ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Упражнения в рипостной игре
Рипостная игра — форма организации занимающихся в парных технических упражнениях циклического типа, по преимуществу в обусловленных приемах, проводимых, как правило, при активной помощи партнера. Основная цель упражнений в рипостной игре — стабилизация школьной техники приемов, развитие представляемости о правильных путях движения собственного клинка и взаимодействий его с оружием партнера, а также совершенствование мышечных ощущений и своевременных боевых тактильных реагирований. Суть рипостной игры состоит в следующем: два бойца, находясь на дистанции, заданной тренером, поочередно наносят друг другу условные уколы в определенной атакующей комбинации и, соответственно защитившись, выполняют ту же ответную атаку, приходя к исходной дистанции и определенному положению оружия, что позволяет многократно воспроизвести цикл тренируемого действия. Эта форма парных упражнений имеет ряд положительных сторон. Установлено, что число боевых комбинаций, даже на рапире, составляет более 12 тысяч, и не без оснований тренер и ученик стремятся к совершенствованию работы вооруженной руки и по времени, и по количеству повторений. Работа ног фехтовальщика менее вариативна: сочетание элементов передвижений бойца достигает нескольких десятков. В то же время физиологическая нагрузка в бою приходится на передвижение в специфической напряженной стойке в сочетании с такими приемами, как выпад, атака броском, где участвуют мощные мышечные массы. Упражнения в рипостной игре неутомительны, не требуют большой затраты энергетических ресурсов, так как выпад и передвижения являются лишь эпизодом, а характер работы позволяет бойцу в короткое время много раз выполнить заданное боевое действие одной рукой, не включая в интенсивную работу ноги и туловище. В этой форме можно отработать структуру любого действия самой высшей сложности, превратив его в упражнение циклического типа. Как известно, в фехтовании существует понятие «относительная» скорость, под которой подразумевается оптимальная скорость выполнения боевого действия в зависимости от скорости противодействия противника. Рипостная игра позволяет автоматически варьировать не только скорость выполнения приема, но и связанные с ней темп и ритм движения, находить нужную амплитуду действий, чтобы во время упражнения приспособиться к изменению этих категорий со стороны партнера или изменить их по отношению к партнерам, имеющим свои особенности вследствие выученности, конституциональных и моторных данных. Рипостная игра позволяет добиться максимального эффекта в освоении «технических гамм», а руководящая роль тренера заключается в регламентировании нагрузки всей группы, а не одного ученика, как это бывает в индивидуальном уроке. Рипостная игра имеет и профессионально-образовательное значение, ибо, будучи парным упражнением, она воспитывает представляемость о действиях противника в бою и технических мерах противодействия им, создающую в будущем основу для инструкторской практики. Но в рипостной игре есть и ряд недостатков. Являясь формой проведения чисто технических упражнений в заранее определенных рамках, она не имеет непосредственного отношения ко второй, более индивидуальной и не менее важной стороне фехтовального поединка — тактике. Фехтование — ациклический вид спорта с неповторяющимися ситуациями, с длительной подготовкой конечной акции на фоне борьбы за дистанцию, и, конечно, использование только одной рипостной игры, характерной однообразными повторами одного приема, нельзя считать основным методом технического совершенствования. Впрочем, в фехтовании, как и в любом виде спорта, нет универсального метода, который бы отвечал всем требованиям становления квалифицированного спортсмена. Рипостная игра как форма упражнений (появилась и описана нами под названием «Кузнечики» в 1954 г.) постепенно нашла свое признание. Однако эти упражнения в сравнении с методикой индивидуального урока разработаны явно недостаточно и требуют внимания наших ведущих тренеров и педагогов. Уже сейчас рипостную игру охотно используют в своей подготовке советские саблисты всех рангов, так как в сабельном фехтовании значительное место отводится работе «на видение». Рапиристы, у которых почти невозможно уследить за путем движения конца оружия и которые больше работают преднамеренно и на «чувстве железа», реже применяют рипостную игру как самостоятельную форму тренировки, но охотно пользуются ею в разминках. Шпажисты, по специфике своего вида мало работающие «на видение» и предпочитающие держать оружие вне соединения, используют произвольную рипостную игру по преимуществу в многократном нанесении уколов в руку, развивая тактильно-кинестетические ощущения. Предлагаем ряд методических приемов проведения упражнений в рипостной игре на различных видах оружия, подробно расшифровывая эти упражнения только на рапире. На примере технического совершенствования 4-й защиты и ответа прямо разберем типовую схему использования этого вида парной тренировки, имея в виду, что остальные простые и сложные действия совершенствуются в той же последовательности упражнений, расположенных по степени трудности. Упражнение 1. И. п. — рапиристы в 6-й позиции, дистанция чуть дальше ближней; при выпрямлении вооруженной руки стремиться достать туловище партнера. Партнер «А» одной рукой наносит укол в 4-й сектор, партнер «Б» защищается 4-й защитой и отвечает прямо. В свою очередь, «А» принимает 4-ю контрзащиту и наносит контрответ и т. д. Упражнение длится 10—20 с. Цель упражнения: научиться правильно по форме вести клинок в защите и выполнять ответ, чередуя расслабление и напряжение в конце приема. Ошибки: партнеры не выпрямляют полностью руку при нанесении укола, сливая его с защитными действиями своего клинка. Упражнение 2. В процессе выполнения первого упражнения партнер «А» на фоне медленной рипостной игры (подготавливающих действий) после очередной 4-й защиты убыстряет движение руки и с наклоном туловища пытается нанести действительный укол в 4-й сектор. Задача «Б» — не пропустить укол, принять на месте или с шагом назад боевую 4-ю защиту и нанести ответ. Упражнение заканчивается после нанесения укола и повторяется 4—6 раз. После каждого повторения партнеры меняются ролями, но всегда с правом одного атаковать, другого защищаться. Цель упражнения: та же, что и упражнения 1, атакующий отрабатывает смену скоростей, когда возникает необходимость ускорить нанесение укола с движением туловища вперед; атакуемый учится распределять внимание между ведением клинка в рипостной игре и ожиданием действительной атаки партнера с последующим взятием плотной 4-й защиты и нанесением ответа прямо. Ошибки: атакующий заметно убыстряет движение оружием перед действительной атакой, что является ненужным предсигналом, затрудняющим внезапность атакующих акций; защищающийся из-за постоянного ожидания действительной атаки искажает структуру ведения клинка в холостой игре — недостаточно выпрямляет руку при нанесении укола и недобирает защиты. Упражнение 3. То же, что и упражнение 2, но при спокойной рипостной игре каждый из партнеров в удобное для себя время стремится нанести действительный укол. Это упражнение в отличие от предыдущих воспитывает умение перераспределять внимание партнеров, озабоченных правильным ведением клинка в рипостной игре, желанием провести действительную атаку с повышенной настороженностью и обезопасить себя 4-й защитой и ответом. Ошибки: из-за стремления нанести укол в атаке партнеры часто пренебрегают первой частью упражнения. Проводящий урок должен требовать от партнеров 5—10-секундной подготовки атаки в виде игры клинков. Упражнение 4. И. п. — то же, что и в упражнении 3. Партнер «А» с шагом вперед обозначает укол в 4-й сектор, партнер «Б» с шагом назад закрывается 4-й защитой и с шагом вперед наносит ответ и т. д. до реконтр-рипостов. Варианты упражнения: а) при спокойной рипостной игре партнер «А» с быстрым шагом вперед на начало сближения «Б» пытается нанести действительный укол, на что «Б» делает удлиненный шаг назад левой, закрывается 4-й защитой и наносит ответ; б) то же, но инициатива нанесения укола принадлежит партнеру «Б»; в) тоже, но право проводить атаку получают оба партнера. Цель упражнения: способствовать правильному установлению координационных связей между вооруженной рукой и шагами вперед-назад, повышению бдительности в условиях распределенного внимания между подготовкой и проведением собственной атаки и защиты от возможной атаки партнера при правильном ведении клинка и передвижениях в рипостной игре. Ошибки: отсутствие стопорящего усилия при шагах вперед-назад, приводящего к искажению боевой стойки и созданию дополнительной, ненужной тяги туловища в направлении передвижения, мешающей быстрому переключению на противоположные передвижения; при движении вооруженной руки в атакующих действиях — поздний вынос оружия вперед (после шага), при защите—принятие ее до реальной угрозы укола, т. е. по-школьному неверная координация движений рук и ног. Упражнение 5. Предусматривает использование тех же методических приемов, что и упражнение 4 с вариантами, но с задачей изменить координацию движений. Партнер «А» от атакующего с шагом вперед «Б» на полушаге назад левой ногой берет защиту, приставляет правую ногу, выполняет ответ прямо и убирает руку в и. п. Из этого положения «А» проводит атаку прямо с шагом вперед, против которой «Б» закрывается и выполняет ответный укол в указанной координации движений. Это упражнение довольно сложно по координации, так как требует на один шаг назад выполнить три действия вооруженной руки (защиты, ответ, закрытие). Упражнение 6. И. п. то же, дистанция средняя. Партнеры с мягким замедленным выпадом атакуют друг друга в левый верхний сектор с соответствующим закрытием 4-й защитой и ответной атакой прямо. Упражнения можно выполнять в различных вариантах с установлением в каждом упражнении дистанции, преодолеваемой четвертьвыпадом, полувыпадом, прыжком-выпадом, шагом-выпадом, скачком-полувыпадом и т. д. по заданию тренера. Цель упражнения: отработать правильную координацию движения ног, туловища и вооруженной руки в атакующих действиях с различных дистанций, своевременный и правильный уход с выпада. Ошибки: искажение структуры приема и начала действий одного рапириста до завершения движения другого. Упражнение 7. И. п. то же, что и в упражнении 1. Вначале упражнения в передвижениях выполняются в заданном направлении (например, партнер «А» делает шаги вперед, партнер «Б» — назад с принятием 4-й защиты и ответа), а затем самостоятельно меняют инициативу в наступлении, сохраняя при этом дистанцию. Цель упражнения: научиться выполнять движения вооруженной руки независимо от движения ног в передвижениях, развить умение видеть дистанцию при перемещениях партнера для своевременного перехвата инициативы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|