Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Зиму всю мели метели




Зиму всю мели метели, -

Клёны, липы поседели…

А весной повеселели,

Зацвели, зазеленели.

(И. Демьянов)

 

КАК ПОСТАВИТЬ РЕБЁНКУ ЗВУКИ [Р], [Р']?

Конечно, отсутствие в речи звуков [Р], [Р'] не заметить трудно. Появляются они позже остальных звуков. Можно ли ускорить их становление? Как избежать дефектного произношения звуков? Попробуем дать самые общие ответы на эти вопросы.

1.«Ребёнок не выговаривает букву Р!»

Родителей больше всего волнует отсутствие в речи ребёнка звука [Р]. На приёме у логопедов они просят: «Научите моего ребёнка ВЫГОВАРИВАТЬ БУКВУ Р!». Хочу сразу заметить: логопедов подобная фраза раздражает ужасно! Во-первых, они учат детей ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ ЗВУКИ. То, что мы слышим и произносим – это ЗВУКИ, а то, что пишем – БУКВЫ. И путать это никак нельзя! Во-вторых, помимо трудного звука [Р,] у ребёнка очень часто отсутствуют или неправильно произносятся и другие звуки. Но это родителей уже не так напрягает… А уж о каком-то «ротацизме» и «параротацизме» они и слыхом не слыхивали!

2.Что такое «ротацизм» и «параротацизм»?

Термин ротацизм обозначает недостатки (искажение, пропуск) звуков [Р], [Р']. Вот самые распространённые:

Звуки [Р], [Р'] в словах вообще опускаются: «ак» (рак), «ука» (рука), «ук» (лук), «ека» (река), «исунок» (рисунок), «имень» (ремень) и т.д.

Велярное произношение: корень языка сближается с мягким нёбом; воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную вибрацию мягкого нёба и характерный, рокочущий, «горловой» звук.

Увулярное произношение: вибрация наблюдается в маленьком язычке (увуля).

Боковой ротацизм: вибрирует один из боковых краёв языка.

Щёчный ротацизм: к вибрации бокового края языка присоединяется и щека, что трудно не заметить. Иногда щёчный ротацизм бывает двусторонним.

«Кучерской» ротацизм: вибрируют губы (либо одни, либо в «содружестве» с высунутым языком).

Носовой ротацизм: корень языка плотно смыкается с мягким небом, и выдыхаемая струя воздуха проходит через нос. Слышны носовые звуки [нг]: «нгука» (рука), «нгама» (рама). Этот вид ротацизма встречается при открытой ринолалии (врождённом или приобретённом расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть»).

Одноударные звуки [Р], [Р']: вибрация в языке отсутствует, но место произнесения выбрано языком правильно: на альвеолах, за передними резцами. Этот одноударный звук ещё называют проторным.

Замены звуков [Р], [Р'] на другие звуки, – это так называемые параротацизмы:

- звук [Р] в словах заменяется звуком [В]: «вов» (ров), «воза» (роза), «высь» (рысь), «выба» (рыба), «кавова» (корова) и т.д.;

- звук [Р] в словах заменяется звуком [Г]: «гага» (гора), «габота» (работа), «гучка» (ручка), «кагусель» (карусель) и т.д.

- звук [Р] заменяется в произношении звуком [Д]: «Дома» (Рома), «кадопка» (коробка), «дубашка» (рубашка), «ддава» (дрова) и т.д. (встречается при закрытой ринофонии, ринолалии);

- звуки [Р], [Р'] заменяются звуком [j]: «ёва» (рёва), «юмка» (рюмка), «каяблик», (кораблик), «кьяб» (краб), «кьёшка» (крошка), «ёща» (роща) и т.д.;

- звук [Р] в словах заменяется звуком [Л]: «лука» (рука), «лыба» (рыба); звук [Р'] заменяется звуком [Л']: «лика» (река), «люмка» (рюмка) и т.д.

- твёрдый звук [Р] в словах заменяется мягким звуком [Р']: «рюка» (рука), «риба» (рыба), «ряды» (рады), «карита» (корыто) и т.д.

- мягкий звук [Р'] в словах заменяется твёрдым звуком [Р]: «рыс» (рис), «Хруша» (Хрюша), «грыб» (гриб) и т.д.

3. Что мешает ребёнку правильно про износить звуки [Р], [Р']?

Хорошая вещь – профилактика, особенно своевременная. Хотите, чтобы у ребёнка вовремя появился звук [Р] (да и все остальные звуки)? Не поленитесь заглянуть ему в рот буквально на первых же днях жизни. А ещё лучше, если это сделает хирург-стоматолог. Объект внимания – язычок. Всё ли в порядке с его строением? Конечно, родителям разобраться в этом сложно. Специалист же быстро заметит любые неполадки. Например, слишком маленький язык (микроглоссия), или чрезмерно большой (макроглоссия). А, может быть, уздечка (связка) под язычком малыша слишком коротка? Все эти отклонения от нормы на первых порах будут затруднять процесс кормления, а впоследствии – помешают появлению не только звуков [Р], [Р'], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л']. Не пугайтесь, если для разрешения проблем с языком или подъязычной уздечкой специалист предложит хирургическое вмешательство. Порой оно просто жизненно необходимо.

Некоторые родители скажут: «А вот у нашего малыша картина раннего развития была идеальна, язычок – в норме, а звук [Р] всё равно не получается!» «А соска была?», - спросит дотошный логопед. 99% мам и пап ответят утвердительно. Медики и логопеды уже набили себе оскомину, говоря об этой проблеме. Что поделать: не хотят родители исключать соску из жизни ребёнка и всё тут! Так и норовят впихнуть её в ротик даже годовалого и двухгодовалого малыша, а потом посыпают головы пеплом: «Ох, он не говорит!!!», «У него «каша» во рту!». Работу над подобными ошибками приходится выполнять уже логопеду.

4.Где можно поставить ребёнку звуки?

Итак, предположим, что звук [ Р ] у ребёнка не появился ни в три года, ни в четыре, ни в пять лет. Некоторые родители (а таковых меньшинство!) махнут на это дело рукой и скажут: «Не в звуке счастье!». Другие же (их большинство), будут штурмом брать пороги логопедических кабинетов и компенсирующих детских садов. Что, в общем-то, правильно. Но! Если в речи ребёнка отсутствует один лишь звук [Р], на логопункт или в бюджетный речевой детский сад его с полным основанием могут и не взять. В очередях там стоят дети, у которых до пятнадцати дефектно произносимых звуков. И говорить об отсутствии одного единственного звука на комиссии по отбору детей в специализированные группы как-то не вполне корректно… В этом случае родителям придётся уповать либо на логопеда-частника, либо на собственные силы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных