Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Глава 10. Наука в период античного рабовладельческого общества 5 страница
Ткацкий станок для двух рабочих. XIV в. каждого пролета челнока. На таком станке производились узорчатые ткани. На Руси прядение льна и шерсти, а также ткачество соответствующих материй относились преимущественно к домашним подсобным промыслам. Однако начиналось и выделение городских специалистов — ткачей. Древнейшей формой славянского ткацкого станка был вертикальный, который был заменен горизонтальным. Позднее стали изготовлять и набойные шерстяные ткани. Шелковые и златотканые (парчовые) материи ввозились на Русь из Византии и с Ближнего Востока, дорогие сукна — из Фрисландии (Нидерландов) и других стран Западной Европы, хлопчатобумажные ткани доставлялись из Средней Азии. Широкое применение горизонтальных станков вызвало большие изменения в экономической и социальной жизни, в особенности в Нидерландах, где в XI —XII вв. на базе текстильного производства возник целый ряд городов. Ткачеством на более организованной основе вновь стали заниматься мужчины. Профессия ткача стала широко распространенной и престижной. В правилах гильдии ткачей в Ипре 1363 г. изображен фламандский широкий четырехремизный станок для производства саржи, который обслуживают два мастера-ткача и один ученик. Такой ручной ткацкий станок, каким он стал к XIV в., без принципиальных изменений просуществовал вплоть до 1733 г., когда Джон Кей изобрел свой челнок-«самолет». Гончарное производство. Страны Востока значительно опередили средневековую Европу и в гончарном деле. Это касается прежде всего создания тонких, высококачественных и дорогих сортов керамических изделий. В Китае Танской эпохи (IV— VI вв.) было освоено изготовление фарфора'. Китайцы наладили производство громадных ваз, изысканных кувшинов, тончайших лепных украшений, похожих на кружева. Для изготовления некоторых изделий шел фарфор чуть тоньше листа бумаги. Посуда и вазы покрывались блестящей глазурью и украшались рисунками и скульптурами, изображавшими жанровые сценки. Производством фарфора занимались целые города (Лунцюань, Динчжоу, Цычжоу, провинция Хэнань). Изделия из него высоко ценились в самом Китае и за его пределами. В VII — XIII вв. китайский фарфор стал распространяться в странах Азии и Европы. Секрет производства фарфора китайцы хранили в строгой тайне. Все же в Х в. в Корее было налажено собственное фарфоровое производство. В Европу фарфор попал впервые с вернувшимися участниками крестовых походов, увидевшими его в странах Среднего Востока, ' Слово «фарфор» пришло к нам с Востока от торговцев-турок, от fagfur, перс. «фегфур», что значит «сын неба» (китайский император). Таким образом, фарфоровые изделия первоначально обозначались арабами как выделанные на китайских императорских заводах. В западноевропейских языках в качестве названия фарфора получило распространение португальское слово, что значит «чаша» (или, по другому толкованию, особыйвид раковины). торговавших с Китаем Фарфору б Европе приписывались чудодейственные свойства. Считалось, например, что фарфоровая посуда излечивает болезни, но тут же рассыпается, если в нее попадает яд. Фарфор ценился на вес золота. Даже черепки разбитой китайской посуды шли в дело. Знатные дамы носили их на золотых цепочках как бусы. Заполучить секрет фарфора стремились многие. Засылались шпионы, монахи, купцы, но все безрезультатно. Они не понимали всех тонкостей изготовления фарфора, тем более что внешне весь процесс производства мало чем отличался от изготовления обычной глиняной посуды'. В Китае в IV—V вв., а также несколько позже (в VIII в) во владениях Арабского халифата стали изготовляться фаянсовые изделия. Арабы покрывали фаянсовыми плитами огромные поверхности стен, куполов и порталов. В начале VIII в., в связи с приходом арабов, в Европе появились первые проблески возрождения гончарного производства, в том числе и производство фаянса. Основным изделием тогдашних мастеров была глазурованная плитка для облицовки стен и полов. Керамическое производство существовало в Гранаде, Альгамбре и др. В XIII — XIV вв. керамическое производство проникает в Италию. Здесь в XI в. флорентийские мастера Лукка делла Робиа и его преемники Андреа и Джованни делла Робиа стали покрывать свои изделия молочно-белой непрозрачной глазурью, получившей название майолики (от балеарского острова Майорки (Мальорки)). Глазурь содержала окись олова, подкрашивалась она в синий цвет кобальтом, в зеленый — медью, в фиолетовый — марганцем. Все изделия мастера обжигали дважды, перед глазурованием — на слабом огне и после покрытия их глазурью — на сильном. Тосканские гончары, узнав секрет оловянной глазури, дали начало новой для Европы отрасли гончарного производства — изготовлению глазурованного фаянса. Наибольшую известность приобрели гончарные изделия мастеров североитальянского города Фаэнцы. По названию этого города и получил наименование этот пид керамических изделий Гончарное ремесленное производство получило широкое распространение на Руси. С IX в. посуда лепилась древнерусскими мастерами на ручном гончарном круге Различная глиняная посуда, приспособления для литейного дела — тигли, литейные формы, строительные и отделочные материалы — кирпич, черепица, изразцы, пряслица (грузики для веретен) и глиняные игрушки выпускались в разных районах Руси, как в городах, так и в деревнях. Деревенские гончары обжигали свои изделия в обычных домашних печах, а городские мастера — в специальных гончарных горнах двух типов. Более простой, двухъярусный горн состоял из "Только в 1709 г. немецкий алхимик Бётгер фактически случайно создал первый европейский фарфор и организовал его производство в Мейссене
нижней части — топки. Оттуда, пройдя через отверстия в поде, горячий воздух поступал в верхнюю камеру, где изделия обжигались. Одноярусные горны — с обратным пламенем. Здесь горячий воздух проходил через всю камеру, в которой размещались обжигаемые изделия. Этот горн расходовал меньше топлива. В горнах достигалась температура 700—900°С, достаточная для обжига. Позднее, с развитием техники гончарного дела, на смену легкому ручному гончарному кругу пришел тяжелый круг, а затем — ножной. Гончарные изделия городских мастеров отмечались более тщательной отделкой, расписывались, клеймились', а с XI — XII вв. покрывались разноцветной глазурью. Строительная техника. Средневековье было эпохой замечательных архитектурных сооружений у различных народов. Лучшие достижения строительной техники рассматриваемого периода нашли отражение в культовых постройках и отчасти при возведении домов светских феодалов. Как на Востоке, так и на Западе наиболее грандиозные средневековые сооружения были созданы при помощи самых простых технических средств. В строительстве использовали традиционные материалы: дерево различных пород, камень, кирпич и раствор. В ранний период во многих странах, в том числе и на Руси, господствовало деревянное строительство. Лес шел не только для сооружения жилых домов, но и на строительство монастырей, церквей и даже крепостей. На Руси плотничными орудиями долго служили секира (топор), тесло — инструмент вроде тяпки с острым лезвием, струг или скобель потёс, возможно, и долото. В XIII — XV вв. к этим инструментам добавились сверло (бурав) и пила. При крупных постройках использовались векши (блоки) для подъема бревен и других строительных материалов. Применение плотничного искусства на Руси было очень широким: строились дома, хоромы, церкви, крепостные сооружения, мосты, мельничные и другие плотины, мостовые. Для их строительства использовали главным образом сосну и дуб. Строительная техника достигла в средневековой Руси высокого уровня развития. Об этом свидетельствуют остатки старинных сооружений, русские летописи и иностранные источники. Уже начиная с Х в. в Киеве развернулось широкое строительство деревянных церквей. В Новгороде в это же время был построен громадный деревянный Софийский собор, сгоревший в 985 г. В Византии и Западной Европе традиции каменного строительства были унаследованы от античности. Местные каменоломни разрабатывались во всех районах, поставляя камень для феодальных замков и крепостей, городских домов, дворцов и церквей. К сожалению, кроме разработки месторождений камня средневековые народы 'На многих древнерусских гончарных изделиях сохранились клейма Археолог А Л Монгайт высказал предположение, что эти клейма были знаками не мастера, а заказчика Это подтверждается том, что до XIV в гончары работали на зак<13, а после XIV в—на рынок Именно с XIV в клейма на керамике исчезли
широко практиковали варварское разрушение сооружений, унаследованных от античности, используя материал для новых построек культового назначения. В Византии в строительстве преобладающими были кирпич и раствор. Из них возводили стены, пилоны, делали своды. Часто применялся и камень. Вершиной строительной техники Византии является храм св. Со-. фии в Константинополе. Построенное при императоре Юстиниане (VI в.), это сооружение превзошло своими размерами и роскошью все известные до той поры храмы. Центральное квадратное в плане пространство храма было перекрыто куполом диаметром 33 м. Нагрузка от купола распределялась на четыре мощных пилона высотой 23 м. Два полукупола, расположенных на противоположных сторонах главного купола, опирались на те.же пилоны и придавали большую стабильность и прочность всему-сооружению. Внутренние помещения храма были облицованы мозаикой из стеклянной смальты и мрамором. Достижения византийских мастеров широко использовались и в других странах: на Крите, в Македонии, Сербии, Болгарии. В конце Х в. князь Владимир Святославич, приняв христианство, провозгласил его государственной религией. Это событие положило начало проникновению из Византии на Русь секретов каменного строительства. При Владимире в Киеве была, сооружена знаменитая Десятинная церковь, представлявшая собой огромный 25-купольный храм общей площадью 1542,5 м2, богато украшенный мозаикой, фресками и мраморными резными парапетами. Для строительства было создано несколько вспомогательных мастерских. В первой трети XI в. были построены: дворец князя Владимира, церковь в Тмутаракани, Золотые ворота в Киеве, несколько позже — Спасо-Преображенский собор в Чернигове. В этот же период был возведен многокупольный Софийский собор. Для Киевской Руси он имел такое же значение, как храм св. Софии в Константинополе. От византийских сооружений он отличался планировкой и конструкциями. Собор имел 13 куполов. В XI — XIII вв. каменное строительство кроме названных городов велось также в Переяславле, Белгороде, Турове, НовгородеСеверском, Галиче, Холме, Владимире Волынском, Смоленске, Владимире-на-Клязьме, Суздале и в других городах. В качестве строительного материала в Киеве и других южных и юго-западных княжествах применялся обожженный кирпич — плйнфа (вначале византийского образца). Оборудование кирпичного производства состояло из деревянных рам для формовки кирпичей, навеса для просушки и горна для обжига. На Руси в Х—XI вв. кирпичное дело было развито в Киеве, Белгороде, Переяславле, Чернигове, Тмутаракани, Турове, Владимире-Волынском, Смоленске, Рязани, Суздале, Новгороде и некоторых других городах. Кроме строительного кирпича на Руси изготовлялся также обливной облицовочный кирпич — изразец.
Для изготовления связующего раствора использовали известь. В известковый раствор добавляли толченый кирпич, щебень, золу и другие вещества. При отделке применяли красный шиферный камень, тесаный известняк, а также мрамор. Широко использовали черепицу и плитки. К XII в. в Новгороде кирпич стал все более вытесняться местным камнем. Во Владимиро-Суздальской Руси наблюдалось такое же явление, причем применяться стал почти исключительно белый камень (отсюда фольклорное выражение «Москва белокаменная»). При работе в каменоломнях как в Западной Европе, так и на Руси орудиями труда служили кирки и пилы без зубьев, по форме похожие на лучковую пилу. Грубая обработка камня производилась на месте, а окончательная — на строительном участке. Инструментами каменотеса были кирки разного типа, зубила, тесла, скарпели (род долот) и молотки. Для проверки правильности формы, придаваемой камню, употребляли правила и наугольники. Техника строительных работ мало изменилась по сравнению с античными временами. Строительная площадка из-за тесноты средневекового города занимала небольшое пространство. Все подготовительные и вспомогательные работы производились здесь же, в пределах границ будущего сооружения: обтесывание камня, подготовка раствора, возведение стен. Строительные материалы подносились вручную по деревянным строительным лесам и специальным наклонным плоскостям. По мере завершения кладки стен леса переносили на новое место. Применялись также блоки, иногда полиспасты, краны с ручными воротами и ступальными колесами, которые устанавливались порой на значительной высоте. Для захвата камня в XI — XII вв. употребляли специальные приспособления — «волчью лапу» и клещи. Строители руководствовались прежде всего накопленным опытом. Вместо проекта здания архитектор или главный мастер создавал модель, по которой и сооружалось здание. Как и другие средневековые ремесленники, строители также объединялись в артели, корпорации и иные цеховые организации. Они стали появляться в первую очередь в тех странах, где велось значительное каменное строительство: в Англии, Италии, Франции и Германии с XIII — XIV вв. От строителей-каменщиков величественных зданий, каковыми были в те годы преимущественно церкви и монастыри, требовалось большое мастерство и искусство. Однако свои' знания и умения каменщики ревностно хранили в глубокой тайне. По характеру работы строители были вынуждены подолгу жить вдали от семьи и дома. Поэтому они селились компаниями по 12—20 человек во временных постройках поблизости от стройки— ложах (от фр. loge, англ. lodge). Первые такие ложи были основаны около 1212 г. в Англии и в 1221 г. во Франции'. 'Позднейшие организации франкмасонов (в буквальном переводе «свободные каменщики»), которые приобрели религиозно-политический характер, позаимствовали некоторые черты от этих средневековых корпораций, прежде всего таинственность, которой окружали себя последние, и сложную систему причудливых обрядов,
Первоначально единственными общественными сооружениями в городе были церкви. Ранние церкви Западной Европы представляли собой постройки, перекрытые цилиндрическими коробовыми сводами, распор которых передавался на стены на всем их протяжении. Отсюда массивность стен, к тому же.нередко укрепленных контрфорсами — примыкающими к стенам устоями. Пространство раннехристианского храма было организовано по горизонтали — ее основная ось пролегала от западного портала (главного входа) к алтарной апсиде, где помещался жертвенник и где священник совершал главную часть богослужения. Примерно в середине XII в. романское зодчество начинает вытесняться готическим*. В XIII в. готическая архитектура достигает расцвета. Готический храм в плане мало чем отличался от романского: в основе тот же длинный «корабль» — неф, по обеим сторонам от него — боковые нефы. Длинный неф пересечен под прямым углом поперечным нефом. На востоке храм замыкался алтарной апсидой, на западе был расположен главный вход с двумя башнями. Применение стрельчатой дуги придавало готическому храму иной характер. Стрельчатая дуга явилась великолепным инженерным решением, позволившим облегчить давление свода, уменьшить массивность стен. Элементы кладки, которые не несли никакой "Название «готический» — условное и странное. В готических храмах нет ничего «готического» (т.е. «варварского»), французы гораздо удачнее называют эт,от стиль «оживным», т. е. стрельчатым.
механической нагрузки, были устранены. Здание представляло собой каркас с подчеркнутыми линиями ребер. Стрельчатые дуги как бы переместили Основную ось храма из горизонтальной (как в романском) в вертикальную плоскость. Высота здания подчеркивалась стройностью пилястров, на которые опирались стрельчатые дуги, башенками, шпилями и огромными окнами. Живописный и мозаичный декор успупил место витражам, рельефу и скульптуре.' Строились города, укреплялась их самостоятельность, росли их богатства. Помимо храмов,стали появляться новые общественные
здания: ратуши, крытые рынки, больницы, колледжи, общежития студентов, склады и цеховые помещения, жилые дома горожан. Власти средневекового города пытались упорядочить застройку. Территория города ограничивалась мощными неприступными стенами. Однако с развитием ремесла, торговли, превращением городов в политические и административные центры приток жителей увеличивается с каждым годом. Поэтому начинают возводить новую стену, увеличивая тем самым городскую территорию. Улицы средневековых западноевропейских городов были узкими, шириной в среднем 5 — 7 м, а в некоторых (например, итальянских) городах — 2—3 м. При такой малой ширине улицы не имели тротуаров, повсеместно применявшихся еще в древнеримских городах, но основательно забытых в средние века. Мощение проездов было делом чрезвычайно редким, не говоря уже о водоснабжении и канализации. В средние века почти все города Центральной и Западной Европы буквально утопали в грязи. Так, средневековый Париж был настолько погружен в грязь, что жители, вынужденные покидать свои дома, совершали это только верхом на лошади или в высоких охотничьих сапогах. К XIV в. содержание улиц в порядке и чистоте становится постоянной заботой городских властей. Мусор и нечистоты сбрасывали в реки или рвы, подчас использовали для этой цели древнеримские сооружения. Служба мусорных повозок была организована в Париже в XIV в., а в Амьене—в XV в. В некоторых городах жители нанимали мусорщиков за собственный счет. Каждому горожанину вменялось в обязанность заботиться о том, чтобы улица перед его домом была замощена. Такое требование привело к тому, что к XIV в. улицы важнеших французских городов имели мостовые. В это же время появляются мостовые в Праге (1331 г.). Водосточные канавы появляются только в XIV — XV вв., да и то только в крупных городах. Жилые дома в городах вплоть до XV в. строились в основном деревянные, крытые соломой или гонтом. С XIII в. (особенно это относится к Германии) постепенно начинает развиваться кирпичное строительство. Дома, были окружены забором или глухой стеной, подчеркивая замкнутость «домового мира» человека средневековья. Дом тянулся вверх и состоял из 2—3 этажей (до 10—12 м), Бревенчатые перекрытия, прочные столбы составляли основу здания, к ним крепились балки, поддерживавшие полы верхнего этажа. Внутри дома комнаты располагались в беспорядке, эркеры образовывали выступы, нависавшие над улицей, под лестницей возникали каморки, под крышей — чуланы. Основным типом отопления в средневековом доме был открытый очаг, расположенный поодаль от стен, с устроенным над ним вытяжным козырьком. Пол очага был сделан из камня и обмазан глиной. Оконные проемы оставались либо открытыми, либо затягивались пергаментом или промасленной тканью. Источником света также служил очаг. Помимо очага для освещения использовали масляные
лампы из глины, стекла и металла. Более состоятельные люди предпочитали восковые свечи. Снабжение водой было примитивным. Во дворе выкапывали колодец, а также собирали дождевую влагу в специальные цистерны, расположенные на чердаках. Источником воды были также городские фонтаны. Канализация отсутствовала. Грязную воду и нечистоты сливали обычно в специальные ямы, которые время от времени очищали. Баня, столь характерная для греко-римского мира, стала в средние века редкостью. Общественными банями не пользовались до XIII в. Не было бань и в частных жилищах. В XIII в. баня становится модой. В Париже в 1292 г. было до 30 общественных бань. Здесь были устроены и парильни. В отличие от европейских городов уровень благоустройства и чистота улиц восточных городов были значительно выше. Уже в IX — XII вв. здесь использовали глубокие мусорные колодцы. Забота городских властей о благоустройстве городов сказалась и в том, что многие из них были вымощены каменными плитами. Водоснабжение осуществлялось с помощью арыков и хаузов'. На городских площадях строились специальные павильоны с большими глиняными или медными сосудами с питьевой водой для прохожих. В каждом доме было простейшее канализационное устройство, состоявшее из поглощающего колодца, закрываемого плитой. Городские стены служили надежной защитой жителей от врагов. Их высота достигала 9—10 м при толщине до 3 м. По верхней части стены проходил парапет высотой около 1,5 м с зубцами и амбразурами. Внутри города глинобитные дома возводились, приспосабливаясь к сложившимся направлениям улиц, ширина которых колебалась от 3 до 5 м. В Индии дома, как отмечали очевидцы, строились «все из соломы и маленькие, в них нет других проемов, кроме узкой низенькой двери. Обстановка их состоит из нескольких камышовых циновок, на которых люди спят или принимают пищу... Они обмазывают свои дома коровьим навозом, так как верят, что это выгоняет вшей». Сельские дома Северного Китая были сделаны из сырцового кирпича- или из земли, недостаточно высушенной на солнце и засыпанной между досками. Порой стены сооружались просто из веток, обмазанных глиной. Окна и двери выходили внутрь двора. Кровля была, как правило, соломенная, изредка из дерна. На юге Китая строились кирпичные дома, покрытые черепицей. В странах Юго-Восточной Азии предпочитали легкие свайные постройки из дерева и бамбука с обрешеткой из дерева и самана и с соломенной кровлей. В больших русских городах уже в Х — XI вв. главные улицы покрывали деревянными настилами—«мостами» из круглых бревен 'Хауз —искусственный резервуар, водоем для питьевой воды.
или тесаных плах, положенных на продольные лаги. В Новгороде был даже особый устав «о мостях», который точно определял, какая из городских служб обязана мостить тот или иной участок улицы'. Каменное мощение в этот период применялось редко. В краткой редакции «Русской Правды» (XI в.) первыми из упомянутых там ремесленников, работающих за плату, были «мостьники», строившие мостовые, мосты и стены. Особенного искусства достигли новгородские плотники, имевшие огромный строительный опыт. Не случайно в начале XI в. киевский воевода, желая посмеяться над новгородской дружиной, говорил: «а вы плотники суще, приставим вас хоромов наших рубити». С XI — XIII вв. в Новгороде прокладывались водопроводные (дренажные) деревянные трубы, образующие сложную систему, исправно функционировавшую на протяжении веков. В качестве строевого леса для жилых домов использовалась сосна. Приемы строительства отрабатырались веками. Вначале бревна 'Некоторые исследователи считают, что слово «улица» русского происхождения и обозначает проход между рядами домов, обращенных к нему фасадом (лицом).
раскалывались или пилились вдоль пополам. По углам дома укладывались крупные камни, составлявшие фундамент. Расколотые бревна — плахи укладывали плоской стороной внутрь. В оконечностях плах делались полукруглые выемки для перевязки их по углам, не оставляя при этом щелей. Возведенный таким способом сруб конопатили мхом или паклей. В срубе прорубали два проема: одно для света — окно, другое для прохода людей — дверь. Окна закрывались промасленной бумагой и деревянными ставнями. Стекла были только в окнах церквей. На одном из углов фундамента дома ставились четыре шеста, образовывавшие ребра будущей печи и дымохода. Основу этого сооружения составляли плетеные сучья, обмазанные глиной. Для строительства оборонительных сооружений использовались дубовые и сосновые бревна различных размеров. Из древесины изготовлялись также сваи, кровельный материал.
Транспортная техника.
На протяжении всего рассматриваемого периода главную роль играли водные пути — морские и речные. Передвижение по суше было связано с целым рядом трудностей. Почти все сухопутные дороги были грунтовыми, и пользоваться ими весной или осенью было невозможно. Сохранившиеся кое-где в Западной Европе участки старых римских дорог — мощеные, предназначавшиеся прежде всего для пешеходов, окрестные жители разбирали и камень использовали для строительства своих жилищ. Карл Великий время от времени отдавал распоряжение о ремонте дорог. Как правило, дороги были настолько узки, что две повозки не могли разъехаться. Специальные предписания XIII в. указывали, что пустая повозка должна была уступать путь груженой. Только так называемые «королевские дороги» во Франции достигали ширины двух повозок. Идеальной считалась дорога, по которой три лошади могли идти рядом или же, как тогда говорили, «где могла проехать невеста, не зацепив воз с покойником». В наиболее хорошем состоянии находились дороги во Франции благодаря введению королевской властью и монастырями специальных повинностей по их строительству и поддержанию. Часть из них была вымощена уже в конце XI в. В отличие от западноевропейских большие дороги в Китае поддерживались в великолепном состоянии. Они посыпались песком, а порой и мостились. В Западной Европе мостов было мало. Предпочитали переезжать реки вброд. Отсюда много названий городов с окончанием furt, ford, что значит «брод», как в Германии, так и в Англии'. Эти города первоначально основывались действительно у бродов. Ездили обычно верхом, товары перевозили преимущественно вьюками, применялись двух- и четырехколесные конные повозки. Колеса имели спицы. Обод колеса составлялся из нескольких частей, каждая из которых обычно соответствовала одной спице. Сверху "Так, например, Оксфорд означает «Воловий брод», Франкфурт — «Вольный брод» и т.д.
колесо обивалось железной шиной Базу телеги составляли две длинные оси, скрепленные поперечными перекладинами, к осям крепились дышла, передние концы которых подвешивались к хомуту Лошади впрягались цугом, что было связано с узостью дорог В Киевской Руси существовали дороги и водно сухопутные магистрали Магистральные дороги, а также волоки связывали между собой судоходные реки Для волочения судов дороги готовились соответствующим образом Магистральные дороги в болотистых местах покрывались бре венчатыми настилами и размечались путевыми знаками — крестами В связи с распадом Киевского государства на отдельные княжества, дороги перестали играть главную роль Большой ущерб дорожной сети был нанесен монголе татарским нашествием С XIV в, в связи с политическим объединением русских земель, экономические связи межд^ землями восстанавливаются Появляется ямская гоньба — система сообщения, при которой перевозки совершались на подво дах, заранее подготовленных на станциях (ямах) Что касается строительства мостов, то в Европе они сооружались преимущественно деревянными При Карле Великом через Дунай был наведен понтонный мост, которым, однако, практически не пользова лись У Майнца сохранились каменные быки построенного римлянами
моста, которые были использованы при сооружении деревянного мо ста В 813 г он был сожжен Даже мост через Рейн у Базеля, выстро енный в 1225 г, был еще дере вянным Чаще строились мосты через небольшие реки, деревянные и настолько непрочные, что повоз ка не могла по ним проехать Деревянные мосты в Киевской Руси строились двух типов на плавные, основой которых служи ли барки с положенным на них бревенчатым настилом, и высоко поднятые постоянные балочные свайные или на срубах с засы панными внутрь камнями Одним из ранних русских мостов наплав ного типа был мост через Днепр,
построенный при Владимире Мономахе в 1115 г В Новгороде в Х — XI вв существовал мост через Волхов постоянного типа Мост имел 22 устоя, из которых 17 срубов К XII в появляются подъемные «взводные» мосты с проезжей частью, поднимавшиеся при помощи рычажных подъемников - журавов Каменные мосты строились в этот период на Востоке раньше, чем в Западной Европе В Китае арочные мосты отмечены с VIII в Марко Поло, путешествовавший по Китаю в XIII в, писал, например, о городе Ханчжоу (провинция Чжецзян), что там множество каменных мостов, «а под сводами каждого моста суда могут про ходить» Каменные мосты строились также в Византии В Западной Европе строительство каменных мостов началось в XII в По образцу других корпораций во Франции было создано Мостовое братство монахов ордена бенедиктинцев, с уставом, напоминающим правила монашеского ордена Оно построило мосты через Рону у Авиньона (1178 г) с 21 эллиптической аркой и еще два моста в XI 11 в В XII в были построены каменные мосты в Регенс бурге (1146 г), в Лондоне (Старый мост — 1176 г) Во Франкфур те на Майне и в Дрездене мосты были построены в XIII в Мосты строились также во Фландрии и других странах Западной Европы К VII — VIII вв у народов Передней и Центральной Азии, а также Сибири усовершенствовалась конная упряжь Вместо дышловых повозок, в которые лошадей запрягали с помощью ярма либо нагрудных и нашейных ремней, теперь появились повозки с оглоблями и постройками и такие важные части упряжи, как хомут, состоящий из деревянного остова — клешни с подшитой под него прочной (вначале обычно войлочной) подушкой валиком Хомут надевался на шею лошади и крепился таким образом, чтобы не стягивать животным дыхательного горла, как бывало при античных способах упряжки
В тот же период вошли в обиход при верховой езде новые, удобные типы седел, стремена. Введены были подковы (X в.), прибиваемые к копытам лошадей гвоздями, тогда как в античную эпоху были известны лишь защитные сандалии с металлической подошвой, надеваемые на копыта животных. К XII в. все эти важные нововведения стали известны в Европе. Скорость передвижения в повозках поднялась в Западной Европе до 50 км в день. Трудность и медлительность сухопутного передвижения делали особенно важными водные артерии. Крупнейшие каналы этого периода строились на Востоке. Так, в XIII в. в Китае был закончен Великий, или Императорский, канал, строившийся 2 тыс. лет. Этот грандиозный канал от реки Вейхо через реки Хуанхэ и Янцзы, пересекая озера и болота, выходил к морю южнее Шанхая, имея 1300 км в длину. В Древней Руси также были попытки устройства искусственных водных путей. В 1133 г. сын ладожского посадника Иванко Павлович начал строить запруду, пытаясь связать Новгород с Волгой. Завершению строительства помешала гибель строителя. Одним из первых русских гидротехнических сооружений была построенная в Киеве в 1199 г. массивная подпорная стена, предохранявшая от оползней берег Днепр1а. В 1260 г. были сооружены каналы, соединившие Сухону с Вологдой. В XIV в. для улучшения судоходства велось строительство канала из озера Селигер. Развитие торговли дало мощный толчок совершенствованию морского судостроения, оставившего далеко позади искусство корабелов античности. Немалый вклад в судостроительную технику периода раннего средневековья внесли скандинавы, особенно норманны (викинги, варяги). Их суда были способны к переходам, о которых не мечтали древние. Корабли (драккары, ладьи) норманнов строились из дуба. Яйцевидное днище обшивалось по шпангоутам узкими, длинными и гибкими дубовыми досками толщиной 20—25 мм. Сшитые между собой доски в области днища накрепко пришнуровывались к шпангоутам мочаловым тросом. В верхней части корпуса обшивка крепилась к шпангоутам железными заклепками, расположенными друг от друга •на расстоянии 15 см. Конопатили и шпатлевали овечьей и коровьей шерстью, пропитанной смолой. Оба вздымающихся конца корабля одновременно были носами, соединенными снаружи по днищу ярко выраженным килем, который, за счет своей непрерывности от носа до кормы, обеспечивал устойчивость судну. Киль был также рассекателем воды, поэтому хорошо обтекаемое судно набирало небывалую для тех времен скорость — в среднем 5—6 узлов (более 10 км/ч). К VI — VIII вв. на судах норманнов появились мачты с прямоугольными и трапециевидными парусами. Длина кораблей колебалась от-20 до 50 м, ширина в средней части — от 3 до 5 м. Суда были вооружены 10—20 и более парами пятиметровых весел. Помимо этого имелся крупный руль,
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|