ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Часть 3. Практическая психология человека. звание указывает на несколько другое предназначение, что представляется не совсем обоснованнымзвание указывает на несколько другое предназначение, что представляется не совсем обоснованным. Результаты опросника определяются по независимым друг от друга шкалам, соотносящимся с основными сферами профессиональной деятельности: физикой, медициной, сельским хозяйством, журналистикой, легкой промышленностью и т. д. Вопросы методики обращены к личному опыту обследуемого. Это вопросы типа: «занимались ли Вы?», «читали ли Вы?», «знакомы ли Вы?» и т. п. В результате, отвечающий может получить одновременно одинаковые показатели по нескольким или даже по всем шкалам. По форме вопросы представляют собой утверждения, свое отношение к которым обследуемый выражает в виде мнений: «да», «нет», «не знаю». В итоге получается, что в ответах на вопросы выясняется задействованность обследуемого в различные виды труда, представленное™ в его опыте тех или иных сфер жизнедеятельности. Следовательно, разработка данной методики является реализацией подхода «от деятельности», «от объекта». На той же методологической основе разработана методика КОС-2 (Приложение 13), предназначенная для оценки коммуникативных и организаторских склонностей. Если обратиться к диагностике убеждений и мировоззрения, то в качестве примера можно сослаться на методику Рокича. Методика Рокича (см. 3.2) предназначена для выявления отношения обследуемого к перечню общепризнанных ценностей, таким как аккуратность, независимость, свобода, мудрость и т. д. Понятно, что отношение к таким явлениям, вещам формируется у человека в процессе воспитания, общения с другими, в процессе труда, то есть оно имеет «внешнюю» обусловленность. Отсюда понятно, что методика построена по принципу «от объекта», в результате обобщения реально проявляющихся событий, сглаживающихся тенденций. Отличительные особенности методик психодиагностики темперамента и характера можно рассмотреть на примере сравнения опросника Кэттела (Приложение 5) и 3.4. Научно-практические методы психологии человека... I опросника Мини-мульт (Приложение 8), так как эти методики оценивают психические структуры, во многом совпадающие с темпераментом и характером. Учитывая, что под характером понимается система свойств личности, выражающих ее отношение к действительности и проявляющихся в действиях и поступках, то оценка характера сопоставима с ответом на вопрос «что человек делает, как поступает, кто он есть на самом деле?» Опросник Кэттела включает 16 основных шкал (см. 2.4). Эти шкалы выделены на основе анализа примерно 18000 терминов, содержательно относящихся к психологии человека, по результатам факторного анализа этих понятий. Таким образом были получены гипотетические факторы например, сур-генсия-десургенсия, пармия-тректия, протенсия-алак-сия и др., которые нельзя прямо соотнести с какими-то реальными проявлениями психики, а можно только интерпретировать. Соответствующие одноименным факторам шкалы опросника являются независимыми. Вопросы носят преимущественно проективный и оценочный характер. Они имеют дизъюнктивную форму, но в качестве одного из вариантов допускается использование ответов типа «трудно сказать», «верно нечто среднее», «не знаю», г Результаты по каждой шкале оцениваются нормативно. Сравнивая приведенные характеристики опросника, можно сделать вывод, что не все из них являются результатом реализации методологического подхода «от человека», а поэтому методика может быть отнесена к этому направлению с определенными оговорками. Основные клинические шкалы методики Мини-мульт отражают формы проявления синдромов дисгармонического развития личности, и прежде всего психопатий.25 В частности это шкалы ипохондрии, истерии, параной, шизофрении и др. (см. 3.1). Шкалы независимы друг от друга. Вопросы предполагают ответы: «да», «нет», «не могу 25 Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. — М, 1985. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|