Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Меры борьбы с организованной преступностью.




15.1. Организованная преступность — это социальное явление и криминологический феномен, специфика которого состоит в структурно-функциональных особенностях и целях деятельности преступных формирований.

В вопроснике Совета Европы о ситуации в сфере организован­ной преступности в 2004 г. государствам-участникам предлагалось учесть две группы критериев отнесения преступлений или преступ­ных групп к организованной преступности.

Обязательные критерии:

1) участие трех или более лиц;

2) функционирование группы в течение продолжительного или неопределенного периода времени;

3) наличие подозреваемых или обвиняемых в совершении серь­езных преступлений;

4) действие с целью получения прибыли и (или) власти.
Дополнительные критерии:

5) определение специфических задач или ролей для каждого участника;

6) использование формы внутренней дисциплины или контро­ля;

7) применение насилия или других средств запугивания;

8) оказание влияния на политику, масс-медиа, публичную ад­министрацию, органы охраны, юстиции или экономики посредст­вом коррупции или любыми другими средствами;

9) использование коммерческих или квази-бизнесовых струк­тур;

10) участие в отмывании денег;

11) проведение операций на международном уровне.

По мнению американского криминолога Г. Абадинского, орга­низованная преступность: 1) неидеологична (эта особенность обу­словлена целью получения прибыли; 2) иерархична; 3) допускает ограниченное или «исключительное» членство; 4) самовоспроизво­дится; 5) обнаруживает готовность к применению незаконного насилия и подкупа; 6) отличается специализацией (разделением) тру­да; 7) монополистична; 8) управляется положительно выраженными правилами и постановлениями.

Исследователи выявляют особенности организованной преступ­ности, объясняющие ее повышенную общественную опасность. К. ним относятся:

одновременное причинение вреда многим разнородным груп­пам общественных отношений: в сфере экономики и финансов, управления и правоохранительной деятельности (например, при со­вершении финансовых афер с участием сотрудников государствен­ных структур при попустительстве правоохранительных органов, пораженных коррупцией);

обусловленная фактором организованности особо квалифици­рованная подготовка всех сопутствующих преступлений (например, связанных с физическим устранением конкурентов, уничтожением улик, завладением оружием, использованием для достижения пре­ступных целей специально подготовленных преступников-профес­сионалов);

включение в орбиту преступной деятельности значительного круга лиц начиная от антиобщественных элементов и кончая управ­ленцами, руководителями и ответственными работниками правоох­ранительных органов;

наращивание последствий вреда, причиняемого традиционными преступлениями (наркобизнес, рэкет, хищения);

порождение новых видов противоправного обогащения: игор­ный бизнес, эксплуатация проституции, порнобизнес, ростовщиче­ство;

образование целого слоя паразитирующей на организованной преступности «элиты»: «авторитетов», «третейских судей», организа­торов, посредников, охранников и т. п.

15.2. В структурно-функциональном плане представляется воз­можным выделить по крайней мере три основных уровня организо­ванности преступных формирований, обусловливающих, в свою очередь, особенности их деятельности.

Первый уровень — организованная группа, имеющая элемен­тарную структуру («руководитель» — «участники» или «активные члены группы» — «исполнители»). Ею совершаются преступления, как правило, не требующие особой подготовки — грабежи, разбои, мошенничество. Уровень преступного профессионализма подобных групп весьма невысок. Такие группы численно невелики, редко имеют коррупционные связи (если же таковые имеются, то служеб­ный статус коррумпированных лиц невысок). Однако отмечены слу­чаи существования организованных групп этого уровня, функцио­нирующих как квазилегальные юридические лица и осуществляю­щие относительно эффективную преступную деятельность в случаях столкновения интересов (устранение конкурентов, «передел» кон­тролируемых территорий, защита от экспансии со стороны других формирований и т. п.) — при этом основными преступлениями, со­вершаемыми группой, становятся убийства и вымогательства.

Второй уровень — преступная группировка, отличающаяся более высокой функциональной дифференциацией, иерархичностью, разде­лением ролей, часто наличием коррупционных связей в государствен­ном аппарате и правоохранительных органах. Численность их доста­точно велика (до нескольких десятков человек), что позволяет обеспе­чить определенную структуризацию группы («исполнители» — «боевики» — «прикрытие и обеспечение» — «руководство»; возможны другие варианты). Отмечается появление функции контроля за терри­торией или определенного рода бизнесом (предоставление «защиты» торговым, финансовым и иным компаниям, захват части «черного» рынка наркотиков, участие в контрабандных операциях и проч.).

Третий уровень — преступное сообщество (организация). Обыч­но включает в себя несколько группировок. Подобного рода пре­ступные формирования имеют ряд характеристик, определяющих высокую эффективность их деятельности и защиты от всех видов социального контроля. К этим характеристикам можно отнести:

1. иерархичность сообщества, строгую подчиненность низших структур высшим; эффективную систему обратной связи; наличие нескольких уровней управления;

2. наличие значительных материально-финансовых ресурсов, включающих как традиционные общие кассы («общаки»), так и значительные рублевые и валютные средства, ценные бумаги, до­ли в различного рода предприятиях, кредитно-финансовых учреж­дениях, недвижимость и т. п.;

3. активную деятельность в экономической сфере (как «теневой», так и легальной экономике);

4. наличие систем обеспечения безопасности, коррупционных связей и т. п.

15.3. Для характеристики российской организованной преступно­сти в общеевропейском контексте могут представлять интерес оцен­ки, содержащиеся в материалах Совета Европы, одним из 46 госу­дарств-членов которого является Россия.

По данным Европола, в 2002 г. в странах Европейского союза (ЕС) действовали примерно 4000 организованных преступных групп общей численно­стью до 40 000 членов. Дается характеристика организованных пре­ступных групп и сетей, а также совершаемых ими преступлений.

Среди организованных преступных групп, образованных вне ЕС, главную опасность представляли этнические албанские группы, Первоначально вовлеченные в торговлю наркотиками и торговлю людьми (в частности, из-за чрезмерного использования насилия и стремления к контролю над криминальными рынками).

Российские организованные группы фокусируются на отмыва­нии денег и других финансовых преступлениях, а также на вымогательстве среди представителей своей национальности и на незаконной иммиграции. Российское преступные группы остаются мощными по причине их эффективной иерархической структуры и разделения труда, крупномасштабных финансовых ресурсов, используемых для инвестиций в легальную экономику, и часто под­крепляемой насилием внутренней дисциплины.

Кроме того, на территории ЕС действовали организованные «преступные группы: турецкие (специализация — торговля наркотиками и оружием, отмывание денег и рэкет), нигерийские (торговля людьми, наркотиками, мошенничество), марокканские (торговля каннабисом и совершение операций, связанных с контрабандой то­варов), колумбийские (торговля кокаином), китайские (незаконная миграция), вьетнамские (поставщики криминальных услуг в целом, незаконная миграция, контрабанда товаров).

15.4. Бурный рост российской организованной преступности в конце прошлого столетия был обусловлен протекавшими в стране процессами первоначального накопления капитала. Закономер­ность такого развития подтверждается рыночной природой органи­зованной преступности, а равно ее способностью служить эффективным средством вертикальной социальной мобильности. В этой связи заслуживает внимания вывод о функциональности россий­ской организованной преступности: «как только организованная преступность исполнит необходимые функции в экономике на оп­ределенных стадиях перемен в государстве, ее сфера влияния под неизбежным давлением реформ немедленно сузится до "нормаль­ных" западных размеров». Данная констатация не отменяет необ­ходимости максимальных усилий по противодействию организован­ной преступности.

В развитии организованной преступности в современной Рос­сии отчетливо проявились закономерности, связанные с ее этниче­скими характеристиками, которые были впервые отмечены зару­бежными (в первую очередь американскими) исследователями.

В российских условиях этническая специфика организованной преступности осложнилась особенностями периода ослабления го­сударственности и процессов первоначального накопления капита­ла. Специализируясь на определенных видах преступной деятельно­сти, этнические преступные формирования на протяжении 90-х го­дов в значительной степени определяли (и продолжают определять) криминогенную обстановку в Москве и других крупнейших россий­ских городах. Этнические преступные сообщества достигли замет­ных успехов в захвате российской собственности2.

15.5. В предупреждении организованной преступности централь­ная роль принадлежит специальным мерам и в первую очередь со­вершенствованию уголовного и связанного с ним законодательства, а также практике правоприменения. Показатели уголовно-правовой борьбы с организованной преступной деятельностью подтверждают недостаточно высокую эффективность правоохранительной дея­тельности.

Одной из причин низких показателей этой работы стало отсут­ствие комплексного использования правовых средств в борьбе с ор­ганизованной преступностью. Данный подход отличает зарубежный опыт в этой сфере, в том числе принятый в 1970 г. в США ком­плексный Закон РИКО (Statute on Racketeer nfluenced and Corrupt Organzatons — RCO).

Попытка комплексного решения правовых проблем в этой сфере была предпринята в Федеральном законе «О борьбе с орга­низованной преступностью», который был принят Федеральным Собранием РФ в 1995 г., но Президент РФ наложил на него вето. Этот не вступивший в действие правовой акт, разработанный уче­ными-криминологами, мог стать важным вкладом в повышение эффективности борьбы с организованной преступностью в России. Он предусматривал специальные меры борьбы с преступными ор­ганизованными формированиями и легализацией полученных ими преступных доходов, а также дополнял положения уголовного, уголовно-процессуального, административного, оперативно-розы­скного законодательства.

Противодействие организованной преступности требует при­менения новых подходов, не используемых в борьбе с традицион­ной общеуголовной преступностью и иногда оцениваемых как Чрезвычайные. В уголовном законе требуется выделение норм об организованной преступной деятельности из института соучастия; в уголовно-процессуальном законодательстве — создание специ­ального порядка расследования и судебного рассмотрения дел этой

категории. В деятельности по предупреждению, выявлению и пресечению организованной преступной деятельности необходимо раз­вивать упреждающий, превентивный подход.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных