ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Причины каппацизма, гаммацизма и хитизмаЗвуки [К], [К'], [Г], [Г'], [Х], [Х'] предполагают высокий подъем корня языка. Они так и называются: заднеязычные. А если этого самого подъёма нет? Почему такое случается? Возможно, корень языка слабо выражен, поэтому его подъём вверх ограничен. Не исключено, что в корне языка – гипотонус (вялость), либо парез (частичное нарушение подвижности вследствие родовой травмы, интоксикации и пр.). Ещё одна причина отсутствия или искажения заднеязычных звуков - нёбо. Его строение разное. Если твёрдое нёбо готическое, узкое или щелеобразное, корень языка просто не может до него дотянуться. При ринолалии (расщеплении твёрдого и мягкого нёба: «заячья губа», «волчья пасть») правильное произношение звуков вообще затруднено. Но об этом – особый разговор. В подобных случаях ошибки в звукопроизношении, - это проявление механической (органической) дислалии, либо ринолалии. 3. «Ленивый» язык Если ничего подобного нет, язычок ребёнка просто ленится. Он не утруждает себя тяжелой работой и выбирает облегченный вариант произнесения заднеязычных звуков: заменяет их на переднеязычные [т], [т'], [д], [д'], либо вовсе опускает. Чтобы правильно произнести звуки [К], [К'] [Г], [Г'] надо изрядно потрудиться: приподнять заднюю часть спинки языка, упереться ею в мягкое нёбо, прикоснуться боковыми краями языка к твердому нёбу. А на звуках [Х], [Х'] - образовать узкую щель между высоко приподнятым корнем языка и мягким нёбом. Ох, как трудно! С помощью игр и упражнений можно расшевелить «лентяя»!
4. Способы постановки звука [К] Упражнение «Язычок-борец»: Взрослый и ребёнок садятся перед зеркалом. Язык ребёнка превращается в борца, который борется с… указательным пальцем взрослого (палец предварительно вымыт и протёрт спиртом, можно обернуть палец чистым носовым платком). Борьба предстоит веселая, поэтому ребенок непременно улыбается, его рот приоткрыт. Взрослый упирается пальцем в кончик языка малыша. Потом – отодвигает весь язык назад… Малыш (язычок-борец) старается вытолкнуть соперника с «ковра». При этом задняя часть языка приподнимается. Но, увы… Все усилия тщетны. Победил соперник. А взрослый тем временем кладет палец уже на переднюю часть спинки языка и отодвигает его ещё дальше. Язык сопротивляется из последних сил! Нет, все-таки это не поражение. Язык ребёнка занял нужную позицию, корень его приподнялся, а сам малыш ощутил высокий подъем - «горочку» спинки языка. Это уже победа! Подобная борьба ведется до тех пор, пока язык ребёнка не научится самостоятельно делать и удерживать «горочку». Если действия взрослого будут некорректны (чересчур резки), можно вызвать у ребёнка рвотный рефлекс. Поэтому будьте осторожны и внимательно наблюдайте за реакцией малыша. Упражнение «Катание с горы»: Перед тем, как приступить к его освоению, ребёнок должен уже самостоятельно удерживать свой язычок в положении «горочка». На ладошку ребёнка кладётся ватный шарик. Малыш приоткрывает рот, удерживает корень языка в приподнятом положении («горочка»), в это же время кончик языка опущен. Затем толчкообразно («как выстрел») выдыхает воздух, сдувая ватный шарик с ладошки. При выполнении этого упражнения должен получиться звук [К]. Возможно, желанный результат получится после нескольких попыток. Упражнение «Ложечка»: Если вызвать звук [К] с помощью предыдущего упражнения не удалось, попробуйте использовать другой способ. Возьмите чайную ложечку. Предложите малышу произнести слоги: ТА-ТА-ТА… Черенком ложечки отодвиньте язык, осторожно надавливая на переднюю часть его спинки. Нажим должен осуществляться в тот момент, когда кроха произносит звук [Т]. На звуке [А] ложечка убирается. Ещё одно уточнение. Слоги ТА-ТА-ТА… ребенок произносит медленно, достаточно широко раскрывая рот «на улыбке». Лишь в этом случае взрослому удастся успешно действовать ложечкой. В зависимости от степени продвижения языка, сначала может получиться слог «ТЯ», потом – «КЯ». Продолжайте равномерно надавливать на язычок, ловите тот момент, когда ясно зазвучит долгожданное «КА». Это положение должен запомнить и сам ребёнок. Возможно, не с первого раза. Закрепляйте успех. Результат считается достигнутым, когда ребёнок самостоятельно, без помощи ложечки произнесёт слог «КА». 5. Закрепление звука [К] в речи ребёнка Необходимо закрепить успехи на материале слогов, слов и фраз (именно в такой последовательности!). Слоги неоднократно повторяются: КА-КА-КА-…, КО-КО-КО-…, КУ-КУ-КУ-…, КЭ-КЭ-КЭ-…, КЫ-КЫ-КЫ-…. КА: каша, калач, казна, казак, карандаш, Катя, калоши, кабачок, каркает и т.д. КО: кот, кошка, Коля, корь, коршун, копья, кольт, кость, Костя, коклюш и т.д. КУ: курица, кулёк, кукла, кукушка, кушак, кусок, кулич, кубик, куртка и т.д. Посложнее, - в середине: акула, сокол, вокал, вокзал, Максим, скворец и т.д. «Ласковые» слова – неиссякаемый источник звука [К] в конце слова: стол – столиК, палец – пальчиК, нос – носиК, дом – домиК и т.д.. Конечно, «ласковый» вариант слова должен вспомнить ребёнок. Игру «Ласковые слова» хорошо проводить с мячом. Словообразование даст огромный материал для закрепление звука К: «Животные и их детёныши»: кот- котёноК, лиса – лисёноК, волк – волчоноК, медведь – медвежоноК, скворец – скворчоноК, грач – грачоноК, бобр – бобрёноК и т.д. «Профессии и занятия людей»: ученица – учениК, умница – умниК, модница – модниК, море – моряК, рыба – рыбаК, пожар – пожарниК, двор – дворниК и т.д. Отработав звук [К] на материале слов, приступайте к чистоговоркам: Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока. Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека? Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко. Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко. Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку. Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку. Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак. Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук? Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг! Скороговорки, - это высший пилотаж в произношении любых звуков: Ковал кузнец на наковальне подкову скакуну. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон! Карлик Карл кувыркался на ковре.
А стихотворные тексты можно найти в любых детских книжках: Мы купили кошке К празднику сапожки. Причесали ей усы, Сшили новые трусы. Только как их надевать? Хвостик некуда девать. П. Воронько.
Кот ловил мышей и крыс, Кролик лист капустный грыз. С. Маршак.
– Котик-кот, иди к доке, Расскажи о колоске! – Колосок, мои друзья, Он усатенький, как я! Г. Виеру.
На лугу поспела кашка. Кашку ест корова Машка. Машке нравится обед: Ничего вкуснее нет. А. Шибаев.
6. Как поставить звук [Г]? Звук [Г] ставится подобным же образом, но от слога «ДА». То есть, подключается голос (звук [Г] – звонкий). Если же у ребенка, помимо дефектов заднеязычных звуков, есть и дефекты оглушения (замена звонких звуков – глухими: «том» - дом, «субы» - зубы, «шук» - жук и т.д.), сделать это будет проблематично. Взрослому придется сначала рассказать ребёнку вот такую сказку. Сказка «Домик для голоса» У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, на глухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса. А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т]. Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т], а не название буквы [Тэ], или [Та]. Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т]: «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, - [Д]: «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] - [З], [Ш] - [Ж], [Ф] - [В] и т.д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д], надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА». 7. Закрепление звука [Г] в речи ребёнка Закрепление звука [Г] идёт в той же последовательности, что и [К]: слоги, слова, чистоговорки, тексты, скороговорки. ГА: газ, газета, газон, галка, галдеть, гагара, гать, гамак, гавань, гармошка и т.д. ГО: голод, город, гость, гордый, горло, горлинка, горы, горец, гончий, гонг и т.д. ГУ: гусь, гусыня, губы, гулять, гули, гусли, гурьба, гуща и т.д. Га-га-га, га-га-га: у кого болит нога? Га-га-га, га-га-га: не болит уже нога. Га-га-га, га-га-га: вязнет в сене нога. Гу-гу-гу, гу-гу-гу: я помочь тебе могу. Гу-гу-гу, гу-гу-гу: сидит синичка на снегу. Гу-гу-гу, гу-гу-гу: гусь посеется на лугу. Го-го-го, го-го-го: конь смеётся: «И-го-го!» Стихотворные тексты со звуком [Г]: Гусь купил себе гармошку, Но дырявую немножко. Хорошо гармошка пела, По-гусиному шипела. (Г. Виеру) Гусь — Га-га-га! — гогочет гусь. — Я семьёй своей горжусь! На гусят и на гусыню Всё гляжу, не нагляжусь! (Н. Коётарев) Снегири сидят в снегу: Сядут в снег – и ни гу-гу. Зря сычи их стерегут На заснеженном лугу. (А. Пудваль) Грач качался в гамаке, Гуси – в волнах на реке. Мимо голуби летели И на веточку присели. Веточка качается- Неплохо получается. (А. Пудваль)
Скороговорки со звуком [Г] достаточно сложны: В гнезде – гагара, у гагары птенцов пара. Ганна съела галушку, Герман – горбушку. Шлёпают гуськом гусак за гусаком. Свысока смотрит гусак на гусака. Ой, выщиплет бока гусак у гусака. 8. Способы постановки и автоматизации мягких звуков [К'], [Г'] Когда звуки [К], [Г] поставлены, их мягкие варианты [К'], [Г'] в произношении ребёнка появятся без проблем. Надо только помнить, что мягкие звуки предполагают более напряжённый язык и более высокий подъём его корня. КИ-КИ-КИ-…, КЕ-КЕ-КЕ-…, ГУ-ГУ-ГУ-… и т.д. Подобрать слова также не составит труда. Надо лишь идти от простого, - к сложному. Самое простое, - звуки в начале слова: КАНАВА, КАМЕНЬ, КЕГЛИ, КИНО, ГАЗЕТА, ГАЗОН, ГИМН, ГИТАРА, САНКИ, НОСКИ, ВАГОН, ТЕЛЕГА, ОГОНЬ, ФЛАГИ, СНЕГИРЬ. Прекрасная тренировка для закрепления мягких звуков – чистоговорки и скороговорки: Ки-ки-ки, ки-ки-ки: ёлки очень высоки. Ке-ке-ке-, ке-ке-ке: спит котенок в уголке. Ги-ги-ги, ги-ги-ги: мяч поймал, - теперь беги! Ги-ги-ги, ги-ги-ги: Гена, маме помоги! Ги-ги-ги, ги-ги-ги: не забудь про сапоги. На звук Кь У мышки в норке Крошки и корки. В кладовке у мышки Кусочки коврижки. У мышки-норушки Шкварки в кружке. У мышки в кадушке Грибочки-волнушки. В миске у мышки Остатки закваски, А в погребочке Сырки и колбаски. На двери – крючочки, Цепочки, замочки… (И. Лопухина) Выучите с ребенком скороговорки и стихи: важно развивать не только звукопроизношение, но и память. 9. Звуки [Х], [Х'] Остались не поставленными звуки [Х], [ Х' ]? Постарайтесь вызвать их по подражанию. Представить сильный мороз ни вам, ни ребёнку не составит труда (свежи ещё воспоминания о январских и февральских холодах!). Что бывает с руками на улице? Правильно, они мерзнут. Руки необходимо согреть. Поднесите ладони ко рту и подуйте на них теплым воздухом. При этом послышится звук [Х]. Малыш проделывает то же самое. Всё получилось? Ручки согрелись, и звук прозвучал? Если второе так и не удалось, беритесь за ложечку. Вы отодвигаете язычок, а ребёнок произносит слоги: СА-СА-СА…. Технология постановки звука та же, что и при [К]. Здесь тоже могут быть промежуточные варианты: СЯ и ХЯ. Но, в результате, всё-таки ХА! Закрепляйте достигнутое на слогах (ХА, ХО, ХУ, ХИ, ХЕ), словах (хвост, хата, хитрый, сахар, стихи и т.д.) Не лишнем будет потренировать ребёнка в подборе слов со звуком [Х]: слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа, страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа, попугай - попугаиХа и т.д. (второе слово пары должен подобрать сам ребёнок, вы лишь даете образец-подсказку). То же самое, с парами слов: пловец – пловчиХа. сторож – сторожиХа, трус – трусиХа, портной – портниХа и проч. Чистоговорки с [Х], [Х']: Ха-ха-ха, ха-ха-ха: скачет по полу блоха. Ху-ху-ху, ху-ху-ху: не поймали мы блоху. Хи-хи-хи, хи-хи-хи: быстры лапки у блохи. Хе-хе-хе, хе-хе-хе: знаем сказку о блохе. Фразы со звуками [Х], [Х']: Собери сухой хворост. Хитрый хорь поймал хомяка. У хамелеона длинный хвост. Харитон собирал хворост. Стихотворные тексты со звуками [Х], [Х']: Хомячок охрип от крика: - Разве хорь болеет гриппом? Ой, хорёк, какой ты врун, Я от хохота умру! (А. Пудваль)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|