Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Артикуляционные упражнения для звуков Р, Рь




Со временем, ребёнок освоит и более трудные упражнения. Не забудьте только о зеркале! Вот базисные артикуляционные упражнения для успешной постановки звука [Р]:

«Язычок-кисточка». Малыш представляет, что язычок превратился в кисточку. Она красит сначала верхние зубки, а затем – нёбо. Упражнение надо выполнять не торопясь, прокрашивая последовательно все верхние зубки изнутри и снаружи, а затем – всю поверхность нёба вдоль и поперёк. Рот при этом открыт.

«Язык-барабанщик». Многократно постучать по нёбу за верхними резцами кончиком языка (рот при этом открыт!): ды-ды-ды-ды…

«Болтун – болботун». Поболтать язычком, как бы дразнясь, ударяя им по верхней губе (язык при этом широкий!)

«Чей язык длиннее?» Устройте соревнование: кто дальше высунет язык изо рта?

(Более подробное описание этих упражнений вы найдёте в разделе нашего сайта: «Классическаяартикуляционная гимнастика»,

«Сказочные истории из жизни Язычка»)

Упражнения и соревнования для язычка можно подобрать самые разнообразные (см. упомянутые разделы). И все они пойдут «на пользу дела». Проделывая эти упражнения, ребёнок научится управлять своими артикуляционными органами, основательно подготовит мышцы языка к произнесению звуков [Р], [Р']. Для этих звуков очень важна подвижность артикуляционного аппарата. Поэтому всеми способами старайтесь расшевелить губы, язык, нижнюю челюсть!

7. К чему приводит гипертонус в корне языка?

Без подготовки приступать к постановке звука [Р] не только преждевременно, но и опасно. Часто бывает, что родители задаются целью: в рекордные сроки поставить ребёнку звук [Р]. Причем, полагаются только на собственные силы и умения. Спору нет, намерения благие. Только ими, как известно, вымощена дорога совсем в другом направлении… Отсюда и результат. Вместо звонкого и чистого звука [Р] получается глухой и рокочущий (велярный), или увулярный вибрант. Одним словом, далеко не то, что ожидалось.

Почему же родительские эксперименты порой заканчиваются столь плачевно? Да всё потому, что не была подготовлена почва для постановки звука (не были в полном объёме освоены базовые артикуляционные упражнения для этого звука). Язык, его мышцы, не смогли справиться с нагрузкой, кончик языка так и не научился подниматься вверх, его форма оказалась далёкой от идеала: корень в гипертонусе и высоко приподнят. Соприкосновение корня языка с мягким нёбом спровоцировало вибрацию последнего. Вот вам и горловое [Р]! Логопед при таком положении дел сначала, с помощью упражнений и массажа, снял бы тонус в корне языка. Затемм, - активизировал кончик языка, заставил его подниматься вверх, придал языку нужную форму, и лишь затем приступил к постановке звука. И на всё это было бы потрачено от 2-х недель до двух месяцев, а то и до полугода!

Боковой ротацизм

В последнее время всё чаще у детей стал появляться боковой звук [Р]. Его отличительной особенностью является вибрация правого или левого края языка. Боковое произношение [Р] может появиться при частичных параличах или парезах в боковых мышцах языка (следствие родовой травмы, энцефалопатии, инфекций, интоксикаций). Боковому произношению может «поспособствовать» и укороченная подъязычная связка (уздечка). Родителям эти заболевания и отклонения также трудно распознать, а тем более – самостоятельно бороться с их последствиями.

Порой, даже совершенно нормальный в плане строения язык может «выдать» боковой вибрант. Причем к этому процессу будет подключена и одна из щек. Тяжелейший для исправления случай! Он - тоже следствие непродуманной работы и чрезмерной спешки при постановке звука [Р].

Любой логопед скажет: легче браться за постановку [Р] при его полном отсутствии, чем переделывать горловой или боковой звук. Подчас от этого «брака» просто невозможно избавиться! Ведь привычка, - вторая натура. К тому же, ребёнок не слышит разницу между правильной и неправильной артикуляцией. Для него главное, что вибрация есть, а значит, есть и звук [Р]. А где он: на кончике языка, в корне языка, сбоку или на мягком нёбе – не важно! Честно говоря, некоторые родители тоже не усматривают в этом принципиальной разницы…

9. Проторный (одноударный) звук [Р]

Понятное дело, родителям очень хочется добиться какого-то положительного результата! Предлагаем компромиссное решение: поставить одноударный звук [Р] (ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО У РЕБЁНКА ЗВУК [Р] ПОЛНОСТЬЮ ОТСУТСТВУЕТ. То есть, он не заменяется другими звуками и не искажается). От обычного, проторный звук отличается лишь отсутствием вибрации. Одноударный [Р] в исполнении ребёнка немного напоминает звук [Д]? Ничего страшного! Со временем это пройдёт.

Для начала выполните с ребёнком вышеперечисленные артикуляционные упражнения («Кисточка», «Барабанщик», «Болтун-болботун», «Грибок», «Гармошка», «Лошадка» и т.д.). Как только ребёнок научится делать их непринуждённо, приступайте к постановке одноударного [Р].

Начните с прямых слогов: РА, РО, РУ, РЫ, РЭ. Сидя перед зеркалом, покажите, как кончик языка отталкивается от твёрдого нёба за верхними резцами. Он буквально отскакивает от бугорков-альвеол! Ребёнок должен проделать то же самое, проговаривая, вслед за вами, прямые слоги. Ещё раз повторюсь: ничего страшного, если звук [Р] в исполнении ребёнка будет напоминать [Д]. Главное, что кончик языка приподнялся и занял исходную (правильную!) позицию. Освоив её, ребёнок в скором времени справится и с вибрацией! А пока, закрепите одноударный звук [Р] в словах.

На первых порах, - в начале слов:

РА: рано, радио, рак, рама, работа, растёт, растение, ракита, рана;

РО: роль, робот, ролик, роза, ровно, Рома;

РУ: руль, рука, ружьё, рубль, рубить, рубашка, ручка;

РЫ: рыба, рынок, рыжик, рыжий, рысь и т.д.

Затем, - в середине: король, ворота, ворона, корыто и проч.

И, наконец, в конце слов: ветер, свитер, спор, бор, шнур и т. д. и т.п.

Затем переходите на чистоговорки:

Ра-ра-ра: осенняя пора; иголочка остра; льёт, как из ведра.

Ро-ро-ро: красное ведро; едем мы в метро; это всё старо!

Ру-ру-ру: карандаш беру; рыба на пару; догоню сестру.

Ры-ры-ры: игра для детворы; у Риточки шары.

Ар-ар-ар: новый самовар; над водою пар.

Ор-ор-ор: Роман бежит во двор; покрасили забор.

Ур-ур-ур: Рита кормит кур; мяучит Мурзик: «Мур-р-р...».

Ыр-ыр-ыр: мышка любит сыр; в сыре много дыр.

Ир-ир-ир: Папа командир; идём мы с папой в тир. И т.д.

Сочиняйте подобные чистоговорки совместно с ребёнком. Поработав с ними, берите словосочетания, затем – предложения, и, наконец, тексты. Тексты простеньких стишков со звуком [Р] можно найти в любых детских книжках. Работа над одноударным [Р] проводится поэтапно. Для каждой позиции звука отводится несколько занятий. Новый речевой материал берётся лишь тогда, когда ребёнок справился с предыдущим.

Не исключено, что у ребёнка сначала будет хорошо получаться только мягкий вариант одноударного звука [Р']: РИ, РЯ, РЁ, РЕ, РЮ.

Что ж, начните тогда со слов: рис, Рита, Рига, рисунок, ребёнок, рельсы, река, ремонт, рёва, рюши, рюмка и т.д.

Соответственно, чистоговорки будут типа:

Ри-ри-ри: на ветки снегири.

Ре-ре-ре: лето на дворе.

Рю-рю-рю: маме говорю.

 

 

У ребёнка не получаются звуки [К], [К'], [Г], [Г'], [Х], [Х']

Каппацизм – так в логопедии называется дефектное воспроизведение звуков [К], [К']. Гаммацизм – неправильное произнесение (замена) звуков [Г], [Г'], хитизм – искажение или замена звуков [Х], [Х']. Последнее время подобные … –цизмы встречаются у детей всё чаще и чаще.

1. «Купили кукушонку капюшон…»

Звуки-то вроде простые, а у ребёнка не получаются! «Тутушка!»- радостно говорит он, увидев высунувшуюся из окошечка часов-ходиков кукушку. «А как она кукует?» - спрашивает мама. «Ту-ту, ту-ту!» - весело отвечает малыш. «По-моему, так гудит поезд, - иронично замечает папа. «Нет, тутушка тутует!» - настаивает ребёнок.

Подобные замены [К], [К']на [Т], [Т'](«таньти» - коньки, «тино» - кино),[Г], [Г']на [Д], [Д'](«дуси» -гуси, «дездо» - гнездо), а [Х], [Х']на [Т], [Т'](«твост»-хвост, «титлый» - хитрый) часто встречаются у трёхлетних детей. Это так называемые возрастные замены. Перечисленные звуки могут и вообще отсутствовать («от»- кот, «ости» - гости, «леб» - хлеб). Чаще всего, эти милые ошибки проходят сами собой к четырем годам. Если этого не происходит, надо либо обратиться к логопеду, либо попытаться справиться с трудностями в домашних условиях с помощью подручных средств.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных