ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Спусковые устройства для веревкиОбщим практически для всех тормозных устройств, применяемых в альпинизме, является почти одинаковое прохождение через них веревки (рис.9-11а) и создание благодаря этому дополнительного трения торможения. Изготавливают альпинистские тормозные устройства из легких сплавов методом фасонного литья или фрезерованием из прокатной заготовки. В первом случае требуется гарантия качества литья и - очень желательно - последующая дефектоскопия для выявления скрытых дефектов. Фрезерование из проката более предпочтительно при самостоятельном изготовлении, так как прокатка обладает свойствами устранять дефекты литья и дополнительно упрочнять металл. Хотя и в этом случае возможны неприятные непредсказуемые без специального обследования нюансы на краях прокатного листа. Так что при любом изготовлении, будь это специализированная фирма-изготовитель, или другое производство, на изделие нужно получить у продавца сертификат качества - это тоже гарантия вашей безопасности. Для промышленного альпинизма, где не так уж важен вес устройства, их можно делать из стали, которая обладает не только высокой прочностью, но и высокой износостойкостью, что также имеет большое значение. Дадим краткую характеристику показанных на рис.9-11 спусковых устройств. "Восьмерка" (1) - одно из первых приспособлений, пришедших на смену классическому способу спуска "дюльфером" (способу, при котором веревка проходила по телу альпиниста, обеспечивая необходимое для спуска трение и пытаясь отпилить альпинисту ногу или голову). "Восьмерка" достаточно удобна, но создает для веревки слишком резкие перегибы, которые "крутят" веревку и образуют на ней "барашки". Недостатком является и отсутствие надежного закрепления веревки при длительных остановках. Модификация "восьмерки" - модель с рожками для фиксации веревки при остановке. Это уже лучше! "Лепесток"(2) - те же свойства, что и у "восьмерки", но гораздо более надежная фиксация веревки при остановке. Преимущество: веревка пропускается через карабин, воспринимающий основную нагрузку спуска. Недостаток: веревка пропускается через карабин, который из-за этого подвержен износу (особенно, если веревка загрязнена абразивными частицами - песок, цемент и др.). "Гребенка" (3) - устаревшая конструкция, для работы не рекомендуется, так как требует постоянного наблюдения - есть опасность соскакивания витков веревки, особенно в процессе посадки. Приведена здесь, скорее, для примера, хотя чего только не встретишь в нашей необъятной стране... "Букашка Б.Кашевника"(4) - ее большое преимущество в том, что основная нагрузка, как и в "лепестке", приходится на карабин, но трет веревка при этом не карабин, а специальный выступ устройства. "Букашка-Промальп" (5) - то же преимущество, что и у "букашки", но происходит меньшее скручивание веревки, так как она проходит в одной плоскости по радиусам большей величины. Другие преимущества: позволяет работать на двух веревках с разнесенными точками закрепления, обслуживая их раздельно (т.е. двигаться зигзагом), при отпускании рук веревка автоматически заклинивается в отверстиях каплеобразной формы. Для длительной фиксации веревки предусмотрены "рожки". Система Радебергер (6) - разработана в Саксонской Швейцарии (местечке Радеберг) специально для обеспечения спасательных работ. Несущая способность до 4500 кгс. Веревка, в том числе и двойная, проходит по большим радиусам, так что уменьшена опасность скручивания. Допускает пропускание узлов при сращивании веревки без ее снятия с тормозного устройства. Наиболее нагруженные места усилены. Большое количество вспомогательных отверстий расширяет спектр возможностей - упрощается подвеска дополнительных грузов, систем, оттяжек. Радебергер уменьшенный (7) - разработка специалистов Германии. Практически те же преимущества, что и у обычного Радебергера, но меньшая громоздкость. Несущая способность не менее 1000 кгс. Оба последних тормозных устройства сейчас запатентованы в последней модификации и выпускаются фирмой "Stra?" (ФРГ). Они подвергаются индивидуальному контролю качества и применяются, в том. числе и в спасательных и пожарных службах. Примечание: Из фирменной инструкции (ФРГ) по пользованию: "Спасательное устройство с отверстиями для страховки могут использовать только обученные работники. Таковыми являются физически и профессионально пригодные лица, успешно закончившие не менее, чем двухдневный курс обучения".
Однако прогресс - есть прогресс. И целый ряд фирм специализируется на выпуске снаряжения для производства высотных строительных и прочих работ. В качестве примера посмотрим на спусковые устройства все той же фирмы "Петцль" (цветная вкладка, фото 1). A) Самостопорящее устройство "I'D" для спуска и страховки. Для выпуска веревки при спуске нужно повернуть рукоятку. Скорость же спуска регулируется, как и в прочих спусковых устройствах, тормозной рукой, удерживающей веревку ниже тормоза. При отпускании рукоятки происходит автоматическая остановка. Что интересно: устройство так называемую систему "Anti-Panik": автоматическая остановка и удерживание происходят и при непроизвольном зажатии рычага, что иногда бывает у новичков при испуге (панике). Вес устройства 530 г. Диаметр веревки 10-13 мм. Б) Самостопорящее спусковое устройство "Stop" (у нас называют "стопором"). Имеет несколько иное расположение фрикционных элементов, чем предыдущая конструкция, но также фиксирует веревку при отпускании рукоятки. Для заведения в него веревки не требуется отсте-гивание от карабина. Вес устройства 326 г. Диаметр веревки 9-12 мм. B) "Grigri" - также самостопорящее устройство для спуска и страховки. Принцип действия, как и в предыдущих устройствах. Вес устройства 225 г. Диаметр веревки 10-11 мм. Г) "Rack" - решетка - применяется для спуска любой протяженности, как на одинарной, так и на двойной веревке. Принцип действия ясен из рисунка. Следует, однако, подчеркнуть, что решетка позволяет регулировать скорость спуска, добавляя или убирая перемычки - это делается просто. Вес устройства 470 г. Диаметр веревки: одинарная -9-13 мм, двойная - 8-11 мм. Д) "Tuba" - эта большая "железка" (1240 г, сталь + алюминий) нужна там, где очень длинный спуск требует пропускания узлов, связывающих веревки, да еще и под нагрузкой. Позволяет пропускать и двойную веревку. Применение спусковых (тормозных) устройств может быть двояким: либо для так называемого активного спуска - когда устройство пристегивается карабином к стропам седушки (или индивидуальной страховочной системы - ИСС), и работающий сам управляет им, дозируя скорость и длину спуска, либо для пассивного. Это когда спуск обеспечивает второй альпинист сверху (где в этом случае находится и тормозное устройство), выдавая через тормоз спускающемуся веревку, к концу которой тот и пристегнут. Примечание: по требованиям FISAT (Объединение профессионалов и любителей, выполняющих работы с применением веревки, Германия) используемые на несущих системах устройства и оборудование должны быть самоблокирующимися, т.е., если исполнитель не будет держать их, они должны останавливать или тормозить спуск по веревке до безопасной скорости. (Безопасной скоростью спуска на веревке является скорость 1,5м/с, что соответствует скорости приземления 5,4 км/ч).
Нестандартные решения Учительница в классе: - А теперь, дети, повторим слова, которые мы не должны знать Анекдот
Кроме описанных выше спусковых устройств могут быть, естественно, применены и другие устройства и системы, обеспечивающие достаточную степень торможения и возможность остановки в любой момент спуска. Например, узел УИАА (см. раздел "Узлы", узел "пожарника") или карабинный тормоз (см. разд. "Оказание помощи товарищу"). Но возможны и нестандартные решения. И в принципе, при нормальной, штатной работе их применять не следует, поскольку они не нормированы и не сертифицированы. Однако знать их на всякий случай следует. Как минимум, для того, чтобы в случае крайней необходимости, в экстремальных ситуациях, можно было быстро решить проблему подручными средствами. Но главное при этом - понимание принципов организации безопасности и понимание физических процессов при торможении веревки. Итак: 1. Самодельное спусковое устройство, сваренное из арматурной стали показано на рис. 10-11 а. Конструкция перед использованием испытана в соответствии с ТУ. Допускается раздельное обслуживание каждой веревки. (По фотографии, предоставленной К.Растегаевым). 2. Автор использовал в работе и на восхождениях в горах устройство, показанное на рис. 10-11 б. Тормозная планка была вырезана из дерева твердой породы (бук, арча). При использовании подобных спусковых устройств, не имеющих специальных приспособлений для фиксации веревки при остановке, об этой фиксации нужно позаботиться заранее (см. разд. "Техника спуска"). Как, впрочем, и при использовании простой восьмерки. Кстати, в этом устройстве нетрудно увидеть элемент описанной выше "решетки" или описанного ниже карабинного тормоза. Нужно упомянуть и о других способах, которые встречались в исполнении умельцев. 3. Однажды под рукой не было никакого спускового устройства, но спускаться зачем-то было надо (зачем?). Решение нашлось в виде чугунного литого маховичка от запорного водопроводного вентиля средних размеров. Маховичок встегнули в карабин вместо восьмерки, а другие отверстия в нем использовали по аналогии с восьмеркой. 4. Встречается и нестандартное применение фирменной восьмерки, допускающее автоматическую фиксацию при остановке и отпускании рук с восьмерки(рис. 11 - Ив). Но неизвестно, как восприняли бы такое новшество изготовители, ведь прочностные характеристики для "восьмерок" они задают исходя из нагрузки вдоль оси, а не "наискосок". Тем более, что при таком способе есть вероятность соскакивания петли веревки через малое кольцо восьмерки с вытекающими неприятными последствиями. (Так что если уж припечет использовать этот вариант, не затруднитесь в это малое кольцо встегнуть карабин самостраховочного уса - может и поможет). 5. И т. д....
НО! И ЗДЕСЬ, И ДАЛ ЕЕ! НЕПРАВИЛЬНОЕ, НЕСТАНДАРТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СНАРЯЖЕНИЯ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ФАТАЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ! ПОТОМУ РУКОВОДИТЕЛЬ РАБОТ И ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ДОПУСК К РАБОТАМ, ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ СВОЮ МЕРУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИНИМАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ! ОНИ ДОЛЖНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ!
А приведены здесь эти способы для того, чтобы можно было оценить, чего можно ожидать от технически развитого альпинистско-спелеологически-туристского народа. И - как уже сказано - чтобы иметь все-таки какие-то варианты решения возникших проблем в случае, например, форс-мажорных ситуаций.
Спусковые устройства для троса Спектр легких и компактных спусковых устройств для троса не так велик,как для веревок. Для работы "сверху" можно использовать входящий в комплект штатного альпинистского спасательного снаряжения блок-тормоз. Он представляет собой круглый деревянный блок, скрепленный металлической скобой. Для спуска тросом делают вокруг этого блока 2-3 оборота (количество зависит от нагрузки), которые и обеспечивают необходимое тормозное трение. После того, как эти обороты троса сделаны, металлическая скоба закрывается и фиксируется завинчивающейся муфтой. Для фиксации троса при остановках на боковой щеке скобы сделаны в виде гребенки штифты, между которыми заводится трос (рис.12-11а). Но блок-тормоз слишком тяжел и громоздок для применения непосредственно на рабочем месте (на седушке). Поэтому в качестве спускового устройство фрикционного типа для использования на подвижном рабочем месте для троса может применяться описанная выше решетка. В спелеологии это апробировано достаточно хорошо. Устройства для подъема по веревке Для подъема по веревке вместо схватывающих узлов (см. Рис. 12. II разд. "Узлы") применяют специальные устройства - зажимы. По принципу действия существуют зажимы перегибающего типа и кулачковые. Возможно и сочетание обоих принципов в одной конструкции (зажим фирмы "Петцль"), а также применение иных принципов (например, система с роликом). Материал для изготовления зажимов -легкие сплавы, хотя для промышленного альпинизма их, так же как и спусковые устройства, можно изготавливать из стали. Рассмотрим основные типы зажимов (рис.13-111). "Абалаз" (1) - простейшая проволочная конструкция перегибающего типа, созданная В.М.Абалаковым. Приведен здесь в качестве прообраза такого типа зажимов. Для применения на высотных работах не рекомендуется, так как требует к себе постоянного внимания (существует опасность выскакивания веревки). Кроме того, в нем, как и во всех перегибающих зажимах, слишком велик холостой ход, результат слишком большие энергетические затраты. Система Хибеле-ра (2) представляет собой сочетание принципа перегибания и кулачкового. Зажим более сложен в изготовлении, держит более надежно, без проскальзываний, но и в нем есть опасность выскакивания веревки. Обе эти системы (1 и 2) приведены здесь скорее для исторического обзора, чем в качестве рекомендаций к применению. Зажим с поворотным сегментом (3) - перегибающего типа. Надежность удержания повышается за счет поворотного сегмента. Надежен, так как веревка после вкладывания в зажим геометрически замыкается щечками зажима и карабином. Существующий недостаток - на натянутой веревке ненагруженный зажим может уехать вниз - можно устранить, если поворотный эксцентрик слегка подпружинить. Жюмар (4) - один из распространенных типов зажима. Получил название по имени изобретателей: швейцарцев Жюзи и Марти. Тип - кулачковый. Удобен в обращении за счет простоты одевания на веревку и снятия, в том числе и одной рукой. Как правило, имеет удобную рукоятку. В том числе под левую и под правую руки. По нашему обычаю, встретив жю-мары много лет назад впервые, мы теперь называем так все аналогичные зажимы любых фирм (и даже жумарами). Вот такие мы "Ывановы". Система с плавающим роликом (5) (конструкция О.Душина) работает на совершенно ином принципе, чем предыдущие: Свободно плавающие в прорезях цилиндры за счет трения захватываются веревкой и автоматически заклиниваются в расположенных под углом друг к другу щеках зажима. Если цилиндры слегка подпружинить снизу, то исключится возможность проскальзывания нагруженного зажима вниз по веревке. Диаметр веревки для этого зажима никакой роли не играет. Прочность зажима определяется прочностью его корпуса. Шунт (Shunt) - зажим перегибающего действия. Может применяться на двойной веревке, имеет гладкие кулачки, не портящие оплетку. При работе на двух веревках они должны иметь одинаковый диаметр. Кролл (Croll) - зажим фирмы Петцль (см. фото 2 цветной вкладки). Прикрепляется непосредственно на ИСС (грудную обвязку или беседку). Удобен для фиксации веревки при спуске (расположение ниже спускового устройства) и в качестве страховки и фиксации при подъеме по веревке. Поскольку при таком расположении отсутствует свободный полет при срыве, может использоваться без дополнительных страховочных устройств. Такие конструкции (в том числе и других фирм) называют также грудными зажимами. Разумеется, здесь перечислены лишь основные типы зажимов. Модификаций же может быть множество: перегибающие и заклинивающие, разъемные и неразъемные, судебной рукояткой или только с рабочим узлом, для одинарной веревки или для двойной и т.д. При выборе зажима для работы нужно учитывать следующие требования: - он должен быть достаточно прочным и надежным (на зажим нужно иметь сертификат, паспорт или акт испытания), - не должно быть возможности выскакивания из зажима веревки, - - кулачок и все детали, соприкасающиеся с веревкой, не должны иметь острых кромок, нарушающих оплетку веревки при работе зажима или при рывке, - в зажимах разъемных конструкций все детали должны быть при- страхованы друг к другу. Область применения зажимов не ограничивается только лазанием по веревке. Они используются также при создании полиспастных систем для подъема грузов, для временной фиксации веревки и т.д. В частности, на рис. 13-II (поз.6) показано устройство, представляющее собой комбинацию зажима кулачкового типа с роликом и предназначенное для вытаскивания грузов (Minitraxion, Петцль, например). В практике часто задают вопрос, можно ли использовать зажимы для самостраховки вместо схватывающего узла? Ответ однозначен: Только если это допускается производителем зажима (например, для системы Кролл и при правильном использовании) (Мы уже приводили расчет усилия рывка, возникающего при срыве альпиниста, находящегося на высоте 1 м над точкой закрепления, которую в данном случае обеспечивает зажим. Это усилие составляет не менее 500 кгс.) В комиссии по безопасности УИАА были проведены испытания нескольких систем зажимов, выпускаемых в Европе, на разрыв. (Мы не приводим данные по другим типам, но и приведенные цифры позволяют увидеть, что в критических ситуациях зажимы могут подвергаться своим предельно допустимым нагрузкам). Получены следующие результаты:
Опыт - увы, печальный и основанный на несоблюдении рекомендаций изготовителя или на применении несертифицированного снаряжения - подтверждает эти цифры. Известны случаи гибели альпинистов и у нас, и за рубежом, вызванные либо разрушением зажимов при срыве, либо разрушением веревки в результате действия зажима. Альпинистский зажим - это, как правило, средство для передвижения по веревке или для других действий с ней, но не средство страховки! При движении на зажимах страховка должна быть обеспечена отдельно. (Речь, конечно, не идет о специально изготовленных зажимах, прошедших испытания, подтвержденные актом. Решение о применении соответствующих зажимов для самостраховки принимает руководитель работ.).
Об особых случаях применения зажимов см. раздел "Техника подъема по закрепленной веревке".
Зажимы для троса Для троса промышленностью выпускаются специальные зажимы шарнирно-кулачковой конструкции (рис.14-11 а). Внешний вид одной из старых модификаций этой конструкции дал зажиму принятое в обиходе название "лягушка". Изготавливаются эти зажимы из стали и рассчитаны на такую же нагрузку, что и сам трос (не менее). Со вспомогательными целями для передачи тяговых усилий на трос можно также использовать так называемые бугели (бугель практически представляет собой аналог веревочного зажима перегибающего действия). Каждый бугель, так же, как и "лягушка", рассчитан на свой диаметр троса (рис.14-116).
Лебедки для троса и веревки Лебедка - это механическое устройство для уменьшения тяговых усилий при вытаскивании грузов. Лебедки прошлого века (подумать только - прошлый век!) разрабатывались в основном для стальных тросов. Сейчас выпускаются лебедки и для тросов синтетических, то есть -попросту - веревок. Преобразование усилий в них осуществляется с помощью таких двух способов (по отдельности или в комбинации): 1 - Ворот - выигрыш в силе определяется отношением длины рукоятки и радиуса барабана, на который наматывался трос; 2 - Шестеренчатая передача внешняя или внутренняя (планетарная) - выигрыш в силе определяется отношением диаметров зубчатых колес передачи. Кроме того, одним из определяющих параметров лебедки является система накопления выбираемого троса (веревки). Это либо барабан самой лебедки, либо отдельная катушка для стального троса (для веревки - просто маркировка в бухту). В первом случае результатом является неизбежное увеличение веса лебедки, поскольку барабан несет и силовую нагрузку и должен иметь соответствующую прочность. Поэтому такую систему в мобильных системах используют в основном только для относительно небольших расстояний (10-15 м). При "длинных" спусках-подъемах применяют вторую систему, работающую на принципе так называемого кабестана. Кабестан - ворот для намотки якорных канатов (цепей) на флоте. Характерен тем, что выбираемый канат от якоря наматывается в несколько оборотов на вращаемый ворот, а затем выходит с другой стороны и практически без нагрузки наматывается на свободную катушку. Вес каната и якоря воспринимает кабестан, на котором трос удерживается (и захватывается при вращении) благодаря трению
В России по австрийскому образцу была в свое время сконструирована легкая альпинистская лебедка для троса, использующая принцип планетарной передачи (рис.15-11а). Она состоит из трубчатой рамы-треноги, на которую надевается барабан с вмонтированной в него планетарной передачей. Крепится барабан с помощью вставного вала с двумя съемными рукоятками. Вся конструкция позволяет просто и быстро осуществлять сборку и разборку. На раме лебедки установлена собачка, которая автоматически взаимодействует с храповым колесом на оси барабана, предотвращая его вращение назад. Кроме того, на раме имеется ряд штифтов для фиксации троса при длительных остановках. Вес лебедки в сборе 9-15 кг. Для работы кроме самой лебедки (и троса, разумеется!) требуется еще и катушка для троса, которая располагается "последовательно" за лебедкой. Работа на лебедке осуществляется следующим образом: Трос "заряжается" в лебедку, для чего нужно сделать несколько витков вокруг барабана (из расчета два витка на нагрузку около 80 кг), конец троса фиксируется на катушке после барабана. Можно начинать подъем. Для подъема используются рукоятки лебедки. При этом очень важна роль альпиниста, работающего на катушке: трос между барабаном лебедки и катушкой не должен иметь слабины! Это, во-первых, гарантирует обеспечение необходимого для подъема трения на барабане, а во-вторых - предотвращает образование барашков на тросе. Спуск производится аналогично. Для спуска можно также зафиксировать барабан и использовать его как обычный блок-тормоз. В системе спасательных служб альпийских стран применяют другие типы лебедок. Одной из них является лебедка "АЛЬПИН" Швейцарской спасательной службы. Ее конструкция понятна из рис. 15-11б. Основное отличие от предыдущей конструкции - отсутствие планетарной передачи (и, следовательно, упрощение изготовления). Вместо нее для обеспечения выигрыша в силе используется рычаг с собачкой и вторым храповым колесом, расположенным по периметру барабана. Приемы работы с этой лебедкой остаются почти такими же. В качестве примера опишем современную альпинистскую спасательную лебедку системы "Tyromont" для работы с веревкой (материал предоставлен фирмой "Stra? Hohenservice"). "Tyromont" позволяет осуществлять спуск и подъем. Расположение барабана лебедки - вертикальное. Это, несмотря на снижение удобства работы с рукояткой, привело к ее большей устойчивости, поскольку исчез опрокидывающий момент при боковом смещении нагрузки. Зажим фиксации веревки (блокировка обратного хода или остановка) находится после тормозного барабана, то есть на разгруженной части веревки. Это значит, что зажим не портит веревку! Но конструкция такова, что веревка автоматически входит в этот зажим. Лебедка имеет две передачи с отношением 6,8:1 и 32:1. Величина разрывного усилия (разрушение лебедки или приведение в непригодное состояние) - 2000 кгс. Размеры: Длина - 43,5 см, Ширина - 29,5 см, Высота - 24 см, Вес - 6,5 кг.
Защитные каски и шлемы Все ремонтно-строительные работы в так называемых опасных зонах по принятым у нас "Строительным нормам и правилам" (СНиП) должны выполняться в защитных касках. То, что верхолазные работы проводятся в опасной для человека зоне, сомнения не вызывает, даже если и не заглядывать с СНиП. Так что каски нужны, тем более, что альпинисты приучены пользоваться ими в горах. Каски, как и другие средства защиты, должны удовлетворять определенным требованиям. Для верхолазных работ можно применять как строительные каски, так и каски альпинистские. Из них, как ни странно, наименее строгие требования предъявляются в стандарте на каски строительные, а самые жесткие - в требованиях УИАА и евростандартов к альпинистским каскам. Это связано, очевидно, с тем, что строительные каски рассчитаны в основном на падение каких-либо предметов сверху, а альпинистские каски еще и на вероятность удара головой при падении самого человека. "Европейские" требования включают в себя: - требования к конструкции каски: она должна закрывать затылок и виски (УИАА), подвеска должна быть выполнена по "трехточечной" схеме, чтобы предотвратить сползание каски на лоб и затылок; - усилие, прикладываемое к передней или задней кромке каски для сползания - 5 кг (евростандарт EN 12492) - требования к энергопоглощению каски: каска, одетая на макет головы, должна выдержать падение полукруглого груза массой 5 кг с высоты 1 м (EN 397); - требования к прочности каски на пробой: острый пробойник массой 3 кг сбрасывается на макет головы с каской с высоты 1 м, при этом он не должен коснуться самой "головы" (EN 397); -требования к подвеске каски: она должна выдерживать максимальную нагрузку 50 кгс. И все же, несмотря на допущение работать в любых касках, желательно, чтобы выбранная вами удовлетворяла европейским требованиям или максимально к ним приближалась. В качестве примера удобных касок опишем свойства касок серии "Экрин" (Ecrin, Петцль): застежка выдерживает 50 кгс, удовлетворяет требованиям евростандарта EN 397 относительно электроизоляции, защиты от жидких, летучих частиц металла, от бокового удара и применима при низких температурах. Модификация "Roc" имеет максимальную вентиляцию. Но если холодно или ветрено - вентиляционные отверстия закрываются специальными заглушками. Каски удобны для пристегивания налобных фонарей, о комфорте головы и подгонке по размеру - даже не приходится говорить...
А чтобы придать еще больше веса нашим мыслям о касках приведем немножко цифр: Предмет весом 100 г (вес половины стакана воды без учета стакана), пролетевший 50 метров и имеющий затем путь гашения усилия 1 см (это подвеска вашей каски), развивает пиковое усилие 1000 кг. Если вес предмета 0,5 кг, то для развития такого усилия достаточно 10 м. Вот и думайте, в ней работать или без нее...
Амортизаторы рывка Мы с вами уже подсчитывали усилие рывка при срыве с высоты 1 м над точкой закрепления или точкой страховки. При срыве с большей высоты и рывок будет больше. Естественно, что таким испытаниям не стоит подвергать ни снаряжение, ни самого альпиниста, что гораздо важнее. Ибо, согласно заключениям физиологов, предельно допустимая нагрузка рывка на тело человека не должна превышать 400 кгс. Но поскольку при некоторых видах работ на высоте вероятность срыва все же существует, (монтажные работы, подъемы с нижней страховкой), то потребовались способы борьбы с рывком. Одним из таких способов является применение устройств, ограничивающих величину усилия рывка - амортизаторов. По принципу действия амортизаторы бывают разрушаемые (одноразовые) и не разрушаемые. Промышленностью выпускаются одноразовые текстильные амортизаторы разрывного действия (рис.16-11). Они представляют собой прошитую нитками петлю из синтетической ленты. При рывке нитки рвутся, усилие рывка ограничивается усилием их разрыва. Альпинистский амортизатор работает по тому же принципу, но представляет собой не шитую, а связанную из лент объемного строения специальной вязки систему. Место расположения амортизатора: либо на теле альпиниста, либо на последней точке страховки. Для того, чтобы амортизатор не мешал в работе - а его длина в неразорванном составляет около 60 см - его помещают в сложенном виде в специальный мешочек, размещаемый, например, на поясе. Пример: разрывной ленточный амортизатор Absorbica (Петцль) в сложенном виде имеет длину 22 см, после разрыва - 160 см. вес 154 г
Кроме амортизаторов разрывного действия могут применяться и неразрушаемые металлические конструкции, принцип действия -фрикционный. Например, веревка, проходящая через систему отверстий в металлической пластине, за счет трения снижает нагрузку рывка. Правда, все фрикционные амортизаторы рассчитаны для определенного типа веревки каждый. Ну, а страхующий, например, с целью создания тормозящего эффекта может использовать любое тормозное устройство. При отсутствии штатного амортизатора в качестве замены можно использовать амортизатор В.Д.Саратовкина (см. раздел "Узлы", рис.7-Ш).
Спецодежда Требования к спецодежде альпиниста определяются, как правило, характером выполняемых работ. Основные требования к спецодежде: - она должна быть достаточно свободной и удобной, чтобы можно было без помех осуществлять любые движения руками, ногами, туловищем, с любой амплитудой; - она должна быть прочной и защищать тело от краски, цемента и т.п. (т.е., как правило, сшитой из прочных тканей); - она должна "дышать" (за исключением, возможно, случаев выполнения специальных работ, требующих непромокаемой одежды, но и в этом случае могут помочь современные ткани типа гортекс, тинсулайтдр.); - она должна иметь достаточное количество карманов. Этим требованиям удовлетворяют штормовые альпинистские (или туристские) костюмы, а также стандартные рабочие хлопчатобумажные костюмы. Выбирая одежду, нужно следить, чтобы она подходила по размеру: брюки и куртки меньших, чем надо, размеров не выдерживают активных движений альпиниста и быстро рвутся по швам. Брюки должны надежно закрывать поясницу, которую не стоит переохлаждать (о, незабвенный радикулит!). С наступлением холодов надо утепляться. В прохладную погоду можно порекомендовать под обычный хлопчатобумажный костюм надевать спортивный шерстяной костюм и пуховый жилет. В морозы вполне спасает обычный ватный стеганый костюм: брюки и телогрейка. Ну, а если ваша фирма обеспечит вас фирменной спецодеждой - то это вообще сказка! Для защиты рук, как правило, вполне достаточно обычных брезентовых рукавиц. Зимой могут потребоваться рукавицы суконные, а то и две пары: внутренние и наружные - верхонки. На голову в холодное время года под каску можно надеть шерстяной подшлемник. Впрочем, если вы пользуетесь нормальной фирменной каской, то в ней и так достаточно тепло. Обувь также должна быть достаточно грубой и прочной, но не на скользкой подошве. Вполне подходят обычные рабочие ботинки на резиновой подошве, желательно типа вибрам. Возможно использовать и кирзовые сапоги. Если на их голенища сверху навыпуск опустить штанины брюк, то полностью гарантируется, что внутри обуви у вас не будет ни краски, ни случайных камушков и других строительных компонентов, не говоря уже о каплях расплавленного металла, если вдруг придется выполнять сварочные работы. В заключение хотелось бы сказать пару слов об аккуратности в одежде. То, что ее врядли возможно спасти от загрязнений - очевидно. Но одежда в лохмотьях, без пуговиц - это увеличение вероятности за что-то зацепиться в неподходящий момент, а это попросту небезопасно. Наступив на развязанный шнурок можно не просто упасть, а упасть с высоты. В горах альпинисты часто носят на шее платок для защиты от солнца (а иногда и для красоты). Встречаются любители носить шейный платок и на работе. Им (как и обладателям длинных волос) надо быть особенно внимательными при спусках по веревке: косынка попавшая в спусковое устройство, как минимум не способствует производительности труда. (Кстати, один из верхолазов, обнаружив однажды, что в спусковое устройство затянуло его слишком неподстриженную бороду, был вынужден отказаться от обета не подстригать ее до победы мировой революции).
Вспомогательные приспособления При выполнении высотных работ на промышленных объектах наряду с основными видами снаряжения могут понадобиться и различные вспомогательные устройства и предметы снаряжения. Рассмотрим без особой систематизации некоторые из этих предметов. "Некоторые", потому что при творческом подходе к выполнению работ набор таких предметов в каждой бригаде может быть совершенно оригинальным и постоянно пополняться. Цепи - это очень удобное и надежное средство для организации точек закрепления веревки на конструкциях. Основное их преимущество наряду с высокой прочностью - практическая неизнашиваемость. Для указанных (и других) целей подходят стальные цепи, применяемые на предохранительных поясах (калибр не менее 5, ГОСТ 7070-75, ГОСТ 2319-81). Для пользования удобно иметь куски цепей длиной 1,5-2 м. В звенья цепей должны проходить стандартные альпинистские карабины. Кроме того, удобно, когда все используемые в бригаде цепи имеют одинаковые размеры звеньев. Внимание! Нестандартные цепи для организации точек страховки применять категорически нельзя. Опасно для жизни!
Лесенки применяются для создания искусственных точек опоры. Лесенки можно сделать самим, используя репшнур и стандартные дюралевые профили, имеющие фасонное сечение и втулки по краям для пропускания репшнура. Ширина ступенек 15-20 см. Как правило, достаточно трех- или четырехступенчатых лесенок. Расстояние между ступеньками 25-30 см. При отсутствии стандартных ступенек или если предполагается большая нагрузка на лесенку, ее ступеньки можно сделать из фасонного дюралевого проката соответствующего сечения и прочности. На верхнюю ступеньку дюралевой лесенки рекомендуется с двух сторон привязать две петельки диаметром 2-3 см из обычной бельевой резинки. Эти петельки нужны для того, чтобы стянуть ими все ступеньки лесенки в нерабочем положении. Такая собранная лесенка имеет компактный вид и не мешает при работе. И, наконец, если под рукой нет лесенки, а она нужна, то ее можно связать из веревки или репшнура (рис.17-11). Пользоваться такой системой не столь удобно, но что поделаешь... Металлические стремена могут понадобиться там, где предстоит длительная работа с нагрузкой искусственных точек опоры. То есть эти точки опоры должны быть и удобными, и прочными. Конструкция стремени показана на рис. 18-11. Выгибают их из катаного прутка диаметром не менее 8 мм. Узловые точки сваривают. В верхнее кольцо стремени должен проходить карабин.
Седушка для работы под площадками несколько отличается от спусковых седушек, которые мы рассматривали выше. Сама доска седушки имеет меньшие размеры (не более 20х60 см). Веревка также проходит под доской и выходит в двух точках посередине меньших сторон доски небольшими петлями длиной по 10-12 см. К этим петлям пристегиваются цепи с крюками для подвешивания и стременами (рис.19-11). Крюки для подвешивания седушки выгибают из арматурного прутка диаметром 10 мм. Общая длина крюка около 50 см, величина зацепа 10-12 см. В кольцо на конце крюка должен входить карабин. Крючки для подвешивания нетяжелых грузов(инструмента,ведер с материалом, шлангов и т.п.) можно выгибать из электродной проволоки диаметром 4 мм. Блоки необходимы для организации подъемных систем, для работы с противовесом. Конструкции блоков должны быть такими, чтобы обеспечить геометрическое замыкание проходящей через них веревки или троса в рабочем положении. Для работы пригодны либо блочки, выпускаемые фирмами-производителями альпинистского снаряжения, либо стандартные промышленные блоки. В первом случае нужно получить у продавца паспорт или сертификат, в которых указаны прочностные характеристики и гарантии, а во втором - свериться с маркировкой, нанесенной на блоке и указывающей на максимально допустимую нагрузку. Блоки, на которых собирается висеть альпинист, должны выдерживать нагрузку не менее 1000 кгс. Уход за блоками заключается в регулярном осмотре перед каждым применением и периодической смазке осей и подшипников. Протекторы (предохранители) для веревки на перегибах защищают ее от преждевременного разрушения. В Германии применение протекторов введено в нормативную документацию по применению метода работы на веревках Протекторы могут быть металлическими и неметаллическими. Металлические конструкции фирмы "Петцль" показаны на рис.20-11 а, б (количество звеньев набирается по необходимости). Неметаллические протекторы можно изготовить и самим из толстого резинового шланга с внутренними текстильными слоями. Размеры таких протекторов: -Длина до 1000мм - Внутренний диаметр 25-40 мм - Толщина стенок 10-20 мм На концах протекторов делаются отверстия диаметром 10 мм для репшнура, которым протекторы прикрепляются либо к самой конструкции, либо схватывающим узлом к защищаемой ими веревке. Второй вариант хуже, потому что при нагружении веревки она, вытягиваясь, может свезти за собой с кромки и протектор. Удобны и неметаллические протекторы промышленного изготовления (Petzl, Camp, "Венто"), имеющие по длине застежку-липучку и не требующие продевания в них веревки. При большом объеме работ на постоянных местах рекомендуется истратить время на то, чтобы изготовить постоянные протекторы, например, на зданиях - сбить из досок уголок, закруглить кромку и прибить ограничители, препятствующие боковому перемещению веревки на перегибе. В качестве временной меры можно использовать многослойные коврики из плотных тканей, резиновые прокладки и т.д., словом, любые прокладки, предотвращающие контакт нагруженных веревок с кромками конструкций. Эти прокладки должны быть застрахованы от сползания из рабочего положения. Да и сами веревки должны быть уложены так, чтобы было исключено съезжание с прокладок в процессе работы. Число таких нужных предметов в принципе, не ограничено (а точнее - ограничивается только фантазией и инженерными способностями работников). Сочиняйте, используйте, но с одним условием: полученное творение должно иметь соответствующий запас прочности и соответствующую стабильность при использовании. А в качестве примера приведем еще одну конструкцию, полезную при работе на зданиях старой конструкции с большим карнизом под крышей. Назовем ее Обвод карниза (вариант бригады альпинистов из Курска - В.Сычев, К.Харитоненко и др.). Представляет собой специально изогнутый по форме карниза кусок трубы (рис.20.11б), на конце которой сделаны отверстия по карабины. Верхнее отверстие - для фиксации наверху, нижнее - для встегивания рабочей веревки. Задача альпиниста дотянуться до этого нижнего карабина, а потом комфортно работать, не борясь за то, чтобы как то притянуться к стене. Приспособления, облегчающие работу с тросом Зажимы для соединения тросов (рис.21-11а) представляют собой фигурную металлическую колодку с двумя отверстиями, в которые вставляется скоба. На концы скобы навинчиваются гайки, которыми сжимаются тросы, пропущенные через эту скобу. На колодке должен быть вычеканен размер зажима. Нужно следить, чтобы размер соответствовал диаметру троса. Для целей промышленного альпинизма, как правило, достаточно двух размеров:
Размеры в мм
К сожалению, наблюдается некоторая терминологическая путаница, никак не определенная стандартами: зажимами называют и "лягушки", и эти приспособления для сжатия. Поэтому в обиходе могут для последних встретиться названия "сжимы", "жимки", "чекеля". Надеемся, что вас это не должно смутить сильно. Такелажные скобы (б) в некоторых случаях могут быть использованы вместо карабинов при работе с тросом. Нужно только учитывать допустимую нагрузку для такелажных скоб, которая должна выштамповываться на боковине скобы. Для ориентировки приведем некоторые параметры такелажных скоб:
Размеры в мм Талрепы (в) применяются для натяжения тросов, в частности, перильных страховочных тросов или тросов для подвески при работах под площадками. Для этого допускается применять талрепы, выдерживающие нагрузку не менее 1200 кгс (имеют наибольшую длину при исполнении не менее 524 мм и ход 168 мм). Соединительные звенья (на рис. не показаны) входят в состав альпинистского спасательного тросового снаряжения и предназначены для сращивания тросов соответствующего диаметра. Их прочность соответствует прочности сращиваемых тросов, а размеры рассчитаны еще и так, чтобы звенья проходили через блоки, входящие в комплект. Коуши (г) это небольшие стальные оцинкованные детали, позволяющие избежать чрезмерных перегибов троса в местах присоединения. Мелочи, приятные или необходимые Слово "мелочи" мы применили здесь не в смысле значимости, а в смысле размеров или веса деталей, И тут нужно сказать о современном подходе к выпуску снаряжения для верхолазов. Он формулируется так: работник по возможности не должен думать, какой узел и как ему завязать. Все уже завязано! И - по большому счету - многие из этих деталей могут показаться как бы избыточными, без которых можно и обойтись, но с ними так удобно! В качестве примера на рис. 22-Иа показаны страховочные "усы", которые связаны узлами, промаркированными специальной лентой или залитыми пластиком, не допускающим развязывание узлов. А внутрь петелек узла проводника встроены неснимаемые пластиковые коуши. Удобно и повышает надежность. Варианты таких усов - с зажимом для регулировки длины уса или со встроенным амортизатором. И попробуй тут разберись, насколько эти мелочи являются мелочами. Спасательная косынка - в списке снаряжения, которое по требованиям FISAT обязана "на всякий случай" иметь бригада, должна присутствовать спасательная косынка (спасатели называют ее подгузником) - полотняный треугольник, исполняющий роль беседки для спуска пострадавших или для эвакуации здоровых. Как ее применять - видно на рис. 22-Пб. Монтажные платы (рис. 22-Нв) - что может быть проще: пластинка с дырками. Но тоже удобно - навешивай сколько угодно снаряжения (как не вспомнить Радебергер, который тоже этим славится). Или центруй, например, носилки, чтоб пострадавший не вниз головой на них перекашивался (пришлось как-то наблюдать серьезные соревнования спасателей, в которых только одна команда отцентровала с помощью такой пластины пострадавшего до уровня необходимой комфортности, у остальных команд пострадавший висел с перекосом в сторону головы, ожидая инсульта...), Поворотный карабин (рис. 22-11г) - груз, свободно висящий на длинной веревке, в конце концов, начинает вращаться вокруг оси, направленной вдоль веревки. Это обусловлено тем, что внутри оплетки пряди веревки свиты. Под грузом свивка стремится распрямиться. То же происходит и при работе с тросом, только еще более активно. Поворотный карабин, внутри которого расположен упорный подшипник, это предотвращает. А вес его - 130 г (Петцль). Фонари - если работа вечером, ночью, в шахтах или пещерах, то налобный фонарь необходим. И коль скоро мы описывали петцлевские каски, то надо сказать и о фонарях той же фирмы. Они крепятся прямо на каске и имеют вес в зависимости от модификации от 100 до 200 г. Лампы либо обычные, либо галогенные, более яркие, но менее экономичные. С точки зрения времени работы заслуживает внимания модель Duo Belt, которая с обычной лампочкой работает 36 часов, а весит 140 г на голове и вес батарей в кармане (4 аккумуляторных батарейки LR14). Ну, а налобные крошки- фонарики Tikka, способные работать сутки и весящие вместе с батарейками всего 70 г - вообще, мечта любого работника, и практика, и эстета. Радиостанции - наилучшее средство избежать недоразумений и недопониманий при работе на высоких объектах. Опыт показывает, что при работе на радио- или телевизионных башнях высотой уже более 50 метров докричаться до верхней площадки снизу бывает очень и очень трудно. Правда, встречаются и телефонизированные объекты, но это, к сожалению, редкость. Для работы вполне достаточно самых маломощных радиостанций, работающих в диапазоне УКВ, ведь видимость прямая, а дальность связи не превышает 300-400 м. Транспортировочные сумки, коробки, рюкзаки - это тоже неплохо иметь и свидетельствует о хорошем стиле бригады. Список вспомогательных приспособлений можно было бы продолить и дальше, но давайте вспомним эпиграф к этой главе и призыв Джорджа думать не о тех вещах, с которыми можно обойтись, а о тех, без которых обойтись нельзя. А если о чем-либо еще надо будет сказать, так мы скажем ниже... Все, Джордж! Мы закончили.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|