ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
И действительно, в распоряжении инженера была естественная сила, которой можно было воспользоваться без особого труда, чтобы привести в действие подъемник.Жюль Верн. Таинственный остров
...Альпинист, закончив работу на вертикальной стойке металлоконструкции, вдруг, не останавливаясь, быстро, без видимых усилий, побежал вверх по крутой укосине. Остановился на секунду и начал работать, спускаясь по ней же обратно. Тем временем другой, закончив какие-то дела на земле, широкими прыжками так же легко пробежал вверх по другой стойке. Несколько минут - и он уже на высоте 60 метров, там, где закончился последний окрашенный слой... Примерно так выглядит со стороны один из довольно оригинальных способов работы на веревке, применяемый некоторыми бригадами верхолазов у нас в стране. Суть его заключается в том, сила земного притяжения перестает быть соперником альпиниста при подъеме, а становится его мощным союзником. Применение этого метода показано на рис.1-VI. Он удобен для выполнения, например, работ по антикоррозийной защите высотных пространственных конструкций. В частности, имеется богатый опыт применения этого метода при работах на радио- и телевизионных башнях высотой 100 и более метров. Для работы требуется точка закрепления блока, выдерживающая, как и сам блок, нагрузку, в два раза большую, чем обычная одинарная точка закрепления. То есть не менее 2000 кгс (20 кН). Это следует из разложения сил на блоке (рис.1-VI). Естественно, что спусковое устройство для этого метода не требуется, а седушка пристегивается карабином к коушу троса при работе на стальном тросе или к двойному карабину основной веревки, если работа происходит на ней. Длина троса или основной веревки между седушкой или противовесом приблизительно равна высоте объекта от земли или промежуточной площадки, на которой осуществляется высадка, до блока. Второй конец троса или веревки после пропускания через верхний грузовой блок прикрепляется к противовесу. Это делается либо с помощью карабинов, либо - в случае стальных тросов - с помощью зажимов, либо просто привязыванием. В любом случае нужно следить, чтобы в месте прикрепления не было острых перегибов троса или веревки. Для этого нужно использовать ко-уши, двойные карабины и т.д. - мы об этом уже говорили выше. Для того чтобы траектория противовеса при работе, да и в состоянии покоя при перерывах, не оказалась непредсказуемой (а к этому могут привести резонансные явления, ветер и другие причины), в дополнение к грузовой системе нужно наладить систему оттяжки противовеса. Эта система представляет собой наклонную канатную дорогу, по которой на роликах или - в крайнем случае - на скользящих карабинах движется противовес. Для этой дороги можно использовать трос диаметром 5 мм, основную веревку, репшнур диаметром не менее 7 мм, телеграфный провод. В некоторых случаях можно использовать уже имеющиеся тросы, натянутые рядом с объектом. Такие тросы, например, натянуты рядом с некоторыми радиобашнями для обслуживания антенн. Правда при этом нужно получить разрешение от тех, кто эксплуатирует башню, да и убедиться на всякий случай, что трос заземлен. Дорога противовеса должна быть организована так, чтобы груз на всей ее длине не касался конструкции даже при сильной ветровой нагрузке. Наклон дороги должен быть не меньше 60 градусов по отношению к земле. И чем она круче, тем меньше на нее нагрузка. Точки закрепления концов дороги должны выдерживать нагрузку не менее 1000кгс (10 кН). Теперь, прежде чем приступать к настройке всей системы, нужно подумать о страховке. В принципе, также как и при обычной работе со спусковым устройством, грузовая система с противовесом является подстраховывающей. Этого, однако, недостаточно, требуется еще и страховочная система, которая обеспечивается либо с помощью отдельной страховочной веревки так же, как и при обычных спусковых системах, либо с помощью двух самостраховочных концов, которыми работающий попеременно пристраховывается к элементам конструкции, по которой он лазит. Итак,если вы - доставили наверх необходимое снаряжение (веревки, тросы, блок, выдерживающий нагрузку 2000 кгс (20 кН), стальные стропы или цепи для организации точек закрепления, седушку и т.д.), - организовали точки закрепления грузовой (рабочей) системы, - натянули оттяжку, по которой будет удобно спускать вниз конец вспомогательной веревки для подъемов грузов, конец страховочной и рабочей веревки, - организовали страховку (на рис. для упрощения не показана), - пропустили через блок грузовой трос и один его конец опустили вниз, то можно начинать настройку системы. Для этого нужен помощник. Он, находится внизу и, конечно же, помогает во всех предыдущих действиях. Затем он прикрепляет к оттяжке на роликах или карабинах противовес и, максимально выбрав слабину грузового троса (веревки), привязывает его к противовесу. Работающий альпинист садится на седушку (тщательнейшая самостраховка!), нагружает своим весом ее и, тем самым, всю систему. Его задача и задача помощника подобрать вес противовеса таким образом, чтобы при нахождении работающего вверху, у блока, он своим весом вместе с весом необходимого инструмента и материала лишь незначительно перевешивал вес противовеса. Возможно, что при таких манипуляциях с подвешиванием дополнительных грузов к противовесу верхнему придется несколько раз садиться в седушку и вылезать из нее. Но лучше затратить на это некоторое время сразу, чем мучиться потом постоянно "уезжая" вниз из-за того, что слишком мал противовес, либо прилагая гигантские усилия, чтобы перевесить противовес слишком большой! Одной из проблем при налаживании всей системы является проблема общения с помощником. Хорошо, если есть радиостанции или телефонная связь. Если же нет ни того, ни другого, то нужно тщательно продумать и последовательность действий, и систему сигнализации, т.к. при высоте объекта более 50-60 метров, да еще если дует ветер, докричаться друг до друга бывает весьма сложно. Нет нужды говорить и о том, что противовес и все его составляющие должны быть привязаны к тросу или основной веревке столь же надежно, как и сам альпинист. После того, как система налажена и отрегулирована, можно приступать к работе. Но сначала нужно еще пристраховаться к карабину, которым седушка пристегнута к грузовому тросу. Таким образом, как мы уже говорили, обеспечиваются две страховочные цепи: одна - через рабочую систему, другая - через страховочную. В процессе работы могут возникнуть некоторые проблемы. Одна из них, например, такая: как компенсировать вес троса при опускании работающего вниз. Дело в том, что когда он находится вверху, практически весь трос будет находиться по другую сторону блока, то есть вес троса будет прибавляться к весу противовеса (напомним: 50 м троса 5,1 мм весит около 8 кг). Когда же альпинист будет находиться внизу, то вес троса по тем же причинам будет прибавляться к его собственному весу и, естественно, вычитаться из веса противовеса. Это явление можно компенсировать двумя способами, а еще лучше - их сочетанием. Во-первых, при настройке, находясь вверху, можно прикрепить под седушку дополнительные грузы, которые потом снимать по мере надобности, оставляя на промежуточных площадках. Во-вторых - на середине высоты объекта, в точке, где работающий "встречается" со своим противовесом. Здесь нужно отклониться маятником к противовесу и пристегнуть к нему карабином с муфтой заранее заготовленный дополнительный груз.. Суммарный вес дополнительных грузов в первом случае или вес дополнительного груза во втором должен быть примерно равен весу рабочего троса или веревки. Вторая проблема, которую нужно знать, как решить - это проблема остановок. В процессе работы альпинисту часто приходится останавливаться, выходить на промежуточных площадках или внизу. Легко себе представить, с какой скоростью улетит вверх и что получится в результате, если на секундочку отпустить седушку, "не отягощенную седоком". И чтобы этого не произошло, нужно иметь дополнительно приблизительно метровую стропу или цепь, пристегнутую одним концом к карабину седушки и имеющую карабин на другом конце. Тогда для того, чтобы остановиться и уйти с седушки, нужно охватить этой стропой какой-нибудь надежный элемент конструкции и свободный карабин встегнуть в карабин седушки. После этого, обеспечив себе необходимую самостраховку, можно покинуть свое транспортное средство и заниматься своими делами (см. рис.З-VI г). Как и все в мире, этот способ выполнения работ имеет свои достоинства и свои недостатки. Работа с противовесом удобна и особенно экономична в тех случаях, когда объект работ представляет собой не слишком компактную конструкцию. Это, например, отнести различного рода ажурные металлические башни с опорами, расходящимися в нижней части на 20-30 метров. Противовес в этом случае позволяет обеспечить довольно свободное перемещение по любым линейным элементам конструкции башни - вертикальным, наклонным и горизонтальным балкам - в обоих направлениях. На конструкциях более компактных (например, мачтах ретрансляторов, представляющих собой вертикальные фермы сечением приблизительно 2,3 х 2,3 м) этот способ по экономичности сравним с обычным способом спуска по веревке, если учитывать только рабочий процесс. Выигрыш и во времени, и в силах достигается в подготовительных фазах работы. Взять хотя бы подъем к рабочему месту: куда легче "воспарить" на 60-70 метров вверх,чем лезть по этим бесконечным лестницам! К тому же альпинист на противовесе в состоянии занести с собой наверх и лишние 10-15 кг груза (конкретно - пару ведер краски). А это тоже неплохо. Этот метод выгодно применять на многодневных работах, когда время настройки становится несоизмеримо малым по сравнению с общим временем выполнения работ. Очевидно его преимущество и при спасательных работах, когда элементы конструкции, на которых проводится работа, находятся в аварийном состоянии и их нежелательно нагружать. Но должна быть прочной верхняя точка подвески! Недостатком при таком методе работы является то, что вся система остается в "заряженном" состоянии и на ночь, а то и на более длительный срок. Седушка закреплена внизу, на земле или промежуточной площадке (альпинист спустился и ушел), а противовес, естественно, висит вверху. То есть, система "не отдыхает". И если в случае стальных тросов проблем практически не возникает (кроме общей и для тросов и для веревок проблемы - закреплять седушку следует дальше от конструкции так, чтобы трос не било ветром о конструкцию), то в случае веревок совершенно не исследован вопрос изменения их прочности под действием постоянной, иногда по 10-12 дней, 80 - 100-килограммовой нагрузки. Да к тому же еще и под действием солнца, а иногда и дождя. Возможно, к недостаткам следует отнести и большое количество "опорных точек", на которые следует обратить особое внимание: точки закрепления блока, седушки, системы оттяжки, противовеса, система самостраховки... Но c'est la vie: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|