Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 10. Наука в период античного рабовладельческого общества 3 страница




'От греч. «ботанэ»—трава.

Хирургические инструменты из Помпеи
описание строения и функций тела человека, заложившее естественнонаучные основы.анатомии и фармации. Он заложил основы теории кровообращения, исследовал систему кровеносных сосудов, занимался анатомией сердца, ввел различия нервов.
По имеющимся сведениям, и Герофил, и Эрасистрат занимались вивисекцией' на преступниках, хотя вивисекция на животных была уже известна среди анатомов. +*
В середине III в. до н. э. Гераклит Тарентский стал практиковать секцию — вскрытие трупов. |
В Древнем Риме крупнейший вклад в развитие анатомии к и физиологии внес Клавдий Гален (129—ок. 201 гг. н.э.). Для | лучшего изучения строения человеческого организма он широко ' использовал препарирование обезьян. Занимаясь анатомией и физиологией, Гален сделал немало наблюдений, в частности положил начало научному изучению кровообращения. Главными органами он считал сердце, как источник врожденного тепла, в котором образуется жизненный дух, разносимый кровью по всему телу, печень — как кроветворный орган и мозг—как орган мышления, центр, чувств и движения. Гален изучал глаз и объяснил функции глазного нерва, считая зрачок рецептором.
Медицина и фармация. В V в. до н. э. уже упоминавшийся Алкмеон под влиянием идей Пифагора ввел в античную медицину представление о здоровье как гармонии сил влажного и сухого, горячего и холодного, горького и сладкого.
Величайшим представителем античной медицины, а также учения о человеческом организме был Гиппократ (460 — ок. 370 гг. до н. э.), 'Вивисекция — операция на живом организме с целью изучения его функций.
184

уроженец острова Кос. Он учил, что все части организма связаны между собой. Гиппократ отрицал сверхъестественное происхождение болезней. Здоровье, как и болезни, он ставил в непосредственную зависимость от климата страны, где обитает человек, санитарных и бытовых условий его существования. Гиппократ и созданная им медицинская школа требовали практической проверки всех медицинских теоретических положений и выводов. Гиппократ был автором теории, надолго пережившей античную эпоху, об исключительно важной роли «соков», или «влаг», организма. Он считал, что таких соков существует четыре: кровь, флегма (слизь), черная желчь и красная желчь. Разнообразие человеческих темпераментов он объяснял различными количественными сочетаниями этих соков в организме'. Несмотря на ограниченность, а иногда и прямую ошибочность многих физиологических представлений Гиппократа, его медицинские выводы и лечебные предписания часто удивляют глубиной и правильностью. Известно приписываемое ученому изречение о последовательности методов лечения: сначала посредством лекарств, затем путем хирургического вмешательства и в крайнем случае путем выжигания очага болезни в организме: «Чего лекарства не излечивают — железо излечивает; чего железо не излечивает—огонь излечивает; чего и огонь не излечивает—лишь
смерть излечивает».
Гиппократ считал, что терапия должна основываться на природных средствах. Наибольших успехов Гиппократ и ег.о школа достигли в области хирургии. В частности, в то время успешно применялось открытое лечение ран. В известном трактате «О священной болезни» (эпилепсии) Гиппократ одним из первых положил начало клинической медицине: больные должны были лежать и принимать лекарства
под постоянным наблюдением врача.
Сочинение Гиппократа и его школы, впоследствии названное «Corpus Hippocraticum», весьма широко использовалось врачами
почти до конца XIX в.
Медицинская школа Гиппократа положила начало профессиональным объединениям медиков — цехам, разрабатывавшим профессиональные морально-этические нормы поведения, которые принимались как присяга — клятва Гиппократа2. Врач был обязан служить больному всеми своими знаниями и умениями и по всей совести. Он не имел права давать больному никакого яда и никаких средств беременным женщинам для изгнания плода. Врач. должен был соблюдать профессиональную тайну, не злоупотреблять своим
положением и т. п.
Совершенствуя методику лечения больных, Геродик из Селибрии
(Фракия) стал применять массажную терапию, лечебную гимнастику
'По мнению Гиппократа, преобладание «черной желчи» порождало меланхолический (в буквальном переводе «черножелчный»), а преобладание флегмы—флегматичный темперамент и т. д.
^Оцин из первых вариантов врачебной клятвы существовал еще в Древнем Египте.

и определил некоторые принципы диететики. В IV в. до н. э. Диокл из Кариста отстаивал идею зависимости состояния здоровья человека от гигиены тела, диеты и умения правильно чередовать работу и отдых. Упомянутый выше врач Герофил из Халкидона (III в. до н. э.), изучая признаки и особенности болезней, создал основы медицинской (врачебной) симптоматологии.
Ученик Герофила, Филин с острова Кос, в середине III в. до н. э. основал эмпирическую школу лечения больных в зависимости от того, что покажут наблюдения за действиями определенных лекарств.
В I в. до н. э. Асклепиад, применив идеи атомизма к физиологии и медицине, заложил основы так называемой «солидарной патологии». По его мнению, болезнь возникает в результате упорядоченного движения атомов в теле. Не будучи врачом по образованию, Асклепиад лечил больных диетой, прогулками, массажем, ваннами, купанием в холодной воде, стремился всячески воздействовать на психику больного, внушая ему веру в выздоровление. Асклепиад считал, что питье лекарств вредит желудку.
В Риме врачебное дело получает развитие только в I в. до н. э. Здесь появляются специальные больницы сначала для богатых землевладельцев, а с начала империи — в армии. Однако уже в I в. н. э. Корнелий Цельс, не являвшийся сам врачом, написал большое энциклопедическое сочинение, где много места посвятил медицине. В работе Цельса даются советы по соблюдению режима, необходимого для здорового человека, приводятся описание различных недугов и методов борьбы с ними, способы приготовления и действие лекарств, лечения ран, вывихов и переломов. Самым ценным разделом сочинения Цельса является хирургия, написанная на уровне, близком к медицине нового времени. ' •"
Развитие медицины сказалось в ее специализации. Появились зачатки педиатрии, акушерства и гинекологии. Антилл, живший во II в. до н. э., проводил пластические операции на лице. Имеются свидетельства, что он удалял глазную катаракту. Для проведения своих операций Антилл применял наркоз, используя для этого напиток из корня мандрагоры, строго соблюдал асептику. Постепенно появились врачи-окулисты, ларингологи, специалисты по внутренним болезням и т. п.
Одним из самых выдающихся врачей древности был Клавдий | Гален из Пергама (129—ок. 201 гг. н.э.), который был практиком • и теоретиком медицины. В своих трактатах Гален приводит сведения | не только по анатомии и физиологии, но и по гигиене, диететике, |Д патологии, фармакологии и другим областям медицины. Гален создал '1 целостную систему врачебной науки, считавшуюся вершиной медицинской мысли вплоть до нового времени.
Итоги развитию естественных наук в античную эпоху пытался подвести Плиний Старший (23 или 24—79 гг. н.э.). В своем монументальном энциклопедическом труде «Естественная история» в 37 книгах он обобщил сведения почти 500 древнегреческих и римских ученых. Плиний рассматривал там вопросы астрономии,
186

физики, географии, минералогии, металлургии, ботаники, зоологии, этнографии. Несмотря на недостаточную критичность по отношению к сведениям, богатство материала, собранного Плинием, делает его труд важным источником.
Так, по свидетельству Плиния, уже тогда было известно
множество медицинских препаратов расслабляющего, успокаивающего, возбуждающего и болеутоляющего действия, а также яды. Железный купорос использовался как рвотное средство, растворы квасцов — для компрессов и полоскания горла, экстракт из семян мака — как снотворное, сок цикуты — как яд. Были известны целебные свойства различных видов минеральных вод.
В рассматриваемую эпоху использовали дезинфицирующие свойства некоторых веществ. Так, сосуды для приготовления и хранения вина предварительно окуривали серой. Дымом специально приготовленной смеси серы, масла, смолы уничтожали вредителей виноградных лоз. Специальными маслами обрызгивали посевы зерновых культур, чтобы уничтожить вредных насекомых.
Медицинские знания развивались в Индии и Китае. Так, уже в VI в. до н. э. основоположник медицинской системы в Индии Сушрута составил руководство из шести книг «Сушрута-санхита», в котором описал лекарства, осветил немало вопросов из области анатомии и терапии и сделал обзор медицинских и естественнонаучных знаний того времени. Некоторые сведения, излагавшиеся в них, были, вероятно, получены при вскрытиях. Среди 760 описанных в книгах лекарств преимущественно растительного происхождения следует упомянуть и сладкое вещество, рекомендуемое для
лечения больных сахарным диабетом.
Были знакомы стрихнин и кокаин. В качестве наркотиков часто применялись семена белены или корня мандрагоры.
В начале I в. н.э. в Индии была сделана первая операция по удалению глазной катаракты. В III в. н. э. в Китае для лечения болезней применяется иглоукалывание — акупунктура.
Начала химии. В конце рассматриваемой эпохи появляется химия в первоначальной форме алхимии. Зарождалась она раньше всего в эллинистическом Египте. Мы видели в предыдущем разделе, что там существовали с глубокой древности разные виды производственных процессов, использующих на практике химическую технологию, в частности изготовление различных сплавов, крашение и т. д. Изоб* ретение перегонных аппаратов разнообразной конструкции в Египте
относится к I в. до н.э.
Такие и другие приборы были описаны в первых химических
(точнее — алхимических) трактатах «Физика и мистика»' (автор, живший во II в. н. э., скрывался под именем Демокрита), «Хемиатека» Зосимы из Панополиса (III в.), в работах Ко Хунга (IV в.), Олимпиодора (V в.). Тогда были известны перегонный аппарат
Греческое слово «мюстерион» означало тайну и вместе с тем таинство, священнодействие для посвященных.

с тремя приемниками, именуемый «трибикос», т. е. трехсосудный, и дистилляторы этой конструкции, колбы, водяная баня, песчаная баня и т. д. В процессе химических опытов использовались также разные виды горнов (в том числе отражательные), тигли, ступки, фильтры, разливочные черпаки, мешалки, мензурки, узкогорлые склянки, чашки и т. д. В химических трактатах перечислено до 80 видов различного оборудования.

В этих и других рукописях первых веков нашей эры содержатся разнообразные химические рецепты, относящиеся к выработке обманок, т. е. всякого рода суррогатов: сплавов, имитирующих драгоценные металлы, искусственных камней, дешевых красок, заменяющих настоящий пурпур и другие дорогие красители, и т. д.
Такого рода практические наставления были рассчитаны не

только на людей, торгующих изделиями художественного ремесла, • но и на жрецов, стремившихся использовать эти сведения для ^ химических фокусов, выдаваемых за чудеса. Следует напомнить, что ^ в последние века существования Римской империи общий кризис; рабовладельческого строя выразился, между прочим, в росте мистицизма и суеверий, эксплуатируемых жрецами различных культов самым бесстыдным образом.
Мы знаем, что многие из своих автоматов Герои сконструировал по заказу александрийских жрецов. При египетских храмах существовали мастерские по изготовлению «чудесных» драгоценных металлов, т. е. искусных имитаций золота, электрона' и серебра. Как жрецы, так и торговцы обманками отнюдь не были заинтересованы в том, чтобы способы изготовления суррогатов стали известны широким массам. К этому добавлялась распространившаяся привычка придавать всем новым явлениям, выходящим за рамки обыденности, значение чудесного, внушенного высшими силами. Так физика тесно переплеталась с мистикой и магией. Во всех алхимических сочинениях ценные наблюдения о химических процессах и рациональ-
'Сплав из 80% золота и 20% серебра.
188

ные технологические рецепты сочетались с фантастически-ми толкованиями.
Алхимия была поставлена в качестве «тайной науки» под
покровительство бога Гермеса Трисмегиста (т. е. «трижды великого»), который был отождествлен с египетским богом Тотом и с римским Меркурием*. В алхимической литературе причудливо переплетались обрывки египетских, греческих, иудейских, сирийских легенд. Там фигурировали демон Азазелл и 200 падших ангелов, волшебник Остан, воображаемый основатель химической науки Химес и тому подобные образы. Главными целями (разумеется, для посвященных) были объявлены отыскание «живой воды», или эликсира бессмертия, и «филофского камня», при помощи которого будто бы возможно превращать различные неблагородные металлы в золото. А погоня за золотом была особенно характерна для последних веков существования античного мира с его развитием
товарно-денежных отношений.
При всей нелепости имеющихся сказочных мотивов интересно
отметить, что у античных адептов алхимии постоянно проводится (пусть в мистической форме) идея великих натурфилософов Греции о единстве материальной основы Вселенной и о возможности взаимного превращения четырех основных стихий (элементов). Отсюда алхимики делали вывод, что возможно и превращение металлов. Символом алхимического «тайного знания» стала змея, кусающая свой хвост, что должно было обозначать единство В-селенной, внутренне взаимосвязанной, как единое кольцо.
Возникновение научных школ и учебных заведений. Развитию научных знаний в рассматриваемый период способствовали и возникшие научные школы и учебные заведения. Выше уже упоминались ионийская милетская натурфилософская школа, объединявшая сторонников наивного'материализма. Известны нам и пифагорейцы. Это философско-научное общество, созданное в 530 г. до н. э., занималось математикой, астрономией, теорией музыки и медицины. В VI—V вв. до н. э. в итальянском городе Элее начала свою деятельность элсйская философская школа. Со II половины V в. до н. э. остров Кос стал средоточием различных медицинских школ, среди которых наибольшей известностью пользовалась медицинская школа Гиппократа. Около 387 г. до н. э. Платон организовал в Афинах Академию — философскую школу, основывающуюся на традициях пифагорейцев. В первоначальный период развития — до 286 г. до н. э.— в деятельности Академии принимали участие Аристотель, Евдокс Книдский, Гераклит Понтийский и другие ученые. В различных формах эта школа просуществовала до 529 г., когда по указу Юстиниана I она была закрыта. Около 335 г. до н. э. Аристотель основал в Афинах философскую естественнонаучную перипа-
'От имени Гермеса происходит принятое во всех европейских языках слово «герметический». Оно произошло от легенды о том, что «печать Гермеса» закрывала стеклянные сосуды так, что ни из них, ни в них ничто не могло проникнуть.

тетическую школу — Ликей, ставшую важным научным центром Школа отличалась систематической разработкой проблем в различных областях таких естественных наук, как ботаника зоология физиология и др. В 306 г. до н э. Эпикур Самосский основал в Афн'нах свою философскую школу под названием «Кепос» («Сад») В начале III в. до н. э. Птолемей I Сотер при поддержке Деметрия Фалернского основал в Александрии Мусейон (Мусей) по типу Ликея Аристотеля и библиотеку. Философы, географы математики естествоиспытатели, филологи и медики Мусейона получали пожиз-' ненное обеспечение за исследовательскую деятельность. Мусейон имел свою астрономическую обсерваторию, зоологический и ботанический сады, анатомический театр и другие службы для проведения экспериментальных работ. В 391 г. н.э. во время противоязыческих погромов христиан Мусейон был разрушен
Во II в. н. э. император Адриан основал в Риме высшую школу
Атенеум, в которой изучались риторика, философия литература и нравы.
В IV в. н. э. Удджайн, один из главных городов империи Гуптов (Северная Индия), становится крупным университетским центром Подобные университеты с преподаванием философии, теологии а также естественнонаучных и практических дисциплин были открыты и в других индийских городах. В них обучались студенты из Китая Тибета, Монголии, Буханы и Японии.
В V в. в южноиранском городе Гунде-Шахпур по образцу александрийского центра была основана Академия, просуществовавшая до 639 г., когда город захватили арабы. Академии принадлежит заслуга в сохранении данных античной науки после разрушения языческих философских центров в Византии.
П е р и п а т о с — крытая галерея, служившая лекционным залом, приобретенная Теофрастом и завещанная им Ликею Это название принадлежало гимнасию расположенному рядом с храмом Аполлона Ликейского гимнасию.

Часть 4. Техника и научные знания в период раннего и развитого феодализма (V в.—середина XV в.)

Глава 11. Техника эпохи раннего феодализма (V—XIII вв.)

Общая характеристика феодального производства. Хронологическими рамками средневековья считают V в. н.э.—середину XV в. В социально-экономическом отношении средним векам соответствует период раннего и развитого феодализма. Зарождение феодальных отношений происходило в обстановке напряженной социальной борьбы, особенно острые формы она принимала там, где рабовладельческие отношения достигли наивысшего развития,— в Римской империи
Не только в Византии, но и во всех основных крупнейших странах Азии и Европы совершается переход от рабовладельческого строя к феодальному (III—VII вв. н.э.) Процесс этот происходит неравномерно. Конкретные пути перехода от рабовладельческого строя к феодальному были различны в разных странах. Далеко не все народы пришли к феодализму через рабовладельческий строй. Часто имел место непосредственный переход от первобытнообщинного строя к феодализму.
При феодальном строе основой производственных отношений стала собственность феодалов на главное средство производства — землю и возможность распоряжаться принудительным трудом земледельцев. Формы и степень личной зависимости крестьян были различными — от полной крепостнической кабалы до обязательств уплаты натуральных или денежных повинностей. Нередко в качестве

собственника земли выступал не отдельный феодал, а феодальная церковь или государственная организация.
Трудящиеся города (ремесленники и т. д.) также состояли в различных формах зависимости от отдельных феодалов или феодальных учреждений.
Наряду с феодальной собственностью существовала единоличная собственность крестьянина и ремесленника на орудия производства и на свое частное хозяйство. Эта.собственность основывалась на личном труде
Большую часть своей земли феодалы передавали в постоянное пользование крестьянам (или крестьянским общинам), которые вели на этих наделах свое хозяйство. При наличии у крестьян наделов земли и орудий труда они могли сами прокормиться от собственного хозяйства. Поэтому феодалы применяли внеэкономическое принуждение, прямое насилие, чтобы заставить крестьян отдавать им прибавочное время или прибавочный продукт, т. е время и продукт сверх необходимых для поддержания существования самих крестьян и их семей.
Впрочем, иногда крестьян заставляли отдавать и часть необходимого продукта,, обрекая на голод и разорение. Значительную долю прибавочного продукта отнимала церковь в форме десятины и иных поборов. Внеэкономическое принуждение практиковалось и в отношении ремесленников и других трудящихся города.
Для эпохи феодализма типично в общем сравнительно медленное развитие производительных сил. Это было связано с господством натурального хозяйства и традиционных видов техники, основанных на применении ручного труда.
Прудукты производства шли в основном на удовлетворение потребностей самого крестьянина или ремесленника и на выплату феодальной ренты, которая потреблялась господами. Поскольку, с одной стороны, непосредственный производитель отдавал господам почти все сверх необходимого (иногда и часть необходимого), а с другой — выжатая из трудового населения феодальная рента расходовалась самым расточительным и непроизводительным образом, накопление совершалось медленно.
В основной отрасли производства — сельском хозяйстве — господская земля обрабатывалась теми же примитивными орудиями труда, при помощи тех же традиционных приемов, что и на крестьянских наделах. В течение долгого времени ремесло в сельских местностях оставалось соединенным с земледелием и играло лишь подсобную роль.
Более или менее крупные феодальные поместья располагали обычно достаточным количеством ремесленников, большей частью феодально зависимых. Они занимались изготовлением одежды, обуви, производством и починкой оружия, созданием и ремонтом сельскохозяйственного инвентаря и т. д.
Узкие рамки цеховых и иных корпоративных организаций препятствовали широкому обмену производственным опытом.
7 Зак 2985 В С Виргинский
193

Перемещение главных центров технического прогресса. Если в античную эпоху ведущие центры технического и научного прогресса находились в пределах средиземноморских стран, вошедших к концу этого периода в состав Римской империи, то теперь положение изменилось: последние века приходящей в упадок Римской империи и завоевание ее варварами разрушили производительные силы; земледелие пришло в упадок, промышленность из-за отсутствия сбыта захирела, торговля замерла или была насильственно прервана, сельское и городское население убыло.
Западноевропейские страны эпохи раннего феодализма лишь медленно выходили из этого состояния. С IX в. темпы развития возрастают и в Западной Европе, где после крестовых походов, а особенно в XIII—XV вв., наблюдаются разнообразные и яркие технические достижения. Количество изобретений по всем отраслям техники увеличивается от десятилетия к десятилетию.
В Европе формируются квалифицированные технические кадры — не только мастеров, но также инженеров — военных, строительных, корабельных, горных. Слово «инженер»' отмечается еще в IX в. и все чаще употребляется в Италии, Южной Франции, Германских землях, Нидерландах в XII —XIV вв.
Среди государств раннефеодального периода выделяется своеобразной материальной и духовной культурой Киевская Русь. Вплоть до монголо-татарского нашествия XIII в, материальная культура древнерусского государства, в частности ремесленная техника, развивалась на уровне наиболее развитых стран Западной Европы.
Киевская Русь установила тесные культурные связи с Византией. Отличительной особенностью развития феодальной системы в Византии было существование там в течение всего раннего средневековья крупных городских центров (Константинополь, Фессалоники, Трапезунт и др.), сохранившихся с античных времен, развитого ремесла и торговли. Впрочем, возможности научно-технического прогресса сильно ограничивались идеологическим влиянием восточнохристианской (православной) церкви.
Выдающуюся роль играли в этот период изобретатели стран Ближнего Востока, Средней Азии и Дальнего Востока. Там подготовлялись или создавались многие изобретения, которые впоследствии сыграли важную роль в западноевропейской и русской технике.
Это относится прежде всего к странам, которые вошли в VII в. в состав Арабского халифата, а затем (с IX в.) в значительной мере приобрели самостоятельность, сохранив мусульманскую религию и арабскую письменность. Речь идет о странах, где сложилась арабская народность (наряду с другими этническими группами): Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте, Северной Африке, 'Термин образовался от лат ingemum, означавшего первоначально врожденные способности, а потом получившего значение ум, остроумие, изобретательность. Через французский и немецкий языки слово «инженер» проникло в Россию в XVII в.

и о странах с неарабским населением (тюркским, иранским, таджикским и т.д.).
То, что в литературе XIX — XX вв. кратко именуется средневековой арабской культурой, было очень сложным явлением, включавшим переработанное наследие античности, творчество собственно арабских изобретателей и ученых и огромный вклад представителей различных народов Передней и Средней Азии и Средиземноморья. Нельзя упускать из виду, что в перечисленных выше странах арабский язык играл ту же роль языка официальной переписки, религии и литературы, что и латинский язык в Западной Европе.
Много новых изобретений и открытий было сделано в раннефеодальном Китае при Танской и Сунской династиях.
Сельскохозяйственная техника. В период феодализма основной сферой материального производства было сельское хозяйство, а из отраслей особое значение имело земледелие. Многие достижения античного земледелия, в частности применение двух- и трехполья, а также использование некоторых усовершенствованных сельскохозяйственных орудий были забыты. В западноевропейских государствах, образовавшихся на развалинах Римской империи, произошел возврат к примитивным формам земледелия. В степных районах стала господствовать переложная, а в лесных — подсечная система земледелия. Производительные силы феодального общества медленно росли. Постепенно происходило освоение более развитых форм землепользования. В Западной Европе с VIII в. стало практиковаться трехполье, первоначально лишь в самых крупных феодальных поместьях. На Руси трехполье появляется в XI —XII вв.
Двухполье и трехполье предполагали систематическое применение удобрений — унаваживание и более сложную обработку. Простое рыхление, характерное для перелога и подсечной системы, заменялось рыхлением и переворачиванием почвы. Такая технология была необходима для уничтожения сорняков и заделки навоза. Урожайность полей в результате такой обработки повышалась в 10—15 раз. В сельском хозяйстве возникает и распространяется плодосеменная система земледелия. Однако утверждать, что двухполье и тем более трехполье стали господствующими системами земледелия, вряд ли можно.
Главное место занимали зерновые культуры. Повсеместно сеяли пшеницу и бобовые. С V — Х вв. в Западную и Севернук^ Европу от славян пришла рожь, возделывали ячмень, овес, просо, в южных районах — сорго. Рис произрастал в Китае и других странах ЮгоВосточной Азии. Американские индейцы культивировали кукурузу, картофель, рис.
С Х — XII вв. значительно расширился ассортимент масличных и технических культур: олив, грецкого ореха, льна, конопли, вайды, вермеля, крапа (для окраски), ворсянки (для наведения лоска на ткани). Кроме них были известны красильный дрок, марена и шафран. В связи с пивоварением большое распространение получил хмель. Стало бурно развиваться виноградарство. Расширение
Т"
195


Колесный плуг Плуг с передком. Х в.
земледелия сопровождалось подъемом урожайности. Произошел переход от бортничества к пчеловодству.
Из сельскохозяйственных орудий широкое распространение в странах Еропы получили легкие бесколесные деревянные плуги, вернее — сохи. Железный тяжелый колесный плуг приводился в движение быками, волами и лошадьми. Лошадь стала использоваться как тягловая сила на пахоте после Х в., когда был изобретен хомут, заимствованный, по-видимому, в Азии. Для возделывания участков земли и других работ вручную использовались лопаты, мотыги, заступы, серпы, косы, грабли, вилы, цепы, веяльные сита. С VIII — IX вв. деревянные рабочие части сельскохозяйственных орудий стали заменять железными. Появились железные лемехи и ножи у плуга, сошники у сохи, зубья у бороны и т. д. Все эти новшества позволили производить более глубокую вспашку и лучше обрабатывать посевы.
Для обмолота зерна помимо животных использовались и различные механические приспособления. Так, деревянное trilum изготовлялось из доски, снабженной зубьями из железа. Этот инструмент водили два быка, а для того чтобы сделать его более тяжелым, погонщик стоял на носке. У plaustellum зубья были заменены режущими колесами. Оба эти инструмента, помимо обмолота, одновременно резали солому на корм скоту.
Для обработки технических культур (льна, конопли) использовали льномялки и деревянные гребни для расчесывания льна.
Помол зерна долгое время производился ручными жерновами,

Водяная мельница

приводимыми в движение ослом или волом. В XII — XIII вв. получили широкое применение ветряные и водяные мельницы.

Наряду с хлебопашеством развивались огородничество, садоводство, виноградарство, возделывание технических культур. На рубеже VIII — IX вв. европейцы знали около 120 различных огородных и садовых растений.
Арабский мир ознакомил Западную Европу со многими новыми сельскохозяйственными продуктами. В средневековой Европе сахар, известный еще в античном мире", почти не употреблялся. Его заменяли мед, солод и (в Южной Европе) виноградное сусло. Арабы начали систематически ввозить сахар в Западную Европу. Они также распространили культуру
Изготовление сахара. XV в.
сахарного тростника на Ближнем Востоке и в Южной Испании, долгое время находившейся под их владычеством. В V11I в. арабы стали возделывать рис в Южной Испании, гранатовое дерево, финиковую пальму, ввели шелководство, начали выращивать хлопок.
Поливное земледелие стало известно в Европе также благодаря арабам, которые обучили технике подъема воды, орошения и осушения почвы. Арабы распространили в Европе систему оросительных каналов с общественным контролем за распределением воды. Эти нововведения существовали и после того, как арабы были вытеснены из Европы.
Развитие международной торговли способствовало расширению производства пряностей2, благовоний, красящих веществ и фруктов. Разведение чая3 в то время ограничивалось только Дальним
'Русское слово «сахар» происходит непосредственно от греч. «сакхарос, сакхарон». Исходное значение этого слова — песок (отсюда название пустыни Сахары), от санскр. «чакара» (гравий, песок). В западноевропейские языки название этого продукта пришло от'арабов, изменивших греческое слово на «сукхар». Отсюда лат. succarum, нем. Zucker, англ. sugar и т. д.
^ частности, перец собирался на Малабарском побережье (Индия), на Зондских и Молуккских островах, корица — на Цейлоне, гвоздика и мускатный орех — на Молуккских островах и т.д.
'Русское название «чай» и западноевропейские варианты этого слова: голл. (нем.) thee, англ. tea и т. д.— происходят от разных диалектных наименований чая в Китае—«ча», «тэ» и т.д.
I
198






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных