Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






А) Закрепление шипящих звуков на материале слогов и слов




ША: шапка, шаг, шакал, шайба, шарф, шахта, шахтёр, шашка, шашки, шахматы

ШО-ШЁ: шов, шёл, шёлк, шёпот, шомпол, шок, шоколад, шёлковый

ШУ: шуба, шубка, шум, шут, шутка, шуршит, шутник, шустрый

ШИ: шина, шипы, шить, шиповник, ширь, широко, шибко

ШЕ: шесть, шерсть, шелка, шептать, шелестит, шести т.д.

 

ЖА: жар, жаба, жаровня, жабо, жасмин, жакет, жарко, жалюзи

ЖО-ЖЁ: Жора, жор, жёлтый, жёлуди, жёрдочка, жёрнов

ЖУ: жук, жучок, журавль, журчит, жужжит, жутко, жупан

ЖИ: жир, живот, жила, жить, животные, Житомир жимолость

ЖЕ: Женя, железо, жезл, желтеть, жена, жесть т.д.

 

Не лишним будет вспомнить, что звуки [Ш], [Ж] появляются в «ласковых» словах. Пусть ребёнок не только потренируется в произношении шипящих, но и в образовании слов. Предложите ему для начала образовать уменьшительно-ласкательные формы имён: Настя - НастюШа, НастасьюШка; Илья – ИлюШа, ИлюШенька, Оля – ОлюШка и т.д. А теперь такие слова (со звуком [Ш]): голова – головуШка (сторона, изба, борода, ворона, камень, горе, перо, зерно, крыло, солнце, дно, пятно, поле, пальто, трус, заяц, волк, воробей, деревня и т.д.);

(со звуком [Ж]): сапог – сапоЖок (друг, пирог, круг, долг, берег, долг, творог, утюг, стог, флаг, шаг, нога, порог и т.д.)

Здесь же можно вспомнить животных и их детёнышей:

медведь – медвеЖонок морЖиха – морЖонок стриЖиха – стриЖонок иволга - иволЖонок уж – уЖонок верблюд - верблюЖонок уЖица – уЖонок осьминог -осьминоЖек

Ребёнок очень быстро втянется в подобное словотворчество а вам придется придумывать новые игры и подбирать для него более сложный речевой материал на звуки [Ш], [Ж]. Например, игра «Превосходнейшие слова» (звук Ш):

Как сказать о самом-самом?

Самом сильном, самом слабом?

Сильный – сильнейШий,

Слабый – слабейШий

свежий - …

(вкусный, простой, полезный, светлый, честный, новый, добрый, чистый и т.д.)

Нельзя обойти вниманием и наречия: близко – блиЖе, дорого – дороЖе (молодо, низко, поздно, плохо, редко, твёрдо, туго, узко, глубоко и т.д.)

И, конечно же, неоценимую помощь в деле автоматизации шипящих звуков окажут так называемые предметные картинки, в названии которых встречаются шипящие.

 

б) Закрепление шипящих звуков при помощи чистоговорок:

ША-ША-ША, ША-ША-ША: Мама любит (моет, кормит) малыША.

ШО-ШО-ШО, ШО-ШО-ШО: На прогулке (в наШЕм доме) хороШО.

ШУ-ШУ-ШУ, ШУ-ШУ-ШУ: ШАрф повяЖЕм (ШАпку свяЖЕм) малыШУ.

ШЕ-ШЕ-ШЕ, ШЕ-ШЕ-ШЕ: ШУба, ШАрф (ШАпка, ШАрф) на малыШЕ.

ШИ-ШИ-ШИ, ШИ-ШИ-ШИ: Игры (ШАШки) любят малыШИ. и т.д.

ЖА-ЖА-ЖА, ЖА-ЖА-ЖА: Есть еЖАта у еЖА (Есть морЖАта у морЖА).

ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ-ЖУ: Молока дадим еЖУ. Ты послушай, я скажу.

ЖИ-ЖИ-ЖИ, ЖИ-ЖИ-ЖИ: Очень славные еЖИ! А теперь и ты скаЖИ.

ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ, ЖЕ-ЖЕ-ЖЕ: фильм посмотрим о еЖЕ (о морЖЕ). и т.д.

 

в) Закрепление шипящих звуков при помощи потешек:

 

Зайчишка ЗайчиШка- трусиШка по полю беЖал, В огород забеЖал. Морковку наШёл, капустку наШёл К нам в гости приШёл. Павушка ПавуШка летала, ПерыШки роняла. - Кому эти перыШки? - Родимому ВовуШке. - На что ему перыШки? - Шапочку пуШить. - На что Шапочка? - ДедуШке дарить. Дадим Вове каШи В красной чаШе, Хлебы краюШку, Меда кадуШку, ПыШки, лепеШки, Куриные ноЖки. Мария-солнышко Мария –солныШко, Полети на облыШко, Принеси с небуШка Меда да хлебуШка, ПлюШек, преснуШек, Сладких ватруШек. Котишко КотиШко-мурлыШко, Серый хвостиШко. Не лезь в плоШку Не обиЖай АнтоШку. НаШ АнтоШка малыШок, Роста у него – верШок. Топотушки Топ-топ! ТопотуШки! ПляШет зайка на опуШке, ПляШет ёЖик на пеньке, ПляШет чиЖик на сучке, ПляШет Жучка на крылечке, ПляШет коШка возле печки, ПляШет мыШка возле норки, ПляШет миШенька на горке А лоШадка – на дороЖке, Тараканы - на пороЖке. Топ-топ! ТопотуШки! ХороШи у нас частуШки!   Улитка Улитка, улитка, Высунь роЖки, Дадим лепёШки, Свиные ноЖки, КаШи горШок, Хлеба вороШок.

 

г) скороговорки

Ш

Шила в мешке не утаишь.

Шутил, да вышутил.

Луша у душа мыла шею и уши.

Метил в лукошко — попал в окошко.

Наш Филат не виноват, и ваша Ната не виновата.

Не найду я ушки у нашей лягушки.

Пыхтит, как пышка, пухлый Мишка.

Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл.

Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьёт Пашка шапкой Тимошкину шавку.

Ваша Парашка, а на ней наша рубашка.

Времена шатки, береги шапки.

Макар да кошка, комар да мошка.

Наш Гришка не берёт лишка.

Работай до поту — покушаешь в охоту!

Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

Кошка на окошке шьёт рубашку для Ермошки.

По ремешку, по брёвешку боком проведу кобылку.

Ж

Живи да не тужи.

Не живут ужи, где живут ежи.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

Уже ужи в луже.

Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки.

Делай добро и жди добра.

Вожжи из кожи в хомут вхожи.

Жужжит над жимолостью жук. Тяжелый на жуке кожух.

 

д) Закрепление шипящих звуков на материале текстов (в том числе и стихотворных)

Отключили воду… «Ш-ш-ш-…», - шипит, проснувшись, уж,- «Не пора ли принять душ-ш-ш-ш-…?» только вентиль он открыл… Пар из крана повалил: Ш-ш-ш-… Шипенье раздается: Ш-ш-ш-… А вода совсем не льётся! Отключили, видно, воду По всему водопроводу. (Е.Г. Карельская)  

Там – шипит, тут - шуршит.

Кот шипит, подравшись с кошкой: Ш-ш-ш-…

Гусь – гоняясь за Антошкой: Ш-ш-ш-…

А змея – увидев мышку: Ш-ш-ш-…

Пар – подняв в кастрюле крышку: Ш-ш-ш…

Лист шуршит, упав под ноги: Ш-ш-ш-…

Ёж – газетой на дороге: Ш-ш-ш-…

То шипенье, то шуршанье…

Повторим это звучание: Ш-ш-ш-…

(Е.Г.Карельская)

 

1. У ребёнка нет звука [Щ], или звук [Щ] он произносит неправильно?

Звук [Щ] ребёнок 4-5 лет очень часто заменяют на [СЬ] или [ТЬ]: сётка (щётка), си (щи), сёки (щёки), питит (пищит), вети (вещи) т.д.. Безобидная на первый взгляд путаница. Но она может обернуться дисграфическими ошибками на письме, когда ребёнок пойдёт в школу. Постараемся этого не допустить.

Ребёнок четырёх-пяти лет не всегда может анализировать своё произношение. Он не слышит отдельные фонемы (звуки) в составе слова и выдаёт приблизительный звуковой образ слова. А уж здесь, что получится, то получится. Опять же, навыков произношения не всегда хватает. Прежде чем исправлять ребёнка, неплохо бы подготовить его язык и губы к трудной работе.

2. Описание правильной артикуляции звука [Щ]

Звук [Щ] очень похож на [Ш], только в мягком исполнении. Широкий язычок так же поднят вверх и по форме напоминает «чашечку», её боковые края крепко прижаты к верхним коренным зубам. Между кончиком языка и твердым нёбом возле верхних резцов остаётся узкая щель, в которую просачивается тёплый воздух. Губы вытянуты вперёд трубочкой. В чём же тогда отличие? На звуке [Щ] мышцы языка и губ более напряжены, особенно боковые края языка: они с силой упираются в верхние коренные зубы. Как заставить непослушный язычок малыша выполнить всю эту работу?

 

3. Как поставить ребёнку звук [Щ]?

Сядьте перед зеркалом и расскажите ребёнку историю о маленьком паровозике, который учится ездить по рельсам. В роли паровозика будет выступать язычок. Рельсы – верхние коренные зубы. А теперь – в путь! Боковые края языка, словно колёсные пары вагонов, катаются взад и вперёд по верхним коренным зубам. Обязательное условие: «колёса» должны крепко стоять на рельсах и ни в коем случае с них не съезжать! Ребёнок должен почувствовать, как боковые края язычка крепко прижимаются к верхним зубам. Движения широкого язычка – с максимальной амплитудой. Выполняя это упражнение в течение нескольких дней (недель), ребенок научится удерживать язык в верхнем положении. Теперь пусть попробует произнести звук [Щ] изолированно. Лучше всего это получится во время уборки квартиры. Вместе с ребёнком возьмитесь за шланг пылесоса и, проведя щёткой по ковру, произнесите: «Щ_____, Щ_____». Правда, здорово? А теперь энергично почистите одежной щёткой брюки: «Щ-Щ-Щ - …». Это будет первый этап автоматизации звука [Щ].

4 . Слова со звуком [Щ]:

В слогах и словах звук [Щ] произнести намного сложнее. Поэтому закрепляйте звук поэтапно: сначала в обратных слогах (в конце слов), потом в прямых слогах (а начале слов), в середине слов:

Ащ-ощ-ещ-ущ-ищ-ющ-ыщ-ящ: плащ, овощ, хвощ, мощь, помощь, лещ, клещ, плющ, товарищ, свищ, прыщ, хрящ и т.д.

Ща-щё-ще-щу-щи: щавель, щёлк, щёголь, щёлкнуть, щётка, щёки, щёлок, щель, щенок, щедрость, щедрый, щекотка, щебень, шербет, щебет, щека, щетина, щекотка, щеколда, Щелкунчик, щука, щурёнок, щупальце, щи, шит, щиток и прочие слова на Щ.

Оща-ощи-още-ещи-ащи-ищи-ище-ещу-еще: прощать, угощать, угощение, проще, мощи, клещи, вещи, вещица, верещит, товарищи, прищепки, чище, вещунья, плещет и т.д.

5. Чистоговорки на звук [Щ]

Помогут закрепить звук [Щ] чистоговорки:

АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: кому нужна поомоЩЬ?

ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: в огороде вырос хвоЩ.

УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.

ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: на собаке клеЩ.

ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА: это пояс от плаЩа.

ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ: шапочку иЩу.

ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ, ЩЕ-ЩЕ-ЩЕ: наш малыш в плаЩе.

ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ: мама варит ЩИ.

ШЁ-ЩЁ-ЩЁ, ЩЁ-ЩЁ-ЩЁ: повторяем мы еЩЁ!

И так далее…

6. Скороговорки со звуком [Щ]

Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке. (С. Маршак)

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Волки рыщут, пищу ищут.

Вот топор, вот топорище, вот кнут, вот кнутовище.

Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи.

Щипцы да клещи — вот наши вещи.

Ты нас, мама, не ищи: щиплем мы щавель на щи.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.

Плавниками трепеща, и зубаста и тоща, пищи на обед ища, ходит щука вкруг леща.

Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

7. Загадки на звук [Щ] (от Е. Г. Карельской):

 

 

  Варим летом и зимой Щи зелёные с травой… Правда, правда, ты поверь! Ту траву зовут … (ЩАВЕЛЬ).   Если был бы я большой, Суп не стал бы есть с лапшой! Заказал бы на обед Я орехи и … (ЩЕРБЕТ).   Поединок спор решит. Меч суровый суд вершит. Шлем под натиском треЩит. Вся надежда лишь на … (ЩИТ).   В дороге, как и в пироге,- Начинка… Но не сладкая! Кладётся под асфальт она: Дорога будет гладкая. (ЩЕБЁНКА) К ним стремятся тараканы: Прячут в них свои усы. Любопытные Варвары Забывают в них носы. (ЩЕЛИ) Наш Емеля без забот. Пусть хоть полный дом работ! Для него всё это – скука. Выручит Емелю … (ЩУКА).   Непогода нас застала. Обувь грязная вся стала, У порога встала робко. Ей пришла на помощь … (ЩЁТКА).   Не побрившись пару дней К зеркалу бежит Матвей. Там ужасная картина: На лице растёт … (ЩЕТИНА).   Прячут запасы они грызунов. Их подперев, видим сказки мы снов. Если здоровы мы, - будут румяны. Деток целуют в них папы и мамы. (ЩЁКИ) Стрелы цель не поразят. Их для ЩЕЙ сорвём мы с гряд. (ЩАВЕЛЬ)  

8. Игра «Большущие слова»

А теперь перенеситесь с ребёнком в страну великанов. Все слова там такие огромные!

Большущие слова

У кошки – усы, а у тигра – усиЩи.

У птички глаза, у дракона – глазиЩи.

У гномика дом, у КаЩея – домиЩе.

В баночке сомик, а в речке – сомиЩе.

 

Если большие, значит – зубиЩи.

Ими скрежеЩет злюЩий волчиЩе.

А динозавр здоровуЩим хвостиЩем

ТЩетно в пеЩере сметает пылиЩу.

 

Мать - великанша длиннюЩей ручиЩей

Машет в окошиЩе крошке-сыниЩе.

Тот еЩё мал, но уже великаниЩе.

Носит он рубиЩе, брючиЩа, тапиЩа.

 

Ловит волчиЩа он за усиЩи,

Любит валяться на мокрой травиЩе.

Ест в огороде большуЩие овоЩи.

И вечно нуждается в маминой помоЩи…

(Е.Г. Карельская)

Продолжите в том же духе, подбирая подходящие для страны великанов слова.

9. Автоматизация звука Щ в текстах

Попробуйте выучить с ребёнком такое стихотворения со звуком [Щ], например. такое:

Помощник Щен

ПомоЩь требуется Жучке:

У ЩИПЦОВ сломались ручки.

В ЩЁТКЕ вылезла ЩЕТИНА.

Жучка иЩет в роЩе сына.

 

У собаки сын – ЩЕНОК.

ТаЩит ЩЕПОК он мешок:

От жары рассохся дом,

ЩЕЛИ ЩЕН закроет в нем.

 

Взял ЩЕНОК ЩИПЦИ и клеЩи,

Починил все в доме веЩи,

Для борЩа почистил овоЩи…

«Ну, какое ты сокровиЩе!-

Не нахвалится им Жучка. -

Вот тебе ЩЕРБЕТА кучка.

Ведь за помоЩь, без сомнения,

Ты достоин угоЩения!»

(Е.Г. Карельская)

 

Ребёнок не произносит звук [Ч]

1. Когда ставить звук [Ч]?

Звук [Ч] ставится после того, как в речи ребёнка прочно закрепились остальные шипящие: [Ш], [Ж] и [Щ]. Если внимательно прислушаться, в звучании [Ч] можно услышать два звука: [ТЬ] и [Щ]. Произнесите их быстро, и получится искомый звук! Для ребёнка это не так-то просто. Язык должен выполнить очень сложные перестроения! Сначала его кончик закорючкой поднимается вверх, потом «прищёлкивается» к нёбу, после чего резко опускается вниз.…Разве сразу это может получиться? Вот ребёнок и ограничивается первой частью комбинации: звуком [ТЬ], отсюда и «тисы», «теловек», «тяска» (часы, человек, чашка) или звуком [Щ]: «щай», «щайка», «щайник» (чай, чайка, чайник).

 

2. Как поставить ребёнку звук [Ч]?

Для начала надо показать ребёнку точку на нёбе, от которой язык должен отскакивать (отщёлкиваться) на звуке [Ч]. Путь к этой точке укажет… конфета. Артикуляционное упражнение так и будет называться: «Вкусная конфетка». Сядьте перед зеркалом, положите небольшой кусочек ириски (или шоколадки) на кончик языка ребёнка и попросите прилепить лакомство к нёбу за верхние резцы. Контролируя движения языка с помощью зеркала, ребёнку будет легче сориентироваться. Ему придётся очень постараться, приложить усилие, иначе сладость просто не удержится наверху. Упражнение выполняется под строжайшим контролем со стороны взрослых. Не дай бог, если кусочек ириски (шоколадки) попадёт в дыхательное горло! Можно заменить конфету кусочком бумаги. Это будет уже не так сладко и интересно, зато более безопасно. Конечно, язык при выполнении упражнения будет хитрить: ириску или бумажку он постарается прилепить к зубам, да ещё к нижним.… Не годится! Именно к нёбу, на бугорки-альвеолы! После ряда успешных попыток, ребёнок (и язык!) должен запомнить исходную позицию.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных