ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
На всех основных точках страховки следует применять только карабины с муфтами ("со стопорами, исключающими самопроизвольное раскрытие замка" - ГОСТ 5718-77)!
Карабины, как правило, не требуют специального ухода. Но все же при работах на свежем воздухе нужно следить, чтобы стальные карабины не ржавели, регулярно их протирать (промывать керосином). Нужно также предотвращать загрязнения карабинов. Например, при длительных покрасочных работах засохшая краска может привести к нарушениям в работе защелки и муфты карабина Поэтому, при таких работах рекомендуется ежедневно после рабочего дня промывать карабины в растворителе, не допуская засыхания краски. Но и алюминиевые карабины имеют стальную пружину защелки. А значит, если карабин не используется, нужно хранить его в сухом месте. Некоторые конструкции спусковых устройств предполагают пропускание веревки через карабин. В результате этого при длительном использовании карабинов с такими устройствами в карабинах появляется выработка, уменьшающая прочность. При глубине выработки обнаруживаемой без специальных измерений (визуально) карабин должен быть отбракован. Индивидуальные страховочные системы (ИСС) Средством индивидуальной защиты от падения с высоты является предохранительный пояс или индивидуальная страховочная альпинистская система "грудная обвязка-беседка". В практике выполнения высотных работ среди альпинистов встречаются как поклонники поясов, так и, естественно, альпинистских систем. Но в этом вопросе нужно следовать не эмоциям "нравится - не нравится", а учитывать назначение поясов. По принятым в Евростандартах определениям оно таково: - защита при срыве (имеется в виду "жесткий" срыв с рывком, например, идущего с нижней страховкой) или - удерживание (защита от срыва, например, при наличии верхней страховки)или - позиционирование (удерживание работающего в определенной точке рабочей зоны). Таким образом, если предстоит работа где, не исключен рывок, то и ИСС должна быть соответствующей. Например, удовлетворяющей требованиям УИАА. Чтобы пояса и системы обеспечивали работающему необходимую безопасность, они должны удовлетворять определенным требованиям. В первом случае, это требования государственных стандартов (например, ГОСТ 5718-17, или аналогичные зарубежные), во втором – требования УИАА, которые, как показало сравнение, являются самыми жесткими практически по всем показателям Интересно сопоставить требования ГОСТ и УИАА:
На рис.5-11 показаны основные конструкции предохранительных монтажных и альпинистских систем (ИСС), а также возможные положения тела альпиниста при зависании. Видно, что альпинистские системы в ряде случаев более предпочтительны для применения, так как в экстремальных ситуациях обеспечивают не только более "комфортабельное" и безопасное зависание, но и более удобное положение альпиниста для организации дальнейшего выхода из зависания без посторонней помощи. С другой стороны зависание на фале, прикрепленном к спине, обеспечивает гарантированную физиологическую позу при срывах с тяжелыми последствиями, а это может сыграть решающую для здоровья роль. Такие системы предпочтительны при работах в колодцах и шахтах - в них удобнее вытаскивать работающего в аварийной ситуации, когда он пассивен. Монтажные пояса больше подходят там, где нет угрозы серьезных срывов и страховка носит поддерживающий характер. Для удобства работы они снабжены двумя металлическими кольцами по бокам для страховочных (позиционирующих) концов или цепей. Но существуют и системы, удовлетворяющие всем пожеланиям сразу: и передняя подвеска, и задняя, и кольца по бокам. Такими системами являются, например, петцлевские системы серии "Navaho". Они имеют достаточно долгий срок службы, выполнены из гарантировано прочных материалов, устойчивы к воздействию ультрафиолета, к истиранию и - что не менее важно - комфортны. Несколько слов о сроке службы ИСС; в инструкциях фирмы "Петцль" говорится, что срок "естественного хранения" - 5 лет. А если вы в них работаете, то на ИСС дополнительно воздействует и ультрафиолет, и загрязнения, и - возможно, но крайне нежелательно - кислоты или щелочи...
Рабочие сидения - седушки Рабочим местом промальпиниста является рабочее сидение или -ласково и привычно - "седушка". Или официально - "подвесная конструкция, укрепленная на гибком подвесе с перемещаемым по высоте рабочим местом" (определение ГОСТа для подвесной люльки). Альпинисты, выполняя работу и будучи подвешенными на веревках, и используют эти самые "подвесные конструкции", как правило - самодельные, позволяющие сидя на них и работать, и выполнять спуск по веревке (используя спусковые устройства). Седушка представляет собой доску для сидения, обвязанную основной веревкой, двойным репшнуром, лентой-стропой или тонким тросом. Обязательным условием является то, чтобы обвязка седушки охватывала петлей не только доску, но и сидящего на ней альпиниста, см. рис. 6-11, 7-11. К верхней части обвязки седушки пристегивается спусковое устройство. Такого типа люльки-седуш-ки применяют мачтовики-антенщики при выполнении работ на радио- и телебашнях. В "Правилах по технике безопасности при сооружении и эксплуатации радиопредприятий" по этому поводу сказано: "Люльки могут быть сделаны из сухой дубовой или сосновой доски размерами не менее 600х300х50 мм. Для крепления люльки в углах доски на расстояниях не менее 500 мм от краев делают 4 отверстия, через которые пропускают канат. Концы каната сплетают под доской по диагонали на длине не менее 200 мм и при числе пробивок не менее 5,5 с каждой стороны. После сплетки над доской должны оставаться две петли длиной 1,2 м каждая". В этих требованиях заложена возможность работы с помощью электрических или механических подъемных средств без применения дополнительных страховочных веревок. Для альпинистских седушек эти требования чрезмерны, но общим прочностным качествам должны удовлетворять и они. В частности: - петли обвязки должны иметь 6-кратный запас прочности (можно предположить, что вес альпиниста с инструментами и материалами для работы не превышает 120 кг, таким образом, прочность петель должна быть не менее 700-800 кг); - люльки (в нашем случае - седушки) должны быть испытаны нагрузкой, превышающей расчетную на 50% (т.е., 180 кг) при статическом испытании и на 10% при динамическом (т.е., 132 кг). (Динамическое испытание - это проверка работы устройства в движении). Совершенно очевидно, что стропы, из которых изготавливают обвязку седушки (основная веревка, двойной репшнур, лента, трос 3 мм) вполне удовлетворяют этим требованиям. Что же касается самой доски, то ее размеры диктуются не только прочностными соображениями, но и удобствами работы на ней. В частности, опыт показывает, что достаточной прочностью обладает сосновая доска толщиной 20 мм или авиационная фанера толщиной 12 мм. Размеры этой доски могут колебаться от 200х500 до 300х600 мм в зависимости отличных вкусов и габаритов работающего. На наш взгляд нет смысла также регламентировать расстояния отверстий в доске от краев, поскольку увязка доски выполняется так, что эти отверстия не ослабляют всю систему. Более того, поскольку к стропам обвязки доски часто приходится пристегивать карабином различные предметы (ведра с материалом, сумки с инструментами, шланги), то слишком далекое расположение отверстий от края может оказаться не совсем удобным, Как правило, достаточно расстояния 25-30 мм. При активной работе на седушке часто возникает ситуация, когда альпинист нагружает больше одну сторону доски. Например, при работах с использованием технического приема "маятник", если приходится часто отклоняться в одну и ту же сторону (да тем более, если с той же стороны привязано ведро с краской, например). В этом случае при неправильной увязке доски может произойти ее перекос, который устранить можно только на земле. При выполнении работ большого объема, когда рабочий спуск может продолжаться от 3 до 6 часов, работа на такой перекошенной седушке превращается в пытку. Предупредить такие перекосы можно, если навязать на стропах под отверстиями доски узелки. Для создания определенного комфорта при работе, учитывая рекомендации медицины, можно посоветовать затратить еще немного времени и умений при подготовке седушек на то, чтобы на сиденье доски положить какой-нибудь достаточно мягкий материал (например, пенополиуретан) толщиной до 20 мм. Такое сидение, во-первых - уменьшит нарушения кровообращения ног, а во-вторых - обеспечит лучшую теплоизоляцию нежного седалищного нерва (увы, в числе профзаболеваний альпинистов есть и ишиалгия, и радикулит!). Примечание: по требованиям FISAT (Объединение профессионалов и любителей, выполняющих работы с применением веревки, Германия) площадь сидения должна быть не меньше 800 на 200 мм и оно должно иметь мягкое покрытие толщиной не менее 5 мм. Покрытие должно закрывать не менее 750 на 180 мм поверхности сидения. Чтобы избежать нарушения кровообращения в ногах - а это очень важно и не только при длительных спусках - доска должна располагаться горизонтально (при системе обвязки за углы), ее передняя кромка ни в коем случае не должна быть задрана. Кроме того, эта кромка должна иметь сверху не острый угол, а закругление. На стропы обвязки вблизи доски в местах, где предусматривается навеска карабинов и крючков для инструментов и снаряжения, рекомендуется надеть защитные трубки, например, полиэтиленовые. Длина строп седушки также определяется вкусом "пользователя" (рис.7-11). Есть любители работать на "короткой" седушке с длиной строп 50-60 см каждая. В этом случае при увязке доски нужно следить, чтобы стропы не пережимали сверху ноги работающего (нарушение кровообращения!). Длина строп "длинной" седушки должна быть такой, чтобы спусковое устройство и 10-15 см веревки выше него находились в зоне досягаемости работающего. Таким образом, этому требованию безопасности не удовлетворяет предписание иметь стропы длиной 1,2м. Таковы основные особенности седушек, хотя в некоторых случаях возможны и дальнейшие усовершенствования. Например, при использовании спускового устройства без системы фиксации спусковой веревки на седушке слева можно прикрепить специальные крючки из катаной проволоки диаметром 6-8 мм для такой фиксации, а при выполнении только малярных работ кистью удобно иметь на доске справа крючок-кронштейн для ведра с краской и т.п. Главное, чтобы такие модификации не ухудшали прочностных свойств системы. Г.-У Штрасс с коллегами разработал еще одну конструкцию седушки (рис. 8-11). Она предназначена для работы в таких условиях, когда нельзя опускать вниз конец веревки (например, если веревка может быть повреждена падающими сверху предметами или может где-то запутаться). В этом случае веревка предварительно наматывается на специально расположенную под седушкой катушку и при спуске выдается с нее в спусковое устройство. Нам встречались также и конструкции седушки, снабженные спинкой. Что, безусловно, удобно, если работа не носит динамичного характера с необходимостью выполнять "маятник" или другие активные движения. Следует также заметить, что в принципе, не очень продолжительные работы на веревках можно производить и без седушек, пользуясь специальными беседками. Такие беседки были разработаны в свое время специалистами бригады "Техноспорт". От обычных альпинистских беседок они отличаются тем, что имеют гораздо большую ширину шаговых ремней и мягкие подкладки на этих ремнях. Внимание! Стандартные альпинистские беседки, даже удовлетворяющие требованиям УИАА, не рассчитаны на длительное свободное висение без опоры ногами. Они являются лишь средством защиты от падения. После срыва и зависания нужно немедленно от этого зависания избавляться. При висении в беседке без сознания уже более 6-7 минут (Инструкции "Петцль") в организме пострадавшего могут возникнуть опасные для жизни необратимые явления из-за нарушения кровообращения. Так что и работать, зависая в одной беседке, не следует!
Спусковые (тормозные) устройства Рабочий спуск альпиниста может осуществляться с помощью лебедки, лазанием по конструкциям, с применением противовеса, по веревке или тросу за счет создания дополнительного трения в так называемых спусковых (или тормозных) устройствах. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|