Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Спусковые устройства для веревки




Общим практически для всех тормозных устройств, применяемых в альпинизме, является почти одинаковое прохождение через них верев­ки (рис.9-11а) и создание благодаря этому дополнительного трения тор­можения.

Изготавливают альпинистские тормозные устройства из легких сплавов методом фасонного литья или фрезерованием из прокатной заготовки. В первом случае требуется гарантия качества литья и - очень желательно - последующая дефектоскопия для выявления скрытых де­фектов. Фрезерование из проката более предпочтительно при само­стоятельном изготовлении, так как прокатка обладает свойствами уст­ранять дефекты литья и дополнительно упрочнять металл. Хотя и в этом случае возможны неприятные непредсказуемые без специального об­следования нюансы на краях прокатного листа. Так что при любом изго­товлении, будь это специализированная фирма-изготовитель, или дру­гое производство, на изделие нужно получить у продавца сертификат качества - это тоже га­рантия вашей безопас­ности.

Для промышленно­го альпинизма, где не так уж важен вес уст­ройства, их можно де­лать из стали, которая обладает не только вы­сокой прочностью, но и высокой износостойко­стью, что также имеет большое значение.

Дадим краткую ха­рактеристику показан­ных на рис.9-11 спуско­вых устройств.

"Восьмерка" (1) - одно из первых приспособлений, пришедших на смену классическому способу спуска "дюльфером" (способу, при кото­ром веревка проходила по телу альпиниста, обеспечивая необходимое для спуска трение и пытаясь отпилить альпинисту ногу или голову). "Восьмерка" достаточно удобна, но создает для веревки слишком рез­кие перегибы, которые "крутят" веревку и образуют на ней "барашки". Недостатком является и отсутствие надежного закрепления веревки при длительных остановках.

Модификация "восьмерки" - модель с рожками для фиксации ве­ревки при остановке. Это уже лучше!

"Лепесток"(2) - те же свойства, что и у "восьмерки", но гораздо бо­лее надежная фиксация веревки при остановке. Преимущество: верев­ка пропускается через карабин, воспринимающий основную нагрузку спуска.

Недостаток: веревка пропускается через карабин, который из-за этого подвержен износу (особенно, если веревка загрязнена абразив­ными частицами - песок, цемент и др.).

"Гребенка" (3) - устаревшая конструкция, для работы не рекомен­дуется, так как требует постоянного наблюдения - есть опасность соскакивания витков веревки, особенно в процессе посадки. Приведена здесь, скорее, для примера, хотя чего только не встретишь в нашей не­объятной стране...

"Букашка Б.Кашевника"(4)- ее большое преимущество в том, что основная нагрузка, как и в "лепестке", приходится на карабин, но трет веревка при этом не карабин, а специальный выступ устройства.

"Букашка-Промальп" (5) - то же преимущество, что и у "букашки", но происходит меньшее скручивание веревки, так как она проходит в одной плоскости по радиусам большей величины. Другие преимущества: позво­ляет работать на двух веревках с разнесенными точками закрепления, об­служивая их раздельно (т.е. двигаться зигзагом), при отпускании рук ве­ревка автоматически заклинивается в отверстиях каплеобразной формы. Для длительной фиксации веревки предусмотрены "рожки".

Система Радебергер (6) - разработана в Саксонской Швейцарии (местечке Радеберг) специально для обеспечения спасательных работ. Несущая способность до 4500 кгс. Веревка, в том числе и двойная, про­ходит по большим радиусам, так что уменьшена опасность скручива­ния. Допускает пропускание узлов при сращивании веревки без ее сня­тия с тормозного устройства. Наиболее нагруженные места усилены. Большое количество вспо­могательных отверстий расширяет спектр возможностей - упрощается подвеска дополнительных грузов, систем, оттяжек.

Радебергер уменьшенный (7) - разработка специалистов Герма­нии. Практически те же преимущества, что и у обычного Радебергера, но меньшая громоздкость. Несущая способность не менее 1000 кгс.

Оба последних тормозных устройства сейчас запатентованы в пос­ледней модификации и выпускаются фирмой "Stra?" (ФРГ). Они под­вергаются индивидуальному контролю качества и применяются, в том . числе и в спасательных и пожарных службах.

Примечание: Из фирменной инструкции (ФРГ) по пользованию:

"Спасательное устройство с отверстиями для страховки могут ис­пользовать только обученные работники. Таковыми являются фи­зически и профессионально пригодные лица, успешно закончив­шие не менее, чем двухдневный курс обучения".

 

Однако прогресс - есть прогресс. И целый ряд фирм специализиру­ется на выпуске снаряжения для производства высотных строительных и прочих работ. В качестве примера посмотрим на спусковые устройст­ва все той же фирмы "Петцль" (цветная вкладка, фото 1).

A) Самостопорящее устройство"I'D" для спуска и страховки. Для выпуска веревки при спуске нужно повернуть рукоятку. Скорость же спуска регулируется, как и в прочих спусковых устройствах, тормозной рукой, удерживающей веревку ниже тормоза. При отпускании рукоятки происходит автоматическая остановка. Что интересно: устройство так называемую систему "Anti-Panik": автоматическая остановка и удержи­вание происходят и при непроизвольном зажатии рычага, что иногда бывает у новичков при испуге (панике). Вес устройства 530 г. Диаметр веревки 10-13 мм.

Б) Самостопорящее спусковое устройство"Stop" (у нас называют "стопором"). Имеет несколько иное расположение фрикционных эле­ментов, чем предыдущая конструкция, но также фиксирует веревку при отпускании рукоятки. Для заведения в него веревки не требуется отсте-гивание от карабина. Вес устройства 326 г. Диаметр веревки 9-12 мм.

B)"Grigri" - также самостопорящее устройство для спуска и стра­ховки. Принцип действия, как и в предыдущих устройствах. Вес устройства 225 г. Диаметр веревки 10-11 мм.

Г)"Rack" - решетка - применяется для спуска любой протяженности, как на одинарной, так и на двойной веревке. Принцип действия ясен из рисунка. Следует, однако, подчеркнуть, что решетка позволяет регулировать скорость спуска, добавляя или убирая перемычки - это делается просто. Вес устройства 470 г. Диаметр веревки: одинарная -9-13 мм, двойная - 8-11 мм.

Д)"Tuba" - эта большая "железка" (1240 г, сталь + алюминий) нужна там, где очень длинный спуск требует пропускания узлов, связывающих веревки, да еще и под нагрузкой. Позволяет пропускать и двойную ве­ревку.

Применение спусковых (тормозных) устройств может быть двояким:

либо для так называемого активного спуска - когда устройство присте­гивается карабином к стропам седушки (или индивидуальной страхо­вочной системы - ИСС), и работающий сам управляет им, дозируя ско­рость и длину спуска, либо для пассивного. Это когда спуск обеспечи­вает второй альпинист сверху (где в этом случае находится и тормоз­ное устройство), выдавая через тормоз спускающемуся веревку, к кон­цу которой тот и пристегнут.

Примечание: по требованиям FISAT (Объединение профессиона­лов и любителей, выполняющих работы с применением веревки, Германия) используемые на несущих системах устройства и обо­рудование должны быть самоблокирующимися, т.е., если испол­нитель не будет держать их, они должны останавливать или тормо­зить спуск по веревке до безопасной скорости.

(Безопасной скоростью спуска на веревке является скорость 1,5м/с, что соответствует скорости приземления 5,4 км/ч).

 

Нестандартные решения

Учительница в классе:

- А теперь, дети, повторим слова, которые мы не должны знать

Анекдот

 

Кроме описанных выше спусковых устройств могут быть, естествен­но, применены и другие устройства и системы, обеспечивающие дос­таточную степень торможения и возможность остановки в любой мо­мент спуска. Например, узел УИАА (см. раздел "Узлы", узел "пожарника") или карабинный тормоз (см. разд. "Оказание помощи товарищу").

Но возможны и нестандартные решения. И в принципе, при нор­мальной, штатной работе их применять не следует, поскольку они не нормированы и не сертифицированы. Однако знать их на всякий случай следует. Как минимум, для того, чтобы в случае крайней необходимо­сти, в экстремальных ситуациях, можно было быстро решить проблему подручными средствами.

Но главное при этом - понимание принципов организации безопас­ности и понимание физических процессов при торможении веревки.

Итак:

1. Самодельное спусковое устройство, сваренное из арматурной стали показано на рис. 10-11 а. Конструкция перед использованием ис­пытана в соответствии с ТУ. Допускается раздельное обслуживание ка­ждой веревки. (По фотографии, предоставленной К.Растегаевым).

2. Автор использовал в работе и на восхождениях в горах устройст­во, показанное на рис. 10-11 б.

Тормозная планка была вырезана из дерева твердой породы (бук, арча). При использовании подобных спусковых устройств, не имеющих специальных приспособлений для фиксации веревки при остановке, об этой фиксации нужно позаботиться заранее (см. разд. "Техника спус­ка"). Как, впрочем, и при использовании простой восьмерки.

Кстати, в этом устройстве нетрудно увидеть элемент описанной вы­ше "решетки" или описанного ниже карабинного тормоза.

Нужно упомянуть и о других способах, которые встречались в испол­нении умельцев.

3. Однажды под рукой не было никакого спускового устройства, но спускаться зачем-то было надо (за­чем?). Решение нашлось в виде чу­гунного литого маховичка от запор­ного водопроводного вентиля сред­них размеров. Маховичок встегнули в карабин вместо восьмерки, а дру­гие отверстия в нем использовали по аналогии с восьмеркой.

4. Встречается и нестандартное применение фирменной восьмерки, допускающее автоматическую фикса­цию при остановке и отпускании рук с восьмерки(рис. 11 - Ив). Но неизвест­но, как восприняли бы такое новшество изготовители, ведь прочност­ные характеристики для "восьмерок" они задают исходя из нагрузки вдоль оси, а не "наискосок". Тем более, что при таком способе есть ве­роятность соскакивания петли веревки через малое кольцо восьмерки с вытекающими неприятными последствиями. (Так что если уж припе­чет использовать этот вариант, не затруднитесь в это малое кольцо встегнуть карабин самостраховочного уса - может и поможет).

5. И т. д....

 

НО!

И ЗДЕСЬ, И ДАЛ ЕЕ!

НЕПРАВИЛЬНОЕ, НЕСТАНДАРТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СНАРЯЖЕНИЯ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ФАТАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ! ПОТОМУ РУКО­ВОДИТЕЛЬ РАБОТ И ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ДОПУСК К РАБО­ТАМ, ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ СВОЮ МЕРУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИНИМАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ!

ОНИ ДОЛЖНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ!

 

А приведены здесь эти способы для того, чтобы можно было оце­нить, чего можно ожидать от технически развитого альпинистско-спелеологически-туристского народа. И - как уже сказано - чтобы иметь все-таки какие-то варианты решения возникших проблем в случае, на­пример, форс-мажорных ситуаций.

 

Спусковые устройства для троса

Спектр легких и компактных спусковых устройств для троса не так велик,как для веревок.

Для работы "сверху" можно использовать входящий в комплект штат­ного альпинистского спасательного снаряжения блок-тормоз. Он пред­ставляет собой круглый деревян­ный блок, скрепленный металличе­ской скобой. Для спуска тросом делают вокруг этого блока 2-3 обо­рота (количество зависит от на­грузки), которые и обеспечивают необходимое тормозное трение. После того, как эти обороты троса сделаны, металлическая скоба за­крывается и фиксируется завинчи­вающейся муфтой. Для фиксации троса при остановках на боковой щеке скобы сделаны в виде гре­бенки штифты, между которыми заводится трос (рис.12-11а).

Но блок-тормоз слишком тяжел и громоздок для применения непо­средственно на рабочем месте (на седушке).

Поэтому в качестве спускового устройство фрикционного типа для использования на подвижном рабочем месте для троса может приме­няться описанная выше решетка. В спелеологии это апробировано до­статочно хорошо.

Устройства для подъема по веревке

Для подъема по веревке вместо схватывающих узлов (см. Рис. 12. II разд. "Узлы") применяют специальные устройства - зажимы. По принципу действия существуют зажимы перегибающего типа и кулачковые. Возможно и сочетание обоих принципов в одной конструк­ции (зажим фирмы "Петцль"), а также применение иных принципов (на­пример, система с роликом). Материал для изготовления зажимов -легкие сплавы, хотя для промышленного альпинизма их, так же как и спусковые устройства, можно изготавливать из стали.

Рассмотрим основные типы зажимов (рис.13-111).

"Абалаз" (1) - простейшая проволочная конструкция перегибающе­го типа, созданная В.М.Абалаковым. Приведен здесь в ка­честве прообраза та­кого типа зажимов. Для применения на высотных работах не рекомендуется, так как требует к себе постоянного внима­ния (существует опасность выскакивания веревки). Кро­ме того, в нем, как и во всех перегибаю­щих зажимах, слиш­ком велик холостой ход, результат слишком большие энергетические за­траты.

Система Хибеле-ра (2) представляет собой сочетание принципа перегибания и кулачкового. Зажим более сло­жен в изготовлении, держит более надежно, без проскальзываний, но и в нем есть опасность выскакивания веревки. Обе эти системы (1 и 2) при­ведены здесь скорее для исторического обзора, чем в качестве рекомен­даций к применению.

Зажим с поворотным сегментом (3) - перегибающего типа. На­дежность удержания повышается за счет поворотного сегмента. Надежен, так как веревка после вкладывания в зажим геометрически замыкается щечками зажима и карабином. Существующий недостаток - на натянутой веревке ненагруженный зажим может уехать вниз - можно устранить, если поворотный эксцентрик слегка подпружинить.

Жюмар (4) - один из распространенных типов зажима. Получил на­звание по имени изобретателей: швейцарцев Жюзи и Марти. Тип - кулач­ковый. Удобен в обращении за счет простоты одевания на веревку и сня­тия, в том числе и одной рукой. Как правило, имеет удобную рукоятку. В том числе под левую и под правую руки. По нашему обычаю, встретив жю-мары много лет назад впервые, мы теперь называем так все аналогичные зажимы любых фирм (и даже жумарами). Вот такие мы "Ывановы".

Система с плавающим роликом (5) (конструкция О.Душина) рабо­тает на совершенно ином принципе, чем предыдущие: Свободно плаваю­щие в прорезях цилиндры за счет трения захватываются веревкой и авто­матически заклиниваются в расположенных под углом друг к другу щеках зажима. Если цилиндры слегка подпружинить снизу, то исключится воз­можность проскальзывания нагруженного зажима вниз по веревке.

Диаметр веревки для этого зажима никакой роли не играет. Проч­ность зажима определяется прочностью его корпуса.

Шунт (Shunt) - зажим перегибающего действия. Может применять­ся на двойной веревке, имеет гладкие кулачки, не портящие оплетку. При работе на двух веревках они должны иметь одинаковый диаметр.

Кролл (Croll) - зажим фирмы Петцль (см. фото 2 цветной вкладки). Прикрепляется непосредственно на ИСС (грудную обвязку или бесед­ку). Удобен для фиксации веревки при спуске (расположение ниже спу­скового устройства) и в качестве страховки и фиксации при подъеме по веревке. Поскольку при таком расположении отсутствует свободный полет при срыве, может использоваться без дополнительных страхо­вочных устройств. Такие конструкции (в том числе и других фирм) назы­вают также грудными зажимами.

Разумеется, здесь перечислены лишь основные типы зажимов. Мо­дификаций же может быть множество: перегибающие и заклиниваю­щие, разъемные и неразъемные, судебной рукояткой или только с ра­бочим узлом, для одинарной веревки или для двойной и т.д.

При выборе зажима для работы нужно учитывать следующие требо­вания:

- он должен быть достаточно прочным и надежным (на зажим нужно иметь сертификат, паспорт или акт испытания),

- не должно быть возможности выскакивания из зажима веревки,

- - кулачок и все детали, соприкасающиеся с веревкой, не должны иметь острых кромок, нарушающих оплетку веревки при работе зажима или при рывке,

- в зажимах разъемных конструкций все детали должны быть при-

страхованы друг к другу.

Область применения зажимов не ограничивается только лазанием по веревке. Они используются также при создании полиспастных сис­тем для подъема грузов, для временной фиксации веревки и т.д. В ча­стности, на рис. 13-II (поз.6) показано устройство, представляющее со­бой комбинацию зажима кулачкового типа с роликом и предназначен­ное для вытаскивания грузов (Minitraxion, Петцль, например).

В практике часто задают вопрос,можно ли использовать зажимы для самостраховки вместо схватывающего узла?Ответ однозначен:

Только если это допускается производителем зажима (напри­мер, для системы Кролл и при правильном использовании)

(Мы уже приводили расчет усилия рывка, возникающего при срыве альпиниста, находящегося на высоте 1 м над точкой за­крепления, которую в данном случае обеспечивает зажим. Это усилие составляет не менее 500 кгс.)

В комиссии по безопасности УИАА были проведены испытания не­скольких систем зажимов, выпускаемых в Европе, на разрыв. (Мы не приводим данные по другим типам, но и приведенные цифры позволя­ют увидеть, что в критических ситуациях зажимы могут подвергаться своим предельно допустимым нагрузкам). Получены следующие результаты:

 

Фирма (система) Поломка образца при: Рекомендации и гарантии фирмы-изготовителя
Жюмар 450 кгс Ручка испытана при 300 кг. Вес более 150 кг или ударная нагрузка не рекомендуются
Клог 590 кгс  
Петцль 550 кгс Макс. Нагрузка 400 кгс
Хиблер 460 кгс Макс. Нагрузка не более 350 кгс

 

Опыт - увы, печальный и основанный на несоблюдении рекомен­даций изготовителя или на применении несертифицированного снаряжения - подтверждает эти цифры. Известны случаи гибели альпинистов и у нас, и за рубежом, вызванные либо разрушением зажимов при срыве, либо разрушением веревки в результате дейст­вия зажима.

Альпинистский зажим - это, как правило, средство для пере­движения по веревке или для других действий с ней, но не средство страховки! При движении на зажимах страховка должна быть обеспечена отдельно.

(Речь, конечно, не идет о специально изготовленных зажимах, про­шедших испытания, подтвержденные актом. Решение о примене­нии соответствующих зажимов для самостраховки принимает ру­ководитель работ.).

 

Об особых случаях применения зажимов см. раздел "Техника подъ­ема по закрепленной веревке".

 

Зажимы для троса

Для троса промышленностью выпускаются специальные зажимы шарнирно-кулачковой конструкции (рис.14-11 а).

Внешний вид одной из старых модификаций этой конструкции дал зажиму принятое в обиходе название "лягушка". Изготавливаются эти зажимы из стали и рассчитаны на такую же нагрузку, что и сам трос (не менее).

Со вспомогательными целями для передачи тяговых усилий на трос можно также использовать так называемые бугели (бугель практически представляет собой аналог веревочного зажима пере­гибающего действия). Каждый бу­гель, так же, как и "лягушка", рас­считан на свой диаметр троса (рис.14-116).

 

Лебедки для троса и веревки

Лебедка - это механическое устройство для уменьшения тяговых усилий при вытаскивании грузов. Лебедки прошлого века (подумать только - прошлый век!) разрабатывались в основном для стальных тро­сов. Сейчас выпускаются лебедки и для тросов синтетических, то есть -попросту - веревок.

Преобразование усилий в них осуществляется с помощью таких двух способов (по отдельности или в комбинации):

1 - Ворот - выигрыш в силе определяется отношением длины руко­ятки и радиуса барабана, на который наматывался трос;

2 - Шестеренчатая передача внешняя или внутренняя (планетарная) - выигрыш в силе определяется отношением диаметров зубчатых колес передачи.

Кроме того, одним из определяющих параметров лебедки является система накопления выбираемого троса (веревки). Это либо барабан самой лебедки, либо отдельная катушка для стального троса (для ве­ревки - просто маркировка в бухту).

В первом случае результатом является неизбежное увеличение ве­са лебедки, поскольку барабан несет и силовую нагрузку и должен иметь соответствующую прочность. Поэтому такую систему в мобиль­ных системах используют в основном только для относительно неболь­ших расстояний (10-15 м).

При "длинных" спусках-подъемах применяют вторую систему, рабо­тающую на принципе так называемого кабестана.

Кабестан - ворот для намотки якорных канатов (цепей) на фло­те. Характерен тем, что выбираемый канат от якоря наматыва­ется в несколько оборотов на вращаемый ворот, а затем выхо­дит с другой стороны и практически без нагрузки наматывает­ся на свободную катушку. Вес каната и якоря воспринимает ка­бестан, на котором трос удерживается (и захватывается при вращении) благодаря трению

 

В России по австрийскому образцу была в свое время сконструиро­вана легкая альпинистская лебедка для троса, использующая принцип планетарной передачи (рис.15-11а). Она состоит из трубчатой рамы-треноги, на которую надевается барабан с вмонтированной в него пла­нетарной передачей. Крепится барабан с помощью вставного вала с двумя съемными рукоятками. Вся конструкция позволяет просто и бы­стро осуществлять сборку и разборку.

На раме лебедки установлена собачка, которая автоматически вза­имодействует с храповым колесом на оси барабана, предотвращая его вращение назад. Кроме того, на раме имеется ряд штифтов для фикса­ции троса при длительных остановках.

Вес лебедки в сборе 9-15 кг.

Для работы кроме самой лебедки (и троса, разумеется!) требует­ся еще и катушка для троса, которая располагается "последователь­но" за лебедкой. Работа на лебедке осуществляется следующим об­разом:

Трос "заряжается" в лебедку, для чего нужно сделать несколько витков вокруг барабана (из расчета два витка на нагрузку около 80 кг), конец троса фиксируется на катушке после барабана. Можно на­чинать подъем. Для подъема используются рукоятки лебедки. При этом очень важна роль альпиниста, работающего на катушке: трос между барабаном лебедки и катушкой не должен иметь слабины! Это, во-первых, гарантирует обеспечение необходимого для подъе­ма трения на барабане, а во-вторых - предотвращает образование барашков на тросе.

Спуск производится аналогично. Для спуска можно также зафикси­ровать барабан и использовать его как обычный блок-тормоз.

В системе спасательных служб альпийских стран применяют дру­гие типы лебедок. Одной из них является лебедка "АЛЬПИН" Швей­царской спасательной службы. Ее конструкция понятна из рис. 15-11б. Основное отличие от предыдущей конструкции - отсутствие пла­нетарной передачи (и, следовательно, упрощение изготовления). Вместо нее для обеспечения выигрыша в силе используется рычаг с собачкой и вторым храповым колесом, расположенным по перимет­ру барабана. Приемы работы с этой лебедкой остаются почти таки­ми же.

В качестве примера опишем современную альпинистскую спаса­тельную лебедку системы "Tyromont" для работы с веревкой (материал предоставлен фирмой "Stra? Hohenservice").

"Tyromont" позволяет осуществлять спуск и подъем. Расположе­ние барабана лебедки - вертикальное. Это, несмотря на снижение удобства работы с рукояткой, привело к ее большей устойчивости, поскольку исчез опрокидывающий момент при боковом смещении нагрузки.

Зажим фиксации веревки (блокировка обратного хода или оста­новка) находится после тормозного барабана, то есть на разгру­женной части веревки. Это значит, что зажим не портит веревку! Но конструкция такова, что веревка автоматически входит в этот за­жим.

Лебедка имеет две передачи с отношением 6,8:1 и 32:1. Величина разрывного усилия (разрушение лебедки или приведение в непригод­ное состояние) - 2000 кгс.

Размеры: Длина - 43,5 см,

Ширина - 29,5 см,

Высота - 24 см,

Вес - 6,5 кг.

 

Защитные каски и шлемы

Все ремонтно-строительные работы в так называемых опасных зо­нах по принятым у нас "Строительным нормам и правилам" (СНиП) должны выполняться в защитных касках.

То, что верхолазные работы проводятся в опасной для человека зо­не, сомнения не вызывает, даже если и не заглядывать с СНиП. Так что каски нужны, тем более, что альпинисты приучены пользоваться ими в горах.

Каски, как и другие средства защиты, должны удовлетворять опре­деленным требованиям. Для верхолазных работ можно применять как строительные каски, так и каски альпинистские. Из них, как ни странно, наименее строгие требования предъявляются в стандарте на каски строительные, а самые жесткие - в требованиях УИАА и евростандартов к альпинистским каскам. Это связано, очевидно, с тем, что строи­тельные каски рассчитаны в основном на падение каких-либо предме­тов сверху, а альпинистские каски еще и на вероятность удара головой при падении самого человека.

"Европейские" требования включают в себя:

- требования к конструкции каски: она должна закрывать затылок и виски (УИАА), подвеска должна быть выполнена по "трехточечной" схеме, чтобы предотвратить сползание каски на лоб и затылок;

- усилие, прикладываемое к передней или задней кромке каски для сползания - 5 кг (евростандарт EN 12492)

- требования к энергопоглощению каски: каска, одетая на макет го­ловы, должна выдержать падение полукруглого груза массой 5 кг с высоты 1 м (EN 397);

- требования к прочности каски на пробой: острый пробойник мас­сой 3 кг сбрасывается на макет головы с каской с высоты 1 м, при этом он не должен коснуться самой "головы" (EN 397);

-требования к подвеске каски: она должна выдерживать максималь­ную нагрузку 50 кгс.

И все же, несмотря на допущение работать в любых касках, жела­тельно, чтобы выбранная вами удовлетворяла европейским требовани­ям или максимально к ним приближалась.

В качестве примера удобных касок опишем свойства касок серии "Экрин" (Ecrin, Петцль):

застежка выдерживает 50 кгс, удовлетворяет требованиям евростандарта EN 397 относительно электроизоляции, защиты от жидких, летучих частиц металла, от бокового удара и применима при низких температурах. Модификация "Roc" имеет максимальную вентиляцию. Но если холодно или ветрено - вентиляционные отверстия закрывают­ся специальными заглушками. Каски удобны для пристегивания налоб­ных фонарей, о комфорте головы и подгонке по размеру - даже не при­ходится говорить...

 

А чтобы придать еще больше веса нашим мыслям о касках при­ведем немножко цифр:

Предмет весом 100 г (вес половины стакана воды без учета стакана), пролетевший 50 метров и имеющий затем путь гаше­ния усилия 1 см (это подвеска вашей каски), развивает пиковое усилие 1000 кг. Если вес предмета 0,5 кг, то для развития тако­го усилия достаточно 10 м. Вот и думайте, в ней работать или без нее...

 

Амортизаторы рывка

Мы с вами уже подсчитывали усилие рывка при срыве с высоты 1 м над точкой закрепления или точкой страховки.

При срыве с большей высоты и рывок будет больше. Естественно, что таким испытаниям не стоит подвергать ни снаряжение, ни самого альпиниста, что гораздо важнее. Ибо, согласно заключениям физиоло­гов, предельно допустимая нагрузка рывка на тело человека не должна превышать 400 кгс.

Но поскольку при некоторых видах работ на высоте вероятность срыва все же существует, (монтажные работы, подъемы с нижней стра­ховкой), то потребовались способы борьбы с рывком. Одним из таких способов является применение устройств, ограничивающих величину усилия рывка - амортизаторов.

По принципу действия амортизаторы бывают разрушаемые (одно­разовые) и не разрушаемые.

Промышленностью выпускаются одноразовые текстильные аморти­заторы разрывного действия (рис.16-11). Они представляют собой про­шитую нитками петлю из синтетической ленты. При рывке нитки рвутся, усилие рывка ограничивается уси­лием их разрыва.

Альпинистский амортизатор ра­ботает по тому же принципу, но представляет собой не шитую, а связанную из лент объемного строе­ния специальной вязки систему.

Место расположения амортиза­тора: либо на теле альпиниста, либо на последней точке страховки.

Для того, чтобы амортизатор не мешал в работе - а его длина в нера­зорванном составляет около 60 см - его помещают в сложенном виде в специальный мешочек, размещаемый, например, на поясе.

Пример: разрывной ленточный амортизатор Absorbica (Петцль) в сложенном виде имеет длину 22 см, после разрыва - 160 см. вес 154 г

 

Кроме амортизаторов разрывного действия могут применяться и неразрушаемые металлические конструкции, принцип действия -фрикционный. Например, веревка, проходящая через систему отвер­стий в металлической пластине, за счет трения снижает нагрузку рыв­ка. Правда, все фрикционные амортизаторы рассчитаны для опреде­ленного типа веревки каждый.

Ну, а страхующий, например, с целью создания тормозящего эффе­кта может использовать любое тормозное устройство.

При отсутствии штатного амортизатора в качестве замены можно ис­пользовать амортизатор В.Д.Саратовкина (см. раздел "Узлы", рис.7-Ш).

 

Спецодежда

Требования к спецодежде альпиниста определяются, как правило, характером выполняемых работ. Основные требования к спецодежде:

- она должна быть достаточно свободной и удобной, чтобы можно было без помех осуществлять любые движения руками, ногами, туловищем, с любой амплитудой;

- она должна быть прочной и защищать тело от краски, цемента и т.п. (т.е., как правило, сшитой из прочных тканей);

- она должна "дышать" (за исключением, возможно, случаев выполнения специальных работ, требующих непромокаемой одежды, но и в этом случае могут помочь современные ткани типа гортекс, тинсулайтдр.);

- она должна иметь достаточное количество карманов.

Этим требованиям удовлетворяют штормовые альпинистские (или туристские) костюмы, а также стандартные рабочие хлопчатобумажные костюмы. Выбирая одежду, нужно следить, чтобы она подходила по размеру: брюки и куртки меньших, чем надо, размеров не выдержива­ют активных движений альпиниста и быстро рвутся по швам.

Брюки должны надежно закрывать поясницу, которую не стоит пере­охлаждать (о, незабвенный радикулит!).

С наступлением холодов надо утепляться. В прохладную погоду можно порекомендовать под обычный хлопчатобумажный костюм на­девать спортивный шерстяной костюм и пуховый жилет. В морозы вполне спасает обычный ватный стеганый костюм: брюки и телогрейка. Ну, а если ваша фирма обеспечит вас фирменной спецодеждой - то это вообще сказка!

Для защиты рук, как правило, вполне достаточно обычных брезенто­вых рукавиц. Зимой могут потребоваться рукавицы суконные, а то и две пары: внутренние и наружные - верхонки.

На голову в холодное время года под каску можно надеть шерстяной подшлемник. Впрочем, если вы пользуетесь нормальной фирменной каской, то в ней и так достаточно тепло.

Обувь также должна быть достаточно грубой и прочной, но не на скользкой подошве. Вполне подходят обычные рабочие ботинки на ре­зиновой подошве, желательно типа вибрам. Возможно использовать и кирзовые сапоги. Если на их голенища сверху навыпуск опустить шта­нины брюк, то полностью гарантируется, что внутри обуви у вас не бу­дет ни краски, ни случайных камушков и других строительных компо­нентов, не говоря уже о каплях расплавленного металла, если вдруг придется выполнять сварочные работы.

В заключение хотелось бы сказать пару слов об аккуратности в одеж­де. То, что ее врядли возможно спасти от загрязнений - очевидно. Но оде­жда в лохмотьях, без пуговиц - это увеличение вероятности за что-то за­цепиться в неподходящий момент, а это попросту небезопасно. Наступив на развязанный шнурок можно не просто упасть, а упасть с высоты.

В горах альпинисты часто носят на шее платок для защиты от солн­ца (а иногда и для красоты). Встречаются любители носить шейный платок и на работе. Им (как и обладателям длинных волос) надо быть особенно внимательными при спусках по веревке: косынка попавшая в спусковое устройство, как минимум не способствует производительно­сти труда. (Кстати, один из верхолазов, обнаружив однажды, что в спу­сковое устройство затянуло его слишком неподстриженную бороду, был вынужден отказаться от обета не подстригать ее до победы миро­вой революции).

 

Вспомогательные приспособления

При выполнении высотных работ на промышленных объектах наря­ду с основными видами снаряжения могут понадобиться и различные вспомогательные устройства и предметы снаряжения.

Рассмотрим без особой систематизации некоторые из этих пред­метов. "Некоторые", потому что при творческом подходе к выполнению работ набор таких предметов в каждой бригаде может быть совершен­но оригинальным и постоянно пополняться.

Цепи - это очень удобное и надежное средство для организации то­чек закрепления веревки на конструкциях.

Основное их преимущество наряду с высокой прочностью - практи­ческая неизнашиваемость. Для указанных (и других) целей подходят стальные цепи, применяемые на предохранительных поясах (калибр не менее 5, ГОСТ 7070-75, ГОСТ 2319-81). Для пользования удобно иметь куски цепей длиной 1,5-2 м. В звенья цепей должны проходить стан­дартные альпинистские карабины. Кроме того, удобно, когда все ис­пользуемые в бригаде цепи имеют одинаковые размеры звеньев.

Внимание! Нестандартные цепи для организации точек стра­ховки применять категорически нельзя. Опасно для жизни!

 

Лесенки применяются для создания искусственных точек опоры. Лесенки можно сделать самим, используя репшнур и стандартные дю­ралевые профили, имеющие фасонное сечение и втулки по краям для пропускания репшнура. Ширина ступенек 15-20 см. Как правило, дос­таточно трех- или четырехступенчатых лесенок. Расстояние между сту­пеньками 25-30 см.

При отсутствии стандартных ступенек или если предполагается большая нагрузка на лесенку, ее ступеньки можно сделать из фасонного дюралевого проката соответствующего сечения и прочности.

На верхнюю ступеньку дюралевой лесенки рекомендуется с двух сторон привязать две петельки диаметром 2-3 см из обычной бельевой резинки. Эти петельки нужны для того, чтобы стянуть ими все ступень­ки лесенки в нерабочем положении. Такая собранная лесенка имеет компактный вид и не мешает при работе.

И, наконец, если под рукой нет лесенки, а она нужна, то ее можно связать из веревки или репшнура (рис.17-11). Пользоваться такой сис­темой не столь удобно, но что поделаешь...

Металлические стремена могут понадобиться там, где предстоит длительная работа с нагрузкой искус­ственных точек опоры. То есть эти точки опоры должны быть и удобны­ми, и прочными. Конструкция стреме­ни показана на рис. 18-11. Выгибают их из катаного прутка диаметром не ме­нее 8 мм. Узловые точки сваривают. В верхнее кольцо стремени должен проходить карабин.

 

Седушка для работы под площад­ками несколько отличается от спуско­вых седушек, которые мы рассматри­вали выше. Сама доска седушки имеет меньшие размеры (не более 20х60 см). Веревка также проходит под доской и выходит в двух точках посередине меньших сторон доски небольшими петлями длиной по 10-12 см. К этим петлям пристегивают­ся цепи с крюками для подвешива­ния и стременами (рис.19-11).

Крюки для подвешивания се­душки выгибают из арматурного прутка диаметром 10 мм. Общая длина крюка около 50 см, величина зацепа 10-12 см. В кольцо на конце крюка должен входить карабин.

Крючки для подвешивания не­тяжелых грузов(инструмента,ве­дер с материалом, шлангов и т.п.) можно выгибать из электродной проволоки диаметром 4 мм.

Блоки необходимы для орга­низации подъемных систем, для работы с противовесом.

Конструкции блоков должны быть такими, чтобы обеспечить геометрическое замыкание про­ходящей через них веревки или троса в рабочем положении. Для работы пригодны либо блочки, выпускаемые фирмами-произво­дителями альпинистского снаря­жения, либо стандартные промышленные блоки. В первом случае нуж­но получить у продавца паспорт или сертификат, в которых указаны прочностные характеристики и гарантии, а во втором - свериться с маркировкой, нанесенной на блоке и указывающей на максимально до­пустимую нагрузку. Блоки, на которых собирается висеть альпинист, должны выдерживать нагрузку не менее 1000 кгс.

Уход за блоками заключается в регулярном осмотре перед каждым применением и периодической смазке осей и подшипников.

Протекторы (предохранители) для веревки на перегибах защищают ее от преждевременного разрушения.

В Германии применение протекторов введено в нормативную доку­ментацию по применению метода работы на веревках

Протекторы могут быть металлическими и неметаллическими. Ме­таллические конструкции фирмы "Петцль" показаны на рис.20-11 а, б (количество звеньев набирается по необходимости).

Неметаллические протекторы можно изготовить и самим из толсто­го резинового шланга с внутренними текстильными слоями. Размеры таких протекторов:

-Длина до 1000мм

- Внутренний диаметр 25-40 мм

- Толщина стенок 10-20 мм

На концах протекторов делаются отверстия диаметром 10 мм для репшнура, которым протекторы прикрепляются либо к самой конструк­ции, либо схватывающим узлом к защищаемой ими веревке. Второй вариант хуже, потому что при нагружении веревки она, вытягиваясь, может свезти за собой с кромки и протектор.

Удобны и неметаллические протекторы промышленного изготовле­ния (Petzl, Camp, "Венто"), имеющие по длине застежку-липучку и не требующие продевания в них веревки .

При большом объеме работ на постоянных местах рекомендуется ист­ратить время на то, чтобы изготовить постоянные протекторы, например, на зданиях - сбить из досок уголок, закруглить кромку и прибить ограничи­тели, препятствующие боковому перемещению веревки на перегибе.

В качестве временной меры можно использовать многослойные коврики из плотных тканей, резиновые прокладки и т.д., словом, любые прокладки, предотвращающие контакт нагруженных веревок с кромка­ми конструкций. Эти прокладки должны быть застрахованы от сполза­ния из рабочего положения. Да и сами веревки должны быть уложены так, чтобы было исключено съезжание с прокладок в процессе работы.

Число таких нужных предметов в принципе, не ограничено (а точнее - ограничивается только фантазией и инженерными способностями работников). Сочиняйте, используйте, но с одним условием: полученное творение должно иметь соответствующий запас прочности и соответ­ствующую стабильность при использовании.

А в качестве примера приведем еще одну конструкцию, полезную при работе на зданиях старой конструкции с большим карнизом под крышей. Назовем ее

Обвод карниза (вариант бригады альпинистов из Курска - В.Сычев, К.Харитоненко и др.). Представляет собой специально изогнутый по форме карниза кусок трубы (рис.20.11б), на конце которой сделаны от­верстия по карабины. Верхнее отверстие - для фиксации наверху, ниж­нее - для встегивания рабочей веревки. Задача альпиниста дотянуться до этого нижнего карабина, а потом комфортно работать, не борясь за то, чтобы как то притянуться к стене.

Приспособления, облегчающие работу с тросом

Зажимы для соединения тросов (рис.21-11а) представляют собой фигурную металлическую ко­лодку с двумя отверстиями, в которые вставляется скоба. На концы скобы навинчиваются гайки, которыми сжимаются тросы, пропущенные через эту скобу. На колодке должен быть вычеканен размер зажима. Нужно следить, чтобы размер соответствовал диаметру тро­са. Для целей промышленного альпинизма, как правило, дос­таточно двух размеров:

 

 

Размер зажима Диаметр каната Высота скобы Длина колодки Ширина колодки
5-7
7-10

Размеры в мм

 

К сожалению, наблюдается некоторая терминологическая путани­ца, никак не определенная стандартами: зажимами называют и "лягуш­ки", и эти приспособления для сжатия.

Поэтому в обиходе могут для последних встретиться названия "сжи­мы", "жимки", "чекеля". Надеемся, что вас это не должно смутить сильно.

Такелажные скобы (б) в некоторых случаях могут быть использованы вместо карабинов при работе с тросом.

Нужно только учитывать допустимую нагрузку для такелажных скоб, которая должна выштамповываться на боковине скобы. Для ориенти­ровки приведем некоторые параметры такелажных скоб:

 

Допустимая нагрузка, кгс Высота Ширина Толщина

Размеры в мм

Талрепы (в) применяются для натяжения тросов, в частности, пе­рильных страховочных тросов или тросов для подвески при работах под площадками. Для этого допускается применять талрепы, выдерживаю­щие нагрузку не менее 1200 кгс (имеют наибольшую длину при испол­нении не менее 524 мм и ход 168 мм).

Соединительные звенья (на рис. не показаны) входят в состав альпинистского спасательного тросового снаряжения и предназначе­ны для сращивания тросов соответствующего диаметра. Их прочность соответствует прочности сращиваемых тросов, а размеры рассчитаны еще и так, чтобы звенья проходили через блоки, входящие в комплект.

Коуши (г) это небольшие стальные оцинкованные детали, позволя­ющие избежать чрезмерных перегибов троса в местах присоединения.

Мелочи, приятные или необходимые

Слово "мелочи" мы применили здесь не в смысле значимости, а в смысле размеров или веса деталей, И тут нужно сказать о современном подходе к выпуску снаряжения для верхолазов. Он формулируется так: работник по возможности не должен думать, какой узел и как ему завязать. Все уже завязано!

И - по большому счету - многие из этих деталей могут показаться как бы избыточными, без которых можно и обойтись, но с ними так удобно!

В качестве примера на рис. 22-Иа показаны страховочные "усы", ко­торые связаны узлами, промаркированными специальной лентой или залитыми пластиком, не допускающим развязывание узлов. А внутрь петелек узла проводника встроены неснимаемые пластиковые коуши. Удобно и повышает надежность.

Варианты таких усов - с зажимом для регулировки длины уса или со встроенным амортизатором. И попробуй тут разберись, насколько эти мелочи являются мелочами.

Спасательная косынка - в списке снаряжения, которое по требо­ваниям FISAT обязана "на всякий случай" иметь бригада, должна при­сутствовать спасательная косынка (спасатели называют ее подгузни­ком) - полотняный треугольник, исполняющий роль беседки для спуска пострадавших или для эвакуации здоровых. Как ее применять - видно на рис. 22-Пб.

Монтажные платы (рис. 22-Нв) - что может быть проще: пластинка с дырками. Но тоже удобно - навешивай сколько угодно снаряжения (как не вспомнить Радебергер, который тоже этим славится). Или центруй, например, носилки, чтоб пострадавший не вниз головой на них перека­шивался (пришлось как-то наблюдать серьезные соревнования спаса­телей, в которых только одна команда отцентровала с помощью такой пластины пострадавшего до уровня необходимой комфортности, у ос­тальных команд пострадавший висел с перекосом в сторону головы, ожидая инсульта...),

Поворотный карабин (рис. 22-11г) - груз, свободно висящий на длин­ной веревке, в конце концов, начинает вращаться вокруг оси, направ­ленной вдоль веревки. Это обусловлено тем, что внутри оплетки пряди веревки свиты. Под грузом свивка стремится распрямиться. То же про­исходит и при работе с тросом, только еще более активно. Поворотный карабин, внутри которого расположен упорный подшипник, это предот­вращает. А вес его - 130 г (Петцль).

Фонари - если работа вечером, ночью, в шахтах или пещерах, то на­лобный фонарь необходим. И коль скоро мы описывали петцлевские каски, то надо сказать и о фонарях той же фирмы. Они крепятся прямо на каске и имеют вес в зависимости от модификации от 100 до 200 г. Лампы либо обычные, либо галогенные, более яркие, но менее эконо­мичные. С точки зрения времени работы заслуживает внимания модель Duo Belt, которая с обычной лампочкой работает 36 часов, а весит 140 г на голове и вес батарей в кармане (4 аккумуляторных батарейки LR14).

Ну, а налобные крошки- фонарики Tikka, способные работать сутки и весящие вместе с батарейками всего 70 г - вообще, мечта любого ра­ботника, и практика, и эстета.

Радиостанции - наилучшее средство избежать недоразумений и недопониманий при работе на высоких объектах. Опыт показывает, что при работе на радио- или телевизионных башнях высотой уже более 50 метров докричаться до верхней площадки снизу бывает очень и очень трудно. Правда, встречаются и телефонизированные объекты, но это, к сожалению, редкость.

Для работы вполне достаточно самых маломощных радиостанций, работающих в диапазоне УКВ, ведь видимость прямая, а дальность связи не превышает 300-400 м.

Транспортировочные сумки, коробки, рюкзаки - это тоже непло­хо иметь и свидетельствует о хорошем стиле бригады.

Список вспомогательных приспособлений можно было бы продолить и дальше, но давайте вспомним эпиграф к этой главе и призыв Джорджа думать не о тех вещах, с которыми можно обойтись, а о тех, без которых обойтись нельзя. А если о чем-либо еще надо будет ска­зать, так мы скажем ниже...

Все, Джордж! Мы закончили.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных