ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Меры борьбы с организованной преступностью.15.1. Организованная преступность — это социальное явление и криминологический феномен, специфика которого состоит в структурно-функциональных особенностях и целях деятельности преступных формирований. В вопроснике Совета Европы о ситуации в сфере организованной преступности в 2004 г. государствам-участникам предлагалось учесть две группы критериев отнесения преступлений или преступных групп к организованной преступности. Обязательные критерии: 1) участие трех или более лиц; 2) функционирование группы в течение продолжительного или неопределенного периода времени; 3) наличие подозреваемых или обвиняемых в совершении серьезных преступлений; 4) действие с целью получения прибыли и (или) власти. 5) определение специфических задач или ролей для каждого участника; 6) использование формы внутренней дисциплины или контроля; 7) применение насилия или других средств запугивания; 8) оказание влияния на политику, масс-медиа, публичную администрацию, органы охраны, юстиции или экономики посредством коррупции или любыми другими средствами; 9) использование коммерческих или квази-бизнесовых структур; 10) участие в отмывании денег; 11) проведение операций на международном уровне. По мнению американского криминолога Г. Абадинского, организованная преступность: 1) неидеологична (эта особенность обусловлена целью получения прибыли; 2) иерархична; 3) допускает ограниченное или «исключительное» членство; 4) самовоспроизводится; 5) обнаруживает готовность к применению незаконного насилия и подкупа; 6) отличается специализацией (разделением) труда; 7) монополистична; 8) управляется положительно выраженными правилами и постановлениями. Исследователи выявляют особенности организованной преступности, объясняющие ее повышенную общественную опасность. К. ним относятся: одновременное причинение вреда многим разнородным группам общественных отношений: в сфере экономики и финансов, управления и правоохранительной деятельности (например, при совершении финансовых афер с участием сотрудников государственных структур при попустительстве правоохранительных органов, пораженных коррупцией); обусловленная фактором организованности особо квалифицированная подготовка всех сопутствующих преступлений (например, связанных с физическим устранением конкурентов, уничтожением улик, завладением оружием, использованием для достижения преступных целей специально подготовленных преступников-профессионалов); включение в орбиту преступной деятельности значительного круга лиц начиная от антиобщественных элементов и кончая управленцами, руководителями и ответственными работниками правоохранительных органов; наращивание последствий вреда, причиняемого традиционными преступлениями (наркобизнес, рэкет, хищения); порождение новых видов противоправного обогащения: игорный бизнес, эксплуатация проституции, порнобизнес, ростовщичество; образование целого слоя паразитирующей на организованной преступности «элиты»: «авторитетов», «третейских судей», организаторов, посредников, охранников и т. п. 15.2. В структурно-функциональном плане представляется возможным выделить по крайней мере три основных уровня организованности преступных формирований, обусловливающих, в свою очередь, особенности их деятельности. Первый уровень — организованная группа, имеющая элементарную структуру («руководитель» — «участники» или «активные члены группы» — «исполнители»). Ею совершаются преступления, как правило, не требующие особой подготовки — грабежи, разбои, мошенничество. Уровень преступного профессионализма подобных групп весьма невысок. Такие группы численно невелики, редко имеют коррупционные связи (если же таковые имеются, то служебный статус коррумпированных лиц невысок). Однако отмечены случаи существования организованных групп этого уровня, функционирующих как квазилегальные юридические лица и осуществляющие относительно эффективную преступную деятельность в случаях столкновения интересов (устранение конкурентов, «передел» контролируемых территорий, защита от экспансии со стороны других формирований и т. п.) — при этом основными преступлениями, совершаемыми группой, становятся убийства и вымогательства. Второй уровень — преступная группировка, отличающаяся более высокой функциональной дифференциацией, иерархичностью, разделением ролей, часто наличием коррупционных связей в государственном аппарате и правоохранительных органах. Численность их достаточно велика (до нескольких десятков человек), что позволяет обеспечить определенную структуризацию группы («исполнители» — «боевики» — «прикрытие и обеспечение» — «руководство»; возможны другие варианты). Отмечается появление функции контроля за территорией или определенного рода бизнесом (предоставление «защиты» торговым, финансовым и иным компаниям, захват части «черного» рынка наркотиков, участие в контрабандных операциях и проч.). Третий уровень — преступное сообщество (организация). Обычно включает в себя несколько группировок. Подобного рода преступные формирования имеют ряд характеристик, определяющих высокую эффективность их деятельности и защиты от всех видов социального контроля. К этим характеристикам можно отнести: 1. иерархичность сообщества, строгую подчиненность низших структур высшим; эффективную систему обратной связи; наличие нескольких уровней управления; 2. наличие значительных материально-финансовых ресурсов, включающих как традиционные общие кассы («общаки»), так и значительные рублевые и валютные средства, ценные бумаги, доли в различного рода предприятиях, кредитно-финансовых учреждениях, недвижимость и т. п.; 3. активную деятельность в экономической сфере (как «теневой», так и легальной экономике); 4. наличие систем обеспечения безопасности, коррупционных связей и т. п. 15.3. Для характеристики российской организованной преступности в общеевропейском контексте могут представлять интерес оценки, содержащиеся в материалах Совета Европы, одним из 46 государств-членов которого является Россия. По данным Европола, в 2002 г. в странах Европейского союза (ЕС) действовали примерно 4000 организованных преступных групп общей численностью до 40 000 членов. Дается характеристика организованных преступных групп и сетей, а также совершаемых ими преступлений. Среди организованных преступных групп, образованных вне ЕС, главную опасность представляли этнические албанские группы, Первоначально вовлеченные в торговлю наркотиками и торговлю людьми (в частности, из-за чрезмерного использования насилия и стремления к контролю над криминальными рынками). Российские организованные группы фокусируются на отмывании денег и других финансовых преступлениях, а также на вымогательстве среди представителей своей национальности и на незаконной иммиграции. Российское преступные группы остаются мощными по причине их эффективной иерархической структуры и разделения труда, крупномасштабных финансовых ресурсов, используемых для инвестиций в легальную экономику, и часто подкрепляемой насилием внутренней дисциплины. Кроме того, на территории ЕС действовали организованные «преступные группы: турецкие (специализация — торговля наркотиками и оружием, отмывание денег и рэкет), нигерийские (торговля людьми, наркотиками, мошенничество), марокканские (торговля каннабисом и совершение операций, связанных с контрабандой товаров), колумбийские (торговля кокаином), китайские (незаконная миграция), вьетнамские (поставщики криминальных услуг в целом, незаконная миграция, контрабанда товаров). 15.4. Бурный рост российской организованной преступности в конце прошлого столетия был обусловлен протекавшими в стране процессами первоначального накопления капитала. Закономерность такого развития подтверждается рыночной природой организованной преступности, а равно ее способностью служить эффективным средством вертикальной социальной мобильности. В этой связи заслуживает внимания вывод о функциональности российской организованной преступности: «как только организованная преступность исполнит необходимые функции в экономике на определенных стадиях перемен в государстве, ее сфера влияния под неизбежным давлением реформ немедленно сузится до "нормальных" западных размеров». Данная констатация не отменяет необходимости максимальных усилий по противодействию организованной преступности. В развитии организованной преступности в современной России отчетливо проявились закономерности, связанные с ее этническими характеристиками, которые были впервые отмечены зарубежными (в первую очередь американскими) исследователями. В российских условиях этническая специфика организованной преступности осложнилась особенностями периода ослабления государственности и процессов первоначального накопления капитала. Специализируясь на определенных видах преступной деятельности, этнические преступные формирования на протяжении 90-х годов в значительной степени определяли (и продолжают определять) криминогенную обстановку в Москве и других крупнейших российских городах. Этнические преступные сообщества достигли заметных успехов в захвате российской собственности2. 15.5. В предупреждении организованной преступности центральная роль принадлежит специальным мерам и в первую очередь совершенствованию уголовного и связанного с ним законодательства, а также практике правоприменения. Показатели уголовно-правовой борьбы с организованной преступной деятельностью подтверждают недостаточно высокую эффективность правоохранительной деятельности. Одной из причин низких показателей этой работы стало отсутствие комплексного использования правовых средств в борьбе с организованной преступностью. Данный подход отличает зарубежный опыт в этой сфере, в том числе принятый в 1970 г. в США комплексный Закон РИКО (Statute on Racketeer nfluenced and Corrupt Organzatons — RCO). Попытка комплексного решения правовых проблем в этой сфере была предпринята в Федеральном законе «О борьбе с организованной преступностью», который был принят Федеральным Собранием РФ в 1995 г., но Президент РФ наложил на него вето. Этот не вступивший в действие правовой акт, разработанный учеными-криминологами, мог стать важным вкладом в повышение эффективности борьбы с организованной преступностью в России. Он предусматривал специальные меры борьбы с преступными организованными формированиями и легализацией полученных ими преступных доходов, а также дополнял положения уголовного, уголовно-процессуального, административного, оперативно-розыскного законодательства. Противодействие организованной преступности требует применения новых подходов, не используемых в борьбе с традиционной общеуголовной преступностью и иногда оцениваемых как Чрезвычайные. В уголовном законе требуется выделение норм об организованной преступной деятельности из института соучастия; в уголовно-процессуальном законодательстве — создание специального порядка расследования и судебного рассмотрения дел этой категории. В деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению организованной преступной деятельности необходимо развивать упреждающий, превентивный подход.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|