Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и отличительные черты личности преступника.




4. Задача: ознакомьтесь с информацией о жизни Р. и ответьте на указанные в конце текста вопросы.

Р., 38 лет. Родителей потерял в 10-летнем возрасте, воспитывался в детском доме. По специальности - квалифицированный столяр с 15-летним стажем работы, образование - 6 классов общеобразовательной школы, женат, имеет 8-летнего сына. Проживал с семьей в отдельной трехкомнатной квартире. Заработок - средний. Ранее был условно осужден за подделку больничных листов, затем за хулиганство - к лишению свободы на 1 год. Хулиганство совершил при следующих обстоятельствах. Во время выпивки на квартире своего друга Р. допустил непристойное высказывание в отношении жены хозяина. В ответ на замечание приятеля Р. неожиданно ударил его бутылкой по голове, нанес побои его жене и сыну, разбил стулом окно в их квартире, нарушил покой соседей, одного из них беспричинно ударил, «чтобы сорвать злость», как впоследствии пояснил сам Р. на суде. После отбытия наказания возвратился к семье, был трудоустроен на ту же мебельную фабрику, где работал до осуждения. По работе характеризуется в целом положительно, однако отмечены выпивки в рабочее время, факты использования оборудования предприятия в корыстных целях. По истечении 10 месяцев со времени освобождения из колонии совершил кражу, один раз привлекался к ответственности за мелкое хулиганство. Кражу совершил при следующих обстоятельствах.

Около 22 часов, находясь в нетрезвом состоянии, Р. возвращался домой. Проходя мимо соседнего дома, заметил на подоконнике дамскую сумочку, ударом кулака разбил окно и украл находившийся в сумочке кошелек. Преступление совершил без какой-либо подготовки. В частности, находился ли кто-нибудь в доме в момент кражи, не интересовался. Похищенные деньги израсходовал с приятелями на выпивку. Виновным себя признал и неоднократно выражал сожаление о случившемся. Добровольно возместил ущерб.

По отзывам сотрудников учреждения исполнения наказаний (по месту отбывания последнего наказания), Р. встал на путь исправления, добросовестно трудился, освоил профессию пилорамщика, сторонился осужденных, которые характеризуются отрицательно. С момента прибытия в колонию имел одно нарушение, выразившееся в том, что затеял ссору и драку с другим осужденным, который насмешливо отозвался об обстоятельствах, повлекших осуждение Р.

В культурно-воспитательных мероприятиях участвует неохотно. Пассивен во всем, кроме работы на производстве. Книг не читает. Изредка просматривает газеты, интересуется главным образом спортивными новостями.

При опросе научным сотрудником лаборатории изучения и анализа преступности выяснилось, что Р. школу бросил потому, что «не давалось учение и хотелось скорее зарабатывать себе на жизнь». Оставался на второй год в 5-м классе. Объясняя свое нежелание продолжать учебу в настоящее время, Р. заявил, что, конечно, неплохо было бы получить хотя бы неполное среднее образование, но «уже поздно, да и забыл все». В беседе не мог назвать ни одного произведения А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В.В. Набокова, не знает, кто такие И.Е Репин, П.И. Чайковский. В театре был один раз в жизни в школьные годы, какой смотрел спектакль и в каком театре – не помнит. В возрасте 16-18 лет занимался в волейбольной секции, имеет второй спортивный разряд. Других выраженных увлечений позитивного характера не выявлено. Социальной активностью не отличался.

Планы на будущее сводятся к тому, чтобы «освободиться и жить с семьей». Когда в ходе беседы разговор зашел о семье, Р. заметно волновался, на глазах у него появились слезы.

На вопрос о том, что привело его к неоднократному совершению преступлений, Р. ответил: «Сам виноват. Дурной когда много выпью».

Ответьте на следующие вопросы:

1. Укажите основные социальные роли Р.

2. Дайте обобщенную оценку социально-ролевому признаку структуры личности Р.

3. Опишите раздельно интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства личности Р.

4. Охарактеризуйте культурный уровень Р.

5. Дайте общую нравственно-психологическую характеристику личности Р.

6. Можно ли, судя по приведенным данным, говорить о том, что личности Р. присуща устойчивая антисоциальная ориентация корыстного характера (корыстная мотивация)?

7. Можно ли отнести Р. к числу опасных преступников, в поведении которых наблюдаются элементы преступного профессионализма?

8. Какие меры предупреждения необходимо применить к Р.? С какого момента должно было быть оказано в отношении Р. превентивное воздействие?

Тест.

Ответьте на ниже указанные вопросы теста, выбрав правильные варианты ответов (на каждый вопрос может быть от одного до четырех правильных ответов):

1. Какие ученые на первоначальном этапе развивали криминологические идеи?

1.1.Т. Мор и Т. Кампанелла.

1.2.Аристотель.

1.3.Платон.

1.4.Ш.Л. Монтескье.

2. Укажите статистические методы, используемые при проведении криминологических исследований?

2.1.Эксперимент.

2.2.Статистическое наблюдение.

2.3.Социометрия.

2.4.Группировка.

2.5.Сводка.

3. Какой средний уровень преступности в России (в последние три года: 1999-2001 гг.)?


3.1. - 1230.

3.2. - 3450.

3.3. - 1670.

3.4. - 2030.

3.5. - 6580.

3.6. - 3500.


4. Что рассматривает виктимология?

4.1. Поведение лица, совершившего преступление.

4.2. Интеракцию жертвы и преступника.

4.3. Характер поведения жертвы преступления.

4.4. Виктимологическую профилактику.

4.5. Общесоциальное предупреждение.

4.6. Виктимность.

5. Укажите основоположников социологического направления изучения причин и условий преступности в России?

5.1. Д. А. Дриль;

5.2. Н. А. Неклюдов;

5.3. Э. Ферри;

5.4. И.Я. Фойницкий;

5.5. М.Н. Гернет;

5.6. Ч. Беккариа.

6. Что включают в себя принудительные меры предупреждения преступности?

6.1. Уголовную репрессию;

6.2. Социальное поощрение;

6.3. Воспитание;

6.4. Меры безопасности и ограничения;

6.5. Образование;

6.6. Меры восстановления и компенсации.

Методические указания

Раскрывая содержание первого вопроса, необходимо правильно разобраться в сложном соотношении преступности и преступлений. Проявляясь в совокупности совершенных преступлений, преступность не сводится к этой совокупности, она обладает самостоятельным содержанием как особая форма наиболее опасного социально-девиантного поведения людей.

При ответе на второй вопрос о коэффициенте преступности надо иметь в виду его относительность. Укажите формулу расчета коэффициента преступности. В качестве примера определите коэффициент преступности на основе данных, содержащихся в специальной научной литературе в последних публикациях.

Отвечая на третий вопрос, прежде всего следует обратить внимание на содержание социальной сущности лица, совершившего преступление, выраженной в совокупности свойств и признаков, характеризующих это лицо в различных проявлениях и обусловливающих его преступное поведение. Необходимо также обратить внимание на следующие обстоятельства: во-первых, способность совершить преступление связана не с какими-то врожденными биологическими особенностями человека, а обусловлена социально-обретенными нравственно-психологическими свойствами и качествами; во-вторых, выраженная в указанной способности общественная опасность личности проявляется в факте совершения преступления, но складывается до этого и является основанием для индивидуального профилактического воздействия; в-третьих, общественная опасность лица проявляется в совершении преступления не с фатальной неизбежностью, а лишь при наличии определенных внешних обстоятельств в конкретной ситуации, в том числе и криминогенной.

Отвечая на вопросы, указанные в задаче, обратите внимание на структуру личности преступника, излагаемую подробно в криминологической учебной и научной литературе. Рассмотрите криминогенную мотивацию личности, которая определит содержание ее общественной опасности и преступного поведения. Формирование же общественной опасности личности, как правило, происходит чаще до момента совершения преступления, в результате взаимодействия различных неблагоприятных факторов.


Вариант № 7

1. Что такое предупреждение преступности? (Понятие, уровни, цели и субъекты предупредительной деятельности).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных