Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Упражнения в рипостной игре




 

Рипостная игра — форма организации занимающихся в парных технических упражнениях циклического типа, по преимуществу в обусловленных приемах, проводимых, как правило, при активной помощи партнера.

Основная цель упражнений в рипостной игре — ста­билизация школьной техники приемов, развитие представляемости о правильных путях движения собственного клинка и взаимодействий его с оружием партнера, а так­же совершенствование мышечных ощущений и своевре­менных боевых тактильных реагирований.

Суть рипостной игры состоит в следующем: два бой­ца, находясь на дистанции, заданной тренером, пооче­редно наносят друг другу условные уколы в определенной атакующей комбинации и, соответственно защитившись, выполняют ту же ответную атаку, приходя к исходной дистанции и определенному положению оружия, что поз­воляет многократно воспроизвести цикл тренируемого действия.

Эта форма парных упражнений имеет ряд положи­тельных сторон.

Установлено, что число боевых комбинаций, даже на рапире, составляет более 12 тысяч, и не без оснований тренер и ученик стремятся к совершенствованию работы вооруженной руки и по времени, и по количеству повто­рений. Работа ног фехтовальщика менее вариативна: со­четание элементов передвижений бойца достигает не­скольких десятков.

В то же время физиологическая нагрузка в бою при­ходится на передвижение в специфической напряженной стойке в сочетании с такими приемами, как выпад, атака броском, где участвуют мощные мышечные массы. Уп­ражнения в рипостной игре неутомительны, не требуют большой затраты энергетических ресурсов, так как выпад и передвижения являются лишь эпизодом, а характер работы позволяет бойцу в короткое время много раз выполнить заданное боевое действие одной рукой, не включая в интенсивную работу ноги и туловище.

В этой форме можно отработать структуру любого действия самой высшей сложности, превратив его в уп­ражнение циклического типа.

Как известно, в фехтовании существует понятие «от­носительная» скорость, под которой подразумевается оптимальная скорость выполнения боевого действия в за­висимости от скорости противодействия противника. Рипостная игра позволяет автоматически варьировать не только скорость выполнения приема, но и связанные с ней темп и ритм движения, находить нужную амплитуду действий, чтобы во время упражнения приспособиться к изменению этих категорий со стороны партнера или изменить их по отношению к партнерам, имеющим свои особенности вследствие выученности, конституциональ­ных и моторных данных.

Рипостная игра позволяет добиться максимального эффекта в освоении «технических гамм», а руководящая роль тренера заключается в регламентировании нагрузки всей группы, а не одного ученика, как это бывает в инди­видуальном уроке.

Рипостная игра имеет и профессионально-образова­тельное значение, ибо, будучи парным упражнением, она воспитывает представляемость о действиях противника в бою и технических мерах противодействия им, создаю­щую в будущем основу для инструкторской практики.

Но в рипостной игре есть и ряд недостатков. Являясь формой проведения чисто технических упражнений в за­ранее определенных рамках, она не имеет непосредствен­ного отношения ко второй, более индивидуальной и не менее важной стороне фехтовального поединка — тактике.

Фехтование — ациклический вид спорта с неповто­ряющимися ситуациями, с длительной подготовкой ко­нечной акции на фоне борьбы за дистанцию, и, конечно, использование только одной рипостной игры, характер­ной однообразными повторами одного приема, нельзя считать основным методом технического совершенство­вания.

Впрочем, в фехтовании, как и в любом виде спорта, нет универсального метода, который бы отвечал всем требованиям становления квалифицированного спортсмена.

Рипостная игра как форма упражнений (появилась и описана нами под названием «Кузнечики» в 1954 г.) постепенно нашла свое признание. Однако эти упраж­нения в сравнении с методикой индивидуального урока разработаны явно недостаточно и требуют внимания на­ших ведущих тренеров и педагогов.

Уже сейчас рипостную игру охотно используют в своей подготовке советские саблисты всех рангов, так как в сабельном фехтовании значительное место отводится работе «на видение». Рапиристы, у которых почти не­возможно уследить за путем движения конца оружия и которые больше работают преднамеренно и на «чув­стве железа», реже применяют рипостную игру как само­стоятельную форму тренировки, но охотно пользуются ею в разминках. Шпажисты, по специфике своего вида мало работающие «на видение» и предпочитающие держать оружие вне соединения, используют произвольную ри­постную игру по преимуществу в многократном нанесе­нии уколов в руку, развивая тактильно-кинестетические ощущения.

Предлагаем ряд методических приемов проведения упражнений в рипостной игре на различных видах ору­жия, подробно расшифровывая эти упражнения только на рапире.

На примере технического совершенствования 4-й за­щиты и ответа прямо разберем типовую схему исполь­зования этого вида парной тренировки, имея в виду, что остальные простые и сложные действия совершенству­ются в той же последовательности упражнений, распо­ложенных по степени трудности.

Упражнение 1. И. п. — рапиристы в 6-й позиции, дис­танция чуть дальше ближней; при выпрямлении воору­женной руки стремиться достать туловище партнера. Партнер «А» одной рукой наносит укол в 4-й сектор, партнер «Б» защищается 4-й защитой и отвечает прямо. В свою очередь, «А» принимает 4-ю контрзащиту и нано­сит контрответ и т. д. Упражнение длится 10—20 с. Цель упражнения: научиться правильно по форме вести клинок в защите и выполнять ответ, чередуя расслабление и нап­ряжение в конце приема.

Ошибки: партнеры не выпрям­ляют полностью руку при нанесении укола, сливая его с защитными действиями своего клинка.

Упражнение 2. В процессе выполнения первого уп­ражнения партнер «А» на фоне медленной рипостной игры (подготавливающих действий) после очередной 4-й защиты убыстряет движение руки и с наклоном туловища пытается нанести действительный укол в 4-й сектор. За­дача «Б» — не пропустить укол, принять на месте или с шагом назад боевую 4-ю защиту и нанести ответ. Упраж­нение заканчивается после нанесения укола и повторя­ется 4—6 раз. После каждого повторения партнеры ме­няются ролями, но всегда с правом одного атаковать, другого защищаться. Цель упражнения: та же, что и уп­ражнения 1, атакующий отрабатывает смену скоростей, когда возникает необходимость ускорить нанесение укола с движением туловища вперед; атакуемый учится рас­пределять внимание между ведением клинка в рипостной игре и ожиданием действительной атаки партнера с последующим взятием плотной 4-й защиты и нанесением ответа прямо.

Ошибки: атакующий заметно убыстряет движение оружием перед действительной атакой, что яв­ляется ненужным предсигналом, затрудняющим внезап­ность атакующих акций; защищающийся из-за постоян­ного ожидания действительной атаки искажает струк­туру ведения клинка в холостой игре — недостаточно выпрямляет руку при нанесении укола и недобирает защиты.

Упражнение 3. То же, что и упражнение 2, но при спокойной рипостной игре каждый из партнеров в удоб­ное для себя время стремится нанести действительный укол. Это упражнение в отличие от предыдущих воспи­тывает умение перераспределять внимание партнеров, озабоченных правильным ведением клинка в рипостной игре, желанием провести действительную атаку с повы­шенной настороженностью и обезопасить себя 4-й защи­той и ответом.

Ошибки: из-за стремления нанести укол в атаке партнеры часто пренебрегают первой частью упражнения. Проводящий урок должен требовать от партнеров 5—10-секундной подготовки атаки в виде игры клинков.

Упражнение 4. И. п. — то же, что и в упражнении 3. Партнер «А» с шагом вперед обозначает укол в 4-й сектор, партнер «Б» с шагом назад закрывается 4-й за­щитой и с шагом вперед наносит ответ и т. д. до реконтр-рипостов.

Варианты упражнения: а) при спокойной рипостной игре партнер «А» с быстрым шагом вперед на начало сближения «Б» пытается нанести действительный укол, на что «Б» делает удлиненный шаг назад левой, закры­вается 4-й защитой и наносит ответ; б) то же, но инициа­тива нанесения укола принадлежит партнеру «Б»; в) тоже, но право проводить атаку получают оба партнера.

Цель упражнения: способствовать правильному установ­лению координационных связей между вооруженной ру­кой и шагами вперед-назад, повышению бдительности в условиях распределенного внимания между подго­товкой и проведением собственной атаки и защиты от возможной атаки партнера при правильном ведении клинка и передвижениях в рипостной игре.

Ошибки: от­сутствие стопорящего усилия при шагах вперед-назад, приводящего к искажению боевой стойки и созданию дополнительной, ненужной тяги туловища в направлении передвижения, мешающей быстрому переключению на противоположные передвижения; при движении воору­женной руки в атакующих действиях — поздний вынос оружия вперед (после шага), при защите—принятие ее до реальной угрозы укола, т. е. по-школьному невер­ная координация движений рук и ног.

Упражнение 5. Предусматривает использование тех же методических приемов, что и упражнение 4 с вариан­тами, но с задачей изменить координацию движений. Партнер «А» от атакующего с шагом вперед «Б» на по­лушаге назад левой ногой берет защиту, приставляет правую ногу, выполняет ответ прямо и убирает руку в и. п. Из этого положения «А» проводит атаку прямо с шагом вперед, против которой «Б» закрывается и выпол­няет ответный укол в указанной координации движений. Это упражнение довольно сложно по координации, так как требует на один шаг назад выполнить три действия вооруженной руки (защиты, ответ, закрытие).

Упражнение 6. И. п. то же, дистанция средняя. Парт­неры с мягким замедленным выпадом атакуют друг друга в левый верхний сектор с соответствующим закрытием 4-й защитой и ответной атакой прямо.

Упражнения можно выполнять в различных вариан­тах с установлением в каждом упражнении дистанции, преодолеваемой четвертьвыпадом, полувыпадом, прыж­ком-выпадом, шагом-выпадом, скачком-полувыпадом и т. д. по заданию тренера. Цель упражнения: отработать правильную координацию движения ног, туловища и во­оруженной руки в атакующих действиях с различных дистанций, своевременный и правильный уход с выпада.

Ошибки: искажение структуры приема и начала действий одного рапириста до завершения движения другого.

Упражнение 7. И. п. то же, что и в упражнении 1. Вначале упражнения в передвижениях выполняются в заданном направлении (например, партнер «А» делает шаги вперед, партнер «Б» — назад с принятием 4-й за­щиты и ответа), а затем самостоятельно меняют инициа­тиву в наступлении, сохраняя при этом дистанцию.

Цель упражнения: научиться выполнять движения воору­женной руки независимо от движения ног в передвиже­ниях, развить умение видеть дистанцию при перемеще­ниях партнера для своевременного перехвата инициа­тивы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных