Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Искусство визуальных сообщений




Графический дизайн (от англ. design - замысел, проект, чертеж, рисунок) представляет собой специфическую область художественно-проектной деятельности, которая направлена на создание визуальных сообщений, распространяемых с помощью средств массовой коммуникации[1]. Эта отрасль дизайна сравнительно молода, официальной датой ее рождения принято считать 1964 год, когда состоялся Первый конгресс Международного общества организаций графического дизайна IGOGRADA (International Council of Graphic Designers Associations).

Графический дизайн во многом отличается от «вещного» дизайна, задача которого - сделать удобным и красивым то, что окружает человека в повседневной жизни. В этом направлении работают многие специалисты: художники-конструкторы автомобилей, станков, механизмов, разработчики бытовой техники, проектировщики мебели, создатели моделей одежды, обуви, работники аналогичных творческих профессий, Таких специалистов принято сейчас называть дизайнерами (дизайнер-конструктор, дизайнер-колорист, дизайнер-визажист, дизайнер причесок, дизайнер-модельер, ландшафтный дизайнер, дизайнер интерьера, дизайнер-стилист и т.п.)

Графический дизайн отличается от «предметного» конструирования тем, что он связан с художественным проектированием, а мира информации. Современный дизайнер-график - это специалист творческой профессии, который не только владеет методами «информационного проектирования», но и является истинным художником, смело использующим средства изобразительного искусства в своей работе, Нередко произведения графического дизайна называют визуальными креативами [2], а их авторам принадлежат такие же права, как и создателям произведений искусства, науки, литературы. Работы лучших дизайнеров-графиков, имея ярко выраженный информационный характер, в то же время обладают несомненной эстетической ценностью и достойны самой высокой искусствоведческой оценки. По сути, графический дизайн является самостоятельным направлением современного прикладного искусства.

Сегодня графический дизайн используется в рекламе, издательской деятельности и печати, кино, телевидении, компьютерной и электронной технике, сфере паблик рилейшнз[3], других областях массовой информации. Недаром его иногда очень точно называют коммуникационным дизайном.

Средствами графического дизайна создаются визуальные сообщения самой разной сложности и назначения - от краткого рекламного объявления до многостраничного печатного издания, от небольшого люминесцентного указателя до огромного светового информационного табло. Для этого используются традиционные средства печати, компьютерная техника и другие современные электронные средства отображения информации.

Подготовка информационных сообщений методами графического дизайна производится с помощью графических образов. На их основе вырабатываются представления о каком-либо объекте, явлении или процессе реального мира. Графические образы, скомпонованные в единое целое, должны подталкивать зрителя к тем умозаключениям, которые нужны создателю информационного сообщения.

Таким образом, дизайнер-график - это «визуальный интерпретатор», переводчик информации на язык, понятный миллионам людей. С помощью образных знаков он способен донести до адресата практически любые сведения, не прибегая к длительным словесным объяснениям.

Результаты творческого труда дизайнера-графика могут воплощаться в самом разном виде. Это листовки, информационные проспекты, рекламные объявления, плакаты, буклеты, визитные карточки, проиллюстрированные и сверстанные полосы журналов, газет, книг и т.п. Ряд дизайнеров специализируется в области создания марок, этикеток, ярлыков, других видов малоформатной печатной продукции, наклеиваемых на тару и упаковку промышленных и продовольственных товаров. Особой областью графического дизайна, является разработка динамических транспарантов, указателей, агитационных установок, информационных табло, управляемых световых экранов и т.п.[4] Особенно бурно развивается кино- и теледизайн, связанный с созданием заставок, концовок, титров кинофильмов, телепередач, видеопрограмм, электронных ТV-объявлений. Несмотря на значительные отличия объектов графического дизайна друг от друга, все они предназначены для обеспечения так называемой коммуникативной функции - функции общения, и объединяет их общий язык наглядных образов.

Специфика творчества дизайнера-графика заключается в том, что он должен не только сообщить зрителям конкретную информацию, но и соответствующим образом преподнести ее. Поэтому дизайнер-график - это и проектировщик, умеющий выбирать средства, необходимые для успешного решения той или иной коммуникативной задачи, и маркетолог, который легко ориентируется в рынке информации и хорошо представляет, кто может быть ее потенциальным потребителем, и психолог, знающий законы зрительного восприятия. Он всегда должен стремиться к максимальной информативности изобразительного решения, к «визуальной красноречивости». Качество и действенность такого решения определяется многими критериями, с помощью которых выясняется, насколько хорошо соотносятся текст и изображение, оценивается точность и новизна информации, просчитывается получаемая польза - от экономической до нравственной. Таким образом, для практики графического дизайна характерно стремление преодолеть разрыв между научно обоснованным подходом к решению поставленной информационной задачи и интуитивным, эмоциональным творческим процессом,

Дать профессиональный портрет специалиста, работающего в сфере графического дизайна, достаточно сложно. Сегодня эта область искусства и науки объединила художников промышленной графики, оформителей книжной продукции, создателей печатной и электронной рекламы, работников агитационно-оформительского искусства и др. В их рядах находятся фотохудожники, полиграфисты, проектировщики-архитекторы, журналисты, в совершенстве владеющие словом и способные кратко описать то или иное событие. Здесь же можно увидеть специалистов в области компьютерной графики и средств отображения информации. Сегодня в сфере графического дизайна складывается примерно такая же ситуация, которая в XV веке наблюдалась в цехе граверов. Там была принята особая система обозначений, отражающая личное участие того или иного мастера в создании художественного произведения: invenit - «создал композицию», fecit - «исполнил», penxit - «написал картину, с которой выполнена гравюра», sculpsit - «вырезал», excudit - «издал». Аналогично этой системе дизайнеры-креаторы создают визуальное решение поставленной задачи, арт-дизайнеры, - исполняют его в той или иной области графической техники, копирайтеры [5] - подготавливают текст, разрабатывают рекламные лозунги, призывы и т.п.

Самостоятельным направлением графического дизайна является дизайн печатной продукции. Печать - это одно из важнейших средств массовой информации, которое во многом формирует не только общественное мнение и поведение людей, но и эстетические вкусы каждого отдельно взятого человека. Процесс создания печатной продукции связан с необходимостью упорядочить поток информации, сделать ее максимально наглядной, доходчивой и удобной для восприятия. Дизайнер-график решает, каким образом должна быть выражена идея, сущность напечатанного на листе бумаги «информационного послания», отображает его языком наглядных образов, грамотно выбирает вид и, если это нужно, соответствующую конструкцию издания[6]. Он способен наилучшим образом связать друг с другом текст и изобразительный материал, использовав при этом единую систему знаков, иллюстраций, декоративных украшений и пр. Распространение информации с помощью печати или средств телекомму-никации[7] имеет ряд особенностей. Если печатная продукция дает возможность читателю самостоятельно определять скорость и тактику усвоения материала, то средства телекоммуникации позволяют повысить темп передачи и усвоения информации, выделять в ней самое главное с помощью специальных приемов. Здесь методы графического дизайна не менее значимы, чем при подготовке печатной продукции.

Таким образом, информация, подготовленная для зрительного восприятия человека, сегодня является результатом тесного взаимодействия графического дизайна и современной техники. Можно сказать, что дизайн визуальной информации - это творческая деятельность, основанная на синтезе искусства и точного прагматического расчета.

Все чаще для подготовки визуальных сообщений используются компьютерные программы. Это значительно ускоряет и облегчает работу дизайнеров-графиков. Но каким бы мощным не был компьютер, он никогда не заменит специалиста, обладающего художественным вкусом, способного генерировать идеи и воплощать их. Идея будущего произведения реализуется в макете, о чем будет рассказано в следующем разделе.

 

Дизайн начинается с макета

Макетирование - один из главных методов художественно-проектной деятельности. В графическом дизайне он используется для создания оригинал-макетов визуальных сообщений.

Оригинал-макет - это законченная композиция любого визуального сообщения, будь то рекламное объявление в газете или журнале, строка на экране компьютера или телевизора, логотип на таре или упаковке, текст и иллюстрации брошюры, книги и т.п. В широком смысле слова макет есть воплощенная идея информационного сообщения, включающего в себя различные элементы, «обремененные» тем или иным смыслом.

Вся деятельность дизайнера-графика непосредственно связана с макетированием - созданием авторских работ-оригиналов, предназначенных для последующего тиражирования. Копии этих оригиналов могут создаваться с помощью полиграфии, электронных средств визуальной коммуникации, компьютеров.

Техника создания оригинал-макета может быть различной и зависит от многих факторов, в том числе от содержания и предназначения информационного сообщения, вкуса и мастерства дизайнера-графика, материальных и графических средств, имеющихся в его распоряжении. В одном случае оригинал-макет выполняется в технике графики, в другом - представляет собой фотографию или шрифтовую композицию. Очень часто оригинал-макеты включают в себя одновременно и изображение, и фотографию, и текст.

Оригинал-макеты, создаваемые дизайнером, не могут быть отнесены ни к области традиционного изобразительного искусства, ни к сфере сложной печатной работы, в которой для оформления текста используются уже готовые полиграфические клише с изображением декоративных линеек, виньеток, орнаментов, заставок и пр.[8]

Результат деятельности дизайнера-графика - это особый «информационно-изобразительный продукт». Потому-то создателей визуальных сообщений называют не просто художниками, а художниками-проектировщиками. Все они помимо традиционных изобразительных средств владеют методами фотографии, умеют работать со шрифтами, выполнять чертежные построения, не уступающие по сложности инженерным, знают современную компьютерную технику и т.п.

Первыми дизайнерами-графиками, наверное, были знаменщики. Так в XVII веке называли рисовалыциков, «золотописцев», создававших оригиналы для фигурных и орнаментальных гравюр, рисунки шрифтов, прописывавших золотом и красками «подносные» экземпляры и др.

В «докомпьютерную» эпоху оригинал-макет создавался вручную. Все составные части такого макета дизайнер либо вырисовывал (в натуральную величину или в масштабе) на листе бумаги, либо расклеивал на картонной подложке-планшете. При этом он тщательно продумывал, как скомпоновать текст, графический материал, фотографии, декоративные элементы и пр. В результате получался так называемый выклеенный оригинал-макет, лицевая сторона которого по окончании работы защищалась «фартуками» из кальки или тонкой бумаги, чтобы предохранить от загрязнения или повреждения. После этого макет фотографировался на негативную пленку, а с нее переносился в виде позитивного изображения на светочувствительную пластину-форму, с которой печатался необходимый тираж.

Интересны воспоминания известного дизайнера В. Чайки о том времени, когда оригинал-макеты создавались вручную: «Я чертил по рейсшине рапидографом, расклеивал тексты с помощью самодельных шрифт-касс, клеил резиновым клеем на картонки детали оригинал-макета. А потом долгими изнурительными ночами на кухне фотографировал «Крокусом» на фототехническую пленку... Для нас это было также естественно, как для предыдущего поколения дизайнеров (нет, их еще называли «художниками») рисовать тушью, белилами, гуашью свои оригиналы по ватману кисточкой»1. При изготовлении выклеенного оригинал-макета дизайнеры-графики использовали самые разнообразные средства - не только обычные инструменты художника, но и клей, ножницы, чертежные и измерительные принадлежности, другие приспособления, которые применялись в конструировании, печатной графике, техническом рисовании и шрифтовом оформлении. Часто дизайнеру приходилось выступать в роли фотографа и ретушера, если оригинал-макет включал фотографические изображения.

Сегодня арсенал средств дизайнера-графика обогатился компьютерной техникой. Некоторые дизайнеры настолько «срослись» с компьютером, что без него уже не представляют своей профессии.

В последнее время компьютерное макетирование становится основным методом создания оригинал-макетов. Их подготовка производится с помощью различных технических средств. Например, в роли своеобразного планшета выступает монитор компьютера, а в качестве средств исполнения и компоновки макета - специальные устройства-манипуляторы (мышь, цифровое перо), необходимые для управления «электронными инструментами», находящимися на экране. Такой оригинал-макет существует в виде электронного изображения, записанного в памяти компьютера. Если электронное изображение нужно воспроизвести на листе бумаги, то его распечатывают с помощью принтера или средств малой полиграфии. Благодаря современной технике дизайнер-график, как истинный художник, может полностью сосредоточиться на творческой стороне дела, поскольку всю черновую работу за него выполняет компьютер. Однако для этого нужно не только в совершенстве владеть самим компьютером, но и средствами и методами графического дизайна.

Компьютерные технологии развиваются бурными темпами, и то, что вчера казалось новым словом в графическом дизайне, сегодня уже устаревает. Вот что по этому поводу рассказывает дизайнер И. Гурович («ИМА-Пресс»): «Еще год назад мы с удовольствием делали клееные макеты. То есть компьютер использовался исключительно для того, чтобы вывести текст, который потом приклеится. И было ощущение, что вот оно, счастье. Есть куча иностранных журналов с красивыми картинками - вырезай и приклеивай. А вчера я был у людей, которые мне показали клеенный макет. Страшно!».

Сегодня дизайнер, использующий компьютер, выполняет лишь творческую работу, он не связан никакими техническими рамками, поскольку отсканировать и «почистить» картинку, подготовить сетку, вбить туда текст, разверстать его на то количество полос, которое положено по макету, очень просто, и эти рутинные операции выполняют его электронные помощники. Дизайнер имеет дело лишь с созданными ими «изобразительными кирпичами», компонуя их в единую композицию по принципу «чуть-чуть влево, чуть-чуть вправо».

Дизайнеры-графики постоянно расширяют сферу своей деятельности, изобретают новые изобразительные средства, прибегая с этой целью к синтезу различных видов визуальных искусств и техники.

Независимо от техники и технологии исполнения оригинал-макет создается в несколько этапов.

Работа дизайнера-графика обычно начинается с получения задания или заказа на изготовление оригинал-макета. Нередко задание представляет собой лишь общие соображения заказчика о характере информационного сообщения, его устное словесное описание, на основе которого дизайнер должен определить концепцию будущей работы.

Затем следует переход к этапу анализа. Здесь дизайнер выясняет функцию и назначение заказа, выявляет суть информационного сообщения, выбирает возможную форму решения и необходимые средства его реализации. Главное на этом этапе - выработать художественный прием, который будет определять все последующие этапы.

На следующем этапе, этапе предварительной разработки оригинал-макета, выполняются так называемые кроки - первые наброски и эскизы.

Общеизвестно, что с эскиза начинается любое произведение изобразительного искусства, в какой бы технике не предполагалось его выполнить. Однако использование опыта изобразительного искусства в графическом дизайне не имеет «все подавляющего» характера, поскольку эскиз визуального сообщения - это лишь его «полуфабрикат», который в дальнейшем должен быть воплощен с помощью различных технических средств. Эскиз информационного сообщения, в отличие от художественного произведения, должен органически сочетать смысловую задачу и образное выражение, содержание и форму. Все, что не будет понято с первого взгляда - неприемлемо для графического дизайна. Разрабатывая структуру визуального сообщения, дизайнер, как правило, создает целую серию эскизов. В некоторых случаях это происходит непосредственно в процессе компьютерного макетирования.

Роль эскиза в графическом дизайне чрезвычайно велика. Он представляет собой произведение вспомогательного характера, в котором реализуется предварительный замысел, концепция будущей работы. Эскизы выполняются с различной степенью законченности - от набросков до тщательно выполненных рисунков-композиций и предваряют этап разработки макета. Количество вариантов зависит от сложности задачи. Определяя значение эскиза в своей работе, известный дизайнер Э. Кагаров, много и плодотворно работающий в области компьютер-арта, говорит: «Трудно переучиваться, я привык мыслить с карандашом в руке, и до сих пор так получается лучше, естественней. Плакат мне удобней делать вручную, подготовиться, набросать эскизики. Приходится, конечно, сидеть и думать за монитором...».[9]

Самый ответственный этап работы над макетом - это выбор оптимального варианта. Выбирается, конечно, тот, который наиболее точно соответствует поставленной задаче.

Завершается процесс создания макета непосредственным его исполнением. Именно здесь от дизайнера требуется практическая реализация основных законов композиции, отшлифовывается общий замысел проекта, воплощаются авторские находки, производится окончательная компоновка текстовых и изобразительных элементов-блоков. После этого макет передается заказчику, который обеспечивает его воспроизведение тем или иным способом.

Сегодня компьютер по праву занял достойное место на рабочем столе дизайнера. Теперь не нужно тратить время на многократную перерисовку макета и внесение в него необходимых изменений. Так, многие дизайнеры выполняют свои рисунки на обычном листе бумаги, после чего сканируют и дорабатывают их на компьютере, добавляя надписи или другие элементы, которые трудно нарисовать от руки.

Конечная цель создания авторского оригинал-макета заключается: в получении с него копий, предназначенных для массового распространения. Характер и качество копий зависят от способа воспроизведения - в виде печатной продукции, светящегося изображения на электронном экране, информационном табло, проекционной установке и т.п.

В любом случае оригинал-макет должен быть создан в точном соответствии с требованиями к его окончательному виду. Если он выполнен непрофессионально, неудачно скомпонован, если в нем не соблюдены пропорции между изобразительными и текстовыми блоками, то все эти недостатки будут заметны в окончательном варианте.

Между оригинал-макетом и его копией-репродукцией существует как сходство, так и различие. Макет - это авторское произведение, воплощающее творческий замысел дизайнера-графика. Копии, воспроизведенные средствами массовой информации, способны лишь повторять его с различной степенью точности. Копии могут быть полными двойниками макета или воспроизводиться в измененном масштабе, тиражироваться на материале, отличающемся от замысла автора, использовать другую цветовую гамму, обладать специфическими признаками тех способов печати, которыми выполнялись. К сожалению, бывает так, что после исполнения оригинал-макет бесследно исчезает из поля зрения дизайнера-графика. Часто макеты воспроизводятся недостаточно совершенными электронными средствами телекоммуникации, которые не могут передать всех нюансов изображения, или попадают в плохие типографии, где превращаются в продукцию, во многом отличающуюся от замысла дизайнера.

Дизайнер-график, создавая оригинал-макет, всегда должен помнить о его реальном воплощении, о том, чтобы копия как можно более точно соответствовала авторскому замыслу. Если раньше считалось, что труд дизайнера закончен, когда он создал оригинал-макет и распечатал его на принтере, то теперь работа должна продолжаться, как говорят полиграфисты, до тиража.

Поэтому в графическом дизайне используется метод физического макетирования. Основная его цель - дать исчерпывающее представление о том, как работа дизайнера будет смотреться в «материале», выяснить и отработать эргономические и эксплуатационные свойства носителя визуального сообщения.

Особенно нужно физическое макетирование в дизайне печатной продукции. Так, например, физический макет[10] создается для того, чтобы детально проработать конструкцию многостраничного издания и представляет собой выполненный в натуральную величину образец журнала, брошюры, книги, альбома. Переплет, обложку, титульный лист такой макет воспроизводит целиком, а книжный блок имитируют скрепленные листы бумаги, на которых расклеены образцы размещения набора и иллюстраций, имеющие внешнее сходство с теми, которые войдут в проектируемое издание. Таким образом, физический макет несет всю информацию об архитектонике[11] печатного издания. В этом случае дизайнер-график выступает не только в роли художника наборщика текста, верстальщика, художественного и технического редактора, но и конструктора.

Физическое макетирование также используется при художественном проектировании тары, упаковки, сувенирной и представительской продукции, на которую наносятся различные изображения, надписи, реклама, фирменная символика и пр. Спектр этой продукции чрезвычайно широк: значки, шариковые и перьевые авторучки, пепельницы, зажигалки, брелки, кружки, стаканы, папки, футболки, пакеты, флаги, вымпелы, часы, а также фирменные беловые товары[12] (ежедневники, органайзеры, записные книжки, эксклюзивные подарочные наборы и т.п.). Создание представительской продукции, с нанесенной на нее рекламой и фирменной символикой, - одна из наиболее бурно развивающихся областей графического дизайна. Это связано с тем, что одно и то же информационное или рекламное сообщение должно хорошо смотреться на экране компьютера, газетной странице, черно-белом листочке факса, корпусе авторучки, зажигалке и пр.

Компьютерная графика с успехом может заменить трудоемкий процесс ручного создания физического макета. Применение виртуального компьютерного макетирования значительно сокращает время, затрачиваемое на художественное проектирование объектов графического дизайна, и, в частности, позволяет отказаться от подготовки реальных физических макетов. Виртуальное макетирование дает дизайнеру возможность создать на экране трехмерное подобие проектируемого объекта, которое можно рассматривать с разных сторон, уточнять конструкцию физического носителя информации, моделировать использование в электронном прототипе самых разных материалов - от бумаги и картона до металла и керамики.

 


 

Макетирование печатной продукции

Дизайн печатной продукции невозможен без знания особенностей ее полиграфического производства.

Печатную продукцию принято подразделять на листовые, газетные, журнальные, книжные, карточные, комплектные издания, плакаты и буклеты. На дизайн и конструкцию издания также влияет его целевое назначение: официальное, научное, научно-популярное, учебное, нормативно-производственное, литературно-художественное, справочное, рекламное, информационное и пр. Вся печатная продукция, прежде чем попасть к нам в руки, прошла стадию макетирования.

В каждом конкретном случае дизайнеру необходимо учитывать специфические особенности того или иного вида печатной продукции. Макетирование одного из самых распространенных объектов графического дизайна - листовых печатных изданий [13] - обычно не предполагает разработку физического макета, поскольку их конструкция достаточно проста. К листовым изданиям принято относить газеты, плакаты, буклеты, афиши, объявления, визитные карточки, все виды печатной прикладной графики - этикетки, марки, ярлыки, наклейки, другую малоформатную печатную продукцию повседневного использования.

Один из наиболее часто встречающихся видов листовых изданий - это листовки (информационные листки). Для них характерны злободневность содержания, оперативность выпуска и распространения, кратковременность использования, разнообразие форматов и относительная дешевизна производства.

Материальная конструкция листовок очень проста - это обычный не согнутый лист бумаги. Отличительными особенностями листовок являются небольшие размеры и печать на одной стороне листа для того, чтобы их можно было вывешивать на стене или рекламном стенде. Для печати недорогих малотиражных информационных листков используются дешевые сорта газетной или ротаторной бумаги. Воспроизводство качественного и тем более цветного изображения требует применения более хороших материалов.

Листовки нередко используются в рекламной деятельности для информирования адресата о каком-либо событии, продукте или услуге, они расклеиваются на досках объявлений, либо распространяются способом прямой почтовой рассылки, получившей название «директ-мейл». Особым видом листовок являются прайс-листы или прейскуранты- справочные издания, содержащие систематизированный перечень (иногда с краткими характеристиками) изделий и материалов с указанием цены каждого. К информационным листкам относятся пресс-релизы и проспекты - справочные или рекламные издания, которые включают систематизированный перечень товаров или описание какого-либо одного предмета, предназначенного к выпуску, продаже или экспонированию.

 

 

На рис. 1.1 показаны листовки, с которыми сегодня мы встречаемся буквально на каждом шагу. Видно, что основным их содержанием является реклама.

Рис. 1. 1 Листовки

Лучшие образцы информационных листков свидетельствуют о том, что стараниями дизайнера они превращаются в содержательные, оригинальные и красивые произведения прикладной графики.

Специфическим видом листовой малоформатной печатной продукции являются этикетки, наклейки и ярлыки, прикрепляемые к промышленным изделиям, таре и упаковке.

Этикетки и наклейки должны не только информировать о характеристиках товара (название, состав, срок годности и т.п.), но и рекламировать его, привлекая внимание покупателей. Они обычно печатаются на специальной этикеточной бумаге и могут отделываться последующим бронзированием, лакированием или бескрасочным тиснением. Чтобы этикетки лучше смотрелись, для них используется ламинированная и металлизированная бумага.

Очень часто наклейки печатают на синтетических материалах, на оборотную сторону которых нанесен специальный клеящий слой, защищенный легко отделяющейся вощеной бумагой. Основой многих ярлыков, сопровождающих швейную или трикотажную продукцию, служат различные тканые материалы, на которых текст или изображения не печатаются, а, например, вышиваются.

На рис, 1.2 показана бумажная этикетка, наклеиваемая на упаковку продукции Балабановской спичечной фабрики.

Многие виды художественно оформленных этикеток, наклеек, ярлыков являются предметами коллекционирования. Так, коллекционирование спичечных этикеток называется филуменией.

Рис. 1. 2 Этикетка на спичечной коробке

 

Варианты «наполнения» малоформатной печатной продукции весьма разнообразны. Информационная часть художественно оформленных этикеток, наклеек, бирок, ярлыков и другой подобной печатной продукции включает в себя не только изобразительные элементы, например логотипы предприятий-изготовителей, знаки экологической чистоты и соответствия Госстандарту, но и другую весьма важную для потребителя текстовую информацию. Сюда входят адрес фирмы, артикул, сорт и цена товара, состав сырья, условия применения или эксплуатации, дата изготовления, срок хранения продукта и т.п. Очень часто помещается штриховой код Европейской системы кодирования ЕАN, который является самым распространенным способом представления информации в машиночитаемом виде. Этикетки со штриховым кодом могут, например, обеспечивать контроль за движением товаров независимо от того, происходит отгрузка зубных щеток или автомобильных шин.

Какой бы вспомогательной и сугубо утилитарной не казалась роль этикеток, наклеек, ярлыков, все их элементы должны создавать законченную и эстетически выразительную композицию.

В связи с участившимися случаями появления контрафактной[14] продукции на этикетки наносят защитные сетки, голографические знаки, рамки, окантовки и т.п. Подобные изображения не только гарантируют подлинность товаров, но и выполняют декоративные функции.

Одним из наиболее эффективных способов борьбы с подделками является маркировка товаров голографическими этикетками, которые почти невозможно повторить. Голограмма с логотипом законного товаропроизводителя позволяет практически с одного взгляда определить подлинность товара, поэтому такой способ маркировки фирменной продукции становится все более популярным.

 


По уровню дизайна лучшие образцы наклеек, этикеток и ярлыков могут быть приравнены к настоящим произведениям прикладного графического искусства. Рис. 1.3 показывает, сколь разнообразным может быть их

 
 

графическое решение.

Рис. 1. 3 Графическое решение наклеек, этикеток, ярлыков

Разновидностью этикетки является бандероль. Бандероль - это этикетка в виде длинной бумажной ленты, которая наклеивается на поверхность тары или упаковки по всему периметру одной или нескольких боковых сторон. Иногда бандеролью скрепляют ряд разрозненных предметов, например листов бумаги, чтобы сформировать единую пачку. Бумажная бандероль, как и этикетка, выполняет функцию носителя информации и должна иметь стандартный размер и оформление.

Типичным примером бандеролей являются ленты, предназначенные для пачек денежных знаков - банкнот. Для банкнот разного достоинства обычно используются бандероли разной окраски и размера. Например, цвет полос на бандеролях образца 1997 года был следующим: для банкнот достоинством 5 рублей - зеленый, 10 рублей - серый, 50 рублей - синий, 100 рублей - коричневый, 500 рублей - красный. Каждому цвету соответствовал свой текст, обозначающий достоинство банкнот и их общую сумму.

К бандеролям относятся и удлиненные этикетки, опоясывающие всю боковую поверхность металлической, стеклянной или пластмассовой тары для хранения пищевых продуктов.

Еще один вид этикеток - марки, которые являются специфическим знаком денежной оплаты, Они представляют собой небольшие декоративно оформленные бумажные наклейки с обозначением величины взимаемого сбора за какую-либо услугу. Очень часто марки имеют отметку о способе их использовании.

На некоторые юридические, коммерческие и другие документы наклеиваются гербовые марки. Они означают, что обладатель документа уплатил правительственные налоги или пошлины на сумму, равную нарицательной стоимости таких марок. Другие марки свидетельствуют о факте того или иного платежа государству или общественным организациям. Чтобы марки надежно держались на бумаге, на их оборотную сторону обычно наносится слой сухого клея, а для удобства отделения друг от друга по краям пробивается ряд отверстий, называемый перфорацией. Характерные примеры марок показаны на рис, 1.4.

Рис. 1. 4 Марки уплаты членских взносов

 

Особой группой марок являются знаки оплаты почтовых отправлений, свидетельствующие о фланкировании (оплате вперед) почтовой корреспонденции.

Большинство почтовых марок представляют собой художественные миниатюры в виде портретов, тематических сюжетов, пейзажей, изображений всемирно известных шедевров искусства, памятников архитектуры и т.п. С точки зрения графического дизайна, марки - это визуальные сообщения о стране, где они имеют хождение, номинальной стоимости почтового отправления, способе перевозки и доставки корреспонденции (например, авиапочтой), годе выпуска, событии и знаменательной дате, к которой они приурочены.

Почтовые марки, отмечающие важное событие или связанные с какой-либо знаменательной датой, называются коммеморативными - памятными, юбилейными. Они печатаются на хорошей бумаге, иногда снабженной водяными знаками. В некоторых случаях для дорогих юбилейных марок используются необычные материалы - алюминиевая фольга, синтетическая пленка, шелк и другие, нетрадиционные для печатной продукции материалы.

Коллекционирование почтовых марок получило название филателии. Марки, почтовые открытки, маркированные конверты и другой филателистический материал являются своеобразным видом графического искусства, В этой области работали такие крупные отечественные художники, как Е. Лансере, И. Билибин, И. Дубасов, В. Завьялов, А. Калашников, В. Пименов и др.

Все мы привыкли к тому, что обертки для кондитерских изделий - конфет, карамели, плиточного шоколада и другой «сладкой продукции» имеют яркое, нарядное оформление. При работе над обертками дизайнерской проработке может подвергаться не только внешняя бумажная упаковка, но и внутренняя лощеная бумага и станиоль, благодаря которым обеспечивается сохранность продукта. В качестве материала для конфетных оберток используется специальная рулонная упаковочная бумага и современные синтетические материалы.

На рис. 1.5 показаны обертки кондитерских изделий московской фабрики «Красный Октябрь». Это предприятие постоянно работает не только над расширением ассортимента выпускаемых изделий, но и над улучшением упаковки, активно продвигая собственную торговую марку с помощью оригинально го дизайна сопутствующей печатной продукции.

Рис. 1. 5 Конфетные обертки фабрики «Красный Октябрь»

Если внимательно приглядеться к рисунку, то можно увидеть, что конфетные обертки - это не просто красивые «фантики», а сложные визуальные сообщения, содержащие много важных сведений для потребителя. На обертках фабрики «Красный Октябрь» обязательно присутствует название конфет, которое вызывает яркие положительные эмоции и хорошо запоминается. Здесь: же помещается знак соответствия Госстандарта, логотип и фирменный знак предприятия-изготовителя, печатается его полный почтовый адрес, адрес страницы в Интернете, телефон и факс. Также указывается энергетическая ценность продукта, его состав, содержание белков, жиров и углеводов. Все это свидетельствует о том, что дизайн конфетной обертки - дело не шуточное.

Визитные карточки обычно используют, чтобы установить доброжелательные отношения между партнерами и незнакомыми людьми. Поскольку эти небольшие листы картона выполняют не только информационно-представительские, но в какой-то мере и рекламные функции, они должны производить как можно более яркое впечатление.

Все визитные карточки должны иметь стандартный формат - как правило, 5x9 см. Но у женщин, которые представляются не в роли должностного лица, а выступают в качестве супруги, они могут быть меньшего размера - 4x6 см. Для высших должностных лиц изготавливаются визитные карточки форматом 6x10 см, а для их жен - на один сантиметр меньше, то есть обычного размера. Однако такая практика существует далеко не везде. Например, в Великобритании визитные карточки женщин, наоборот, больше, чем у мужчин.

Визитная карточка обычно включает в себя следующие информационные блоки-элементы: логотип владельца визитной карточки или фирменный знак организации, которую он представляет, название организации, фамилию, имя, отчество обладателя визитной карточки и, если это необходимо, должность, адрес, номера служебных и домашних телефонов; при наличии - номер факса и абонентский адрес электронной почты. На рис. 1.6 показана визитная карточка нашего издательства.

Рис. 1. 6 Визитная карточка

Кроме реквизитов владельца на визитной карточке может быть помещена и его фотография.

Шрифт визитной карточки обычно не регламентируется. Сейчас в России многие визитные карточки печатаются с одной стороны на русском языке, а с обратной - на английском. Это неправильно: текст должен располагаться только на одной стороне, чтобы на обороте можно было делать какие-либо записи. Лучше иметь визитные карточки двух видов - напечатанные на родном языке и на каком-то другом (чаще всего - английском).

Цвет и фактуру поверхности карточек владелец выбирает по своему вкусу. Для печати визиток используются самые различные материалы: мелованные и ламинированные картоны, белые, тонированные, с тиснением и без, синтетические материалы, металлизированные пленки и т.п.

При разработке макета визитной карточки дизайнер должен предусмотреть свободное место для надписей. Если для этого места не оставлено, то владельцу лучше использовать готовое приглашение или открытку, к которым прикладывается визитная карточка.

При макетировании карточки, несмотря на довольно малые ее размеры и жесткие требования к содержательной части, желательно использовать все возможности по созданию оригинальных и красивых произведений графического дизайна (рис, 1.8 [17]).

Своеобразна идея визитной карточки дизайнера Д. Шилберг. Внешний вид еекарточки, показанной на рис. 1.7а, в общих чертах повторяет облик водительской лицензии США.

Д. Докьюлло спроектировала и разработала оригинальную трехмерную визитную карточку (рис. 1.76). Она состоит из двух согнутых листков бумаги, разрезанных особым образом. Внешняя часть карточки содержит название компании и контактную информацию, тогда как на внутренней части напечатано имя одного из сотрудников фирмы. При этом внутренняя сторона может быть повернута так, чтобы было видно имя обладателя карточки. Обе части были напечатаны в двух цветах, а затем соединены и склеены. В сложенном состоянии карточки имеют стандартный для США размер.

На рис. 1.7в показана необычная, броская визитная карточка, которая, будучи сложена по сгибам, может стоять на столе подобно пюпитру или дисплею компьютера. Дизайнер Р. Бранц применил нестандартный формат и своеобразный декоративный художественный стиль, изобразив себя с орудиями «компьютерного производства» в руках.

Созданная дизайнером У. Сэлитом визитная карточка (рис. 1.7г) представляет собой сложенную вдвое картонку с круглым вырезом на лицевой стороне. Сквозь вырез просматривается монограмма дизайнера, а на обратной стороне визитки этот же мотив повторен с использованием черной, металлической и флуоресцентной красок.

Очень похожи по дизайну на визитные карточки декоративно оформленные квитанции, подтверждающие факт установления связи между радиолюбительскими станциями или свидетельствующие о радионаблюдении за их работой. Радиолюбители-коротковолновики называют их Ц51^-карточками и обычно оформляют в виде красочных листков плотной бумаги типа почтовой открытки.

Интересен характер этих надписей. На визитной карточке могут делаться надписи, но обязательно в третьем лице. Например; «благодарит за новогоднее поздравление», «шлет свои наилучшие пожелания в Новом году», «благодарит за внимание», «выражает соболезнования по случаю» и т.п.


Рис. 1. 7 Варианты конструкции визитных карточек

а)

 



К крупноформатным листовым печатным изданиям относятся плакат и его разновидность - афиша. Плакат (англ. Ро51ег, нем. РЫЬас, фр. р!асаг<1 - объявление, афиша) представляет собой композицию, состоящую из изобразительной части и текста, информирующего зрителя о каком-либо событии и раскрывающего его содержание. Чаще всего плакат печатается большим тиражом, хотя иногда может выполняться и в единственном экземпляре. Плакат обычно обращен к огромной аудитории и поэтому обладает особым художественным языком. Как правило, он очень лаконичен по своим изобразительным средствам. В плакате большую, чем в других видах графики, роль играет цвет. Художник, работающий в этом жанре, обычно сосредоточивает внимание на характерном


жения. Текстовая и изобразительная части плаката должны представлять собой неразрывное целое, воздействующее на зрителя не только каждой своей частью, но и всем композиционным строем.

В этой области выдающихся успехов достигли А. Родченко, М. Черемных, В. Лебедев, Ь. Ефимов, Кукрыниксы и др. Ими были созданы образы сатирического, политического, театрального, выставочного и торгового плаката.

На рис. 1.9 приведен плакат Д. Моора, породивший множество подражаний в сфере графического дизайна. Для творчества Д. Моора характерен выразительный, гротесковый рисунок не утративший актуальности и сегодня.

Рис. 1. 8 Плакат Д. Моора

Информационная часть современного плаката может иметь форму краткого призыва, цитаты или слогана [15]. Дизайн плаката может быть весьма разнообразным, важно только, чтобы все композиционные средства способствовали раскрытию основной темы.

Плакаты часто являются составной часть предвыборной, рекламной или праздничной кампании и обычно размещаются на специальном оборудовании: рекламных щитах–билборде, стендах, панель-кронштейнах, тумбах и других конструкциях, обеспечивающих легкий обзор. С развитием новых технологий печати бумажные плакаты уходят в прошлое. На смену им приш. прочные, устойчивые ко всем видам атмосферных воздействий плакаты-постеры, которые печатаются на самоклеющихся листах синтетического материала - винила. В последнее время виниловые плакаты используются в виде так называемых обтяжек, размещаемых на боковых поверхностях транспортных средств. Автобусы, троллейбусы, трамваи, оклеенные такими рекламными сообщениями, сегодня стали обычным явлением (рис. 1.10 [17]).

Рис. 1. 9 Графическое решение автобусных обтяжек

Художники-плакатисты являются непременными участниками различных конкурсов и фестивалей рекламы. При этом наивысшего признания добиваются те из них, которые, как говорят дизайнеры, нашли оригинальные креативные решения.

На рис. 1.11 показаны плакаты, завоевавшие мировое признание на различных выставках графического дизайна и поражающие свежестью идей и оригинальностью творческих решений. На рис. 1.11а изображен плакат для наружной рекламы противоугонной системы СЫГРОШЗ (РА «Бегемот»), получивший дипломы и специальные призы четырех международных фестивалей. Плакат «Выигрывают автовладельцы - выигрывает ЕхсаНЪиг - выигрывает клиент!», показанный на рис. 1.116 (РА «Бегемот»), удостоен диплома VI Московского Международного фестиваля рекламы. На 15-м Международном бьеннале плакатов в Варшаве работа А. Логвина «Без этикетки грустно» завоевала золотую медаль в номинации адуегазт^ розЕегз (рис. 1.11в). На рис. 1.11г приведен плакат-обладатель главного приза на конкурсе графического дизайна «Бросайте курить» (Э. Кагаров, студия «ИМА-Дизайн»).

Разновидностью плаката является афиша. Афиша сообщает о намеченном мероприятии, дате, месте и плане его проведения. Ее шрифт должен быть удобочитаемым, простым и соответствующим характеру анонсируемого события. Часто в афише наряду с текстом используются изобразительные и декоративные элементы.

На рис. 1.12 показана афиша премьеры балета «Лебединое озеро», поставленного в 1877 году в Большом театре. Даже при беглом взгляде на рисунок видно, что хотя дизайн этой афиши и старомоден, свою информационную функцию она могла бы с успехом выполнять и сегодня.

 


Рис. 1. 10


 


Рис. 1. 11 Графическое решение плакатов


Специфическим дизайном обладают календари и еженедельники. Их графическое оформление характеризуется большим разнообразием и во многом зависит от назначения, размера, способов скрепления листов и пр. Так, например, карманный календарь-визитка, имеющий формат 7x10 см, будет во многом отличаться от листового календаря размером 42x60 см, а последний, в свою очередь, имеет другое дизайн-решение[16] по сравнению с перекидным, скрепленным проволочной навивкой настенным календарем размером 42x30 см. Особой конструкцией обладают перекидные календари, укрепляемые на жесткой подставке, настольные еженедельники, предназначенные для кратких записей, и отрывные календари-численники. Они обычно крепятся на основе из картона или более прочных материалов, поскольку отдельные листы из них каждый день удаляются.

С помощью календарей мы можем выяснить не только год и название месяца, очередность дат и дней недели, почерпнуть сведения о праздничных и выходных днях, но и узнать о важных событиях, ознакомиться с рекламным материалом и т.п.

Как правило, настенные календари относятся к сувенирной многокрасочной продукции и печатаются на дорогих сортах бумаги. В качестве основы для карманных календарей-визиток используются различные сорта полиграфического картона, синтетические материалы, пластики, пленки. Желательно, чтобы оформление сувенирных календарей соответствовало единому фирменному стилю организации-заказчика и отвечало общему художественно-графическому решению рекламной продукции, связанной с ее деятельностью.


 


Рис. 1. 12 Графическое решение журнального календаря-приложения к журналу «Здоровье». Директор рекламной компании, выигравшей тендер на создание календаря, впоследствии вспоминал, что популярный слоган «Человек, принимающий витамины «Юникап», всегда отличается от других»; был сформулирован в ходе работы над макетом именно этого календаря.


 

Рис. 1. 13 Театральная афиша премьеры балета «Лебединое озеро»  

 


 




Пригласительные билеты, поздравительные открытки представляют собой богато декорированную композицию, которая сопровождается соответствующим текстом. Форма и конструкция пригласительных билетов может быть практически любой и зависит от каждого конкретного случая. Весьма распространены сложенные пополам пригласительные билеты, имеющие размеры 10x15 см. Для особо значимых событий размер билета может быть увеличен, например, до 12x18 см. Часто для пригласительных билетов и поздравлений изготавливают специальные конверты, оформление которых соответствует торжественному случаю.

Существует несколько популярных вариантов конструкции пригласительных билетов и поздравительных открыток. Приглашения могут быть отпечатаны на одинарном листе бумаги или согнуты таким образом, чтобы лицевая сторона была несколько короче тыльной. Возможна конструкция, в которой при двукратном сгибании полоски бумаги ее боковины либо соединяются друг с другом, либо справа и слева обнажают середину. Иногда в сложенный пополам лист приглашения вставляют одинарную или двойную полоску тонкой бумаги с текстом. Пригласительные билеты и поздравления украшают силуэтными изображениями, эмблемами, виньетками, декоративным орнаментом, не перегружая, однако, при этом общей композиции. Текст, как правило, пишется курсивом (каллиграфическим шрифтом). Графический дизайн поздравительных открыток должен быть ярким, праздничным.

На рис. 1.15 показаны декоративно оформленные конверт и приглашение на выборы в Московскую городскую Думу, состоявшиеся 14 декабря 1997 года.

Пригласительные билеты, поздравления и художественно оформленные открытки печатаются на высококачественных сортах бумаги или полиграфического картона, Коллекционирование этого вида печатной продукции называется филокартией. Этот вид собирательства появился, когда начался массовый выпуск почтовых открыток.

Весьма распространенный вид листовой печатной продукции - бланки поздравительных адресов, почетных грамот, удостоверений, свидетельств, дипломов, сертификатов и пр. Особенностью их дизайна является широкое использование декоративных элементов, орнаменталистики и изобразительной символики, которые не только украшают документ, но и свидетельствуют о его подлинности. Иногда эту печатную продукцию относят к бумажно-беловым товарам, предназначенным для последующего заполнения и внесения рукописных надписей. Характерный пример такой продукции показан на рис. 1.16.


 


Рис. 1. 14 Приглашение на выборы

Рис. 1. 15 Удостоверение радионаблюдателя

 


 

Буклет (от франц. Ьоис1еЫе - колечко) - это непериодическое издание, которое представляет собой лист бумаги, сложенный (сфальцованный) строго определенными способами. В форме буклета печатаются краткие путеводители, рекламные сообщения, информационные материалы, бюллетени, проспекты, театральные программы и т.п.

 


Чтобы выбрать для таких изданий подходящий размер и форму, обычно делают объемный макет, с помощью которого прорабатывается совместное расположение текста и иллюстраций.

Для буклетов чаще всего используются «алтарная» фальцовка и складывание листа бумаги «гармошкой».

При «алтарной» фальцовке бумажный лист делится на три равных части вдоль его короткой стороны, а затем крайние трети заворачиваются в середину (рис. 1.17а).

При складывании «гармошкой» лист так же, как и в предыдущем случае, делится на три равные части, но фальцовка производится в порядке, который показан на рис. 1.17б.




Алтарная фальцовка

 


 

Сторона 2 а              
     

Рис. 1. 16 Фальцовка бумаги для буклета

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных