Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по изучению дисциплины «Криминология и профилактика преступлений»
для курсантов 4-х курса дневной формы обучения
факультетов ФМ, СЭФ, УИФ
Минск 2008
Авторы: Легенченко Наталия Александровна,
доцент кафедры уголовно-исполнительного права,
кандидат юридических наук
Часнок Сергей Юрьевич,
старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права, кандидат юридических наук
Рецензент: Колченогова Ольга Петровна,
доцент кафедры уголовно-исполнительного права,
кандидат юридических наук, доцент
Рекомендована к использованию в учебном процессе на заседании кафедры уголовно-исполнительного права.
Протокол № ___ от «____» _______________ 2008г.
1. Общая характеристика дисциплины
Настоящие рекомендации являются комплексным учебно-методическим документом. Его задача - оказывать помощь преподавателю в организации и проведении занятий по курсу "Криминологии и профилактики преступлений ", курсантам дневной формы обучения в освоении его вопросов.
В Академии МВД Республики Беларусь данный курс изучается курсантами 4 курса дневной формы обучения в 8 и 9 семестрах, в объеме 160 часов. Из них: лекции - 50 часов, семинарские занятия - 42 часа, практические занятия - 36 часов.
Пособие подготовлено на основе рекомендаций учебно-методического отдела Академии по структурированию учебно-методических комплексов кафедры и учебной дисциплины " Криминология и профилактика преступлений ". В нем дана краткая аннотация основных видов занятий: тематический план и распределение времени по видам занятий: темы и планы лекций и вопросы для самостоятельного изучения, а также планы семинарских и практических занятий; упражнения, другие учебные задания к ним; методические советы курсантам по изучению материалов тем, подготовке к лекционным, семинарском и практическим занятиям; списки рекомендуемой литературы (основной и дополнительной), вопросы и тематика научных докладов и рефератов.
Цели и задачи преподавания и изучения дисциплины
· подготовить для органов внутренних дел специалистов высшей квалификации с современным криминологическим мышлением, способных на его основе эффективно решать задачи предупреждения и раскрытия преступлений, планирования и реализации мер по охране общественного порядка и борьбе с преступностью;
· привить обучаемым навыки: научного анализа преступности и ее причин; прогнозирования тенденций преступности и планирования мер по ее предупреждению; профилактики отдельных видов и групп преступлений; выявления и устранения причин и условий преступлений; индивидуальной работы с лицами, склонными к их совершению;
· сформировать у обучаемых алгоритм криминологического мышления, оценки криминологической ситуации;
· выработать у обучаемых умение осуществлять анализ криминологической обстановки в районе, городе, регионе, проводить эмпирические исследования;
· передать обучаемым знания в соответствии с перечисленными ниже задачами и требованиями программы курса.
Задачи изучения дисциплины
· дать обучаемым новые знания по основным, наиболее актуальным проблемам криминологической науки в странах СНГ и Беларуси, практики предупреждения преступности, в том числе и органами внутренних дел;
· ознакомить их с основными направлениями развития (и нынешним состоянием) криминологической теории и разъяснить сущность и особенности криминологической науки в зарубежных странах;
· пополнить знания обучаемых (и дать новые знания) о преступности, ее причинах и условиях, о личности преступника и механизме формирования преступного поведения:
· передать обучаемым знания, необходимые для организации и проведения криминологических исследований с использованием статистических методов разработки прогнозов преступности и криминологического планирования мер борьбы с преступностью, выработать у них навыки выполнения такой работы; вооружить, с учетом современных требований, необходимыми криминологическими знаниями для организации профилактической деятельности служб органов внутренних дел;
· показать обучаемым, как на основе достижений криминологической науки следует применять на практике современные методы предупреждения преступности, вырабатывая у них навыки самостоятельного решения.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины «Криминология и профилактика преступлений» определены образовательным стандартом высшего образования первой ступени по циклу общепрофессиональных и специальных дисциплин, который разработан с учетом требований комплексного подхода. В п. 6.2 названного стандарта указан минимум содержания по дисциплине в виде системы обобщенных криминологических знаний и умений, составляющих криминологическую компетентность выпускника вуза.
а) обобщенные знания:
· правового положения и организационного построения органов внутренних дел Республики Беларусь, их место в системе государственных органов;
· понятия, методологии, значения и места криминологии в системе правовых наук;
· форм и методов профилактической работы эксперта по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений;
· основных положений современных концепций о преступности, личности преступника, причинах и условиях, способствующих совершению преступлений;
· индивидуально-психологических качеств, свойств и особенностей личности преступника, механизмах мотивации;
· принципов и методов применения криминологических знаний для решения профессиональных задач, касающихся предупреждения преступности;
· новых знаний, по основным, наиболее актуальным проблемам криминологической науки в странах СНГ и Беларуси, практики предупреждения преступности, в том числе и органами внутренних дел;
· основных направлений развития (и современного состояния криминологической теории) о преступности, ее причинах и условиях, о личности преступника и механизме формирования преступного поведения;
· знаний, необходимых для организации и проведения криминологических исследований с использованием статистических методов, разработки прогнозов преступности и криминологического планирования мер борьбы с преступностью.
б) обобщенные умения:
· организовать эффективный анализ преступности и ее причин; применять профессиональные знания при проведении прогнозирования тенденций преступности и планирования мер по ее предупреждению;
· определять тенденции, закономерности профилактики отдельных видов и групп преступлений;
· применять криминологические знания по выявлению и устранению причин и условий преступлений, индивидуальной работы с лицами, склонными к их совершению;
· готовить, во взаимодействии с оперативными и следственными подразделениями, предложения, разрабатывать меры по повышению их эффективности;
· выявлять причины, способствующие совершению преступления, и вносить предложения по их устранению на основе анализа экспертной практики.
в) обобщенные навыки:
· криминологического мышления, оценки криминологической ситуации;
· анализа криминологической обстановки в районе, городе, регионе, проведения эмпирических исследований;
· практического решения проблем предупреждения преступности, выработка способов и приемов самостоятельного решения.
Перечень дисциплин, усвоение которых обучаемым необходимо для изучения данной дисциплины
1. «Философия», т. 13 «Теория развития».
2. «Социология», т. 6 «Социология отклоняющегося поведения».
3. «Социология и социология права», т. 8 «Социология девиантного поведения и социального контроля», т. 10 «Методы сбора социологической информации», т. 11 «Анализ социологической информации и социальный прогноз».
4. «Уголовное право», т. 8 «Субъект преступления».
5. «Уголовное право Республики Беларусь», т. 21 «Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет», т. 4/26 «Преступления против жизни и здоровья», т. 15/37 «Преступления против общественного порядка и общественной нравственности», т. 9/31 «Преступления против собственности», т. 20/42 «Преступления против интересов службы», т. 14/36 «Преступления против здоровья населения», т. 10/32 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности», т. 13/35 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта».
6. «Управление ОВД», т. 5 «Информационно-аналитическое обеспечение органов ОВД».
7. «Административная деятельность ОВД», т. 36 «Организация и тактика деятельности ОВД (милиции) по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых ранее судимыми лицами».
8. «Международное публичное право», т. 15 «Международное сотрудничество в борьбе с преступностью».
Методы (технологии) обучения
Основными методами (технологиями) обучения, адекватно отвечающими целям изучения данной дисциплины, являются:
· проблемное обучение (проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский методы);
· технология обучения как учебное исследование (внеаудиторные практические занятия);
· коммуникативные технологии, основанные на активных формах и методах обучения (эвристический, мозговой штурм, дискуссия, пресс-конференция, спор-диалог, учебные дебаты, круглый стол);
· игровые технологии (деловые, ролевые, имитационные игры).
Криминология тесно связана с другими уголовно-правовыми дисциплинами и занимает среди них особое место. Как общетеоретическая наука о преступности она способствует более глубокому усвоению социологическому содержанию ключевых положений уголовного права, уголовного процесса, уголовно-исполнительного права, криминалистики и иных юридических дисциплин.
Овладение криминологическими знаниями обеспечивается сочетанием различных форм и методов обучения: учебные лекции, теоретические семинары, практические и контрольно-консультационные занятия, самостоятельная подготовка. Более глубокому изучению криминологических проблем служат: написание рефератов и научных работ, участие в научном кружке, в проблемных группах курсантов в научно-практических конференциях и семинарах, в криминологических олимпиадах.
При изучении данной дисциплины следует использовать учебники "Криминологи и профилактика преступлений", подготовленне преподавателями Московской высшей школы милиции МВД России, а также учебник " Криминология " под редакцией профессора И.Ф. Кузнецовой, профессора Г.М. Миньковского, М., 1998г., " Криминология " под редакцией профессора В.Н. Бурлакова, профессора В.П. Сальникова, СПб 1998г.; " Криминология ", альбом схем, Мн., Академия МВД РБ, 1998г. а также труды кпрфессорско-преподавательского состава Академии МВД Республики Беларусь. Кроме упомянутых источников изучению подлежит и дополнительная литература, указанная к темам в планах занятий и рекомендованная преподавателями. Определенная ее часть вышла в свет до 1990г., и поэтому ряд содержащихся в них положений требует существенных корректив и уточнений. С учетом этого обстоятельства курсанты должны проявить особое внимание к лекциям и объяснениям преподавателей на семинарских занятиях. В овладении новыми материалом целесообразно активно использовать современные публикации по криминологической проблематике в журналах, газетах, законодательные и ведомственные нормативные акты по вопросам борьбы с преступностью. Шире даны рекомендации по организации этой работы на лекционных, семинарских и практических занятиях, НИРС.
Организация и содержание работы по овладению криминологическими знаниями требует систематической целенаправленной работы. Одним из условий её эффективности является обязательное конспектирование лекций. В целях осмысленного, более продуктивного конспектирования целесообразно перед каждой лекцией ознакомиться с содержанием соответствующей темы по учебнику. В конспекте же надо фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая указания лектора на спорные и несостоятельные положения в учебнике. Вести конспект целесообразно в общей тетради, оставляя достаточно широкие поля для внесения необходимых уточнений и дополнений в ходе работы над конспектом, с учебником, ознакомлении с дополнительной литературой и при рассмотрении данной темы на семинарских занятиях. Материалы пропущенных лекций необходимо обязательно восстановить в конспекте с помощью учебника и рекомендованной литературы. Возникающие проблемные вопросы и непонятные положения следует, не накапливая, разрешать на семинарских занятиях и консультациях преподавателя.
При подготовке к семинарским занятиям следует руководствоваться приведенными в данном пособии планам и методическим рекомендациям по каждой теме. Используя учебник, конспект лекций, альбом схем по криминологии и профилактике преступлений, а при необходимости дополнительную литературу, следует уяснить для себя содержание каждого вопроса семинарского занятия. По необходимости составляется краткий план-эскиз такого выступления. Для разъяснения неясных и спорных положений используйте семинарские занятия, консультации преподавателя, а также обмен информацией с сокурсниками.
Успешное овладение криминологическими знаниями зависит от активности курсантов на семинаре. Она предполагает не только непосредственное участие в обсуждении рассматриваемых вопросов в дискуссии, выступлении с рефератом, но и внимательное обслуживание других курсантов, мысленно сверяя с ними свои знания, отмечая для себя собственные пробелы, неточности и ошибки в высказываемых суждениях.
Семинарские занятия предусмотрены не по всем темам курса криминологии. Часть теоретических вопросов рассматривается в рамках практических занятий, а также вынесена на контроль за самостоятельной работой обучаемых (КСР). Темы и вопросы, которые не изучаются в ходе упомянутых выше видов занятий, осваиваются курсантами самостоятельно на основе программы по курсу и с использованием данных методических рекомендаций.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
Номер раздела, темы, занятия
|
Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов
| Количество аудиторных часов
| управляемая самостоятельная работа обучаемого
| материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.)
| литература
| формы контроля
знаний
| лекции
| семинарские занятия
| практические занятия
| лабораторные
занятия
| контроль за самостоятельной работой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1
| Понятие, предмет и система криминологии
|
|
| | | |
|
| 25, 36, 38, 42, 47, 76, 91, 94, 97, 100, 103, 105-112
|
| Вопросы, которые изучаются на лекции:
1. Понятие о криминологии как социолого-правовой науке.
2. Предмет, задачи и функции криминологии.
3. Методологические основы криминологии.
4. Система криминологии, ее соотношение с другими науками.
5. Значение криминологических знаний для практической деятельности органов внутренних дел.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Компьютерная презентация.
3. Фондовая лекция.
4. Диаграммы.
5. Литература[1].
|
| Вопросы, которые изучаются на семинаре:
1. Понятие криминологии, ее задачи и функции.
2. Основные элементы предмета криминологии. Методология криминологии.
3. Система курса «Криминология».
4. Место криминологии в системе наук, ее связь с гуманитарными, правовыми и естественными науками.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Тестовые задания.
3. Литература.
| 1. Письменный или устный опрос[2].
2. Заслушивание рефератов.
3. Проверка конспектов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1
| Вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения:
1. Каковы особенности криминологии как социологической и правовой науки?
2. В чем общность и различие задач и функций современной отечественной и зарубежной криминологии?
3. Каковы основания построения системы отечественной криминологии и ее отличие от зарубежной?
4. В чем состоит сущность методологии криминологии и ее методов, каково их соотношение?
5. В чем проявляется взаимосвязь криминологии с другими науками?
6. В чем выражается связь криминологии с практикой борьбы с преступностью, деятельностью ОВД?
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Тестовые задания.
3. Литература.
| 25, 36, 38, 42, 47, 76, 91, 94, 97, 100, 103, 105-112
| 1. Индивидуальное собеседование, самоконтроль.
2. Подготовка рефератов.
| Тема 2
| Зарождение и развитие криминологической мысли
|
|
| | | |
|
| 25, 36, 38, 42, 47, 55, 76, 91, 94, 97, 100, 103, 113-119
|
| Вопросы, которые изучаются на лекции:
1. Классический период криминологии.
2. Позитивизм в криминологии.
3. Современные криминологические теории.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Комп. презентация.
3. Фондовая лекция.
4. Диаграммы.
5. Литература.
|
| Вопросы, которые изучаются на семинаре:
1. Классический период криминологии.
2. Биологическое направление.
3. Социологическое направление.
4. Уголовно-социологический подход.
5. Социально-психологический подход.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Тестовые задания.
3. Литература.
| 1. Письменный или устный опрос.
2. Заслушивание рефератов.
3. Проверка конспектов.
| Вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения:
1. В чем состоят различия в представлениях о преступности и ее причинах в рабовладельческом обществе и в эпоху феодализма, взглядах философов-просветителей ХVIII в., социалистов-утопистов ХVI-ХVII вв.?
2. В чем ошибочность концепции прирожденного преступника, разработанной Ч.Ломброзо и его последователями Э.Ферри, Р.Гарофало?
3. В чем суть теории «множественности факторов преступности»?
4. В чем состоят принципиальные различия теории научного социализма о преступности и аналогичных теорий стран Запада?
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Тестовые задания.
3. Литература.
| a. Индивидуальное собеседование, самоконтроль.
b. Подготовка рефератов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3
| История криминологии Республики Беларусь и стран СНГ
|
| | | | |
|
| 25, 29, 33, 36, 40, 42,
61-71, 76, 91, 94, 97, 100, 120-124
|
| Вопросы, которые изучаются на лекции:
1. Криминология в дореволюционной России.
2. Советский период отечественной криминологии.
3. Задачи криминологии суверенной Беларуси.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Комп. презентация.
3. Фондовая лекция.
4. Диаграммы.
5. Литература.
|
| Вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения:
1. В чем состоят различия в представлениях о преступности и ее причинах в рабовладельческом обществе и в эпоху феодализма, взглядах философов-просветителей ХVIII в., социалистов-утопистов ХVI-ХVII вв., русских революционных демократов?
2. В чем заключается функциональная зависимость между фактами нарушения уголовного закона и антропологическими, физическими, социальными факторами, установленными российскими учениями социологической школы?
3. В чем заключается суть деятельности криминологических кабинетов в период 1918-1930 гг.?
4. Культ личности И.В.Сталина и судьбы отечественной криминологии.
5. Возрождение и развитие криминологической мысли в период «оттепели» (1956 г., ХХ съезд КПСС).
6. Этапы развития и задачи криминологии в Республике Беларусь.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Тестовые задания.
3. Литература.
| 1. Индивидуальное собеседование, самоконтроль.
2. Подготовка рефератов.
| Тема 4
| Понятие преступности и ее основные характеристики
|
|
|
|
|
|
|
| 23, 29, 42, 47,
62-71, 75-78, 92, 97, 100, 125-128
|
| Вопросы, которые изучаются на лекции:
1. Понятие преступности и ее признаки.
2. Основные показатели (характеристики) преступности.
3. Латентная преступность. Последствия преступности.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Комп. презентация.
3. Фондовая лекция.
4. Диаграммы.
5. Литература.
|
| Вопросы, которые изучаются на семинаре:
1. Понятие преступности как социально-правового явления.
2. Признаки преступности.
3. Основные показатели преступности.
4. Латентная преступность и ее виды.
5. Социальные последствия преступности.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Статистические материалы.
3. Карточки формы
№№ 1, 3-Л.
4. Тестовые задания.
5. Литература.
| 1. Письменный или устный опрос.
2. Заслушивание рефератов.
3. Проверка конспектов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4
| Задания и вопросы, которые изучаются на практическом занятии, даны в информационной части учебной программы
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Методическая разработка.
3. Статистические материалы.
4. Карточки формы
№№ 1, 3-Л.
5. Литература.
| 23, 29, 42, 47,
62-71, 75-78, 92, 97, 100, 125-128
| Письменный и устный опрос
| Тема 5
| Тенденции преступности в Республике Беларусь
|
| | | | |
|
| 23, 29, 34, 40, 42, 47,
62-71, 77, 92, 97, 100, 129-132
|
| Вопросы, которые изучаются на лекции:
1. Общие показатели распространенности преступности (уровень, коэффициенты).
2. Изменения «внутренних» характеристик преступности (устойчивость, организованность).
3. Детерминанты преступности в Республике Беларусь.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Компьютерная презентация.
3. Фондовая лекция.
4. Диаграммы.
5. Литература.
|
| Вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения:
1. Общее состояние преступности в СНГ и влияние на тенденции преступности в Республике Беларусь.
2. Зарубежный опыт взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с преступностью.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Статистические материалы.
3. Тестовые задания.
4. Литература.
| 1. Индивидуальное собеседование, самоконтроль.
2. Подготовка рефератов.
| Тема 6
| Причины и условия преступности
|
|
|
|
|
|
|
| 23, 24, 28, 29, 35, 37, 38, 42, 45, 47, 49, 57, 62-73, 75-77, 89, 92, 97, 100, 133-136
|
| Вопросы, которые изучаются на лекции:
1. Понятие причин и условий преступности.
2. Классификация причин и условий преступности.
3. Причины и условия конкретного преступления.
4. Роль органов внутренних дел в выявлении, изучении причин и условий преступности.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Компьютерная презентация.
3. Фондовая лекция.
4. Диаграммы.
5. Литература.
|
| Вопросы, которые изучаются на семинаре:
1. Теория причинности в криминологии.
2. Понятие и классификация причин и условий преступности.
3. Исторический и уровневый подход к проблемам причин и условий преступности.
4. Причины и условия преступности в стране в современных условиях.
5. Формы и методы деятельности органов внутренних дел по выявлению и устранению причин и условий преступности.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Статистические материалы.
3. Уголовные дела.
4. Тестовые задания.
5. Литература.
| 1. Письменный или устный опрос.
2. Заслушивание рефератов.
3. Проверка конспектов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 6
| Задания и вопросы, которые изучаются на практическом занятии, даны в информационной части учебной программы
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Метод. разработка.
3. Стат. материалы.
4. Карточки формы №1.
5. Уголовные дела.
6. Тестовые задания.
7. Литература.
|
| Письменный и устный опрос
| Тема 7
| Личность преступника
|
| |
| |
|
|
| 23, 24, 31, 42, 47,
61-72, 75, 84, 100, 137-141
|
| Вопросы, которые изучаются на лекции:
1. Понятие личности преступника.
2. Общественная опасность личности преступника как ее специфическое социальное свойство.
3. Структура личности преступника. Соотношение социального и биологического в личности преступника.
4. Классификация и типология преступников.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Компьютерная презентация.
3. Фондовая лекция.
4. Диаграммы.
5. Литература.
|
| Задания и вопросы, которые изучаются на практическом занятии, даны в информационной части учебной программы
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Метод. разработка.
3. Стат. материалы.
4. Уголовные дела.
5. Карточки формы
№ 3-Л.
6. Тестовые задания.
7. Литература.
| Письменный и устный опрос
| Тема 8
| Учение о потерпевшем
|
|
| | | |
|
| 23, 24, 61-72, 75, 88, 100, 152-143
|
| Вопросы, которые изучаются на лекции:
1. Понятие криминальной виктимологии.
2. Классификация жертв преступлений.
3. Виктимологический аспект предупреждения преступности.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Компьютерная презентация.
3. Фондовая лекция.
4. Диаграммы.
5. Литература.
|
| Вопросы, которые изучаются на семинаре:
1. Криминологическая виктимология. Ключевые понятия.
2. Виды виктимности.
3. Классификация потерпевших в зависимости от их поведенческих характеристик.
4. Классификация потерпевших в зависимости от их взаимоотношений с преступниками, от их роли в генезисе преступления.
5. Критерии классификации потерпевших по психофизическим признакам и роду деятельности.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Статистические материалы.
3. Тестовые задания.
4. Литература.
| 1. Письменный или устный опрос.
2. Заслушивание рефератов.
3. Проверка конспектов.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 8
| Вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения:
1. Криминологическая виктимология. Ключевые понятия.
2. Виды виктимности.
3. Классификация потерпевших в зависимости от их поведенческих характеристик, от взаимоотношений с преступниками, их роли в генезисе преступления.
4. Критерии классификации потерпевших по психофизическим признакам и по роду деятельности.
5. Взаимосвязь личностной и ситуативной виктимности.
6. Понятие виктимологической профилактики.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Тестовые задания.
3. Статистические материалы.
4. Литература.
| 23, 24, 61-72, 75, 88, 100, 152-143
| 1. Индивидуальное собеседование, самоконтроль.
2. Подготовка рефератов.
| Тема 9
| Механизм индивидуального преступного поведения
|
| |
|
|
|
|
| 23, 24, 35, 37, 61-72, 75, 79, 85, 100, 144-147
|
| Вопросы, которые изучаются на лекции:
1. Социально-психологический механизм совершения конкретного преступления.
2. Неблагоприятные условия нравственного формирования личности.
3. Роль конкретной ситуации в совершении преступления.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Компьютерная презентация.
3. Фондовая лекция.
4. Литература.
5. Диаграммы.
|
| Задания и вопросы, которые изучаются на практическом занятии, даны в информационной части учебной программы
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Метод. разработка.
3. Уголовные дела.
4. Тестовые задания.
5. Литература.
| Письменный и устный опрос
| Тема 10
| Методика криминологических исследований преступности
|
| |
| |
|
|
| 9, 25, 26, 39, 41,
61-71, 76, 78, 90, 98, 103, 148-152
|
| Вопросы, которые изучаются на лекции:
1. Организация и теоретические основы изучения преступности.
2. Криминологическая информация, ее виды и источники.
3. Методы криминологических исследований.
4. Организация криминологического исследования.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Компьютерная презентация.
3. Фондовая лекция.
4. Диаграммы.
5. Литература.
|
| Задания и вопросы, которые изучаются на практическом занятии, даны в информационной части учебной программы
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Метод. разработка.
3. Единые стат. карточки формы
№№1, 3-Л.
4. Тестовые задания.
5. Литература.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 11
| Статистические методы исследования преступности
|
| |
|
|
|
|
| 25, 39, 41,
61-71, 76, 78, 90, 98, 153-154
|
| Вопросы, которые изучаются на лекции:
1. Основные методы статистики.
2. Относительные и средние величины, их виды.
3. Ряды распределения и основные приемы их анализа.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Комп. презентация.
3. Фондовая лекция.
4. Диаграммы.
5. Литература.
|
| Задания и вопросы, которые изучаются на практическом занятии, даны в информационной части учебной программы
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Метод. разработка.
3. Статистические материалы.
4. Тестовые задания.
5. Литература.
| Письменный и устный опрос
| Тема 12
| Криминологическое прогнозирование и планирование борьбы с преступностью
|
|
|
|
|
|
|
| 25, 39, 41,
61-71, 76, 78, 90, 98, 155-156
|
| Вопросы, которые изучаются на лекции:
1. Прогнозирование в криминологии.
2. Методы криминологического прогнозирования.
3. Криминологическое планирование.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Комп. презентация.
3. Фондовая лекция.
4. Диаграммы.
5. Литература.
|
| Вопросы, которые изучаются на семинаре:
1. Понятие криминологического прогнозирования и его значение для практики борьбы с преступностью.
2. Факторы, учитываемые при разработке криминологических прогнозов.
3. Виды криминологических прогнозов.
4. Методы прогнозирования преступности.
5. Методика прогнозирования индивидуального преступного поведения.
6. Планирование борьбы с преступностью и его значение для деятельности ОВД.
7. Виды планов и основные методологические требования, предъявляемые к ним.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Статистические материалы.
3. Тестовые задания.
4. Литература.
| 1. Письменный или устный опрос.
2. Заслушивание рефератов.
3. Проверка конспектов.
| Задания и вопросы, которые изучаются на практическом занятии, даны в информационной части учебной программы
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Метод. разработка.
3. Стат. материалы.
4. Уголовные дела.
5. Карточки формы
№ 3-Л.
6. Тестовые задания.
7. Литература.
| Письменный и устный опрос
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 13
| Предупреждение преступности
|
|
| | | |
|
| 6, 8, 15, 17-19, 21, 23, 25-26,
34,
38-40,
61-71,
74, 82,
93,
157-162
|
| Вопросы, которые изучаются на лекции:
1. Понятие и принципы предупреждения преступности.
2. Классификация предупредительных мер.
3. Система субъектов предупреждения преступности.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Компьютерная презентация.
3. Фондовая лекция.
4. Диаграммы.
5. Литература.
|
| Вопросы, которые изучаются на семинаре:
1. Понятие предупреждения преступности. Соотношение понятий «предупреждение», «профилактика», «предотвращение», «пресечение» преступлений.
2. Уровни, направления и принципы предупреждения преступности.
3. Субъекты предупреждения преступности.
4. Роль органов внутренних дел в предупреждении преступности.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Статистические материалы.
3. Тестовые задания.
4. Литература.
| 1. Письменный или устный опрос.
2. Заслушивание рефератов.
3. Проверка конспектов.
| Вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения:
1. В чем отличие предупреждение преступности от правовых мер борьбы с ней?
2. Каковы различия в подходах к предупреждению преступности отечественных и зарубежных криминологов?
3. Каковы основания разграничения предупредительных мер на общесоциальные и специально-криминологические?
4. Можно ли считать, что меры предупреждения преступности применяемые за рубежом, аналогичные тем, которые используются у нас?
5. Как эффективность деятельности субъекта предупреждения преступности зависит от его правового статуса?
6. Каковы пути совершенствования предупредительной деятельности в современных условиях?
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Тестовые задания.
3. Статистические материалы.
4. Литература.
| 1. Индивидуальное собеседование, самоконтроль.
2. Подготовка рефератов.
| Тема 14
| Профилактика преступлений, ее виды и уровни
|
| | | | |
|
| 14,
17-19, 25-26,
61-71, 91, 93,
163-165
|
| Вопросы, которые изучаются на лекции:
1. Понятие, сущность и принципы профилактической деятельности.
2. Виды профилактики преступлений. Общая и индивидуальная, ранняя и непосредственная профилактика.
3. Объекты профилактики, субъекты профилактики и их классификация.
4. Организационные формы профилактической деятельности.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Компьютерная презентация.
3. Фондовая лекция.
4. Диаграммы.
5. Литература.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 14
| Вопросы, предназначенные для самостоятельного изучения:
1. Цели, задачи и пределы функционирования профилактики преступлений.
2. Социально-правовая обусловленность профилактики преступлений и ее виды.
3. Каким задачам подчинена профилактика преступлений?
4. Нужен ли специальный закон о профилактике преступлений?
5. В чем состоит разница между общей и специальной профилактикой преступлений?
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Тестовые задания.
3. Статистические материалы.
4. Литература.
| 14,
17-19, 25-26,
61-71, 91, 93,
163-165
| 1. Индивидуальное собеседование, самоконтроль.
2. Подготовка рефератов.
|
| Зачет по темам 1-14 в седьмом семестре
Вопросы и билеты обсуждены, одобрены на заседании кафедры и находятся в учебно-методическом кабинете.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Тестовые задания.
3. Экзаменац. билеты.
4. Литература.
|
| Письменный или устный опрос.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 15
| Криминологическая характеристика и профилактика преступности несовершеннолетних и молодежи
|
|
|
|
|
|
|
| 1, 5, 7, 11, 12, 13, 14, 20, 22, 23, 30, 34, 43, 51, 54, 58, 64, 65, 73, 91, 100, 166-173
|
| Вопросы, которые изучаются на лекции:
1. Состояние, структура и динамика преступлений несовершеннолетних и молодежи.
2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника, типы личности
3. Причины и условия преступности несовершеннолетних и молодежи.
4. Основные направления предупреждения преступлений среди несовершеннолетних и молодежи.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Компьютерная презентация.
3. Фондовая лекция.
4. Диаграммы.
5. Литература.
|
| Вопросы, которые изучаются на семинаре:
1. Издержки социального развития общества и их влияние на преступность несовершеннолетних и молодежи.
2. Криминологическая характеристика несовершеннолетних преступников и лиц молодого возраста, совершивших преступления.
3. Рецидив преступности несовершеннолетних и молодежи.
4. Структура и порядок ведения учетно-профилактического дела несовершеннолетнего.
5. Формы и методы деятельности инспекций по делам несовершеннолетних и молодежи.
|
|
|
|
|
|
| 1. Учебная программа.
2. Статистические материалы.
3. Уголовные дела.
4. Тестовые задания.
5. Литература.
| 1. Письменный или устный опрос.
2. Заслушивание рефератов.
3. Проверка конспектов.
|
| Задания и вопросы, которые изучаются на практическом занятии, даны в информационной части учебной программы
|
|
|
|
|
|
| Письменный и устный опрос
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|