ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Алгоритм работы на семинарских, практических занятиях1. Методические указания к семинарским занятиям. Семинары - один из самых эффективных видов учебных занятий, на которых курсанты учатся творчески работать, аргументировать и отстаивать свою позицию, правильно и доходчиво излагать свои мысли перед аудиторией, овладевать культурой речи, ораторским искусством, являются также действенной формой активизации их самостоятельной работы, а также её учета и контроля. Подготовка к семинару Основное в подготовке и проведении семинаров - это самостоятельная работа обучаемых над изучением темы семинара. Семинарские занятия проводятся по специальным планам-заданиям, которые содержаться в учебно-методических материалах. Курсант обязан точно знать план семинара либо конкретное задание к нему. В плане-задании семинарского занятия содержатся основные вопросы, выносимые на обсуждение, формулируются цели занятия и даются краткие методические указания по подготовке каждого вопроса, выполнению задания. Как правило, на семинаре обсуждаются узловые вопросы темы, однако там могут быть и такие, которые не были предметом рассмотрения в лекции. Могут быть и специальные задания к той или иной теме семинара, например, прочитать какую-либо книгу или её раздел, статью для обсуждения на занятии. План-задание дополняется списком рекомендуемой основной и дополнительной литературы. Готовиться к семинару нужно, естественно, заранее, а не накануне его проведения. Необходимо внимательно ознакомиться с планом-заданием семинара и другими материалами, уяснить вопросы, содержание задания. Рекомендуется составить план подготовки к семинару, обращая внимание не только на то, что надо сделать, но и в какие сроки, каким путем. Затем нужно подобрать литературу и другой необходимы материал (через библиотеку, учебно-методический кабинет кафедры и др.). Учебно-методические кабинеты кафедры устраивают тематические выставки литературы, учебно-методических материалов, сборников схем и др. в соответствии с расписанием лекций семинарских занятий. Кабинеты кафедр могут оказывать помощь в подборе литературы по темам семинарских занятий. В учебно-методических кабинетах кафедр имеются тематические информационные папки с законодательными актами, последними публикациями на тему семинара, вырезками из журналов и газет и другими материалами, которые могут пригодиться при подготовке к семинарскому занятию. Но прежде всего обучаемым необходимо обратиться к своим конспектам лекций и соответствующему разделу учебника. После этого можно приступить к изучению руководящей и другой специальной литературы, нормативного материала. Изучение всех источников должно идти под углом зрения поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы; нужно законспектировать первоисточники, выписать в словарик и выучить термины. Вся эта работа должна найти отражение в выписках, заметках на полях конспектов лекций, в закладках текстов, монографической литературы, сборников нормативных актов и др. Завершающий этап подготовки к семинару состоит в составлении развернутых планах выступления по каждому вопросу семинара (конкретного задания). Курсанты должны быть готовы к докладу по каждому вопросу плана семинара (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут). Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к семинарам по каждой учебной дисциплине либо вести все записи (конспекты лекций и записи к семинарам) в одной тетради по каждому предмету. При подготовке к семинарам следует чаще обращаться к справочной литературе, полнее использовать консультации (групповые и индивидуальные, устные и письменные) с преподавателями, которые читают лекции и проводят семинары. Участие (курсанта) в работе семинара Семинарское занятие открывается обычно вступительным словом руководителя семинара (3-5 минут). Затем выступают с небольшими, 8-10 минутными докладами курсанты. Докладчики (выступающие) назначаются руководителем семинара здесь же на занятии (как правило, из числа желающих). Доклады делаются устно, разрешается обращаться к записям (конспекту, выпискам из книг), к первоисточникам, тексту Конституции и др. Однако нужно избегать сплошного чтения написанного текста. Следует стремиться к выражению мыслей своими словами, путем свободной устной речи. Докладчику задаются вопросы. После ответов на них желающие вносят коррективы и дополнения (до 5 минут). Руководитель семинара может вызывать курсантов для ответов на отдельные вопросы при обсуждении доклада. Обсуждение докладов проводится в свободной форме, в плане развития дискуссии, творческого обсуждения вопросов темы. Семинар может быть проведен также и в порядке развернутой беседы, и в форме обсуждения письменных докладов (рефератов), заранее подготовленных отдельными курсантами по заданию преподавателя и прочитанных остальными до занятия, и в виде своеобразной читательской конференции по заранее прочитанной книге или ее разделам. Форма проведения семинара объявляется курсантами заранее, чтобы у них была реальная возможность успешно подготовиться к активному участию в семинаре. Выступление курсанта на семинаре должно удовлетворять следующим требованиям: в нем излагается суть, теории рассматриваемого вопроса, дается анализ его освещения в монографической литературе, нормотворческого материала, закономерностей, принципов, законов, категорий на основе достижений современной науки. Выдвинутые положения подкрепляются фактами, аргументами, доказательствами, примерами и иллюстрациями, взятыми из практики борьбы с преступностью, из деятельности ОВД. Выступление должно содержать аргументированную критику зарубежных криминологических теорий, состоянии дел в управлении процессом борьбы с преступностью. В выступлении необходимо показать значение соответствующих научных положений для решения актуальных современных проблем, в частности, для изучения деятельности государственных органов, для повышения качества работы органов внутренних дел. В ответах курсантов должна быть самостоятельность, творческое отношение к содержанию освещаемого вопроса, убежденность в излагаемых взглядах. Выступления курсантов должны быть грамотными и в литературном отношении, должны отражать их индивидуальность. Активность каждого участника семинара проявляется и в том, как внимательно он слушает всех выступающих, стремится ли понять логику их рассуждений, замечает ли пробелы в их рассуждениях, готов ли он вступить в дискуссию по обсуждаемому вопросу, поправить или дополнить других выступающих. Важно обращать внимание на материал, который является для курсанта новым. Следует задавать вопросы выступающим как для уточнения их позиций, так и своих собственных. На семинаре рекомендуется вести записи. Обсуждение заканчивается заключением руководителя семинара, которое необходимо внимательно прослушать, усвоить и записать данные им рекомендации, советы. Следует предостеречь от кажущейся иногда на первый взгляд простоты тех или иных изучаемых вопросов, в особенности, если курсант встречался с ними раньше (например, при изучении общеюридических и других дисциплин). Эта кажущаяся простота может ввести в заблуждение, отвлечь от углубленной проработке вопроса. Действительно, при изучении ряда дисциплин используются одни и те же понятия, факты, примеры. Но дело заключается в том, что один и тот же объект, например государство и право, каждая юридическая наука изучает с позиции своего предмета. Важно понять специфику предмета каждой науки и с позиций предмета этой науки углубить свои знания относительно объекта изучения. Пробел в знаниях по конкретному предмету может выявиться на зачете или экзамене.
Работа (курсанта) после семинара Вполне естественно, что у курсанта и после семинара могут остаться невыясненными отдельные вопросы. Целесообразно продолжить поиск ответов на них. Для этого следует обратиться на консультации к лектору или руководителю семинара, прочитать дополнительную литературу по данному вопросу. Полученный дополнительный материал, прочитанные работы должны быть законспектированы.
Последствия непосещения семинарских занятий В случае пропуска семинарского занятия курсант обязан подготовить материал и отчитаться по нему перед руководителем семинара в обусловленное время. Руководитель семинара может предложить отдельным курсантам, ввиду их слабой подготовки, более глубоко освоить материал и прийти на индивидуальное собеседование. Курсант не допускается к зачету или экзамену, если у него есть задолженность по семинарским занятиям.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|