижик, не взлететь!

Нам – играть, тебе – смотреть!»

(Е.Г. Карельская)

Если силы и время остались, можно выучить и такое стихотворение:

Качели для паучат

Весь день, не покладая рук,

Трудился старенький паук.

Прилаживал у ели

Для внуЧенек каЧели.

 

Он плёл их веЧер, и всю ноЧЬ,

Усталость отгоняя проЧь.

ПауЧьи те каЧели

К утру уже висели.

 

В них доЧка - пауЧиха

Детей каЧает тихо.

На капельке дождинке

В тонЧайшей паутинке.

(Е.Г.Карельская)

 

 

Постановка

Сонорных

1. Что такое «ламбдацизм»?

Термин ламбдацизм обозначает недостатки (искажение, пропуск) звуков [Л], [Л']. Вот самые распространённые:

Звуки [Л], [Л'] в словах вообще опускаются: «апата» (лопата), «ужа» (лужа), «ук» (лук), «ента» (лента), «имон» (лимон), «Ёша» (Лёша) и т.д.

Межзубный ламбдацизм: при произнесении звуков [Л], [Л'] в словах кончик языка прокладывается между зубами.

Двугубный (губно-губной) ламбдацизм: вместо звука [Л] слышится звук, близкий к звуку [у]: «уапа» (лапа), «уапата» (лапата), «зауатой» (золотой).

Носовой ламбдацизм: корень языка смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (лама). Этот вид ламбдацизма встречается при ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).

Замена звуков [Л], [Л'] на другие звуки, – это так называемый параламбдацизм:

- звук [Л] в словах заменяется звуком [В]: «вук» (лук), «гов» (гол), «выжи» (лыжи) и т.д.;

- звук [Л] в словах заменяется звуком [Г]: «гапата» (лопата), «пагы» (полы), «стог» (стол), «дегага» (делала) и т.д.

- звук [Л] заменяется в произношении звуком [Д]: «дошадь» (лошадь), «мадыш» (малыш), «гадава» (голова) и т.д.;

- звук [Л] заменяется звуком [j]: «ёшка» (ложка), «юя» (юла), «ёдка» (лодка) и т.д.;

- звук [Л] в словах заменяется мягким звуком [Л']: «люк» (лук), «ляпата» (лопата), «деля» (дела), «дятель» (дятел) и т.д.

2. Артикуляционные упражнения, предваряющие постановку звуков [Л], [Л']

При всех видах ламбдацизма вначале следует выучить несколько артикуляционных упражнений:

«Вкусно!»: широкий язык движением сверху вниз облизывает верхнюю губу. Нижняя губа не должна оказывать «медвежью услугу»: она не «подсаживает» язык, он работает в автономном режиме.

«Индюк болбочет»: движения языка, как в предыдущем упражнении, только темп быстрый. Движения языка сопровождаются звуками, характерными для рассерженного индюка, что-то вроде: «бл-бл-бл-…».

«Гамак»: кончик широкого языка упирается в передние верхние резцы. По форме язык напоминает провисший гамак. Упражнение статическое, его надо выполнять под счёт: чем дольше язык удерживается, тем лучше.

«Качели»: приоткрыть рот, широко улыбнуться. Под счёт «раз – два» кончик языка упирается сначала в верхние, а потом в нижние резцы (с внутренней стороны, разумеется!).

Если язык упорно не хочет подниматься вверх и удерживаться за верхними зубами, пригодится испытанное упражнение «Лошадка»: пощёлкать широким кончиком языка на нёбе за верхними передними резцами. Обязательное условие: рот приоткрыт, но нижняя челюсть абсолютно неподвижна! Для надёжной фиксации языка в «верхнем» положении (на нёбе), выполните упражнение «Грибок»: язык верхней поверхностью присасывается к нёбу, подъязычная уздечка при этом натягивается.

Вышеперечисленные упражнения необходимо выполнять, по меньшей мере, 2-4 недели.

Более подробно обо всех этих упражнениях вы можете узнать из разделов нашего сайта: «Классическая артикуляционная гимнастика», «Сказочные истории из жизни Язычка»

3. Способ постановки звука [Л] по подражанию

Проще всего поставить звуки, если они вообще отсутствуют в речи ребёнка. В этом случае не придётся убирать ложный стереотип звукопроизношения.

Звуки [Л], [Л'] можно вызвать по подражанию. Взрослый вместе с ребёнком садится к зеркалу и показывает правильную артикуляцию звука [Л]: широкий кончик языка поднят и прижат к нёбу у самого основания верхних резцов; в средней части язык опущен вниз, а корень языка приподнят к мягкому нёбу; боковые края языка опущены с обеих сторон, выдыхаемый воздух проходит по ним вбок, в щёки (если дотронуться ладонями до щёк, можно ощутить их вибрацию). Но этот способ постановки большинство детей освоить не в состоянии. Придётся прибегать к уловкам. Для начала, расскажите ребёнку сказку. Например, такую:

«Как маленький пароходик научился гудеть»

«Жил-был маленький пароходик. Ходил он по морю и возил грузы. Вот только большие пароходы его не замечали и даже не отвечали на его приветствие. А всё потому, что голосок у маленького пароходика был очень слабенький, и вместо протяжного и тягучего гудка: «Л_______», он выводил что-то невнятное и тихое, кажется: «в______». Маленький пароходик решил во что бы то ни стало научиться гудеть правильно. Стал он пробовать разные варианты приветствия: «У_______! О_______! Нет, явно не то!». С досады, маленький пароходик прикусил свой язычок и произнёс: «Ы______…». И тут произошло чудо: над водной гладью прозвучал ясный и чёткий звук [Л]! Маленький пароходик подумал, что ослышался, и повтори: «Ы______…», снова прикусив язычок. Звук [Л] получился ещё более отчётливым. Мало того, все большие пароходы, услышав голос маленького пароходика, начали отвечать ему громкими и протяжными гудками: «Л_____!», «Л______!». Так маленький пароходик научился гудеть правильно».

(Автор сказки: Е. Г. Карельская)

Важное уточнение: этот способ постановки звука [Л], нельзя проводить с ребёнком, у которого есть межзубный ламбдацизм!

Все остальные дети с различными видами ламбдацизма и параламбдацизма могут взять на вооружение опыт маленького пароходика. Они прикусывают кончик язычка и протяжно произносят звук [Ы_______]. При этом должен прозвучать звук [Л]. Хотя, возможно, и не с первого раза. Ведь это только в сказке всё получается быстро, - как по волшебству! Когда гудок (звук [Л]), наконец, приобретёт нужное звучание, любой ребёнок будет переполнен гордостью и представит себя маленьким пароходиком. Проведите с ребёнком игру «Пароходы здороваются». Кто будет большим океанским лайнером, а кто маленьким пароходиком, - решать вам!

Выполняя это упражнение, можно заметить, что щёки раздуваются. В этом нет ничего страшного, т.к. мы говорили, что звук [Л] – боковой и воздух при его произнесении поступает в щёки. После того, как изолированно звук [Л] будет получаться, присоедините его к гласным: [Л___а], [Л____у], [Л____о], [Л____ы], [Л____э]. На первых порах кончик языка ещё придётся прикусывать. Если в прямом слоге сделать это будет затруднительно, попробуйте обратные слоги: АЛ____, УЛ_____, ОЛ____, ИЛ____, ЭЛ_____, ЫЛ____.

4. Постановка звуков [Л], [Л'] при двугубном (губно-губном) ламбдацизме

Очень часто правильному произношению звука [Л] мешают губы: они некстати вытягиваются трубочкой, а то и вовсе заворачиваются за губы, отчего звук приобретает оттенок лягушачьего кваканья: вопата (лопата), сават (салат), вук (лук) и т.д. Необходимо нейтрализовать губы. С первого раза это вряд ли удастся. Укоренившаяся привычка (следствие крепкой дружбы с соской!), будет давать о себе знать очень долго!

Помогут артикуляционные упражнения: «Улыбка», «Заборчик»: губы утрированно растягиваются в улыбке, обнажая передние зубы (зубы при этом сжаты!). Удерживать это положение под счёт как можно дольше. Какое-то время взрослому даже придётся придерживать губы ребёнка, растягивая их в улыбку, с помощью большого и указательного пальцев. Только такими «насильственными» мерами удастся удержать «непослушные» губы в улыбке и избавиться от «кваканья».

Возможно, сразу твёрдый звук [Л] не получится. Придётся довольствоваться его мягким вариантом: [Л´]. Смягчение на первом этапе постановки вполне допустимо. Оно возникает из-за излишнего напряжения в мышцах губ. Со временем это пройдёт. Если же процесс затянется, надо пойти на маленькую хитрость. Произнося слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, малыш должен будет дотрагиваться широким кончиком языка до верхней губы. Не совсем эстетично, зато твёрдое звучание звука [Л] гарантировано. Но и закреплять эту привычку не стоит. Пусть малыш постепенно «прячет» язык за верхние зубки.

Избавиться от излишнего напряжения и лабиализации губ поможет расслабляющий массаж круговых мышц рта, и лёгкое поколачивание их подушечками пальцев. А ещё такие упражнения:

«Лошадка фыркает»: с силой подуть на расслабленные губы, имитируя пофыркивание лошади.

«Рыбка»: пошлёпать расслабленными губами друг о друга, как это делает рыбка в аквариуме.

«Устали!»: с силой подуть на расслабленные и приоткрытые губки.

5. Автоматизация звуков [Л], [Л'] в речи ребёнка

Звук [Л] очень сложен для постановки и автоматизации в домашних условиях. От родителей потребуется масса терпения. Порой будет казаться, что все усилия напрасны, и у вас ничего не получится. Главное, – не сорваться и методично продолжать начатую работу. Но не перегружайте ребёнка! В день достаточно заниматься два раза по 10 минут. Занятия обязательно проводятся в форме игры, соревнования. Если есть возможность обратиться за помощью к логопеду, - не медлите! При всех родительский талантах, помощь специалиста не помешает.

Чтобы поставить и автоматизировать этот трудный звук в прямых и обратных слогах понадобится месяц. Не торопитесь. Лучше закрепите достигнутое и подготовьте почву для последующей работы.

Итак, месяц прошел в трудах. Родители в сердцах восклицают: «Ох, не прост этот звук [Л]. Ускользает из речи малыша и всё! Особенно в начале и в середине слов. А ведь сначала всё шло как по маслу. Кроха прикусывал кончик язычка и гудел, как пароходик: [ЛЬ____], [Л_____]. Потом научился прижимать широкий кончик языка к верхним резцам и изолированно произносил эти звуки почти идеально. Но вот в словах… Да… Снова «вапата» (лопата), «шкова» (школа), «мев» (мел)…». Ничего, и с этими трудностями тоже можно справиться! Главное, терпение, как любил повторять один герой сказки.

Если твёрдый звук [Л] пока не получается, закрепите мягкий [Л'] сначала в слогах: ЛЯ – ЛЮ – ЛЁ – ЛЕ – ЛИ; затем в словах с этими же слогами:

ЛЯ: Ляля, лямка, тополя, земля, поля, Валя, Толя, Коля;

ЛЮ: люди, люстра, люпин, лютик, лютый, Люда, Люся;

ЛЁ: лёд, лён, лёгкий, лётчик, полёт, лёжа, Лёля, Лёва, Лёша;

ЛЕ: лес, лев, лебедь, леска, лещ, лень, лето, лейка, лента, лепет;

ЛИ: лист, липа, линия, лилия, лимон, лиса, линь, ливень, лилипут, Лида и т.д.;

Наконец, в чистоговорках:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ: зеленеют поля.

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ: лежали листья на земле.

ЛИ-ЛИ-ЛИ: лещи плескались на мели.

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ: летний дождик я люблю.

И что-нибудь ещё в этом же духе. Сочинять чистоговорки можно вместе с малышом. Очень увлекательное занятие! Потешки и скороговорки тоже пригодятся:

Ой, люли, люли, люли,

Детки в люльках видят сны.

Спят на ветках гули…

Все давно уснули!

 

Мы ели, ели линей у ели,

Их еле-еле у ели доели.

 

Посидели мы у ели,

На качели поглядели.

Козлика заметили,

На поклон ответили.

 

Лис улёгся в тень у липы.

Лис считает листья липы.

В прямых слогах звук [Л´] уже получаются? Замечательно! Самое время перейти к обратным слогам и к сочетаниям с другими согласными:

АЛЬ – ОЛЬ – УЛЬ – ЫЛЬ – ЕЛЬ – ЮЛЬ – ЯЛЬ (паяльник, тополь, бульк, пыль, тюль, тюльпан, моль, полька, стульчик и т.д.);

СЛЕ – СЛЮ – СЛЯ – СЛЁ – СЛИ (след, слюда, слякоть, слёзы, слива и т.д.). И прочие звукосочетания и слова, только с другими согласными: П, Ф, Г, К (плюс, плескать, плётка, флюс, плис, плиссе, глиссе, глюкоза, клюква, и т. д.);

Проговорите с малышом сначала слоги и слова, а затем, - чистоговорки с этими звукосочетаниями. Сядьте к зеркалу и не забудьте контролировать положение языка (его кончик упирается в верхние резцы!).

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: мы купили соль.

УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.

ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на улице метель.

ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: на листьях пыль.

Твёрдый звук [Л] придётся отрабатывать более продолжительное время. Не ленитесь по несколько раз повторять один и тот же слог, одно и то же слово. С ходу добиться правильного звучания вряд ли удастся! Начните с прямых слогов: ЛА – ЛУ – ЛО – ЛЭ – ЛЫ и слов с ними:

ЛА: лак, лапа, лавка, ладонь, ласка, ладушки, лама, лампа, лай;

ЛУ: лук, лупа, луна, лужа, луч, лужок, лужайка, Луша;

ЛО: лоб, лось, лом, лодка, ложка, локон, локоть, ловко;

ЛЫ: лыко, лыжи, лысина, лычко, столы, полы, голы и т.д.

Продолжайте рифмовать слова в чистоговорки:

ЛА-ЛА-ЛА: наша Леночка мала.

ЛУ-ЛУ-ЛУ: любит Лена похвалу.

ЛО-ЛО-ЛО: Лене в валенках тепло.

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ: Лене валенки малы.

Из потешек выберите такие:

Сова-совушка, сова,

Большая голова.

На колу сидела,

На луну глядела,

Глазами блестела.

Глазоньки хлоп-хлоп,

Лапочки топ-топ.

И – полетела!

 

Наши руки были в мыле.

Мы посуду сами мыли.

Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

(В. Лифшиц)

 

Сели птахи на шесток.

А котята – в уголок.

Сели-посидели,

Песенку запели.

Услыхали ложки, -

Вытянули ножки.

Услыхали калачи, -

Поскакали все с печи!

 

Луна лучится, как латунь,

Лягушкой лакомится лунь.

Летит весёлая пчела,

Легла на лес ночная мгла.

(В. Лунин)

 

Шла лисичка по лесу,

Несла вязанку хворосту.

Вытопила баньку,

Искупала Ваньку

Посадила в уголок,

Дала сладкий пирожок.

 

Ай, гу-гу, гу-гу, гу-гу!

Ты не бегай по лугу!

На лугу-то лужица, -

Голова закружится!

Как вы, наверное, заметили, в речевом материале почти не было слов со звуками [Р´], [Р]. Это не случайно. Не стоит перегружать речь ребёнка этими трудными звуками (возможно, в его речи их и вообще ещё нет!). Работу над ними отложим на более поздние сроки. Продолжим лучше работу над [Л] и [Л'] в обратных слогах и словах с ними:

АЛ – ОЛ – УЛ – ЫЛ – ЕЛ – ЮЛ – ЯЛ – ЁЛ – ИЛ (мал, стал, стол, мол, кол, стул, мул, был, сел, ел, мял, шёл, нашёл, пилил, ходил и т.д.)

ПЛА – КЛА – ВЛА – СЛА – ШЛА – ФЛА – БЛА – ГЛА и прочие звукосочетания с другими гласными: У, О, Ы (плакал, плавал, Клава, клавиши, ушла, флаги, глаза и т.д.).

Если в слогах и словах твёрдый звук Л будет получаться хорошо, переходите к фразам и чистоговоркам:

АЛ-АЛ-АЛ: наш малыш ещё мал.

ОЛ-ОЛ-ОЛ: моль села на стол.

УЛ-УЛ-УЛ: мы сломали стул.

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ: Павел полы мыл.

ШЛА-ШЛА-ШЛА: василек нашла.

На первом этапе автоматизации звуков [Л´], [Л] малыш повторяет за вами слоги, слова и фразы. На заключительном должен сам припоминать слова с этими звуками. Вы лишь даёте задания:

- Вспомни названия птиц (зверей, цветов, деревьев и т. д.) со звуками [Л´], [Л].

- Назови продукты питания со звуками [Л´], [Л].

- Перечисли вещи со звуками [Л´], [Л].

Выучите и отгадайте с ребёнком,загадки, зарисуйте к ним картинки-отгадки:

Что за зверь зимой холодной

Ходит по лесу голодный?

(Волк)

Колкую, зелёную, зимой в лесу найдём.

Колкую, зелёную в гости позовём.

(Ёлка)

В сосне дупло, в дупле тепло.

А кто в дупле живёт в тепле?

(Белка)

Этот комок с яблони – скок!

Упал, покатился, в листья забился.

(Яблоко)

По небу катается,

Ночью появляется.

То толстеет, то худеет.

Светит, но совсем не греет.

(Луна)

Я землю копала.

Ничуть не устала!

А кто мной копал,

Тот и устал.

(Лопата)

6. Автоматизация в стихах:

Колокольчик

Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

Колокольчики цветы

Очень вежливы. А ты?

(Е. Серова)

 

Обменяла куклу

Куклу Милу Лида мыла,

С куклы грязи не отмыла.

Но от мыла кукла Мила

Полиняла, как могла.

От обиды куклу Лида

Обменяла на осла.

(Н. Кончаловская)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных