ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Часть j?. Практическая психология человекаа) условный пример социограммы б) принятая символика — положительный выбор j-ro члена группы — отрицательный выбор^-го члена группы со Рис. 12. Элементы символики социограммы Количество задаваемых вопросов (критериев) в ходе социометрии может быть расширено, охватывать сферы деятельности, отдыха, развлечений. Например, часто используются вопросы типа: «С кем бы Вы хотели (не хотели) дежурить?»; «С кем бы хотели (не хотели) быть посланным в командировку?»; «С кем бы Вы предпочли проводить (не проводить) досуг?» и т. п. Эти вопросы следует занести на специальные социометрические карточки, которые раздаются каждому участнику опроса для записи своих ответов. При опросе удобно пользоваться специально подготовленными списками коллективов, из состава которых делается выбор. Чтобы результаты социометрии имели достаточную достоверность, следует учитывать следующие рекомендации: • проводить обследование в коллективе с опытом совме • учитывать, что обоснованное мнение людей друг о • необходимо обеспечить конфиденциальность резуль Знание неформальной структуры коллектива, ее соотношения с формальной структурой способствует решению задач психологического обеспечения совместной практической деятельности. Но, с другой стороны, произвольно 3.2. Психологические средства формирования личности устанавливая тот или иной межличностный статус для членов специально созданной группы, то есть стимулируя проявление соответствующего их статусу ролевого поведения, можно способствовать появлению у членов такой группы новых склонностей, новых личностных черт. Кроме того, в процессе группового общения, взаимодействия у их участников происходит принятие ценностей других, тех, кто имеет общие проблемы и переживания. Важно, что процессы, имеющие место в реальной социальной группе, в искусственно созданной протекают более концентрированно, а в успешно функционирующих группах происходящие с их участниками изменения распространяются на внешний мир.17 В качестве примера таких искусственных групп, создаваемых с целью личностного формирования их участников, можно привести так называемые группы встреч. Группы встреч, которые порой называют группами личностного роста, группами интенсивного общения, фокусируются не на групповом процессе или на процессе развития навыков межличностного взаимодействия, а на поиске каждым отдельным участником группы своей аутичности, то есть на умении жить в согласии с реальным течением жизни, открытости во взаимоотношениях с другими, на преодолении отчужденности. Соответственно в группу встреч добровольно объединяются люди, испытывающие затруднения в самореализации, самопонимании. Поэтому главная задача в организации работы групп заключается в предоставлении возможности для усвоения новых форм поведения, создании атмосферы безопасности, доверия, свободы выражения участниками групп интимных мыслей и чувств. Тем самым расширяется поле межличностного взаимодействия и устраняются препятствия на этом пути. Основными признаками групп встреч в результате становятся открытость и честность участников, их направленность на осознание самих себя, ответственность за свои 17 Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1993. 166______________ Часть 3. Практическая психология человека поступки, внимание к чувствам и принцип «здесь и сейчас». Группы встреч поощряют участников к раскрытию себя другим и таким образом дают им возможность устанавливать близкие контакты друг с другом. Осознание самого себя происходит, когда человек узнает свои сильные и слабые стороны, те образцы поведения, которые имеют саморазрушающий характер, а также то, как он воздействует на окружающих и как окружающие воздействуют на него самого. Ответственность участников групп встреч заключается в том, что они должны отвечать за поведение, которое они демонстрируют или от которого они отказываются в группах; группы должны не защищать своих членов, а поощрять их к реализации собственных резервов и способностей к принятию решений. Провозглашая необходимость осознания и принятия чувственных переживаний и внутренних ощущений, группы встреч восстанавливают ценность эмоциональной выразительности как наиболее тонкой формы человеческих отношений, что достигается посредством интеллектуальной защищенности, которая ограничивает чувственные переживания, их осознание. Принцип «здесь и сейчас» ориентирует участников групп на анализ сиюминутных чувственных переживаний. Для обеспечения достижения целей группами встреч их участникам могут предлагаться для выполнения некоторые задания, например задания «прорвись в круг», «одиночество», «доверие», «слушание» и др. При выполнении упражнения «прорвись в круг» наименее включенному в группу участнику предлагается прорваться внутрь круга, созданного взявшимися за руки остальными членами группы. Выполняя упражнение «одиночество», участник группы должен воскресить свои чувства, которые он испытывал, когда был более всего одинок, а затем поделиться этими переживаниями с другими. Упражнение «доверие» предполагает разбиение группы на пары, в которых каждый из участников последовательно становится ведомым, одевая повязку на глаза, и ведущим, перемещающим 3.2. Психологические средства формирования личности ведомого в пространстве; затем они делятся друг с другом своими впечатлениями. При выполнении упражнения «слушание» каждый участник группы садится в центр круга, образованного остальными ее участниками, и в течение десяти минут высказывается на тему «мужчина среди мужчин и среди женщин» или «женщина среди женщин и среди мужчин». После завершения каждого упражнения все участники группы проводят обсуждение, во время которого они могут обменяться своими ощущениями и чувствами. Сравнивая содержание упражнений, можно заметить, что в них моделируются определенные статусы человека в системе межличностных отношений, тем самым вызывая соответствующее ролевое поведение, расширяющее возможности человека для самовыражения. Также изменяется межличностный статус человека, когда он, обычно ничем не примечательный, вдруг становится в центре внимания всех в ходе обсуждения внутри группы. В результате появляются новые впечатления, навыки, ценностные ориентации, то есть то, что формирует личность. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|