Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Глава 10. Наука в период античного рабовладельческого общества 2 страница
Дорожные часы из Галлии Для более точного определения времени в древности применялись солнечные часы, представлявшие собой плиту, на которой были обозначены двенадцать делений — «часов». Через эти деления проходила тень от вертикальной стрелки — гномона, указывающая положение Земли относительно Солнца. Солнечные часы были различной конструкции. Берос в III в. до н. э. изобрел полукруглые часы, выдолбленные в квадратном блоке и срезанные по линии наклона оси. Аристарх Самосский создал часы в форме чаши или полушария. В IV в. до н. э. Евдокс Книдский придумал солнечные часы в форме паука, сидящего в центре сплетенной им сети. Феодосии и Андриан изготовили часы, которыми можно было пользоваться на любой географической широте. Строились часы в форме колчана, конуса и т. д. В V в. до н. э. появились водяные часы. Механика. Другие разделы физики. Термин «физика» (точнее «фюсика»), принятый Аристотелем как заглавие одного из его трактатов, был известен античным авторам. Но смысл его был иным, чем сейчас. Он означал учение о природных явлениях вообще, т. е. натурфилософию. Физика в нашем понимании еще не была развита, за исключением одного раздела — механики. Существовали также отдельные наблюдения (а иногда и замечательные догадки) в области оптики, акустики, учения о жидкостях и газах и т. д. Очень
К оглавлению 170
интересны первые данные о притяжении железа и легких предметов натертым материей янтарем, описанные Фалесом Милетским'. Любопытно, что,несмотря на принадлежность к ионийской школе,которой было присуще стихийноматериалистическое восприятие действительности, Фалес объяснял притягательную силу магнита и янтаря действием их «души». Древнегреческий драматург Аристофан (ок. 445 — ок. 385 гг. до н.э.), изучая некоторые оптические свойства линз, установил, что с их помощью можно разводить огонь. Наиболее ранние сочинения античных авторов, содержавшие механистические теории, до нас не дошли. Однако известно, что Архит Тарентский впервые разработал теории рычага, весов, безмена, колеса, клина и блока (полиспастов). Ему же некоторые античные авторы приписывают изобретение винта. Аристофан Среди естественнонаучных сочинений этого периода ведущая роль принадлежит Аристотелю, который пытался заложить фундамент физики, основываясь на наблюдениях и эксперименте. Аристотелю принадлежит ряд справедливых положений. Он дал представления о кинематической энергии, распространении света и осмотических явлениях, дал верное толкование распространения звука в воздухе, объяснил явление эха как отражение звука от препятствия, предпринял экспериментальное определение воздуха и т. д. Выдающуюся роль в развитии механики сыграл Архимед. Он подверг математической обработке начала статики, что способствовало ее выделению в особую теоретическую дисциплину. Дальнейшие исследования Архимеда по теории рычага, наклонной плоскости способствовали выработке им понятий «центр тяжести», «статический момент», «вес», «равновесие рычага» и т. д. Архимеду принадлежит открытие основных законов гидростатики. До наших дней носит имя этого ученого закон, согласно которому на всякое тело, погруженное в жидкость и находящееся в покое, действует снизу вверх сила, равная весу вытесненной телом жидкости. В творениях Архимеда античная наука достигла одной из своих вершин, потому что строгость своих теоретических построений он сочетал с их постоянной опытной 'Слово «магнит» происходит от названия Магнезии — горной области в Фессалии (Греция), богатой магнитным железняком От греческого названия янтаря «электрон» или «электрос» впоследствии произошли слове) «электрический», «электричество»
проверкой и с применением на практике. В этом Архимед далеко опередил античную эпоху. Приписываемое Архимеду изречение «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю» передает глубокую веру великого ученого в то, что человеческий гений способен разрешить самые грандиозные задачи. Начала статики нашли также отражение в трактате псевдоАристотеля «Механические проблемы». Этот трактат долгое время приписывался Аристотелю. Однако анализ текста сочинения указал на то, что он был написан в начале III в. до н. э. в эллинистическом Египте. Вопросы распространения и отражения света рассматривал Евклид в трактатах «Оптика» и «Катоптрика»'. Фрагменты «Катоптрики» Архимеда доказывают, что уже в его время были известны закон преломления света на границе раздела прозрачных сред и теория плоских и сферических зеркал. Оптику развивали александрийские ученые. В I в. н. э. Клеолед и Клавдий Птолемей занимались наблюдениями за преломлением лучей в воздухе и в воде. В последние века существования Римской империи, когда отрыв научной теории от производственной деятельности стал проявляться особенно остро, некоторые авторы попытались сблизить проблемы механики (шире — физики) с техническим творчеством. Впрочем, эта инициатива исходила скорее от изобретателей, чем от ученых. Так, например, римский архитектор Витрувий (I в. до н. э.) наряду с описанием технических процессов и механизмов в уже известной нам книге «Об архитектуре» (25 г. до н. э.) изложил ряд вопросов механики. «Строители, которые, пренебрегая наукой, стремятся к одной лишь технической сноровке, никогда не создадут образцовой работы,— доказывал Витрувий.— И наоборот, те архитекторы, которые целиком уходят в вычисления и науку, гонятся за тенью, а не за действительностью». Еще больше внимания уделял теоретическим вопросам Герон Александрийский в «Механике». «Механики школы Герона говорят,— писал Папп Александрийский,— что механика2 может быть разделена на теоретическую и прикладную части; теоретическая часть состоит из геометрии, арифметики, астрономии и физики; прикладная из металлургии, архитектуры, платонического ремесла, живописи и всего, что касается ручного труда». Однако мнение «школы Герона» отнюдь не было преобладающим даже во времена Паппа, т. е. накануне крушения Римской империи. Помимо «Механики» Герону принадлежат три трактата по прикладной механике: «Пневматика» — о механизмах, приводимых в действие нагретым или сжатым воздухом или паром, в нем Герон объяснял упругость воздуха и пара 'Катоптрика —раздел статики, в котором изучается теория зеркального изображения. ' 2 Здесь в смысле—естественных, точных и прикладных наук вообще.
содержанием мельчайших частиц, из которых, по его мнению, состоят воздух и пар; «Об автоматах» — о конструкциях самодвижущихся приборов; «Белопойика» — о конструкциях различных метательных орудий. Упоминавшийся выше Папп Александрийский (II пол. III в. н. э.) не только обобщил многие сведения по теоретической и прикладной механике, но и вел собственные исследования, например теоремы об объемах тел вращения, которые он выражал через длину окружности, описываемой центром тяжести вращающейся фигуры. Клепсидра —будильник Платона Потребность определения времени способствовала появлению водяных часов — клепсидр, которые были известны с V в. до н. э. В I половине IV в. до н. э. философ Платон построил будильник, впервые применив в гидравлике принцип реле. Падавшая по каплям в верхний ящик вода, дойдя до определенного уровня, посредством особого устройства с силой прорывалась в нижний ящик. Вытесненный оттуда воздух проходил по трубе в статую флейтиста, которая издавала громкий звук. Дальнейшие успехи в усовершенствовании водяных часов связаны с именем известного механика Ктесибия Александрийского. Во II в. до н. э., по словам Витрувия, он построил водяные часы, «для устройства которых он прежде всего пробуравил отверстие в куске золота или в драгоценном камне, так как они не изнашиваются от падения воды... Таким образом, равномерно втекающая через такое отверстие вода поднимает опрокинутую чашку, называемую мастерами поплавком... на котором укреплена рейка, примыкающая к вращающемуся барабану. И на той и на этом сделаны зубчики, которые, один другой подталкивая, производят мерные вращения... Кроме того, здесь или на колонне, или на пилястре размещают часы, на которые в течение целого дня указывает палочкой подымающаяся внизу статуэтка». Римляне для определения времени использовали такие же приспособления, как и греки. Картина мира в произведениях античных натурфилософов. Зарождение атомистики. Наиболее выдающиеся натурфилософы античной эпохи попытались в своих трудах дать целостную картину мира. Мы уже отмечали выше, что представители ионийской школы (VII — VI вв. до н. э.) придерживались, хотя и не вполне последовательно, стихийно-материалистических воззрений, пытались объяснить явления природы с позиций наивного материализма. Они признавали материальную основу мира, из которой все вещи зарождаются и в нее
превращаются при уничтожении, тогда как первооснова остается неизменной. Спор между ними, как правило, умозрительный, шел о том, какую из стихий (элементов) принять за эту первооснову. В то время четырьмя основными элементами всего сущего считались земля, вода, воздух и огонь. В качестве пятого элемента в дальнейшем стали рассматривать эфир (по-гречески «этер»)'. Фалес Милетский считал первоосновой мира воду, Анаксимен — воздух, Гераклит Эфесский—огонь. Анаксимандр Милетский выдвинул понятие «апейрона» в качестве материальной основы всего сущего. По Анаксимандру, апейрон — неопределенное, беспредельное начало, которое стоит над четырьмя стихиями мироздания, являющимися лишь его проявлениями. Отсюда вытекала возможность превращения одной из стихий в другую. Гераклит Поздний представитель ионийской школы Гераклит (ок. 530 — ок. 470 гг. до н. э.) впервые выразил диалектический взгляд на природу. Вечное и непрерывное движение — основной закон мироздания, утверждал Гераклит. Известно его краткое изречение: «Все течет». Гераклит учил, что все существующее в природе возникает из вечно движущегося огня. «Огонь» Гераклита нужно понимать не в смысле обычного пламени, но как некую огнеподобную первооснову вещей. Мир как совокупность вещей сотворен не богом или человеком, а был и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Понимая жизнь как непрерывное движение, Гераклит считал, что она подчиняется одному закону: чередованию противоположностей, которые утверждаются во взаимной борьбе. Натурфилософы V в. до н. э. не довольствовались общей картиной 'Так вначале называли верхние, пронизанные светом слои воздуха. Потом эфир представлялся элементом, наполняющим пространство за сферой Луны, тончайшим сияющим началом, из которого образовались небесные светила. Поскольку в римскую эпоху полагали, что эфир в скрытом виде содержится и во всех материальных телах, он получил латинское название guinta essentia, т. е. пятая сущность. Отсюда слово «квинтэссенция», вошедшее во все европейские языки.
мира и определения его единой материальной основы. Они ставили вопрос о строении материи. Эмпедокл из сицилийского города Акраганта (ок. 490 — ок. 430 гг. до н.э.) считал, что все в мире состоит из сочетаний четырех вышеназванных стихий (элементов), вечных, самотождественных, количественно и качественно неизменных субстанций. Но, одухотворяя природу, он добавлял, что источником движения являются противоположные силы — «любовь и вражда», соединяющие материальные элементы. Согласно Эмпедоклу, весь мир подвергается периодическим изменениям. Его современника, афинского философа Анаксагора можно рассматривать как одного из предшественников атомистики. Анаксагор доказывал, что все сущее состоит Демокрит из бесконечно делимых мельчайших частиц — «гомеометрий», «семян», каждой из которых присущи особые свойства. Эти частицы приведены в движение некоей разумной, активной движущей силой («нус»). Основой философии Анаксагора была вера в чувственное познание многообразного и изменчивого реального мира. В противовес диалектике философы элейской школы' Ксенофан (ок. 565 — ок. 470 гг. до н. э.), Парменид (ок. 515—445 гг. до н. э.) и другие, ссылаясь на то, что явление, находящееся в постоянном движении и изменении, невозможно познать, утверждали, что истинное бытие неподвижно, неизменно во времени и пространстве, а наши представления о пространстве, времени и движении противоречивы и сложны. Основы атомистики2 были заложены Левкиппом из Милета3 (V в. до н.э.). Атомистика представляла собой динамическое единство элейской философской школы и философии Гераклита. От элеатов атомисты заимствовали идею неизменности частиц (атомов), а от гераклитовской философии — их постоянное движение и постоянный
'Эл е я — город в Италии. 'Греческое слово «атомос» означает «неделимый». J Местом рождения Левкиппа разные нсчочники называют также Элею и Абдеру.
Эпикур Лукреций «процесс перемен». Левкипп учил, что атомы являются первоначальными, из них возникают бесчисленные миры и снова на них распадаются. Собираясь, атомы образуют вихрь, в котором они, сталкиваясь всячески и вращаясь, раделяются таким образом, что сходное присоединяется к сходному. Великий ученый Демокрит из Абдер во Фракии (ок. 460 — ок. 370 гг. до н.э.), бывший эмпирическим естествоиспытателем и первым энциклопедическим умом среди греков*, развил учение античной атомистики. Демокрит исходил из общих натурфилософских представлений об извечности материи: ничто не создается из ничего; все, что существует, не может быть уничтожено, всякое изменение — это лишь разъединение и соединение частей. Все в мире причинно, обусловлено и необходимо. В основе всего сущего лежат неизменные и неделимые атомы, движущиеся в пустом пространстве. Атомы отличаются друг от друга формой и величиной. Сталкиваясь и отталкиваясь, вовлекаясь в прямолинейные и вихревые движения, атомы образуют бесчисленные миры. Не только тело 'Демокрит занимался астрономией, географией, физикой, математикой и многими другими отраслями естествознания
человека, но и его душа состоят, по Демокриту, из атомов. Атомы души — самые мелкие, подвижные и круглые из атомов. Дальнейшее развитие атомистика получила у другого великого философа античности—Эпикура Самосского (342/341—271/270 гг. до н. э.), основавшего в Афинах философскую школу под названием «Кепос» («Сад»). Эпикур учил, что материальный мир вечен и неизменен и состоит из пустого пространства и атомов. «Атомы движутся непрерывно в течение вечности», начала этому движению нет. Атомы различаются не только формой и величиной (как у Демокрита), но и весом. Атомы обладают одинаковой скоростью, когда несутся через пустоту. Атомы могут самопроизвольно отклоняться от движения по прямой линии. Согласно Эпикуру характер движения обусловлен внутренними, а не внешними причинами. Провозглашая необходимость познания сущности мира, Эпикур пытался объяснить некоторые физические явления (молния, затмение Солнца и т. п.) естественными причинами. Эпикур нападал на античную религию. Он доказывал материальность и смертность души и отрицал вмешательство божественных сил в жизнь природы и человека. На эллинистическом Востоке слово «эпикуреец» стало символом безбожника. Школа Эпикура нашла последователей и в Римской ^империи. Блестящее выражение материалистические взгляды этой школы получили в поэме Тита Лукреция Кара (ок. 99—51 гг. до н. э.) «О природе вещей». По Лукрецию, Вселенная, как и атомы, «первоначальна» (подобно пылинкам в луче света), вечна и бесконечна. Разносторонность характера или формы предметам придают разные атомы, которые находятся в постоянном движении, но их движение нельзя увидеть глазами. Здесь впервые скорость движения частиц сравнивается со скоростью света. Последняя представляется Лукрецию конечной. Стихийно-материалистические представления высказывались также передовыми мыслителями Индии и Китая. В Индии с VI — V вв. до н. э. существовало материалистическое учение — чарвака. Его сторонники считали восприятие реальности единственно надежным источником познания. Нельзя верить ни в существование богов (или бога), ни в существование души, ни в возможность жизни до рождения или после смерти, ни в переселение душ потому, что все это выходит за пределы человеческого восприятия, доказывали они. Материальный мир состоит из четырех элементов — огня, воздуха, воды и земли. Наличие шестого элемента (соответствующего эфиру греков) последователи чарваки отрицали, ибо в существовании его нельзя убедиться посредством восприятия. В своем отношении к гипотетическому эфиру они далеко опередили эпоху. Путем различной комбинации четырех элементов образуется вся не только мертвая, но и живая природа — утверждала чарвака. Живые организмы после смерти вновь превращаются в те же элементы. Примерно к тому же времени относятся и материалистические высказывания в китайских натурфилософских трактатах. В VI в. до
н. э. в Китае получает развитие даосизм — одно из направлений древней философии, развивавшее представление о «дао», понимаемом как сущность и первопричина Вселенной. Даосизм утверждает, что все вещи развиваются, но возвращаются к своему началу' Возвращение к началу есть покой, покой есть возвращение к жизни, а возвращение к жизни есть вечность. Сторонники таких взглядов утверждали, что в мире борются два противоположных начала: ян — свет и инь — тьма', порождающие в ходе борьбы пять первоэлементов: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых происходят все вещи2. Выдающийся мыслитель Ян Чжу (V— IV вв. до н. э.), живший в царстве Вэй, отрицал какие-либо сверхъестественные силы. Он учил, что все в мире подчинено закону естественной необходимости и что мир находится в непрерывном изменении. Ян Чжу утверждал, что человек является частью материального мира и состоит из тех же пяти первоэлементов, о которых речь шла выше. Ян Чжу отрицал бессмертие души и существование потустороннего мира. Философыидеалисты, в частности конфуцианцы, нападали на Ян Чжу, обвиняя его в подрыве основ конфуцианства и «в политической неблагонадежности». Следует отметить, что в среде самих конфуцианцев материалистические идеи также находили последователей. Так, например, философ Сюньцзы (III в. до н. э.) доказывал, что небо', обожествленное другими конфуцианцами, является частью природы и все природные явления естественны. География. Оживленное судоходство греков по Средиземному и Черному морям и их колонизация содействовали тому, что уже в VI в. до н. э. появилась потребность в обобщении знаний об окружающем мире. Из Греции первым в западную часть Средиземноморья попал в 660 г. до н. э. Колай с острова Самое, доплывший до финикийской колонии Гадес. По имеющимся отрывочным сведениям, около 550 г. до н. э. Анаксимандр Милетский (610 — ок. 546 гг. до н. э.) сконструировал ^первый глобус и создал первую географическую карту в виде медной доски с нанесенными на нее очертаниями материков, островов и рек. Во второй половине VI в. до н. э. Гекатей Милетский (ок. 546—480 гг. до н.э.), посетив множество стран и обобщив рассказы купцов и моряков, написал книгу «Землеописание»3, которая была снабжена новой картой, остававшейся образцом для греческой картографии вплоть до IV в. до н. э. Землю Гекатей представлял себе в виде круга, омываемого величайшей из рек — Океаном. 'У других китайских натурфилософов понятия «ян» и «инь» имеют более общее значение положительного и отрицательного начал всего сущего. •"Здесь впервые металл рассматривается как элемент. 'Книга дошла во фрагментах, она состояла из двух частей: «Европа»— с описанием и Северной Азии и «Азия» — с включением Египта и Ливии.
В конце VI в. до н. э. греческий мореход Скилак из Карианды совершил длительное плавание по Индийскому океану и Инду и составил описание Индии. Около 525 г. до н. э. карфагенский флотоводец Ганнон Мореплаватель, путешествуя вдоль западных берегов Африки, впервые достиг экватора и территории современного Камеруна.
В V в. до н. э. «отец истории» Геродот (ок. 490/480 — ок. 430/429 гг. до н. э.) в описание истории греко-персидских войн включил интересные сведения о Северном Причерноморье, Египте, Месопотамии, Персии и других странах. В его труды вошли наблюдения из собственных многочисленных путешествий. Выдающимся ученым и путешественником был Пифей из Массалии* (IV в. до н.э.). В своем далеком морском путешествии (350—320 гг. до н. э.) он открыл для греков Геродот берега Германии, Британии и, как предполагают, Скандинавии. По описаниям, которые составил Пифей, он достиг земель, находящихся на 64° северной широты. Наблюдая большие приливы и отливы на берегах Атлантического океана, он установил связь этих явлений с Луной. В результате завоеваний Александра Македонского греки ознакомились с восточными странами. Так, начальник македонского флота Неарх спустился по Инду к Индийскому океану, а оттуда добрался до устья Евфрата (325—324 гг. до н.э.). Он составил подробный отчет о своем походе. Несколько позднее по поручению сирийского царя Мегасфен посетил Индию (начало III в. до н. э.). В описании, составленном этим путешественником, приводятся личные наблюдения и ценные сведения о реке Ганге и его притоках, об острове Цейлоне, о природе этого удивительного района земли. Большое место в описании отводится рассказам о животном мире, населении, городах и дорогах Индии.
'Ныне Марсель
179
В 320 г. до н.э. Дикеарх из Мессины, основываясь на данных, полученных в результате военных походов, составил новую карту, заменившую карту Гекатея Милетского. В течение III в. до н. э. предпринимались неоднократные попытки посылки экспедиции к южным берегам Аравии и вверх по течению Нила. Далион был первым греком, проплывшим вверх по Нилу значительно дальше острова Мероэ—южнее 17° северной широты. Предполагают, что ему удалось достичь места слияния Голубого и Белого Нила. По противоречивым свидетельствам древних хронистов, в конце II в. до н.э. Евдокс дважды пересек Индийский океан на пути из Красного моря и Индию. Он же предпринимал попытки обогнуть на корабле берега Африки. В античную эпоху большие успехи были достигнуты в области научной географии. Энциклопедически образованный ученый Эратосфен (ок. 276—194 гг. до н.э.), являвшийся в течение многих лет главным хранителем Александрийской библиотеки, был одним из основателей научной географии. Вычисляя по протяженности тени отклонение Солнца от зенита, он определил длину окружности земного шара. Найденная им величина лишь на 1° отклонялась от действительной. Итог всем географическим исследованиям эллинистического времени подвел Страбон (ок. 63 г. до н. э.— ок. 23 или 24 г. н. э.). На основе тщательного изучения научной литературы и личных наблюдений от путешествий во многие страны Восточного Средиземноморья и Италию этот римлянин греческого происхождения написал знаменитую «Географию», в которой описаны не только средиземноморские страны, но и соседние территории. Его труд изобилует сведениями по физической географии этих стран, об облике их городов, обычаях населения, истории народов. Основное место Страбон уделил Европе, описав Испанию, Галлию, Британию, Германию, северную часть Балканского полуострова и особенно Грецию. Из азиатских стран он описывает Армению, Иран, Индию, останавливается на Кавказе и Месопотамии. На Африканском материке внимание Страбона привлекают Египет, Эфиопия, а также часть северного побережья. Достижения греческих путешественников и географов были продолжены римлянами. Римские географические открытия относятся главным образом к периоду империи и связаны с сухопутными и морскими военными походами, а также с коммерческой деятельностью купцов. В конце I в. до н. э. римляне достигли истоков Дуная, Рейна и Эльбы. В начале I в. н. э. римский флот прошел по Северному морю к берегам^Скандинавии. В сообщении о плавании Скандинавия характеризуется страной множества островов, за которыми лежит обледеневшая страна. В том же столетии римляне посетили северную часть Британии и прилежащие к ней острова (Гебридские, Оркнейские и Шотландские). Преследуя торговые цели, римляне предпринимали морские путешествия к берегам Балтики за янтарем.
Большую активность проявили римские купцы в своих поездках в страны, лежащие к северу от Италии. Военная экспансия и коммерческие цели способствовали получению географических сведений о Востоке. В последней четверти I в. до н. э. римляне совершили поход вдоль восточного берега Красного моря до юго-западной части Аравийского полуострова. Несмотря на неудачу, этот поход дал античной географии некоторые сведения о природе, растительности и хозяйстве этого уголка Земли. Освоение Африканского континента началось в I четверти I в. до н. э., когда римский военный отряд, выйдя из Египта, достиг четвертого нильского порога и захватил столицу эфиопов Напату. В I в. н. э. во время боевых действий в северо-западной части континента римляне проникли дальше хребта Атлас и достигли реки УэдГир. В начале I в. один римский купец, отправившись из северной части Африки, через четыре месяца достиг озера Чад. В середине века два римских центуриона'' были посланы к истокам Нила. По сведениям, оставленным этими отважными землепроходцами, им удалось достичь 50° северной широты. Они свидетельствовали, что в болотах, откуда берет начало Нил, живет карликовый «народ пигмеев». К началу II в. н. э. другой римский купец в своем длительном плавании вдоль восточного берега Африки пересек экватор и достиг 7° южной широты. Значительное открытие сделал Диоген, совершив переход от восточно-африканского побережья в глубь материка — к озерам, из которых берет начало Нил. В середине I в. н.э. римляне впервые появились на Цейлоне. Во II половине I в. было составлено анонимное руководство по плаванию через Эритрейское море2 в Индию. В этом наставлении для купцов говорится об имеющихся гаванях, расстоянии между ними, обращается внимание на опасности на пути мореплавателей. По«косвенным свидетельствам, римлянам в I в. были известны сухопутный и морской пути в Китай. Ученым, обобщившим сведения о всех географических открытиях, имевшихся к середине II в. н. э., был Клавдий Птолемей. Он использовал астрономические координаты (градусная сетка с обозначением градусов и минут) различных географических пунктов древнегреческого путешественника Марина из Тира. Труд Птолемея «Руководство по географии» в восьми книгах явился наиболее подробной сводкой знаний античных ученых по географии. В этом труде была дана методика составления географических карт на основе астрономических координат земных объектов. Всего Клавдий Птолемей привел координаты 8 тыс. географических пунктов, отмечая не только береговую линию, но и расположение гор, рек и различных стран. Труд Птолемея отличался большей полнотой по сравнению 'Центурион — командир сотни пехотинцев. -'Так назывались современные Красное и Аравийское моря и прилежащая часть Индийского океана.
с «Географией» Страбона. Вплоть до XV—XVI вв.—начала эпохи Великих географических открытий книги Птолемея являлись самым авторитетным и полным источником сведений о странах и континентах. В рассматриваемый период освоение новых земель осуществлялось индийцами и китайцами. В III в. до н. э. миссионеры проникали в Сирию, Египет, Киренаику, Ливию и Грецию. В начале нашей эры они появились в Индокитае и на Цейлоне. В последующие века они перешли перевалы Гималаев и дошли до Тибета. Из крупных островов Индонезии были открыты Суматра, Ява, Мадури и Бали. Не позднее IV в. индийские переселенцы появились на Борнео (Калимантане). В I тыс. до н. э. значительно расширили свою территорию китайцы. За несколько веков до нашей эры они продвинулись на восток вплоть до Тихого океана, открыли полуострова Шаньдун, Лаодун, посетили японские острова, открыли Тайвань, Хайнань. В 128—126 гг. до н. э. офицер императорской стражи Чжан Цянь совершил поход, результатами которого явились сведения о степях и пустынях Центральной Азии, Тянь-Шаня, Памира, о реках Сыр-Дарье и АмуДарье, Аральском море, открыл дорогу в Индию. Открытия Чжан Цяна легли в основу южной ветви Великого шелкового пути из Восточного Китая в страны Средней и Западной Азии. В 399 г. н. э. буддийский монах китаец Фа Сянь прошел через Центральную Азию в Пенджаб, побывал в дельте Ганга, на Цейлоне, у берегов Суматры и на Яве. Биология. Начала биологии были заложены в Греции. Основатель «элейской школы» Ксенофан из Колофона (VI—V вв. до н.э.) по останкам окаменевших морских животных, найденным им вдали от моря во время путешествий по Греции, Сицилии и Южной Италии, сделал заключение, что Земля когда-то была покрыта водой. В I половине V в. до н. э. древнегреческий врач, поэт и философ Эмпедокл из Акраганта (ок. 490—ок. 430 гг. до н.э.) высказал удивительную догадку, что организмы на Земле возникли в результате соединения отдельных элементов, причем уродливые и несовершенные организмы погибали и освобождали место для более приспособленных и жизнедеятельных. Эта мысль Эмпедокла на много веков предвосхитила идею эволюции. В V — IV вв. до н. э. древнегреческий философ-материалист Демокрит составил первый античный указатель лекарственных растений, использовав для его составления египетские источники. В IV в. до н. э. философ и разносторонний ученый Аристотель стал родоначальником зоологии. Среди его произведений особый интерес представляют проекты «Об истории животных», «О происхождении животных» и «О частях животных», в которых даны начала анатомии и физиологии. Этими трудами восхищались выдающиеся ученые XVIII и XIX вв., включая Дарвина. Разумеется, воззрения Аристотеля носят на себе печать эпохи и содержат немало ошибочных суждений, однако ряд выводов ученого следует отнести к гениальным догадкам. Таковы, например, его сопоставления,созданий природы и произведе-
ний Человеческого мастерства («технэ»). Причина движения (и изменения) природных существ находится в них самих, а произведений «технэ» — вовне,в мастерстве, их создающем. Но в обоих случаях причина эта одинакова — целесообразность. Аристотель сравнивал функционирование живого организма, его костей и сухожилий с работой механизмов — автоматов, их рычагов, колес и веревок. Разницу Аристотель видел лишь в том, что механизмы в отличие от организмов не растут и не меняют форму. Он сравнивает проведение оросительной системы в садах «из одного начала и одного источника по многим каналам, все время по иным», с тем, как «природа провела кровь через все тело». Теофраст Сочинения Аристотеля по зоологии оказали большое влияние на Феофраста (или Теофраста) из Эфеса (настоящее имя Тиртам) (ок. 372—ок. 287 гг. до н.э.). Этот ученик Аристотеля заложил основы систематической ботаники'. В своих трактатах «Об изучении растений», «Физиология растений» он подвел итоги наблюдениям античных авторов в этой области. Наряду с верными выводами о различных сторонах жизни • растений в трудах Феофраста содержится и ряд фантастических толкований. В начале V в. до н. э. врач Алкмеон из Кротона (Южная Италия) впервые приступил к изучению анатомии и физиологии человека. Алкмеон занимался вскрытиями и установил, что центром психической деятельности человека является мозг, в противовес господствовавшим в то время представлениям, согласно которым центральным органом духовной жизни считалось сердце. В конце IV—начале III в. до н.э. Герофил из Халкидона, продолжая анатомические опыты, впервые произвел отделение нервов от сухожилий и артерий от жил. В I половине III в. до н. э. древнегреческий медик Эрасистрет (Эразистрат) (ок. 300 — ок. 240 гг. до н. э.) дал систематическое
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|