Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 10. Наука в период античного рабовладельческого общества 9 страница




Арабы (раньше всего в Багдадском халифате) узнали о математических открытиях индийцев в VIII в. благодаря торговым и дипломатическим сношениям. Сразу же подхваченная арабами цифровая система стала известна в Западной Европе под названием арабской к XII в., по-видимому, через арабские владения в Испании, Слово «сифр», впоследствии принятое в европейских странах для обозначения цифр вообще, исходно значило по-арабски «нуль»'.
Выдающийся индийский математик и астроном V в. Арьябхата (476 — ок. 500 гг.) дал наиболее точное в то время определение числа л— 3,1416, вычислил значение корней второй и третьей степени. Для понятия «корень» Арьябхата использовал перевод греческого слова basis, т. е. tula, обозначавшего одновременно «основание» и «корень». XII в. он был переведен на латинский язык словом radix (корень), из которого во многие европейские языки вошли понятия «корень» и «радикал». Арьябхата утверждал, что Земля — шар, вращающийся вокруг собственной оси
В VI в. индийский математик Варахамихира заменил хорду («дживу») в тригонометрии половинной хордой. В «Пангасиддханте» Варахамихиры использовались понятия «котиджива» и «уткрамаджива». Все эти понятия в VIII в. заимствовали арабские математики. Термин «джива» они изменили на «джиба», а затем на «джайб» — впадина, изгиб, излучина Данный термин был переведен с арабского языка на латинский в его буквальном значении словом sinus, котиджива — cosinus2.
В VII в. Брахмагупта положил начало систематическим исследованиям индийских математиков в области отрицательных чисел, без анализа систем линейных уравнений. Около 628 г, он написал свою знаменитую математическую сиддханту «Пересмотр системы Брахмы». В этом сочинении, состоявшем из 20 глав и посвященном в основном вопросам астрономии, Брахмагупта затронул ряд проблем арифметики, геометрии и алгебры. Около 1150 г. индийский математик и астроном Бхаскара Второй (Бхоскара Агарья) (1114 — ок. 1185 гг.) опубликовал трактат «Венец системы», состоявший из четырех частей: первая—«Прекрасная» («Лилавати») была посвящена арифметике; вторая — «Умение считать элементами алгебры» («Биджаганита») — алгебре; еще две части были астрономические. Первые две части интересны тем, что содержали методы решения ряда алгебраических и теоретико-числовых задач. Первая часть труда Бхаскары Второго, посвященная арифметике, в течение нескольких веков считалась в Индии лучшим руководством в этой области.
В VII в. китайский ученый Сюань Цзан впервые ознакомил своих соотечественников с достижениями индийской науки. В самом Китае элементы естествознания и точных наук обычно входили в конфуциан-
'В английском языке до сих пор слово cipher означает нуль, цифру, шифр. 'Cosinus—сокращение от complementisinus (дополнение синуса).

ские и иные'натурфилософские произведения, носившие преимущественно умозрительный характер. Около 600 г. китайский математик Лю Чжо (544—610 гг.) использовал метод интерполяции' величин при календарных и астрономических вычислениях. В XIII в. этот метод был усовершенствован другим китайским математиком Куо Шучинем (1231—1316 гг.). В 725 г. китайский астроном и математик Нань Гуньшо измерил длину градуса меридиана, осуществив идею Лю Чжо. В XI в. китайские математики стали применять методы вычисления суммы п-членов арифметической прогрессии и пчленов прогрессий других степеней натуральных чисел. В 1247 г. китайский математик Цинь Цзюшао в своих «Девяти книгах о математике» впервые употребил символ нуля в'виде кружка. В 1303 г. другой китайский математик Чжу Шицзе написал трактат по математике «Яшмовое зеркало»четырех элементов», в котором ввел так называемый «треугольник биномальных коэффициентов» вплоть до 8-й степени. Примерно в то же время Ян Хуэй показал, что «треугольник биномальных коэффициентов» до 6-й степени использовал примерно в 1100 г. Цзя Сянь в работе «Объяснение таблиц цепного способа вычислений корней».
В VII — Х вв. в Китае сформировалась система образования, включавшая и высшие школы, в которых изучались и естественные науки (курс изучения математики продолжался семь лет). Тогда же •установилась своеобразная форма научных учреждений — «советы ученых», «астрономические учреждения». Одним из условий принятия на государственную службу в Таиской империи считалась сдача государственных экзаменов (кэйцзюй) по ряду дисциплин, прежде всего по математике.
Большое развитие естественных и точных наук наблюдалось в то время у народов, входивших в состав Арабского халифата. При халифах Харун-ар-Рашиде и аль-Мамуне (VIII — IX вв.) научная деятельность там переживала период подъема: строились астрономические обсерватории, здания для научной и переводческой работы, библиотеки. Получает развитие школьное дело, причем в некоторых случаях труд учителей хорошо оплачивался. Предпринимались даже специальные путешествия с учебными целями.
При дворе халифа аль-Мамуна в конце VII в. было основано специальное учреждение — Дом мудрости, в котором он собрал ученых, владевших различными языками, во главе с известным математиком аль-Хорезми. На арабский язык переводились труды античных авторов по философии, математике, медицине, алхимии, астрономии. В частности, был переведен главный труд Клавдия Птолемея «Великое астрономическое построение», получивший поарабски название «Ал-Маджисти»2. На рубеже VIII — Х вв. в Багда-
От лат. mterpolatio — изменение, переделка В математике интерполяция — отыскание промежуточных значений величины по некоторым известным ее значениям.
Переведенный потом с арабского на латинский язык, он стал известен в Западной Европе под названием «Альмагест»

де возникают различные общества ученых.

Переводы с греческого, а также с сирийского языка, на котором до ученых стран ислама дошла значительная часть античной научной литературы, сыграли огромную роль в развитии средневековой науки. Во многих случаях они были единственными источниками, по которым Западная Европа смогла познакомиться с античной наукой.
Огромный вклад в развитие естественных и точных наук внес знаменитый арабский ученый Джабир Ибн Хаян (ок. 721 — ок. 815 гг.), известный в Европе под латинизированным именем Гёбера. Он жил в Багдаде при халифе Харун-ар-Рашиде (VIII—IX вв.). Наибольший интерес представляют труды Джабир Ибн Хайяна по алхимии'. В своей «Книге изъяснений» («Китаб аль-Идах») Джабир впервые выдвинул мысль о том, что превращение металлов возможно, так как все они состоят из двух лервоначал — «ртутного» и «серного»2. Однако наряду с этими фантастическими гипотезами в его трудах содержались вполне рациональные выводы по вопросам химической технологии и металлургии. Правда, сочинения ученого дошли до нас с многочисленными позднейшими изменениями и добавлениями, так что трудно в ряде случаев восстановить высказывания самого Джабира. Однако несомненно, что им сделан был значительный шаг вперед по сравнению с античными авторами.

Сухая перегонка, основанная на принципе дистилляции XIV в
В IX в. арабы усовершенствовали процесс дистилляции и научились производить спирт, который длительное время использовался только как антисептическое средство. Подробный перечень химического оборудования, применявшегося в то время при перегонке, возгонке, растворении, кристаллизации веществ, описал
' Происхождение терминов «алхимия» (по-арабски «ал-кимия») и «химия» (то же слово, но без артикля «ал») исследователи объясняют по-разному. Одни производят его от «Кеме» или «Хеме» («Черноземная») —так называли свою страну древние египтяне. Другие связывают его с греческим словом «хюмос» — сок, третьи — с греческим же «хюма»—жидкость, означавшим также расплавленный металл и литейное дело в целом. Поэтому средневековое исходное значение слова «химия» можно истолковать либо как «египетская наука», либо как «наука о растительных соках», либо как «наука о плавке металлов»
^то представление получило развитие в работах западноевропейских алхимиков.

в своих трудах ученый ар-Рази' (865—925 гг.) —знаменитый врач и алхимик иранского 'происхождения, работавший в Багдаде несколько позже Джабира. Ар-Рази написал 21 книгу по алхимии, причем главная из них, содержавшая описание разнообразных химических процессов и необходимого для этих целей лабораторного оборудования, именовалась «Книга тайны тайн» («Китаб Сирр аль-Астар»). Ар-Рази упоминает различные типы горнов (в том числе «ат-таннур»—плавильный горн особой конструкции), жаровни, фитильные и пламенные (нефтяные) горелки, литейные формы, мензурки, колбы, склянки, тазы, тигли, банки. Перечисляются такие инструменты, как литейные ковши, напильники, шпатели, молотки, щипцы и т. д. Ар-Рази изобрел гидростатические весы для измерения плотности веществ.
В 975 г. персидский ученый Абу Мансур аль-Харави Муваффат опубликовал «Трактат об основах фармакологии», в котором изложил лечебные свойства различных природных и химических веществ. Он указал на использование мазей, дистиллятов и простых химических соединений «ргутного эфиона» (черный Hg S), киновари и сулемы для лечения кожных болезней, природной соды, извлеченной из золы растений, и квасцов для остановки кровотечений, окиси и сульфата цинка при лечении глаз, природной буры и нашатыря для лечения различных болезней, ряда растительных кислот, таких, как таннин.
В XIII — XIV вв. в Западной Европе стали распространяться трактаты псевдо-Джабира2. Эти сочинения содержали много сведений из области практической алхимии. Так, в них было дано описание использования целого ряда химических соединений, например азотной кислоты и царской водки; получения и отделения одних металлов от других; получения, обработки и дистилляции растительных масел; сублимации и дистилляции ртути; применения щелочей и мыла; прокаливания в специальных печах и т. п. В трактатах были приведены рецепты получения некоторых соединений: поташа — при сжигании серы, соды — при сжигании морских водорослей, едкого натра — при смешении соды с известью. В них также сообщалось, что едкий натр является растворителем серы, что металлы образуются при смешивании ртути и серы, причем сера считалась носительницей горючести, а ртути, как основе металлов, приписывались определенные качества, которые она придавала металлам, в том числе плавкость, блеск, вес и т. п.
В VIII и особенно в IX — Х вв. арабские ученые сделали важные открытия в области геометрии, тригонометрии, астрономии и географии. Свои исследования арабские астрономы осуществляли на основе обширных опытов, проводимых на территории халифата. Так, в конце VIII в., во времена халифа аль-Мамуна, была предпринята
'Имя ар-Рази (латинизированное имя — Разес) означает «из города Рея» (Иран). Полное имя ученого—Абу Бакр-Мухаммед Ибн Закария-ар-Рази. 2 Псевдо-Джабир — в действительности анонимный автор.

попытка замерить окружность Земли. С этой целью ученые измерили градус широты вблизи Красного моря. В измерениях участвовал и альХорезми. Было установлено, что длина градуса составляла 56 арабских милей, или 113,0 км, отсюда длина окружности Земли равнялась 40,700 км. Ученые предпринимают попытки написания географических сочинений, ведутся работы по экономической географии, топографии и климатологии. Так, в Х в. Абу-ль-ан-Найризи (латинизированное имя—Анариций) написал трактат об атмосферных явлениях. В XII в. на Пиренейском полуострове распространились сведения, собранные Ибн Алаввамом в его трактате на арабском языке. Этот ученый занимался изучением почв, удобрений, способов орошения, селекцией деревьев, а также выращиванием зерновых культур и садоводством.
В IX — XII вв. в науке арабских стран на первый план вышли вычислительная математика, связанная с коммерцией арифметика, алгебра, приближенные вычисления, учение о числе, тригонометрия. Значительное развитие получили астрономия \и оптика.
В IX — Х вв. арабские ученые аль-Баттани и Абу-ль-Вафа провели самые точные для того времени астрономические измерения, позволившие им составить астрономические таблицы. Аль-Баттани (ок. 850 или 858—929 гг.) в 910 г. в «Книге по астрономии» уточнил многие данные Птолемея, а также произвел вычисления с тригонометрическими функциями и их взаимными соотношениями. Аль-Баттани ввел термин sinus и составил таблицы котангенсов.
Крупнейшим математиком и астрономом IX в. был Сабит Ибн Корра. Именно в его переводах дошли до нас сочинения Архимеда, которые не сохранились в греческом оригинале. Собственные математические трактаты Ибн Корры содержат оригинальные открытия автора. Так, наряду с операциями над отношениями он применяет к непрерывным величинам арифметические действия умножения и сложения. Это сыграло существенную роль в подготовке расширения понятия числа до положительного действительного, которое осуществил впоследствии Омар Хайям.
Известен трактат «Книга о механике», принадлежавший знаменитым астрономам и математикам Багдадской школы — трем братьям Бану Муса (IX — Х вв.)'. Среди механических устройств, описанных в «Книге о механике», имеются сведения о приспособлении для поддержания постоянного уровня воды в сосуде. Трактат братьев Бану Муса породил целый ряд комментариев и трактатов, написанных на его основе.
Механическим устройствам для поднятия воды посвящен трактат Абу-ль-Из-за Исмаила аль-Джазари (XII—XIII вв.) «Книга о познании инженерной механики». Такого же рода устройства рассматриваются в трактате Мухаммеда Ибн Али аль-Хурасани
'Некоторые источники приписывают его одному из братьев—Ахмаду, наиболее сведущему в механике

«О водяных колесах» — о подъеме воды и служащих для этого механических устройствах.
Многочисленные описания всевозможных механических устройств, применявшихся в разных странах ислама, содержатся в трактатах аль-Кинди Якута и Ибн Халдуна.
Для своих измерений арабские астрономы с Х в. начинают использовать секстант, радиус которого составлял около 17 м. Во второй половине XIII в. в городе Марага (Иран) по совету арабского математика и астронома Насирэддина ат-Туси (1201—1274 гг.) была построена одна из крупнейших в средневековье астрономическая обсерватория. В ней работали более 100 ученых из разных стран, в том числе и китайские астрономы. Сам же Насирэддин ат-Туси в 1260 г. написал «Трактат о полном четырехугольнике». Этот труд считался вершиной арабской тригонометрии. В нем описаны теоремы синусов для решения треугольника, а также изложены основы сферической геометрии. В 1265 г. Насирэддин ат-Туси предложил способ вычисления корней любой степени, напоминавший методы древнекитайских математиков.
В VIII — XV вв. в арабских странах появились так называемые зиджи — справочники для астрономов и географов с описанием календарей, указанием хронологических и исторических дат, тригонометрическими и астрономическими таблицами. Важную роль в развитии науки этого периода сыграли сохранившиеся примерно 100 экземпляров зидж, древнейшие из которых были созданы на территории современного Ирака.
Видный арабский философ аль-Кинди (ок. 800—ок. 870 гг.), в учении которого причудливо сочетались идеи Платона, Аристотеля и некоторых восточных авторов, посвятил специальный труд оптике. Оптикой с большим успехом занимался также ученый Ибн альХайсам, уроженец Басры (Ирак) (965—1038 или 1039 гг.), известный в Европе под латинизированным именем Альгазен. В своем труде «Оптика» (30-е гг. XI в.) он рассматривал различные типы зеркал, законы преломления света, увеличительное действие плоско-выпуклой линзы, впервые упоминал камеру-обскуру' и т. д. Он также первым подробно изучил анатомию и функции человеческого глаза. Альгазен экспериментально доказал несостоятельность флюидной теории видения Пифагора и Платона, трактовавшей процесс видения как результат исхождения из глаз лучей — флюидов. Альгазен высказал идею о действии на предметы солнечного света и о возможном отражении его лучей от поверхностей окрашенных предметов. Лучи, исходящие таким образом от отдельных точек видимого предмета, попадая непосредственно на глаз человека, вызывают у него зрительные ощущения. Он высказал предположение, что свет требует времени для своего распространения.
'Кдмера-обскура — простейшее оптическое приспособление (темная камера с одним малым отверстием), позволяющее получить на экране изображение предметов Мнение некоторых авторов, что идея камеры-обскуры была знакома еще Аристотелю, является спорным

В период развития раннефеодальных общественных отношений в Средней Азии представителями таджикской' и других народностей было достигнуто много важных результатов в области точных и естественных наук. Важнейшими центрами культурной деятельности были Бухара, Самарканд, Мера, Ургенч, Кят (Хорезм) В этих городах в Х — XI вв. строились обсерватории,создавались библиотеки и т. д.

Из среднеазиатских ученых следует назвать прежде всего математика IX в. Мухаммеда бен Муса аль-Хорезми (787 — ок. 850 гг.}2. Именно благодаря его сочинениям в арабском мире распространилась индийская позиционная система и цифровая символика с нулем, воспринягая впоследствии европейской математикой. В переработанной им «Арифметике» Диофанта — «Книге о восстановлении и противопоставлении» («Китаб аль-джебр аль-Мукабала») были приведены два основных правила решения уравнений, а также употреблен термин «ал-джебр» — «алгебра» для обозначения всей науки о решении уравнений3.
Абу Али Ибн Сина (Авиценна)
Современником аль-Хорезми был другой среднеазиатский ученый — астроном Ахмед аль-Фергани (латинизированное имя — Альфраганус), написавший «Книгу,о небесных движениях...». Его труд имел широкое хождение в Западной Европе и был переведен на латинский и другие европейские языки.
Именно в Средней Азии этого периода выдвинулись мыслители и ученые, развивавшие, в противовес официальной схоластике, материалистические элементы творчества Аристотеля и античных авторов. Так, замечательный философ, последователь Аристотеля, ' К IX в в Средней Азии стала складываться таджикская народность В связи с общим процессом распада Арабского халифата в Средней Азии утвердилась местная таджикская династия Саманидов
""Полное имя Хорезми — Абу Абдулла Мухаммед бен Муса аль-Маджус альХорезми
^Появившееся в XVI в латинизированное имя ученого аль-Хорезми связано с вошедшим в математику термином «алгоритм», означавшим в то время решение задач с помощью уравнений на основе установленных правил — алгоритмов

Абу Наср аль-Фараби (870 — 950 гг.) разработал учение о вечности материи и несотворенности мира, явно противоречившее догматам Корана. Аль-Фараби, опираясь на знание сочинений античных философов, создал арабскую энциклопедию наук того времени. Составленный аль-Фараби комментарий к античным сочинениям принес ему почетное звание «второй учитель» («первым учителем» считался Аристотель).
Стихийно-материалистические и рационалистические идеи содержались и в трудах знаменитого таджикского мыслителя, ученого, врача и писателя Абу Али Ибн Сины (латинизированное имя — Авиценна) (ок. 980—1037 гг.). Впрочем, эти идеи были выражены у него не столь ясно, как у аль-Фараби, и сочетались с идеалистическими высказываниями. После завоевания Саманидского государства Караханидами, поддерживавшими наиболее реакционные слои мусульманского духовенства и богословов, Ибн Сина вынужден был уехать из Бухары в Ургенч, а затем в Иран. В философии Ибн Сина продолжил традиции Аристотеля, прокомментировав на арабском языке его сочинения в 20 томах. Авиценна осмыслил и переработал знания античных медиков (Галена), объединив их с медицинскими предписаниями своего времени в «Каноне врачебной науки» («Китаб аль-Канун фи-т-Тиб»')—замечательном трактате энциклопедического характера. Предвосхищая позднейшие открытия, он выдвинул гипотезу о невидимых глазом возбудителях лихорадки, т. е. инфекционных заболеваний, которые передаются при помощи воды и воздуха. Помимо медицины в «Каноне» были затронуты вопросы астрономии и минералогии. Широкое распространение в то время имела предложенная Ибн Синой классификация минералов. Все минералы он делил на камни, плавкие тела, т. е. металлы, серные, т. е. горючие, вещества и соли.
Свои суждения о природе Ибн Сина строил на наблюдении фактов и экспериментах, выступая одним из первых поборников опытного знания в средневековом мире. Ибн Сина изучал движение тел, свойства инерции, состав и свойсгва минералов, причины образования гор, состав и происхождение живых существ и т. д.
Столь же замечателен был вклад в развитие естественных наук великого хорезмийского ученого-энциклопедиста Абу-р-Рейхан альБируни (973—ок. 1050 гг.), современника Ибн Сины. Он создал капитальные работы по математике, астрономии, физике, ботанике, географии, общей геологии, минералогии и другим наукам Ученый широко применял математический анализ. В области математики он решил задачи деления угла на три части, удвоения куба и т. д.
Вопреки. Корану аль-Бируни допускал возможность движения Земли вокруг Солнца. Сам он выполнял астрономические наблюдения в связи с определением координат различных пунктов Хорезма. Аль-Бируни доказал, что изменение лунных фаз зависит от
'На латинском языке этот труд впервые был издан в Венеции в 1472 г Имя Авиценны встречается и в старинных русских медицинских рукописях

 

различного освещения Луны Солнцем. С удивительной точностью (погрешность в 45") он вычислил угол наклона эклиптики к экватору и исследовал исторический ход его изменения. Столь же правильно определил он и радиус Земли.
В области минералогии и геологии аль-Бируни впервые установил плотность и удельный вес многих минералов и металлов. Особое значение для развития минералогии имел его обширный труд «Собрание сведений о познании драгоценных минералов», в котором он подробно описал более 50 минералов, руд, металлов, сплавов и т. д. Он первый обратил внимание на окаменелости животного и растительного происхождения для выяснения истории земной поверхности. Так, он высказал мнение, что КараКумы были некогда дном моря.
Абу Райхан Бируни
Аль-Бируни производил различные опыты при помощи сконструированных им самим приборов. Он вообще призывал «прибегать к опыту и доверять ему только на основе его проверки».
Всемирно известный своими философскими четверостишиями (рубай) Омар Хайям (ок. 1048 — ок. 1123 гг.) выдвинул три гипотезы об остром, тупом и прямом углах /четырехугольника, называемого сегодня четырехугольником Саккери. Дал изложение решения уравнении до третьей степени включительно. Омар Хайям расширил понятие числа и на положительные иррациональные числа, окончательно преодолев тем самым ограничения, обусловленные концепцией числа пифагорейской школы.
Астрономическими исследованиями занимался среднеазиатский ученый, государственный деятель и просветитель Улугбек (1/394— 1449 гг.). В 1428 — 1429 гг. он построил одну из наиболее значительных обсерваторий средневековья и оборудовал ее первоклассными для того времени приборами — уникальным 40-метровым мраморным секстантом, установленным в плоскости меридиана. В своем главном сочинении «Новые астрономические таблицы» («Зидж-и джедит-и Гурагони») Улугбек дал сведения о положении 1018 звезд, таблицы
'После убийства Улугбека в 1449 г. его обсерватория была разрушена.

движения планет, которые отличались высокой точностью, а также изложил теоретические основы астрономии того времени.
Сотрудник обсерватории Улугбека Джемшир Ибн аль-Каши в своих вычислениях стал использовать десятичные дроби, считая их своим открытием'. Аль-Каши определил длину окружности с помощью последовательного извлечения корня как среднее арифметическое периметров описанного и вписанного правильного многоугольника с числом сторон 3-228. Он получил приближенное значение числа с точностью до 17-го десятичного знака2.
Важным районом научно-технического развития была Южная Испания, составлявшая Кордовский эмират внутри Арабского халифата, а с I четверти Х в. сделавшаяся особым Кордовским халифатом. В результате взаимодействия культуры пришельцев, и многонационального местного населения в IX — XV вв. там наблюдался подъем культуры. В высших школах Кордовы, Барселоны, Гранады, Саламанки, Севильи, Толедо и других городов помимо мусульманских официальных богословско-схоластических премудростей преподавались философия, математика, астрономия, медицина и другие науки. В библиотеке кордовского халифа Хакама II (II половина Х в.) имелось до 400 тыс. рукописей. Здесь же были открыты и общеобразовательные школы. Поскольку в научных центрах халифата велась большая работа по переводу античных рукописей с греческого на арабский3 и с арабского на латинский, то в Кордовский халифат приезжали не только ученые со всех концов мусульманского мира (в том числе из Средней Азии, Ирака и т.д.), но и из Европы. Уже упомянутый выше изобретатель часов Герберт учился в школах Барселоны и Кордовы. Он великолепно знал арабский язык.
Уроженцем Кордовы был один из величайших мыслителей средневековья Абу аль-Валид Мухаммед Ибн Рушд, известный в Европе под именем Аверроэса (1126—1198 гг.). Деятельность его началась в Марокко, где также возник ряд научных центров. За вольнодумство он был изгнан, а его сочинения по требованию духовенства сожжены. Однако в дальнейшем ученый добился реабилитации. Работал он также в Севилье и Кордове. В произведениях Ибн Рушда выдвигается мысль о том, что бытие бога «совечно» материальному миру. Источник движения материи лежит в самой материи. На примере движения небесных тел Ибн Рушд доказывает, что оно «не новый факт, а вечное движение», а для того, «чтобы становиться каждый раз новым, оно не нуждается в особой причине». Превосходный знаток античной философии, Ибн Рушд переводил и комментировал Аристотеля, подкрепляя и развивая материалистические и рационалистические элементы учения античного философа. В этом кордовский мыслитель продолжал традиции аль-Фараби
'Десятичные дроби были известны в III в. в Китае. В Европе с ними познакомились лишь в XVI в.
Европейские математики подобное приближение получили лишь в XVI в. Арабский язык сделался в то время одним из признанных мировых языков.

и Ибн Сины. Ибн Рушд, стремясь оградить естественные науки и философию от опеки духовенства и богословов, выдвинул идею двойственности истины, решительно отделяя знание от веры. Идеи Аверроэса оказали большое влияние на передовую научную мысль Западной Европы и вызвали там злобные нападки духовенства — на этот раз католического. Аверроизм был официально осужден и Парижским университетом, и папским престолом.

Среди естественных наук большое практическое значение имела география. Арабские путешественники и географы внесли заметный вклад в знания человечества о Земле. Так, Азия в большей части стала известна западноевропейцам благодаря арабским путешественникам. Они расширили представления об Иране, Индии, Цейлоне и Средней Азии. С их поИбн Рушд (Аверроэс) ^^ Западная Европа впервые познакомилась с Китаем, Индонезией и другими странами Индокитая.
Самым древним из известных арабских трактатов по географии является «Книга путей и государств», составленная в середине IX в. Ибн Хордадбехом. В этом труде была собрана и обработана масса донесений чиновников и купцов об азиатских странах до Китая. Имеются сведения о маршруте русских купцов по Дону и Волге через Каспийское море и на юг. Ценные сведения о народах Восточной Европы содержала энциклопедия арабского географа Ибн Руста «Дорогие ценности», появившаяся в начале Х в. В 20-х гг. Х в. Ахмед Ибн Фадлан, совершив путешествия в Поволжье, Заволжье и Среднюю Азию, оставил ценнейшую «Записку», которая и в настоящее время является богатым источником сведений по истории народов этих районов.
Крупнейшим арабским путешественником Х в. был Масуди (конец IX в.—956—957 гг.). Его общие географические представления сложились под влиянием Птолемея. Вместе с тем путешествия арабских мореплавателей, описания их странствий заставили Масуди усомниться во многих утверждениях учителя. До нас дошло свыше 20 его трактатов, в которых он описал Переднюю и Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу, Северную и Восточную Африку, Индию, Китай и Яву.
Подробные описания стран Ближнего Востока и Средней Азии

оставил арабский путешественник Х в. Истахри. Свои длительные странствования по мусульманским странам от Испании и СевероЗападной Африки до Индии описал Ибн Хаукаль. В «Книге путей и царств» (II половина Х в.) он дал описание крупных портов Персидского залива и Аравийского моря.
Крупнейшим географом XI в. был великий хорезмийский ученыйэнциклопедист аль-Бируни. Во время своих путешествий он изучил Иракское нагорье, Центральную Азию, собрал обширный материал об Индии.
К середине XII в. арабский ученый Абу Абдаллах аль-Идриси собрал обширный материал для своего труда «Развлечения истомленного в странствии по областям», включавшего новые сведения по Африке и Центральной Азии. На основе данных древних и средневековых авторов Идриси составил две карты мира: круговую большую и четырехугольную, на 70 листах. Однако составленные им карты страдали большими искажеяиями и неточностями, отсутствовала и градусная сетка.
В 1224 г. географические познания арабов были обобщены в многотомном географическом «Словаре стран» аль-Кинди Якута. Многочисленные путешествия автора по странам Восточного Средиземноморья, Персидского залива и Средней Азии позволили ему составить их правдивое описание. Ценнейшим источником средневековой истории является книга «Путешествия Ибн Баттуты». Автор этого труда за 25 лет своих путешествий прошел по суше и морю около 130 тыс. км. Он посетил все мусульманские владения в Европе, Азии и Византии, Северную и Восточную Африку, Переднюю и Среднюю Азию, Индию, Цейлон и Китай, обошел берега Индийского океана от Мозамбикского до Малаккского пролива и плавал в Южно-Китайском море. Ибн Баттута (1304—1377 гг.) пересек Черное море и от Южного берега Крыма проехал к низовьям Волги и устью Камы.
Наука и техника Византии. Освоение древнего наследия в области естествознания и его дальнейшее развитие в странах раннефеодальной Европы было поставлено в очень трудные условия. Византия, явившаяся главной наследницей античной культуры после падения Западной Римской империи, первая испытала результаты нетерпимости христианской церкви, как только последняя стала государственной. С IV в. началось наступление на «языческую» науку и философию на эллинистическом Востоке. Уничтожен был научный центр в Александрии. Величайшее культурное сокровище античности — Александрийская библиотека была сожжена религиозными
фанатиками'.
В 415 г. толпа фанатиков растерзала в Александрии Ипатию—
'В западноевропейской исторической литературе долго приписывали этот варварский акт халифу Омару (VII в.), якобы заявившему: «Если в собранных там писаниях содержится лишь то, что в Коране,— они излишни; если там содержится иное, чем в Коране,— они вредны». Новейшие исследования показали, что сожжение Александрийской библиотеки относится к IV в. и совершено оно христианскими монахами-фанатиками.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных