Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 10. Наука в период античного рабовладельческого общества 11 страница




и указал, что Северный Китай прилегает на востоке к океану. Рубрук собрал интересные сведения о китайцах («катайцах»), маньчжурах, корейцах и других народах Северной Азии.

Помимо дипломатов и шпионов в рясах, большую роль в изучении новых стран сыграли купцы. Им, как и монахам, поручались различные дипломатические и шпионские задания, но главную свою задачу они видели в установлении торговых связей с азиатскими странами. Для ведения торговых операций необходимо было знать налоги и пошлины, иметь представление о путях, средствах сообщения и торговых пунктах. На все эти вопросы отвечал составленный в XIV в. флорентийцем Фран-
ческо Бальдуччи Пеголотти справочник-путеводитель «Практика торговли», или «Книга описания страны». Этот и подобные справочники послужили основой для развития коммерческой географии XIX в., или, как ее называют до сих пор, экономической географии.
Средневековые арабоязычные географы начали составлять такие путеводители задолго до XIII в. К первым западноевропейским сочинениям такого рода относится книга венецианского путешественника Марко Поло (ок. 1254—1324 гг.), который в 1271— 1275 гг. совершил путешествие на Дальний Восток, достиг Пекина и острова Суматра. Итогом его путешествия явилась «Книга о разнообразии мира»', в которой он представил много новых сведений о различных странах Центральной, Восточной и Южной Азии, описание местностей, городов, нравов и быта их жителей, двора великого хана монголов и китайского императора. В книгу вошли также рассказы его отца Никколо и дяди Маффео, трижды пересекавших Азиатский континент. Марко Поло описал природу и минеральные богатства увиденных им стран, сообщил о многих лекарственных и ароматических веществах, красителях, об использова-
'Марко Поло написал свою книгу в генуэзской тюрьме в 1298 г., куда попал по невыясненным причинам.

нии в лечебных целях препаратов, полученных при обработке бамбука, хлопка и шелка. Благодаря Марко Поло европейцы узнали, что уголь и нефть можно использовать в качестве топлива.

Книга Марко Поло служила одним из руководств для картографов.
Некоторым дополнением к описанию Южной и Восточной Азии являются письма итальянского монаха Джованни Монтекорвино. Около 1289 г. этот миссионер был послан папой в Тебриз. Монтекорвино сделал хорошее описание Южной Индии. В 1293 г. он морем перебрался в Китай, где прожил около 35 лет.
Двенадцать лет путешествовал по Азии францисканец Одорико из Порденоне. Возвратившись на родину в 1330 г., Одорико составил описание своего путешествия, с изрядной долей вымысла, в котором повествует о пребывании в Южной Индии, на Цейлоне, о плавании к Суматре и Яве, посещении Вьетнама, Южного Китая, Тибета с его столицей Лхасой.
В 1339—1353 гг. монах Джованни Мариньола совершил путешествие в Азию. В 1342 г. он прибыл в Пекин, где прожил четыре года. Оттуда он добрался до Индии и Ормуза, затем сухим путем — в Палестину и в 1353 г. прибыл домой в Авиньон.
В начале XV в. кастильский король Энрике III отправил посольство к Тимуру в его столицу Самарканд. Во главе посольства стоял Руй Гонсалес Клавихо, который вел во время своего трехлетнего путешествия (1403—1406 гг.) подробный дневник. Этот дневник, вышедший под названием «История великого Тамерлана», давал новые географические сведения о Средней Азии и соседних областях Северного Ирана.
С 1424 г. путешествовал по Азии венецианский купец Николо Конти. Из Дамаска Конти переехал в Ормуз, оттуда морем добрался до Северо-Западной Индии, побывал на Цейлоне. В 1444 г. Конти вернулся в Италию, где при покровительстве папы Евгения IV издал свои рассказы «Четыре книги об изменчивости судьбы».
В конце XIII в., как полагают некоторые ученые, предпринимаются попытки достичь «Индийской страны», следуя на запад через Атлантический океан.

Около 1291 г. итальянцы Тедизио Дориа и Уголино Вивальди, пройдя Гибралтарский пролив, обогнули мыс Джуби (Западная Сахара) и двинулись на запад. Однако, как свидетельствуют хроники того времени, «какая судьба постигла этих мужей и каким был исход их великих намерений, об этом слух никогда до нас не доходил».
С начала XV в. в связи с успешно завершенной реконкистой крупные экспансионистские экспедиции к берегам Юго-Западной Африки предпринимает Португалия. Организатором этих морских экспедиций был принц Генрих (1394—1460 гг.), получивший в XIX в. прозвище «Мореплаватель». В 1415 г., захватив Сеуту (СевероЗападная Африка, нынешнее Марокко), он узнал, что к югу от Атласских гор простирается огромная пустыня Сахара. За полосой пустынь в Западной Африке текут реки Сенегал и Нигер. Основав на мысе Сан-Винсенти обсерваторию и мореходную школу, Генрих вскоре добился^того, что португальские мореплаватели продвинулись до мыса Бохадор. В 1419 г. два португальских дворянина, отправленные на Бохадор, случайно открыли остров, сплошь покрытый лесом (по-португальски madeira — лес). Так был открыт остров Мадейра.
В 30—40 гг. XV в. Гонсалу Велью Кабрал, посланный Генрихом на поиски новых земель, открыл остров Санта-Мария из группы Азорских островов, чуть позже были найдены острова Корву и Флориш. С этого времени начинается португальская колонизация
этого архипелага.
В 1434 г. торговец рабами Жил Эаниш достиг Канарских островов. В 1436 г. его спутник, придворный Генриха Мореплавателя, Альфонс Гонсалвиш Балдая прошел до 23° северной широты и открыл бухту Рио-де-Оро. В 1441 г. Антан Гонсалвиш и Нунью Триштан достигли мыса Бланке. В 1443 г. экспедиция под началом Нунью Триштана, обогнув мыс Бланко, высадилась на островах Арген, где захватила несколько десятков чернокожих жителей. В Лиссабоне они были очень выгодно проданы. С этого времени начинается настоящая охота за «живым товаром». Одна за другой предпринимаются новые экспедиции. В 1445 г. Диниш Диаш достигает Зеленого Мыса, а в 1446 г. Алвару Фернандиш — устья реки Гамбия. В 1447 г. уже известный нам Нунью Триштан, охотясь за рабами, продвинулся на юг за 12-ю параллель. Попытка захватить рабов закончилась для Триштана трагически — он и его команда 'были убиты туземцами.
Развитие образования в Западной Европе. В период раннего средневековья школы преимущественно существовали при церквях и монастырях. Церковь определяла их программу и подбирала состав учащихся. Находившиеся в руках духовенства, эти школы был предназначены почти исключительно для будущего церковного причта и давали самые элементарные навыки чтения, письма и счета.
Однако, создавая школы, церковь вводила в них преподавание некоторых' элементов светского образования, унаследованных феодальным обществом от древнего мира. Приспособив эти элементы
'Реконкиста — отвоевание страны у мавров.

к своим потребностям, церковь явилась их невольной хранительницей. Дисциплины, преподававшиеся в церковных школах, назывались «семью свободными искусствами». Грамматика, риторика и диалектика составляли трйвиум («три пути знания»)', арифметика, геометрия, астрономия и музыка — квадрйвиум2 («четыре пути знания»)
Изучение грамматики представляло собой чтение древних греческих и римских авторов. На рисунках того времени грамматика изображалась в виде грозной царицы с суровым лицом, держащей в одной руке нож для подчистки ошибок, а в другой — бич. Риторика прививала навык составления различных документов, писем, речей и т. д. Диалектика, так тогда называли формальную логику, приучала делать всевозможные выводы из какого-либо явления, факта, защищать свое мнение и опровергать чужое. При этом большое внимание уделялось развитию формальной логики, стройности доказательств, а не содержанию.
Знания арифметики сводились по существу к умению считать, вычислять дни церковных праздников. Геометрия давала некоторые знания о странах, это скорее была география с элементами других естественных наук, причем в самом фантастическом виде. Астрономия была не чем иным, как астрологией. Музыка была необходима для того, чтобы исполнять и. самим сочинять церковные псалмы.
Попытка свести воедино элементы образованности, унаследованные от античности, была осуществлена в VI в. Кассиодором (ок. 487 — ок. 578 гг.) и Боэцием (ок. 475—524 или 525 гг.). «Учебник божественных и человеческих наук», написанный Кассиодором, был фактически энциклопедией «семи свободных искусств». Боэций, благодаря своим грудам по философии, музыке, переводам сочинений античных авторов, оказал значительное влияние на духовную культуру раннего средневековья. По его сочинениям и переводам античных авторов велось преподавание сначала в церковных школах, а затем и в университетах.
Значительный интерес к античной литературе и светским знаниям, оживление в организации церковных школ, а также общий подъем культуры в Западной Европе относятся ко второй половине VIII — началу IX в. Этот период называют «каролингским возрождением». Позиции церкви в эти годы еще более укрепляются, роль ее возрастает. Повышение церковного авторитета обеспечивалось путем создания слоя грамотных клириков.
По замыслу советника Карла Великого по вопросам просвещения Алкуина (ок. 735—804 гг.) в обязанности монахов вменялась организация монастырских школ. По его совету Карл Великий привлек к их созданию философов и богословов из Италии, где духовенство имело более высокий уровень образования. Так, Карл
'Отсюда слово «тривиальный», т. е обыденный ''Квадрйвиум стал проникать в школу только с XIII в

вывез оттуда Петра Пизанского, Павла Диакона, Лейдарда и Теодульфа Помимо церковных школ Карл Великий уделял внимание и светскому образованию. Так, при его дворе были основаны научное общество и светская школа, в которой работали многие ученыеиностранцы. Руководил школой («Академией») уже известный нам придворный ученый Алкуин.
Но учение в школе не было обязательным. Крестьянские дети усваивали необходимые им навыки и в нормальном течении жизни. Ремесленники обычно отдавали своих детей в обучение ремеслу. Школ было немного. Традиции античной школы сохранялись лишь
кое-где
Средневековая школа не знала возрастного ценза, дети обучались грамоте вместе со взрослыми юношами по одной и той же программе. Обстановка в школе не учитывала специфических детских интересов, в монастырских школах была строгая дисциплина.
Появление западноевропейских университетов. Высшая школа возникает в Западной Европе в XI в. в виде университетов1, раньше всего в центрах развитого ремесла, строительства и торговли Италии, Франции и Англии.
В первой половине XI в. в городе Салерно на базе первой светской медицинской школы, существовавшей там с Х в., был основан университет — старейший в Европе. В 1119г. был создан университет в Болонье, ставший впоследствии образцом при организации университетов в других европейских странах. Популярность этого университета настолько возросла, что уже к 1150 г. в нем обучалось 10 тыс. студентов из разных стран. В 1160 г, был основан Парижский университет2, в 1167 г.— Оксфордский университет. Затем университеты возникли в Кембридже (1209г.),вПадуе (1222 г.). В 1224 г. был создан государственный университет Сицилийского королевства 6 Неаполе, в 1225 г.— в Саламанке. В 1348 г. Карл IV основал в Праге Карлов университет. В 1364 г. был организован университет в Кракове (Ягеллонский). В Вене университет возник в 1365 г.
Язык преподавания и науки всюду единый — латинский.
Обычно в университетах было три факультета — богословский (теологический), юридический (факультет права) и медицинский— старшие факультеты. К ним добавлялся четвертый, младший факультет, «артистический» (от ars—искусство), представлявший по сути дела среднюю школу', где изучали «семь свободных искусств».
'Слово «университет» происходит от первоначального названия школы Umversitas magistrorum et sehol anum, т е совокупность руководителей и учеников Преподаватели и студенты университетов образовывали особую корпорацию
^Парижский университет некоторые отождес! вляют с Сорбонной Это не совсем так Следует сказать, что само название «Сорбонна» связано с организацией в 1257 г. капелланом Людовика IX Робертом Сорбонной первого общежития, или коллегии, для студентов и школяров теологического (богословского) факультета
^В средние века отделения высшего образования от среднего не было Школяр (scolanus) обычно поступал в университет с 15—16 лет, после изучения латинского языка в начальной школе

К концу XII в. сложились два основных типа средневековых университетов: Болонский, прославившийся преподаванием права, и Парижский, отличавшийся в сфере богословия.
Университет в Болонье возник по инициативе ученых и торговых слоев городского населения. Он представлял собой студенческую организацию, возникшую для защиты интересов приезжавших в город студентов-правоведов. С середины XIII в. здесь появились гильдии студентов, которые, несмотря на протесты преподавателей и городских властей, постепенно присвоили себе руководство всей университетской жизнью. Преподаватели не только не могли голосовать на университетских собраниях, но самый учебный процесс протекал под строжайшим надзором студенческих властей, и за нарушение его профессора подвергались штрафам. Все это сказалось и на содержании преподавания. Университет превратился в очаг распространения свободомыслия "и еретических идей, менее зависи-, мый от церковных властей. Такое положение содействовало разви,-,, тию естествознания и медицины.
Парижский университет, напротив, сложился как организация
преподавателей и с самого начала находился под эгидой католической церкви. Объединения преподавателей — «нации» полностью контролировали положение дел в университете. Студенты не могли голосовать и участвовать в дискуссиях на университетских собраниях. К парижскому типу относились Оксфордский и Кембриджский
университеты.
Позднее, в I половине XII в., появляется другой тип университетов — государственные, которые основывались и содержались королевской властью. Это университеты в Неаполе, Испании, Португалии, Польше, Чехии.
Университет в средние века назывался «школой для всех», т. е. для
всех желавших учиться. Прием в университеты практически не ограничивался. Желавший поступить в него попросту приписывался к тому или иному преподавателю — магистру и имел право посещать занятия'. Главным видом преподавания были лекции и диспуты, устраиваемые в аудиториях, с привлечением студентов. Магистр был не только преподавателем, но и наставником жизни. Как тогда говорили, «из кладезей его вместе с водами мудрости они черпали также и изящество нравов».
Обучение в университетах с самого начала носило богословско-
схоластический характер. Схоласты не открывали и не стремились
'В средневековых университетах существовал обычай уплачивать гонорар лектору из средств, собранных студентами. Они должны были также вносить плату за аренду помещения. Те, кто не вносил этот налог своевременно, оставляли у казначея наиболее ценные вещи (обычно книги). В некоторых университетах беднейшие студенты освобождались от такого налога. Но особенно больших расходов требовало движение по лестнице ученых степеней. Материальное положение студентов было различным. Одни студенты не ограничивали себя ни в чем, а другие были вынуждены либо идти на службу к богатым товарищам, либо переписывать книги, либо просить милостыню.

открыть новых истин. Они не исследовали природы, не ставили экспериментов. Исходя из текста Библии, творений «отцов церкви», иных богословских авторитетов и античных писателей (прежде всего Аристотеля), схоласты занимались их толкованием. Кое-что брали они у свой.х мусульманских коллег, а кое-что из иных источников. При этом схоластами проявлялось удивительное легковерие к любым самым фантастическим сообщениям — лишь бы последние не противоречили официальным учениям. Скажем, в основу астрономической картины мира были положены библейские тексты. Бог создал Землю, а над нею твердь непроницаемый небесный купол с плотно закрывающимися окнами. Над куполом имеется бездна воды, которая может водопадами («хлябями» — по-старославянски) изливаться на Землю, если Бог откроет окна в куполе. В целях освещения Земли и для удобства календарных расчетов («для знамений и времен, и дней, и годов») Бог сотворил «светила на тверди небесной». Солнцe, Луну и звезды. По ходатайству достаточно угодного Богу челока движение светил могло быть приостановлено'.
Вначале христианские схоласты, так же как и их мусульманские коллеги, считали, что Земля плоская, как диск, и окружена океаном. Они охотно верили в существование людей с Песьими головами, равно как и рогатых, трехногих и четвероруких людей2. Но существование антиподов, а значит, и шарообразность Земли они отрицали. Правда, постепенно под влиянием трудов античных и арабских авторов официальная богословская наука пошла на некоторые уступки. Виднейший представитель этой науки Фома (Томмазо) Аквинский (1225 или 1226—1274 гг.) вынужден был допустить, что Земля шарообразна; но насчет того, что Земля — центр мироздания и все светила вращаются вокруг нее, никаких сомнений не допускалось попрежнему. Поскольку, согласно системе Клавдия Птолемея, небесные сферы, объемлющие одна другую, вращаются вокруг Земли, университетские богословы и схоласты не возражали против принятия этой астрономической системы более чем тысячелетней давности. Они лишь поручали ангелам вращать прозрачные птолемеевы сферы, а за восьмой сферой (неподвижных звезд) поместили девятую — Перводвигатель, вращающийся с наибольшей скоростью и направляющий движение всех остальных сфер. А выше этой сферы расположили Эмпирей (от греч. «эмпюрос» — пылающий). По античным представлениям, это была область небесного огня, у католиков она превратилась в обитель самого Господа Бога.
' В Библии рассказывается, например, что, когда легендарному предводителю израильтян Иисусу Навину не хватило дня, чтобы истребить до конца своих ' противников, он с божьего разрешения приказал Солнцу и Луне продолжать подсвечивать его военным операциям. «И остановилось Солнце, и Луна стояла, доколе народ мстил врагам своим».
20 них и многих иных фантастических людях и животных рассказывалось, например, в очень популярном и на Западе (после крестовых походов), и на Руси византийском сказании о владыке государства Каракидань (Туркестан), пресвитере, священнике Иоанне и о чудесах его царства (XII в.).

Итоги технического и научного развития с V в. до середины
XV в. В период раннего и развитого феодализма продолжает господствовать ремесленная ступень материального производства, техника которой достигает теперь наибольшей завершенности. Основной сферой материального производства на протяжении средних веков остается сельское хозяйство. Наряду с ним значительное развитие получили различные виды сельских подсобных промыслов и городского (в основном цехового) ремесла. Наблюдается специализация ремесленного производства и рост количества ремесленных профессий (например, в XIII — XV вв. в Париже было известно 448 названий различных профессий, во Франкфурте—191, в Базеле—120, в Гейдельберге — 113 и т. д.).
Все более широко применяются мускульные приводы и другие устройства, использующие силу животных (особенно лошадей), ветра и воды. Развивается чугунолитейное производство: в XV в. появляются доменные печи, дающие чугун для дальнейшего передела на железо.
Совершенствуется транспортная техника (улучшение конной упряжи, введение новых типов морских парусных судов и т. п.).
Средневековый ремесленный период — это время великих технических открытий, прежде всего пороха (и пороховых ракет), компаса, книгопечатания (и бумаги), механических часов.
Богословская схоластика безраздельно царила в западноевропейских школах и первых университетах. Однако и там находились сторонники «аверроизма» и подобных ему направлений натурфилософии, выдвигались (особенно с XIII в.) такие выдающиеся деятели, поборники опыта, верящие лишь в могущество человеческого разума и искусства, как Роджер Бэкон. Эта начинающаяся борьба нового со старым нашла отражение и в величайшем художественном произведении средневековья — «Божественной комедии» Данте Алигьёри (начало XIV в.). Он возвестил своим бессмертным творением о начале эпохи Возрождения, когда приобрели новое значение человеческая личность и богатство ее духовного мира.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных