ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Часть 3. Практическая психология человека. ного опыта обследуемых. Среди тестов, специально разработанных для непосредственной оценки общего интеллектаного опыта обследуемых. Среди тестов, специально разработанных для непосредственной оценки общего интеллекта, наиболее показательной считается методика «Прогрессивные матрицы» Равена (Приложение 7). Сравнивая между собой методики, представляющие оба подхода к оценке общих интеллектуальных способностей, можно сделать вывод, что они разрабатывались с разных методологических позиций. При оценке интеллекта как суммы специальных способностей его содержание определяется объемом полученных знаний, активностью, индивидуать-ным опытом человека, его культурой. Поэтому задания методики носят преимущественно вербальный характер и они направлены на выявление познаний, обученное™ обследуемого. Такой подход к разработке методики можно назвать подходом «от объекта», «от деятельности». При подходе «от человека», когда считается, что интеллектуальные способности имеют изначальные природные предпосылки, обеспечивающие созревание интеллекта, задания носят невербальный характер и заключаются в установлении отношений между наглядно представленными предметами. Если при психодиагностике способностей дается ответ на вопрос «что человек может?», то при оценке направленности возникает ответ на вопрос «что человек хочет?». В общем, направленность — это совокупность устойчивых мотивов (побуждений к действиям, поступкам) человека, в состав которых чаще других включают интересы, склонности, идеалы, убеждения и мировоззрение. При этом интересы можно определить как преимущественно познавательные побуждения к чему-либо, кому-либо; склонности — стремления к выполнению определенной деятельности; идеалы — стремления к достижению чего-либо, подражанию кому-либо; убеждения — побуждения отстаивать что-то, претворять что-либо в жизнь. Под мировоззрением обычно понимается общая система ценностей человека, его взглядов на мир, себя. Соотношение между собой различных компонентов психологической направленности можно представить в виде структурной схемы (рис. 15). ЗА. Научно-практические методы психологии человека... Направленность X О о> Я eQ VO и g с идеалы интересы убеждения склонности СЦ Я си Оч М О сх S и о Рис. 15. Структурная схема психологической направленности человека По предложенной схеме удобно проследить взаимную зависимость элементов направленности, ее детерминанты. Так, если исходным пунктом человеческой активности считать первичные, исходные потребности человека, то следует признать первоочередное определяющее влияние этих потребностей на интересы и идеалы, на основе которых формируются соответственно склонности и убеждения. Если приоритет отдается активности, деятельности, внешней среде, воспитанию, то формирование направленности осуществляется наоборот — от убеждений и склонностей к идеалам и интересам, от процессуальных характеристик к предметным. При первом подходе к психодиагностике направленности важнейшее значение приобретает диагностика потребностей. В этом случае при диагностике потребностей человека посредством обращения к нему с прямыми вопросами об его отношении к различным явлениям действительности может оказаться, что с некоторыми из этих явлений обследуемый просто незнаком, а потому не может определить к ним своего отношения. Также нет гарантий, что предлагаемый перечень явлений действительности перекрывает, исчерпывает потенциал потребностей. В связи с этими обстоятельствами следует признать наибольшую адекватность для диагностики первичных потребностей проективных методик, наиболее популярны- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|