ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Профилактика взяточничества.18.1. Международное уголовное право, прежде всего Конвенция Имплементация ратифицированных международных правовых актов ставит перед российским уголовным законодательством проблему унификации понятия «коррупция». Вопрос о механизме и пределах такой имплементации обсуждался в ноябре 2004 г. на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ. Его безотлагательное решение необходимо для объединений интернациональных усилий государственных и негосударственных мер предупреждения коррупции. Исходя из понятия преступности как социально-правовой системы, элементами которой выступают конкретные преступления, предусмотренные УК РФ, под коррупцией можно понимать лишь взяточничество, а именно: подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов (ст. 184), подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309), получение взятки должностным лицом (ст. 290), дача взятки (ст. 291), коммерческий подкуп (ст. 204), провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 304). Так называемые преступления коррупционной направленности в это понятие не входят. 18.2. Для уровня взяточничества характерна высокая латентность. Далее по иерархической вертикали располагается подсистема Парламентского взяточничества на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Третье место принадлежит коррупции в судебной системе, органах МВД, ФСБ, прокуратуры (см. материалы V Съезда судей Российской Федерации, декабрь 2004 г.). На четвертом месте располагается информационное взяточничество, в СМИ и Интернете, обеспечивающих нередко по заказу «черный» или «белый» пиар. Партийное взяточничество — это подкуп и продажность в выборных кампаниях и внутрипартийное — за места на руководящих постах. Взяточничество в медицине и системе образования (от детского сада до вуза) не столь велико по размерам в каждом отдельном случае, но суммарно его размеры достаточно внушительны. По словам президента фонда «Индем» Г. Сатарова, за последние четыре года коррупционный рынок образования вырос более чем вдвое и вышел на первое место в сфере бытовой коррупции. По оценкам экспертов, «теневики» зарабатывают на абитуриентах более 400 млн. долларов ежегодно. 26,4 млрд. руб. — почти миллиард долларов дали в качестве взяток в 2003 г. родители российских школьников и студентов (бюджет всего образования 2003 г. — 97,67 млрд. руб.). В 2003 г. к уголовной ответственности за взяточничество привлекли 858 должностных лиц учебных заведений, среди них 200 преподавателей, два ректора, два профессора, 20 заведующих кафедрами вузов, 20 директоров техникумов, 10 директоров ПТУ. Тему о вузовском взяточничестве рекомендуется проанализировать особенно обстоятельно с докладами, опросами, рефератами, дискуссиями. По данным «Всемирного барометра коррупции-2004» наиболее коррумпированные институты РФ по версии Transparency nternational (по пятибалльной шкале) — это: милиция — 4,0; политические партии —3,8; парламент, суды — 3,7; таможенные органы, образование — 3,5; налоговые органы, пресса, медицина, военные ведомства — 3,4; миграционная служба — 3,2; коммунальные службы, неправительственные организации — 2,7; религиозные организации — 2,1. Выделяется еще так называемое «электоральное взяточничество». Оно связано, в частности, с получением больших денег от олигархов за предоставление им места в партийных списках на выборах в парламенты. Так, по некоторым оценкам, партия КПРФ «заработала» 25—30 млн. долларов за включение в партийные списки кандидатов в депутаты Госдумы одного из миллионеров. Однако так называемое электоральное взяточничество (подкуп избирателей) не согласуется с понятием взяточничества по УК РФ. Самая опасная в России — элитная коррупция. Она по пословице о рыбе, которая гниет с головы, разрушает и власть, и экономику страны. В суды же попадают, как правило, дела о мелкой бытовой коррупции, например врачей, незаконно выдавших пациентам больничные листы. В криминологической литературе элитную коррупцию иногда называют «политической». Это неточно, так как ею охватываются разнородные виды взяточничества. Всемирный банк обоснованно считает самым опасным видом коррупции в России «захват государства» олигархами. Взяточничество настолько укоренилось в российских нравах, что сложился своего рода «коррупционный жаргон». Например, в Госдуме выражение «заносить» означает давать взятки депутатам, «ангажировать» — подкуп в СМИ; «спонсировать» — давать взятки в научных и образовательных учреждениях (в детских садах берут взятки «на игрушки»). В государственных медицинских учреждениях появилось ноу-хау: пациент вносит деньги за анализы в порядке «добровольного пожертвования», что фиксируется за его подписью в специальном документе. Цена российского взяточничества, исчисляемая по размерам взяток, — 38 млрд. долларов в год, прямой ущерб — от 20 до 40 млрд. Динамика взяточничества специфична для преступлений с высокой латентностью: чем больше раскрыто и осуждено виновных, тем позитивнее процесс. Он отражает не столько уровень и движение реально совершенного взяточничества, сколько эффективность борьбы с ним. Особенно, если растет число осужденных элитных взяточников. А их — единицы. Некоторый рост судимости за взяточничество имел место в 2003 и 2004 гг., когда появились дела не только об эксгубернаторах и бывших депутатах, но и о действующих должностных лицах среднего звена власти. До верхнего федерального уровня коррупции в России уголовная отвественность дойдет, очевидно, еще не скоро. Поэтому дело Берлускони — премьер-министра Италии — по обвинению в даче взятки судьям девять лет назад, прекращенное за истечением срока давности, представляется россиянам «инопланетным». 18.3. Причина взяточничества — служебная корысть для взяткополучателя и деловая или бытовая корысть для взяткодателя. Первый наживается путем продажи за материальные блага своих служебных полномочий, чем дезорганизует работу своего учреждения. Корыстьвторого заключается в удовлетворении своих деловых или бытовых интересов с материальной выгодой путем принятия решений в его пользу подкупленным должностным лицом, управляющим, служащим. При вымогательстве взятки у дающего таковую корысть, как правило, отсутствует. Здесь взяткодатель действует в состоянии крайней необходимости, т. е. имеет место обстоятельство, исключающее преступность деяния. В такой ситуации нередко оказываются тяжелобольные люди, которые вынуждены давать взятки заведующему медицинским отделением за помещение в больницу, чтобы спасти себя либо родственников от смерти или инвалидности. Корысть взяткополучателя ранжируется от элитной (элитно-властной и бизнес-элитной), называемой иногда «верхушечной», до «низовой» или «бытовой» корысти. Элитные корысть-продажность и корысть-подкуп измеряются в сотнях тысяч и миллионах, и даже миллиардах рублей, услугах, например при незаконной приватизации или получении министерского кресла. В 2004 г. самая крупная взятка в 250 тыс. долларов была получена заместителем губернатора Красноярского края от гендиректора одной из местных строительных фирм. «Низовая» корысть ограничивается небольшим размером получения мзды и нарушением не самых важных служебных функций. Ее субъекты — служащие из среднего класса (учителя, врачи) или лица, стоящие возле черты бедности. Именно они чаще всего оказываются на скамье подсудимых в отличие от крупных взяточников. Условия, способствующие формированию коррупционной корысти и взяточничеству, многообразны. «Ошибкой с прямым умыслом», например, является исключение реформой 8 декабря 2003 г. из УК РФ наказания в виде конфискацииимущества за корыстные тяжкие и особо тяжкие преступления, в их числе за тяжкий состав получения взятки. Кому была выгодна депенализация данного вида наказаний? Ответ дает судебная статистика. В 2003 г. конфискация имущества назначалась 16 633 осужденным за тяжкие и особо тяжкие корыстные преступления. В 2004 г. на основании ст. 81 УПК РФ о конфискации вещественных доказательств — 1406 осужденным. И это в то время, когда Россия подписала или ратифицировала Конвенции ООН против финансирования терроризма, транснациональной организованной преступности, коррупции, отмывания грязных денег и незаконного оборота наркотиков. Между тем никто не отменял ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая гласит, что «Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». В названных Конвенциях конфискация предусмотрена как обязательная уголовно-правовая санкция. Законодательно не урегулирован вопрос о подарках должностным лицам. Гражданский кодекс РФ разрешает чиновникам «обычные подарки» государственным служащим в размере до 5 МРОТ (ст. 575). Между тем зарубежное законодательство развитых государств весьма подробно регламентирует порядок получения подарков высшими должностными лицами. Коррупциогенными условиями выступают неисполнение действующих законов и подзаконных актов в нарушение принципа неотвратимости ответственности за каждое преступление. Международная неправительственная организация Transparency nternational, занимающаяся изучением коррупции в мире и проводящая ежегодный мониторинг государств по уровню коррупции (по ее данным, Россия в 2003 г. входила в десятку наиболее коррумпированных государств), правильно отмечала, что «только развитие гражданского общества имеет шанс победить российскую коррупцию. Для бизнеса проще купить несколько чиновников, чем разбираться с общественными организациями». «Всемирный барометр коррупции-2004» по опросам 50 тыс. человек в 64 странах показал, что в России признались в даче взяток 21% опрошенных. Самый низкий показатель в США — 1%. Самый высокий в Камеруне — 52%2. 18.4. Предупреждение взяточничества осуществляется на различных уровнях и по ряду направлений. Прежде всего, это международно-правовое направление. В 1999 г. Совет Европы принял Конвенцию о борьбе с коррупцией, в декабре 2003 г. последовала Конвенция ООН против коррупции. Последняя содержит развернутые рекомендации государствам в форме достаточно четко сформулированных норм о понятии коррупции, о международном сотрудничестве по борьбе с этим глобальным злом. Начиная с 2004 г. ООН официально объявила 9 декабря Международным днем борьбы с коррупцией. Конвенцией ООН против коррупции государствам предложено ввести в свои уголовные кодексы норму, которая давно есть в США и других развитых странах и так нужна России при ее криминал-капитализме, — «незаконное обогащение». Статья 20 Конвенции предлагает государствам «признать в качестве уголовно наказуемого деяние, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КРИМИНОЛОГИЯ» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|