Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как исправить боковое произношение шипящих




Наиболее сложный для исправления случай, - это боковой сигматизм шипяших. При нём один из боковых краёв языка всё время опускается и не желает удерживаться в верхнем положении. Звуки приобретают хлюпающее звучание, щека при этом вибрирует. Это может быть следствием гипотонуса мышц языка. В этом случае придётся прибегнуть к массажу и постановке звуков при помощи специальных зондов. Эти зонды есть у логопедов, а вот в семье они вряд ли найдутся. Зато чайные ложечки, думаю, есть у всех. Они-то и помогут выровнять язык при произнесение звуков [Ш], [Ж]. При выполнении упражнений «Чашечка», «Фокус» взрослый помогает ребёнку сформировать нужную форму языка с помощью черенка ложечки, приподнимая язык снизу вверх.

 

5. Постановка звуков [Ш], [Ж]

После того, как перечисленные выше упражнения будут выполняться ребёнком легко и непринужденно, стоит заняться и постановкой самих шипящих. Без игры здесь вряд ли обойтись.

Шипение, это привилегия змеи. Поэтому стоит изобразить её, используя … руку. Она-то и будет змеёй: кисть – голова, всё остальное – гибкое тело. Вот «змея» ползёт по столу. Потом приподнимает голову, делает стойку (опора на локоть), вытягивает голову вперёд, и, раскрывая пасть, шипит: «Ш-ш-ш-…». При этом стоит обратить внимание ребёнка на то, что язык – «чашечка» поднят вверх, а губы вытягиваются вперёд трубочкой. Если с этим проблема, большим и указательным пальцами слегка надавите на щёки в районе углов рта, придавая губам форму «трубочки». Пусть кроха ещё раз изобразит змею и пошипит. Неужели вновь неудача? Не отчаивайтесь. На помощь вновь придёт черенок чайной ложечки. Если ребёнок чисто произносит звук [С], пусть воспроизведёт его, а вы в это время подводите черенок ложечки под язык, приподнимаете его вверх к нёбу и чуть-чуть отодвигаете назад. Будьте осторожны, не надавливайте сильно на язык. Получилось? Порадуйтесь вместе с ребёнком чистому звучанию [Ш_______]. Вместе с ребёнком вспомните, где ещё можно услышать этот звук?

- шипение воздуха, выходящего из сдуваемой шины;

- лес шумит на ветру;

- мышь скребётся под полом;

- шипение рассерженной кошки;

- шуршание осенней листвы под ногами и т.д.

Всё это ребёнок должен изобразить с помощью голоса и звука [Ш].

Аналогично идёт работа и над [Ж]. Только ставим его уже от звука [З]. Всё очень просто. Правда? Самое время изобразить доброго жука и пожужжать: «Ж-Ж-Ж-…». Кроме жука этот звук издают:

- шмели,

- работающие электромоторы

 

6. Автоматизация шипящих звуков в речи ребёнка

Закрепление звуков идёт сначала в изолированном произношении, затем – на материале слогов, потом слов, чистоговорок, потешек, скороговорок и текстов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных