Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Часть 3. Практическая психология человека. ми из которых являются методики Роршаха, ТАТ, «Неза­конченные предложения».





ми из которых являются методики Роршаха, ТАТ, «Неза­конченные предложения».

Методика Роршаха включает 10 таблиц с цветными и черно-белыми пятнами различной формы. Обследуемый должен определить, что эти пятна ему напоминают, какие образы он мог бы в них представить. Методика ТАТ (Те­матический апперцепционный тест) содержит 30 картинок (фотографий) и один пустой бланк. Картинки допускают неоднозначную интерпретацию. Обследуемый должен по каждой картинке придумать рассказ, описывающий изо­браженную ситуацию, события ей предшествующие и ее развитие. В рассказе должны быть отражены мысли и чув­ства людей, изображенных на картинках. По предъявле­нии пустого бланка обследуемому следует вообразить любую картинку и рассказать о ней. Методика «Незакон­ченные предложения»24 состоит из 60 незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне...», «Думаю, что настоящий друг...», «Супружеская жизнь кажется мне...» и т. п. Обследуемый должен закончить каждое предложе­ние одним или несколькими словами, желательно первы­ми пришедшими в голову. Интерпретация полученных результатов по всем приведенным методикам строится на предположении эффекта проекции, то есть предположе­нии, что в ответах обследуемого проявляются его инди­видуальные свойства, преимущественно относящиеся к мотивационно-потребностной сфере. В частности счита­ется, что при проведении методики ТАТ проекция обсле­дуемого проявляется и в психологических особенностях выбранных им героев рассказов.

К типичным методикам диагностики интересов, раз­работанных в русле подхода «от человека», относится ме­тодика ДДО (Приложение 11). Методика имеет выход­ные шкалы, оценивающие интерес к работе с природой, техникой, людьми, знаками, художественными образами. В целом, эти шкалы могут быть соотнесены с универсаль-

Евдокимов В. И. Проективная психодиагностика. — Кировоград, 2000.

 


ЗА. Научно-практические методы психологии человека...



ным, общим для всех набором потребностей, например с органическими, социальными, познавательными, эстети­ческими первичными потребностями. Шкалы опросника взаимозависимы — увеличение показателей по одной из них приводит к уменьшению по другим и наоборот. В этом случае как бы моделируется механизм целенаправленно­сти поведения, когда стремление к чему-либо обеспечи­вается снижением интереса ко всему другому. Такой ме­ханизм обеспечивает соблюдение имеющейся у индиви­да иерархии первичных потребностей. Вопросы методики носят проективный характер, то есть проецируют прежде всего возможную ситуацию типа: «могли бы Вы?»; «хоте­ли бы Вы?» и т. п. Вопросы имеют дизъюнктивную фор­му построения, то есть это вопросы типа «или... или» с отсутствием варианта «не знаю». Следовательно, при от­ветах на них необходимо осуществить обязательный вы­бор, поэтому методика должна быть отнесена к категории тест-опросников. Понятно, что полноценный выбор в та­ких методиках может быть обеспечен полнотой исходной информации об альтернативных вариантах. А это стано­вится возможным, когда эти варианты соответствуют пер­вичным, общим для всех потребностям.

Если обратиться к другим структурам направленно­сти, соотносимым с уровнем идеалов, то к методикам их диагностики, разработанным при реализации подхода «от субъекта», может быть отнесена методика «Ориентиро­вочная анкета» (Приложение 18). С помощью этой мето­дики определяется направленность «На себя», «На других людей», «На действие» по результатам прямого сравнения количества ответов, совпавших с ключом. Следовательно, измерение методикой «Ориентировочная анкета», как, впрочем, и методикой ДДО, осуществляется по личност­ным показателям. Построение ткал и вопросов у этих ме­тодик также аналогично.

Что касается методик для психодиагностики склонно­стей, то к наиболее типичным из них можно отнести ме­тодику «Карта интересов» (Приложение 19), хотя ее на-






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных