ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Часть 3. Практическая психология человека. ми из которых являются методики Роршаха, ТАТ, «Незаконченные предложения».ми из которых являются методики Роршаха, ТАТ, «Незаконченные предложения». Методика Роршаха включает 10 таблиц с цветными и черно-белыми пятнами различной формы. Обследуемый должен определить, что эти пятна ему напоминают, какие образы он мог бы в них представить. Методика ТАТ (Тематический апперцепционный тест) содержит 30 картинок (фотографий) и один пустой бланк. Картинки допускают неоднозначную интерпретацию. Обследуемый должен по каждой картинке придумать рассказ, описывающий изображенную ситуацию, события ей предшествующие и ее развитие. В рассказе должны быть отражены мысли и чувства людей, изображенных на картинках. По предъявлении пустого бланка обследуемому следует вообразить любую картинку и рассказать о ней. Методика «Незаконченные предложения»24 состоит из 60 незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне...», «Думаю, что настоящий друг...», «Супружеская жизнь кажется мне...» и т. п. Обследуемый должен закончить каждое предложение одним или несколькими словами, желательно первыми пришедшими в голову. Интерпретация полученных результатов по всем приведенным методикам строится на предположении эффекта проекции, то есть предположении, что в ответах обследуемого проявляются его индивидуальные свойства, преимущественно относящиеся к мотивационно-потребностной сфере. В частности считается, что при проведении методики ТАТ проекция обследуемого проявляется и в психологических особенностях выбранных им героев рассказов. К типичным методикам диагностики интересов, разработанных в русле подхода «от человека», относится методика ДДО (Приложение 11). Методика имеет выходные шкалы, оценивающие интерес к работе с природой, техникой, людьми, знаками, художественными образами. В целом, эти шкалы могут быть соотнесены с универсаль- Евдокимов В. И. Проективная психодиагностика. — Кировоград, 2000.
ЗА. Научно-практические методы психологии человека... ным, общим для всех набором потребностей, например с органическими, социальными, познавательными, эстетическими первичными потребностями. Шкалы опросника взаимозависимы — увеличение показателей по одной из них приводит к уменьшению по другим и наоборот. В этом случае как бы моделируется механизм целенаправленности поведения, когда стремление к чему-либо обеспечивается снижением интереса ко всему другому. Такой механизм обеспечивает соблюдение имеющейся у индивида иерархии первичных потребностей. Вопросы методики носят проективный характер, то есть проецируют прежде всего возможную ситуацию типа: «могли бы Вы?»; «хотели бы Вы?» и т. п. Вопросы имеют дизъюнктивную форму построения, то есть это вопросы типа «или... или» с отсутствием варианта «не знаю». Следовательно, при ответах на них необходимо осуществить обязательный выбор, поэтому методика должна быть отнесена к категории тест-опросников. Понятно, что полноценный выбор в таких методиках может быть обеспечен полнотой исходной информации об альтернативных вариантах. А это становится возможным, когда эти варианты соответствуют первичным, общим для всех потребностям. Если обратиться к другим структурам направленности, соотносимым с уровнем идеалов, то к методикам их диагностики, разработанным при реализации подхода «от субъекта», может быть отнесена методика «Ориентировочная анкета» (Приложение 18). С помощью этой методики определяется направленность «На себя», «На других людей», «На действие» по результатам прямого сравнения количества ответов, совпавших с ключом. Следовательно, измерение методикой «Ориентировочная анкета», как, впрочем, и методикой ДДО, осуществляется по личностным показателям. Построение ткал и вопросов у этих методик также аналогично. Что касается методик для психодиагностики склонностей, то к наиболее типичным из них можно отнести методику «Карта интересов» (Приложение 19), хотя ее на- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|