ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Лучше плохо ехать, чем хорошо идти.Народная мудрость
Или, другими словами, чем хорошо лазить по строительным конструкциям, например, с ведрами краски в руках, лучше ехать по веревке или тросу с помощью спускового устройства. Об этом техническом альпинистском приеме и пойдет речь здесь. Но, чтобы избежать стандартных вопросов зрителей, наблюдающих работу альпинистов: "А кто вам там веревки привязывает, а кто вас там держит", - начнем сначала. Итак: Спуск может быть активным - когда работник сам управляет процессом и "руководит" своим спусковым устройством, и пассивным - когда его с помощью лебедки или тормозного устройства спускают коллеги, находящиеся наверху. Вариант пассивного спуска - наверху только неподвижный блок, через который перекинута веревка или трос. Поскольку пассивный спуск достаточно прост в исполнении, в этой главе мы рассмотрим спуск активный, когда дополнительные рабочие силы не отвлекаются на обеспечение спуска одного человека. Итак, чтобы начать работу, нужно организовать рабочую и страховочные системы. Рабочая (или грузовая, или спусковая) система - это закрепленные веревки или тросы, на которых висит во время спуска или работы альпинист вместе с необходимым для работы инструментом и материалами. Страховочная система - это также веревки, тросы, цепи, предотвращающие падение с высоты в аварийной ситуации. Говоря терминами теории надежности, страховочная система представляет собой систему холодного резервирования - она начинает действовать при отказе основной рабочей системы. Нужно сказать впрочем, что рабочая система выполняет одновременно и страховочные функции, т.е. метод промышленного альпинизма, в отличие от обычных способов выполнения верхолазных работ, предусматривает, как правило, наличие двух страховочных линий: рабочей системы и страховочной! Заметим, что каждая из систем представляет собой не только одну лишь веревку: рабочая система = точка (или система) закрепления + основная веревка+ спусковое устройство + карабин + седушка или беседка, страховочная система = точка (или система) закрепления + основная веревка+ схватывающий узел с петлей из репшнура + карабин+ грудная обвязка. В принципе, страховочная система может быть обеспечена и другими способами, выбор которых зависит от конкретных условий работы. При лазаний, например, по конструкциям удобней, как правило, пользоваться просто двумя самостраховочными концами, привязанными к системе "обвязка-беседка", иногда такая система удобна и при спусках по веревке или тросу. При организации работ на высоте часто используют жестко закрепленные веревки - так называемые перила. Всю совокупность страховочных систем можно представить схемой, показанной на рис. 1-IV. Выбирайте любую систему по линиям на схеме - и за работу. Но помните, что страховочная система должна обеспечить: - Принцип непрерывности страховки. Это означает, что при работе на высоте (за исключением огороженных площадок) работающий должен быть постоянно пристрахован. Чтобы эту непрерывность обеспечить, альпинист должен предусмотреть необходимое снаряжение: второй самостраховочный конец, дополнительный карабин, запасную петлю для схватывающего узла и т.п. И прежде чем снимать одну цепь страховки, нужно наладить другую (при этом рабочая система в качестве страховочной не учитывается); - Возможность безаварийного и желательно самостоятельного выхода из непредвиденных ситуаций. Например, при наличии вероятности рывка следует включать в цепь страховки амортизатор (возможное место включения показано на схеме). Кроме того, для самостоятельного выхода из возможного зависания требуется иметь резерв снаряжения (1-2 карабина, дополнительный репшнур или петлю). Итак, выбрав удобную для работы систему страховки, осуществляем
Закрепление веревки (троса) Здесь мы предполагаем, что занести веревки наверх не является проблемой: есть лифт, или лестница, или подъемное устройство. А о том, как быть, если доступ наверх затруднен, мы поговорим ниже в разделах "Техника подъема по закрепленной веревке" и "Техника передвижения по пространственным конструкциям". Вот мы и наверху. Крепить концы веревок или тросов можно только к так называемым "прочным элементам зданий и сооружений" (ГОСТ). К ним можно отнести: - стальные конструкции и балки (при использовании сварных конструкций учитывать возможность наличия дефектов сварки!); - железобетонные балки и конструкции (при использовании закладных элементов этих конструкций учитывать возможность заводских дефектов при их заложении!); - кирпичные надстройки (визуальный контроль прочности кладки!); - деревянные балки и конструкции. К сожалению, у нас нет нормативов на прочность этих - самых разнообразных - элементов (как в Германии, например, где эти нормативы определены соответствующими инструкциями), поэтому надежность закрепления зависит от опыта и серьезности работающего альпиниста. Примечание: По предписаниям по ТБ FISAT под точками присоединения понимаются соединительные приспособления (DIN EN 795) или страховочные крюки в крыше (DIN EN 517), которые служат для восприятия усилий от несущего средства. Они являются пригодными для применения, если согласно техническим предписаниям подтверждена несущая способность для одного человека при статической отдельной нагрузке - 6 кН, или в результате испытания - двукратным нагруженном в рабочем направлении усилием 7,5 кН в течение 5 минут.
Для увеличения надежности обязательным условием является закрепление несущей и страховочной веревок в разных, не зависящих друг от друга, точках. Это означает, что каждая из этих веревок привязывается к элементу здания или сооружения своей собственной петлей (из веревки, троса, цепи) и/или своим собственным карабином. При этом и элементы конструкции должны быть различными, если в отношении них есть хоть малейшее сомнение (например, при использовании сварных соединений достаточно тонких профилей или закладных элементов железобетонных конструкций). Закрепление можно производить либо концом той же веревки (спусковой или страховочной), завязав его вокруг конструкции с помощью узлов булинь или двойной штык, либо используя отдельную специальную петлю из основной веревки, плоской ленты, троса или цепи. Веревка встегивается в эту петлю с помощью карабина с муфтой. В качестве петель для закрепления следует использовать: - двойную основную веревку (усилие разрыва ок. 3000 кгс), - двойную синтетическую ленту (усилие разрыва ок. 3000 кгс), - трос диаметром 8,8 мм (усилие разрыва ок. 3000 кгс), - двойную цепь калибра не менее 6 (усилие разрыва не менее 2700 кгс). При использовании для закрепления веревок или плоских лент необходимо предусмотреть их защиту на перегибах и кромках(см. раздел “Снаряжение”). Иногда острые перегибы можно обрабатывать молотком, чтобы скруглить кромку. Например, это в некоторых случаях можно делать на бетонных парапетах крыш. Естественно, такая обработка не должна нарушать основных свойств обрабатываемого элемента конструкции: прочности, внешнего вида, функциональных возможностей. Защиту можно не применять на гладких металлических элементах, кромки которых имеют закругления радиусом не менее 6 мм. Связывать веревочные петли или петли из плоских лент следует узлами встречным или грейпвайном. На концах пристегиваемых веревок рекомендуется вязать узлы типа двойной проводник. Пристегивать каждую веревку желательно двумя карабинами - это уменьшит перегиб веревки в узле, а значит - снизит потери прочности. При использовании двух карабинов можно применять и карабины без муфт, но при этом встегивать их следует таким образом, чтобы защелки карабинов располагались с разных сторон (рис.2-!У)! При использовании карабинов с муфтами все муфты должны быть завинчены.
Навеска веревок После того, как верхний конец веревки закреплен, второй нужно опустить вниз на землю или промежуточную площадку, до которой предполагается спускаться. В принципе, это можно сделать так же, как и в горах, т.е., размарки-ровать бухту и, если веревка не запутана, предупредив криком "Веревка!", просто сбросить ее вниз (но вначале проверьте еще раз, закреплен ли наверху хоть один конец!). Более правильно, однако, спускать конец веревки, постепенно выдавая ее через перегиб. При таком спуске у вас есть возможности лишний раз осмотреть веревку по всей ее длине. Если по каким-либо причинам спустить конец веревки вниз невозможно (ветер, сложная конструкция), то может оказаться необходимым специально для этого наладить подвесную дорогу из репшнура или тонкого троса. На нее карабином пристегивается опускаемый конец веревки. После этого можно плавно выдать веревку. При опускании веревки на большую глубину (более 40 м) для облегчения этого процесса к опускаемому концу можно привязать груз весом 5-10 кг. Особенно это может помочь при ветре. На земле или промежуточной площадке концы веревок рекомендуется закрепить на некотором расстоянии от линии спуска в стороне так, чтобы на них не попадал падающий сверху материал: краска, строительные обломки, цементный раствор и т.п. Теперь нужно проверить, как веревка идет вниз. Во-первых, через перегиб между точкой закрепления и зоной спуска веревка должна проходить под прямым углом к линии перегиба, чтобы исключить возможность ее поперечного смещения под нагрузкой и, тем самым, вероятность перетирания. Чтобы выполнить это условие, при необходимости нужно устанавливать оттяжки, которыми можно регулировать нужное направление прохождения веревки (рис.З-IV). Кроме того, нужно посмотреть, как проходит веревка в рабочей зоне. Если там тоже есть перегибы или острые кромки, то и на них нужно предусмотреть защиту веревки. Это можно сделать либо установив на этом перегибе промежуточный предохранитель (тут удобен предохранитель на застежке-липучке), либо применив дополнительные оттяжки. Промежуточный предохранитель должен быть закреплен. И предохранители и оттяжки можно устанавливать либо заранее, либо во время спуска. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|