Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть 3. Практическая психология человека. • критериальная (эмпирическая, прагматическая);





• критериальная (эмпирическая, прагматическая);

• конструктная.

Содержательная валидность характеризует степень представленности в содержании отдельных пунктов зада­ний методики, особенностей оцениваемого с ее помощью явления. Содержательная валидность особенно важна, когда в качестве изучаемого явления выступают виды на­глядного поведения, деятельности, которые допускают свое воспроизведение, модаяирование. Самавалидизация осуществляется с помощью экспертов, то есть лиц, хоро­шо знающих изучаемую область поведения и способных ее адекватно оценивать. На основе экспертной информа­ции производится отбор исходных для конструирования методики вопросов и заданий.

Критериальная валидность характеризует соответствие диагностических показателей методики каким-то парамет­рам поведения обследуемых. Критериальная валидность всегда измеряется по степени статистической значимости корреляции двух рядов значений — данных, полученных в обследовании с помощью оцениваемой методики, и пока­зателей по внешнему критерию, который, например, может характеризовать успешность трудовой деятельности об­следуемых, их учебную успеваемость, дисциплинирован­ность и т. п. В результате определяются возможности ис­пользования методики в качестве средства прогнозирова­ния соответствующих аспектов поведения.

Конструктная валидность методики отражает соответ­ствие диагностических показателей исследуемому теоре­тически обоснованному психологическому параметру — конструкту. К таким конструктам может быть отнесено большинство психологических реалий: интеллект, эмоции, направленность и т. п. Из-за сложности и неоднозначности психологических конструктов для определения конструкт-ной валидности используются любые данные, характери­зующие природу рассматриваемых явлений. К таким дан­ным можно отнести подтверждение ранее установленных теоретических закономерностей. Прежде всего определе-


3.4. Научно-практические методы психологии человека...



ние такого вида теоретической валидности основывается на результатах факторного анализа и данных об особен­ностях возрастной изменчивости того или иного психо­логического конструкта. Критериальная валидность мо­жет определятся эмпирически на основе установления статистической связи между результатами обследования­ми одного и того же контингента испытуемых с помощью различных методик. Методика считается валидной, если полученные с ее помощью данные о каком-то психологи­ческом конструкте статистически значимо согласуются с показателями другой, эталонной методики, в отношении которой существует уверенность, что она диагностирует тот же самый конструкт (конвергентная валидизация), и ни­как не связаны с диагностическими показателями методи­ки, оценивающей другую психологическую характеристи­ку (дискриминантная валидизация).

С определенной долей условности можно сказать, что валидность характеризует то, что оценивает методика, а на­дежность — как она это делает, так как надежность методи­ки отражает точность и устойчивость полученных с ее по­мощью результатов. По аналогии со стрельбой валидность можно было бы сравнить со средней точностью попаданий, а надежность — с оценкой их разброса, кучностью. Суще­ствует две взаимозаменяемые формы расчета надежности:

• методом повторного испытания (ретестовая надеж­
ность);

• определением согласованности разных диагностичес­
ких элементов, имеющих одинаковое предназначение
(надежность, согласованность).

Ретестовая надежность характеризует методику на основе повторного обследования ею одних и тех же лиц. Она определяется степенью соответствия результатов первого и второго обследования по величине статистичес­кой связи между ними. Величина временного интервала между первым и вторым обследованием может составлять от двух недель до нескольких месяцев в зависимости от изменчивости диагностируемых качеств.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных