ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. Зарождение и развитие криминологической мыслиЦель: – формирование знаний об основных направлениях криминологических теорий; – формирование умений использовать полученные знания для анализа положений современной криминологической (отечественной и зарубежной) науки; – приобретение навыков выполнения практических заданий на основе сформированных знаний и умений по теме. Задача: – ознакомить обучаемых с основными направлениями развития отечественной криминологической теории и показать сущность зарубежной криминологии и сформировавшихся криминологических систем. Содержание темы Зарождение криминологической мысли. Теологические взгляды на преступность. Периодизация криминологии. Классическая школа криминологии ХVIII-первой половины ХІХ в. Влияние взглядов философов-просветителей Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Ф.Аруэ (Вольтер) на развитие криминологической мысли. Рационально-гуманистическое мировоззрение и зарождение основ криминологического учения Ч.Беккариа, И.Бентама, Дж.Говарда. Позитивистский период развития криминологии (вторая половина ХІХ-20-е годы ХХ вв.). Антропологическое (биологическое) направление в криминологии. Туринская школа. Работа Ч.Ломброзо «Преступный человек» (1876 г.). Криминологические исследования виднейших представителей антропологического направления Э.Ферри и Р.Гарофало. Концепция «социальной физики» (детерминизма) Л.Кетле. Развитие теории множественности факторов преступности в работах Г.Тарда, Ф.Листа, Принса. Структурно-функциональный анализ в криминологии. Теория аномии Э.Дюркгейма. Современный период в истории криминологии и основные направления ее развития. Характеристика основных криминологических систем: англо-американской, западноевропейской, социалистической, российской, мусульманской, дальневосточной и смешанной. Неоклассическая школа криминологии. Генетика и преступность. Многофакторный подход. Уголовно-социологические теории преступности: социальной дезорганизации (Р.Мертон), теории субкультуры (А.Коэн, Р.Клауорд, Л.Оулин). Социально-психологические теории преступности: теория обучения (Г.Айзенк, Г.Траслер), теория дифференциальной ассоциации (Э.Сатерленд, Д.Кресси), теория контроля (А.Рейс, М.Гоулд), социальной связи (Э.Хирш), теория интеракции – теория стигматизации – «клеймения» (Р.Куинн, Беккер и др.).
Тема 3. История криминологии Республики Беларусь и стран СНГ Цель: – формирование знаний о зарождении и развитии криминологии в Республике Беларусь; – формирование умений использовать полученные знания для анализа положений о трансформации (эволюции) представлений о преступности, обусловленных противостоянием различных общественных сил этапах его развития в Республике Беларусь и странах СНГ; использовать положительный опыт борьбы с преступностью в странах СНГ. – приобретение навыков выполнения практических заданий на основе сформированных знаний и умений по теме. Задача: – пополнить знания об основных направлениях развития криминологии в Республике Беларусь и странах СНГ. Содержание темы Криминологическое исследование виднейших представителей антропологического направления в России Д.А.Дриля, Н.А.Неклюдова, В.Н.Чинса, П.М.Тарновской и др. Социологическое направление в криминологии. Развитие теории множественности факторов преступности в работах И.Я.Фойницкого, Е.Н.Тарновского. Основоположники научного социализма о преступности и ее причинах, путях и средствах борьбы с ней. Криминологические исследования в первые годы существования Советского государства. Организация и деятельность первых советских криминологических учреждений в двадцатые годы. Создание отдела моральной статистики. Кабинеты по изучению преступности и преступников. Государственный институт по изучению преступности и преступника (1925 г.). Задачи, возложенные на этот институт, основные направления его деятельности. Экспериментальная база института. Уголовно-социологические и уголовно-антропологические концепции причин преступности. Реорганизация государственного института по изучению преступности и преступника в Институт уголовной и исправительно-трудовой политики. Научные труды сотрудников этого института. Совещания и дискуссии 20-30-х гг. по вопросам изучения преступности. Криминологические учреждения Украины и республик Закавказья. Причины снижения активности криминологических исследований в конце 30-х гг. Научно-практические исследования преступности в рамках правоохранительной деятельности 30-40-е гг. Криминологические научные учреждения в бывшем СССР. Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности как головное всесоюзное криминологическое учреждение (1963 г.). Криминология – обязательная учебная дисциплина юридических вузов. Криминологическая наука в учебных и научных учреждениях и практических подразделениях органов внутренних дел. Завершение в 60-70-х гг. разработки теоретических основ советской криминологии как самостоятельной науки и учебной дисциплины. Характерные черты современной российской криминологии: сочетание теоретических и прикладных исследований, обеспечение научной базы для разработки профилактической и уголовной политики, научно-методических основ нормотворчества и практики борьбы с преступностью. Становление и развитие криминологии в Республике Беларусь. Создание криминологического кабинета при факультете права и хозяйства Белорусского университета (1926 г.). Изучение убийств и хулиганства – основные направления криминологических исследований кабинета. Исследование проблем преступности кафедрой советского права Академии наук (1928 г.). Создание в институте научно-судебной экспертизы криминологической секции (1932 г.). Преобразование института научно-судебной экспертизы в Белорусский государственный институт криминологии, криминалистики и судебной экспертизы, создание в его структуре отдела криминологии (1932 г.). Причины сокращения научных криминологических исследований в Беларуси в конце 30-х гг. Ведомственный характер изучения преступности в 30-40-е гг. Состояние криминологических научных исследований в 50-60-е гг. Введение криминологии как обязательной учебной дисциплины на юридическом факультете БГУ (1965 г.). Преподавание криминологии и исследование проблем преступности в Минской высшей школе МВД СССР. Криминологические научные учреждения в Беларуси в современный период. Создание в 1990 г. Научно-исследовательского института проблем криминологии, криминалистики и судебных экспертиз при Минюсте республики. Основные направления научных исследований отдела криминологии НИИПКК и СЭ: организованная, профессиональная преступность; коррупция и злоупотребление властью; насильственная и рецидивная преступность; преступность несовершеннолетних и связанная с незаконным оборотом наркотических средств, пьянством, алкоголизмом; компьютерная преступность, криминологическая виктимология; международное сотрудничество в области предупреждения и уголовного правосудия. Республиканский центр анализа и прогнозирования преступности (2002 г.) НИИПКК и СЭ, его задачи и функции. Проблемы развития криминологической науки в Беларуси. Криминологические исследования в органах внутренних дел, учебных и научных учреждениях системы МВД. Перспективы развития отечественной криминологии. Сочетание прикладных и теоретических исследований, ориентация на то, чтобы быть научной базой разработки профилактической и уголовной политики, научно-методической основой нормотворчества и практики борьбы с преступностью – характерные черты современной белорусской криминологии. Основные научные проблемы, разрабатываемые современной криминологией. Координация криминологических исследований. Связь научных учреждений и юридических ВУЗов с практическими органами в проведении криминологических исследований и реализации их результатов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|